г. Владивосток |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А51-6245/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Н. Горбачевой,
судей Е.Н. Номоконовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-инновационная компания-1",
апелляционное производство N 05АП-7951/2020
на решение от 26.10.2020
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-6245/2020 Арбитражного суда Приморского края
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Порядок" (ИНН 2511107597, ОГРН 1182536040906)
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-инновационная компания-1" (ИНН 2511070636, ОГРН 1102511002681)
об оспаривании бездействия, о понуждении представить документы, об устранении препятствий по управлению МКД, о возмещении убытков в сумме 10 974 рублей 60 копеек,
при участии: от ответчика - адвокат Гусева И.Н., доверенность от 27.07.2020 сроком действия 3 года, удостоверение адвоката;
от истца не явились, извещен,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УО "Порядок" (далее - истец, ООО УО "Порядок") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-инновационная компания-1" (далее - ответчик, ООО "УЖИК-1") содержащим следующие требования:
- о признании незаконным бездействия ООО "УЖИК-1" в передаче технической документации, электронных ключей доступа, ключей от мест общего пользования по многоквартирному дому (далее - МКД), расположенному по адресу: г. Уссурийск, п. Тимирязевский, ул. Воложенина 12, в период с 01.04.2020 по настоящее время;
- об обязании ответчика передать истцу по акту приема-передачи техническую документацию и иные документы, связанные с управлением спорным МКД, а именно: технический паспорт дома, содержащий актуальные сведения (не позднее 5 лет); инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства; проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета, в том числе технические условия, проекты узлов учета, паспорта приборов учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки; информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме за последние 3 года; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и не несущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журналы осмотров, за последние 3 года; акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей, электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения; архивные карточки регистрации по месту жительства в жилых помещениях (форма N 9) и архивные карточки поквартирного учета (форма N 10) до 09.02.2018; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду за отопительные периоды: 2017-2018, 2018-2019, 2019-2020 года, заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме; план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000; выписку из ЕГРН, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; документы, в которых указаны содержание и сфера действия сервитута или иных обременении, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременении, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме; фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо; адреса жилых помещений в многоквартирном доме, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги; сведения о наличии и типе установленных в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, дате и месте их установки (введения в эксплуатацию), сроках поверки заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку прибора учета, дате опломбирования приборов учета, на основании показаний которых производится расчет платы за коммунальные услуги, а также их показания за 12 расчетных периодов, предшествующих дате предоставления таких сведений; сведения о составленных актах обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в жилых помещениях многоквартирного дома; сведения о применении в отношении собственника или пользователя жилых помещений в многоквартирном доме мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о жилых помещениях, в отношении которых введено ограничение или приостановление предоставления соответствующей коммунальной услуги, на дату предоставления сведений, а также сведения об устранении оснований для введения такого ограничения или приостановления; сведения о случаях, периодах и основаниях перерасчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю, копии документов, подтверждающих право потребителя на перерасчет размера платы, за предыдущие, до расторжения договора управления, 12 месяцев; списки лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме; документы (акты) о приемке работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома; протоколы измерения электросетей; предписания и заключения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также реестр писем органов исполнительной власти, находившийся на рассмотрении за 2017-2020 годы; акты весеннего и осеннего осмотров за 2017-2020 года; сметы, дефектные ведомости и акты выполненных работ по конструктивным элементам за 2017-2020 года; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления и электроснабжения; протоколы измерения вентиляции; заверенные копии журналов заявок собственников (жителей); реестр договоров с ресурсоснабжающими, подрядными и прочими организациями по предоставлению жилищно-коммунальных услуг; заверенную копию пожарной декларации; журнал учета заявлений о регистрации по месту пребывания; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, а при отсутствии указанных документов обязать ответчика восстановить данные документы в течении 20 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
Также ООО УО "Порядок" заявило требование о взыскании с ответчика 10 974 рублей 60 копеек понесенных убытков и 200 000 рублей судебной неустойки за каждый полный месяц неисполнения последним судебного акта, с возложением на ответчика обязательства направлять не менее 50% полученных денежных средств на ремонт спорного МКД.
Решением суда от 26.10.2020 исковые требования удовлетворены частично, судом бездействие ООО "УЖИК-1" в передаче технической документации, электронных ключей доступа, ключей от мест общего пользования спорного МКД признано незаконным, на ответчика возложена обязанность в течение двадцать дней с даты вступления в законную силу решения по настоящему делу восстановить (в случае отсутствия) и передать истцу истребуемую документацию по жилому дому. Требование ООО УО "Порядок" о взыскании с ООО "УЖИК-1" 10 974 рублей 60 копеек убытков оставлено без рассмотрения. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "УЖИК-1" обжаловало его в порядке апелляционного производства, в обоснование доводов указывает, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия ООО "УЖИК-1".
Также апеллянт полагает, что суд первой инстанции, обязывая ответчика восстановить документы, связанные с управлением спорным МКД, не указал на место совершения таких действий, перечень документов, подлежавших восстановлению, не учел установленный законом срок для их восстановления, как не учел то обстоятельство, что некоторые документы ранее были переданы новой управляющей организации, в связи с чем полагает, что обжалуемый судебный акт не отвечает принципам, установленным положениям статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ООО УО "Порядок" в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалобы оказать, обжалуемое решение оставить без изменения.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил, в связи с чем суд апелляционной инстанции на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу ООО "УЖИК-1" в отсутствие истца.
Ответчик в судебном заседании поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в части в силу следующего.
ООО "УЖИК-1" на основании договора до 31.03.2020 осуществляло управление МКД, расположенным по адресу: г. Уссурийск, п. Тимерязевский, ул. Воложенина 12.
Общим собранием собственников помещений спорного МКД, оформленным протоколом N 1/2020 от 16.02.2020 принято решение о заключении с 01.04.2020 договора управления с ООО УО "Порядок".
Таким образом, 16.02.2020 между ООО УО "Порядок" (управляющая организация) и собственниками помещений в спорном МКД заключен договор управления многоквартирным домом N 3.
В связи с принятием ООО УО "Порядок" спорного МКД в свое управление, 21.02.2020 истец направил в адрес ответчика письмо N 1-21.02 с требованием подготовить к передаче техническую документацию по дому. Повторно, 01.04.2020 ООО УО "Порядок" направило в адрес ООО "УЖИК-1" письмо N 1-01.04 с требованием в срок до 03.04.2020 передать вновь избранной управляющей организации ключи от всех входов в подвал, крышу, подъезды.
Ответным письмом N 222 от 02.04.2020 ООО "УЖИК-1" уведомило ООО УО "Порядок" об отсутствии у него оснований для передачи такой документации истцу, в связи с отказом государственной жилищной инспекции вносить изменения в реестр лицензий.
Письмом N 1-03.04 от 03.04.2020 ООО УО "Порядок" уведомило ответчика о том, что обязанность последнего по передаче документов, связанных с управлением спорным МКД, наступает не с момента внесения соответствующих изменений в реестр лицензий, а непосредственно с момента прекращения договора управления многоквартирным домом.
ООО УО "Порядок", полагая, что ООО "УЖИК-1" в установленные законом сроки не исполнило обязательства по передаче документов, связанных с управлением домом, вновь избранной управляющей организации, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования в части обязания ответчика передать истцу спорную документацию, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами (часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В силу части 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (часть 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе (пункт 11 статьи 162 ЖК РФ).
Таким образом, передача документов, составляющих техническую документацию многоквартирного дома, является обязанностью предшествующей управляющей компании. Она обязана в установленный ЖК РФ срок передать такую документацию новой управляющей компании, с которой заключен соответствующий договор по решению общего собрания собственников.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, закреплен в разделе V Постановления Правительства Российской Федерации N 416 от 15.03.2013 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктом 20 постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила N 491), техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
Согласно пункту 24 Правил N 491, сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний; документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра; акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду; инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, пунктом 26 указанных правил, в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация на многоквартирный дом; составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме); договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вносить в такие документы необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Из вышеизложенного следует, что обязанность предшествующей управляющей организации передать вновь избранной управляющей организации многоквартирного дома документы, связанные с управлением таким жилым домом и управлением им вытекает из норм закона.
Наличие у ранее управлявшей многоквартирным домом организации обязанности по восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникает в случае, если такая документация передавалась предыдущей компанией и она ее утратила (Определение Верховного Суда РФ от 25.02.2019 N 307-ЭС19-749).
Пунктом 21 Правил N 416 установлено, что в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования такая организация обязана в течение 3 месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 настоящих Правил, принять меры к их восстановлению и в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
При этом отсутствие или утрата технической документации и иных, связанных с управлением многоквартирным домом документов не может являться основанием для прекращения обязанности по их передаче. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 17074/09 от 30.03.2010).
Как следует из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ООО "УЖИК-1" не представило доказательств передачи вновь избранной управляющей организации истребуемого пакета документов, связанных с управлением спорным МКД, как не представило и доказательств, что спорные документы не передавались ООО "УЖИК-1" ранее от управляющей организации, осуществляющей управлением рассматриваемым жилым домом до избрания ответчика в качестве таковой, и спорные документы невозможно восстановить.
Довод ответчика, повторно заявленный в апелляционной жалобе, о том, что запрошенные истцом документы ранее переданы ООО "УЖИК-1" в пользу последнего, о чем представлено сопроводительное письмо N 69252650020805, являлся предметом рассмотрения суда первой инстанции и правомерно отклонен, в связи с тем, что согласно акту проверки вложения в ценное письмо, составленного с участием представителя ООО УО "Порядок" и начальника отделения связи, следует, что вложения по описи NN 4, 5, 6, 7, 11, 12, 13 предоставлены в виде незаверенных копий документов, в то время как оригиналы указанных документов в отправлении отсутствовали, что не может быть признано судом надлежащим доказательством исполнения ответчиком, возложенной на него законом обязанности по передаче документов, связанных с управлением спорным домом, новой управляющей организации.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом первой инстанции, при принятии решения об обязании ответчика восстановить документы, связанные с управлением спорным МКД, не указано на место совершения таких действий, перечень подлежащих восстановлению документов, а срок, указанный для восстановления спорных документов, составляет менее трех месяцев, предоставленных управляющей организации для совершения таких действий согласно положениям Правил N 416, в силу чего последнее лишено возможности исполнить решение суда в натуре, не принимается судом апелляционной инстанции исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 174 АПК РФ).
При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Как следует из материалов дела, договор управления спорным МКД с ООО "УЖИК-1" расторгнут 31.03.2020, в связи с принятием общим собранием собственников помещения, оформленного протоколом N 1/2020 от 16.02.2020, следовательно, с учетом вышеназванных положений закона на стороне ответчика возникла обязанность в срок до 04.04.2020 (пункт 10 статьи 162 ЖК РФ) передать документы, связанные с управлением спорным МКД, в пользу вновь избранной управляющей организации такого дома (ООО УО "Порядок"). В случае отсутствия у прежней управляющей компании необходимых документов последняя, действуя добросовестно, имела возможность в течение трех месяцев с момента уведомления об избрании новой управляющей компании восстановить необходимые документы и передать документацию по жилому дому вновь избранной управляющей компании.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что ООО "УЖИК-1" располагало достаточным временем для изготовления отсутствующих у него документов на спорный МКД, с момента когда оно узнало об избрании новой управляющей организации и до обращения ООО УО "Порядок" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением, приходит к выводу о том, что с учетом характера спорных правоотношений, установленный судом первой инстанции срок в двадцать календарных дней является разумным и достаточным для исполнения судебного акта, в связи с чем доводы заявителя жалобы отклоняются как необоснованные.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в резолютивной части обжалуемого судебного акта перечня подлежащих восстановлению документов, связанных с управлением спорным МКД, опровергается материалами дела, поскольку из содержания резолютивной части обжалуемого решения четко и недвусмысленно следует перечень документов и оснований, при которых такие документы подлежат восстановлению и передаче вновь избранной управляющей организации - ООО УО "Порядок".
Указание апеллянта на имеющиеся нарушения положений, установленных статьей 174 АПК РФ, в части определения подлежащих совершению действий ООО "УЖИК-1" по восстановлению документов, связанных с управлением спорным МКД, и передаче их в пользу ООО УО "Порядок" не влияет на правомерность выводов суда первой инстанции в части обязания ответчика совершить предписанные законом действия по восстановлению отсутствующих документов на спорный МКД и их последующей передаче новой управляющей организации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что ответчиком не доказан факт передачи истребуемой ООО УО "Порядок" документации, связанной с управлением спорным МКД, обязанность по передаче которой новой управляющей организации предписана законом, считает, что судом первой инстанции сделан правомерный вывод о понуждении ООО "УЖИК-1" передать в пользу ООО УО "Порядок" по акту приема-передачи техническую документацию и иные документы, связанные с управлением спорного МКД, перечисленную в исковом заявлении с учетом принятых уточнений.
Рассматривая доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в части признания бездействия ООО "УЖИК-1" незаконными, суд апелляционной инстанции, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 2 АПК РФ основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации в указанной сфере.
Право на судебную защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано заинтересованному лицу положениями статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ.
Перечень способов защиты определен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, так к ним относятся: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих грозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Между тем, судебный способ защиты прав и интересов является исключительным способом и применяется в случае, если другие способы не приведут к более быстрой и эффективной их защите и (или) восстановлению. При этом избрание способа защиты является прерогативой истца.
Таким образом, способ защиты нарушенного права должен не только соответствовать установленному нарушению прав и законных интересов заинтересованного лица, но также приводить к восстановлению нарушенного права.
При решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из положений Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права как признание бездействие ответчика незаконным.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, соотнеся просительную часть искового заявления с положениями действующего законодательства, приходит к выводу о том, что выбранный истцом способ защиты о признании бездействия ООО "УЖИК-1" по передаче вновь избранной управляющей организации документов, связанных с управлением спорным МКД, не предусмотрен действующим законодательством, кроме того, истцом не учтено, что данный способ защиты нарушенного права не приведет к устранению такого нарушения в судебном порядке.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание характер спорных правоотношений сторон, основанных на надлежащем исполнении управляющими организациями обязанности по ведению документооборота, связанного с управлением находящихся в его ведении многоквартирных домов и обязанности передачи таких документов в пользу новой управляющей организации, суд апелляционной инстанции считает, что в удовлетворении исковых требований в указанной части следует отказать, в связи с отсутствием материально-правового результата признания незаконным бездействия ООО "УЖИК-1" по передаче вновь избранной управляющей организации документов, связанных с управлением спорным МКД.
Оставляя без рассмотрения исковые требования о взыскания с ответчика в пользу истца 10 974 рублей 60 копеек убытков, понесенных ООО УО "Порядок" вследствие неисполнения ООО "УЖИК-1" обязанности по передаче технической документации дома и ключей от всех его служебных помещений, суд первой инстанции исходил из установленного факта несоблюдения истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора истцом, предусмотренного статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия основания для иных выводов не установила, поскольку несоблюдение досудебного порядка разрешения спора влечет за собой оставление иска без рассмотрения применительно к положениям пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба доводов по указанной части решения не содержит.
Отказывая в установлении судебной неустойки на случай неисполнения обязательства в натуре, суд первой инстанции исходил требований статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктов 28, 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", принял во внимание обстоятельства настоящего дела, и пришел к выводу о преждевременности заявленных ООО УО "Порядок" требований об установлении судебной неустойки на случай неисполнения должником обязательства по передаче истцу документов, связанных с управлением спорным МКД.
Основания для иных выводов судебной коллегией не установлено, апелляционная жалоба возражения относительно данной части решения не содержит.
Согласно статье 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Учитывая изложенное выше, решение суда первой инстанции подлежит согласно пункту 4 части 1 статьи 270 АПК РФ отмене в части удовлетворения требования о признании бездействия незаконным.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание частичный отказ в удовлетворении заявленных требований истца, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, взыскивает с ООО "УЖИК-1", ООО УО "Порядок" в доход федерального бюджета по 6 000 рублей судебных расходов за подачу иска, содержащего нематериальные требования. Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя ввиду того, что жалоба в полном объеме не удовлетворена.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2020 по делу N А51-6245/2020 отменить в части удовлетворения требований о признании незаконным бездействия ООО "УЖИК-1" в передаче технической документации, электронных ключей доступа, ключей от мест общего пользования по многоквартирному дому г. Уссурийск, п. Тимирязевский, ул. Воложенина 12, в период с 01.04.2020 по настоящее время, в указанной части в иске отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 26.10.2020 по делу N А51-6245/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу в указанной части - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищно-инновационная компания-1" в доход федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) рублей государственной пошлины за подачу иска.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью управляющая организация "Порядок" в доход федерального бюджета 6 000 (шесть тысяч) рублей государственной пошлины за подачу иска.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительные листы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Н. Горбачева |
Судьи |
Е.Н. Номоконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-6245/2020
Истец: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ПОРЯДОК"
Ответчик: ООО "Управляющая жилищно-инновационная компания-1"