Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 мая 2021 г. N Ф02-1975/21 настоящее постановление отменено
г. Чита |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А10-8365/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Куклина О.А., Бушуевой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 сентября 2020 года по делу N А10-8365/2019 по исковому заявлению комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300983340, ИНН 0323027176) к акционерному обществу "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003) об обязании передать документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 и произвести демонтаж опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до "РП-8",
с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия,
при участии в судебном заседании:
от Комитета по управлению имуществом и землепользованию администрации г. Улан-Удэ Республики Бурятия - Прокопьевой И.В., представителя по доверенности N 63 от 18.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
комитет по управлению имуществом и землепользованию администрации города Улан-Удэ обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к акционерному обществу "Улан-Удэ Энерго" об обязании передать документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 и произвести демонтаж опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до "РП-8".
Определением суда от 03 июня 2020 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия.
В обоснование исковых требований истец указал, что в рамках договора аренды имущественного комплекса N 03/11/АИК-03 от 30.06.2011 обществом произведены работы по замене кабельной линии 6кВ от ПС "ТЭЦ-1" до РП-8 на кабельную линию ПС "ЛВРЗ" до РП-8. Поскольку в соответствии с пунктом 2.4.2 договора аренды произведенные улучшения являются собственностью истца, в целях учета муниципального имущества у арендатора истребована соответствующая техническая документация.
Ответчик в отзыве на исковое заявление со ссылкой на статью 218 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что правовые основания для удовлетворения исковых требований комитета отсутствуют, поскольку кабельная линия от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 является новой, возведенной за счет собственных средств общества.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Четвертый арбитражный апелляционный суд с жалобой. В обоснование жалобы указывает, что учитывая инвестиционную программу, неотделимые улучшения произведены за счет инвестиционной составляющей тарифа, то есть затраты истца на производство неотделимых улучшений арендованного имущества компенсированы за счет внешнего источника - полученной платы от абонентов. Следовательно, нельзя полагать, что произведённые улучшения являются собственностью арендатора. Собственником вновь возведенной сети в рамках инвестиционной программы становится титульный владелец объектов электросетевого хозяйства.
В судебном заседании суда представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела, между комитетом (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды имущественного комплекса N 03/11/АИК-03 от 30.06.2011, по условиям которого арендодатель передает во временное владение и пользование, а арендатор принимает за плату имущественный комплекс согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.1. договора).
В числе передаваемого в аренду имущества значились воздушные и кабельные электрические сети ПС "ТЭЦ-1" с инвентарным номером 39195 по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, район советский, район Железнодорожный (номер 588 Приложения N 2 к договору аренды).
В соответствии с пунктом 1.2. договора имущество предназначено для:
оказания услуг по передаче электрической энергии;
осуществления деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителей.
Согласно пункту 2.4.2 договора N 03/11/АИК-03 от 30.06.2011 арендатор вправе производить отделимые и неотделимые улучшения имущества. Такие улучшения являются собственностью арендодателя, их стоимость возмещению не подлежит.
Пунктом 3.1. предусмотрена обязанность арендатора за свой счет произвести капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение переданного в аренду имущества в течение срока действия договора на сумму не менее 228 061 740 рублей.
В соответствии с пунктом 4.1. арендная плата на момент заключения договора составляет 198 314 рублей 56 копеек в год.
Срок действия договора аренды устанавливается с 01.07.2011 по 31.12.2021 (пункт 6.1. договора).
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия 23.08.2011, что подтверждается номером регистрации 03-03-01/257/2011-101.
В целях обеспечения надежности работы объектов энергетики Правительственной комиссией по развитию электроэнергетики, энергоснабжению и повышению энергоэффективности в Республике Бурятия (далее - Комиссия) поставлен на рассмотрение вопрос о переводе сторонних потребителей АО "Улан-Удэ Энерго" с шин ГРУ 6,3 Улан-Удэнской ТЭЦ-1 на другие источники питания.
Согласно протоколу Комиссии от 01.04.2014 по вопросу повышения надежности работы Улан-Удэнской ТЭЦ-1 заключено соглашение между Правительством Республики Бурятия, администрацией г. Улан-Удэ, ОАО "ТГК-14", ОАО "Улан-Удэ Энерго" по осуществлению мероприятий по переводу питания присоединений АО "Улан-Удэ Энерго" с шин ГРУ 6,3 Улан-Удэнской ТЭЦ-1 на другие источники питания.
Решениями Комиссии администрации г. Улан-Удэ предложено:
внести предложения по источнику финансирования мероприятий по переводу потребителей ГРУ 6,3 Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (пункт 2.4.2 протокола от 01.04.2014);
предусмотреть направление средств в 2015 году от аренды электросетевого хозяйства г. Улан-Удэ на выполнение мероприятий по переводу сторонних потребителей с шин ГРУ 6,3 Улан-Удэнской ТЭЦ-1 (пункт 2.3 протокола от 24.09.2014);
обеспечить финансирование мероприятий по переводу сторонних потребителей с шин ГРУ 6,3 Улан-Удэнской ТЭЦ-1 и заключить договор на выполнение данных мероприятий (пункты 2.2.1, 2.2.2 протокола от 29.03.2017).
Согласно пояснениям Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия указанные предложения Комиссии администрацией г. Улан-Удэ не выполнены.
Приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия N 78 от 30.07.2010 утверждена инвестиционная программа ОАО "Улан-Удэ Энерго" на 2011-2015 гг. (л. д. 76).
Приказом Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия N 280а от 30.09.2015 утверждены изменения инвестиционной программы АО "Улан-Удэ Энерго" на 2011-2015 годы.
Пунктом 1.1.3 приложения к Приказу N 280а от 30.09.2015 указана реконструкция КЛ-6 ф.8, ф.42 ТЭЦ-1 от ПС-110/6 кВ "ЛВРЗ" до РП-8.
Согласно акту технической готовности N 63 от 10.09.2015 представители АО "Улан-Удэ Энерго" совместно с представителями общества с ограниченной ответственностью "Электростройснаб" (электромонтажная организация) осуществили строительство кабельной линии КЛ-6 кВ для перевода РП-8 с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" (л. д. 80).
Разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 511/09-15-2015 от 13.10.2015 Забайкальского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору кабельная линия КЛ-6 кВ ПС 110/6 кВ РП-8 с ПС "ЛВРЗ" до РП-8 допущена в постоянную эксплуатацию (л. д. 81).
Считая строительство указанной кабельной линии улучшением имущества, переданного по договору аренды N 03/11/АИК-03 от 30.06.2011, комитет уведомлением N 776 от 26.03.2019 потребовал у общества в срок до 20.04.2019 передать документацию по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 и произвести демонтаж опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до "РП-8".
В ответ общество направило письмо N 1.12/07-472 от 09.04.2019, в котором указало, что им было осуществлено строительство новых сетей в рамках инвестиционной программы и выполнению протоколов заседаний правительственных комиссий по развитию электроэнергетики, энергосбережению и повышению энергоэффективности в Республике Бурятия, реконструкция (модернизация) арендованных у комитета сетей не проводилась.
Ссылаясь на неисполнение обществом требований комитета по передаче документации по возведению кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8 и демонтажу опор кабельной линии от ПС "ТЭЦ-1" до "РП-8", последний обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском.
Судом первой инстанции в иске отказано.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается, участвующими в деле лицами, строительство кабельной линии КЛ-6 кВ для перевода РП-8 с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" осуществлено АО "Улан-Удэ Энерго" в рамках инвестиционной программы за счет собственных средств, какие-либо иные источники финансирования, в том числе бюджетные средства, не привлекались.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон дали пояснения по существу заявленных требований, пояснили, что между ними имеется спор по поводу, является ли спорная линия новой, проложенной в новом месте или имела место реконструкция старой линии.
В этой связи апелляционный суд предложил лицам, участвующим в деле, произвести совместно со специалистом Ростехнадзора осмотр линии составить по его результатам акт.
Согласно акту осмотра и заключению специалиста Шрубченко В.В., привлеченного судом апелляционной инстанции, питание РП-8 осуществлялось по кабельной линии 6 кВ от ячейки N 8 и ячейки N 42 ГРУ-6 кВ Улан-Удэнской ТЭЦ-1. В районе ЛВРЗ данная линия выходила на опору воздушной линии и по территории завода проходила по проводам на опорах воздушной линии (4 шт.), с последующим переходом в кабельную линию. С 2015 года питание РП-8 стало осуществляться от яч.N11 и яч. N25 ПС "ЛВРЗ", по вновь проложенной кабельной линии. В связи с вводом в эксплуатацию новой кабельной линии 6 кВ от ПС "ЛВРЗ" до РП-8, ранее проложенная кабельная линия была отключена в ГРУ-6 кВ Улан-Удэнской ТЭЦ-К в РП-8 и частично демонтирована.
В результате осмотра РП-8, ПС "ЛВРЗ". ГРУ-6 кВ Улан-Удэнской ТЭЦ-1, опор воздушной линии с фото фиксацией было установлено, что спорная кабельная линия является вновь возведенной, так как она подключена к другому источнику питания (ПС "ЛВРЗ") и проходит по другой трассе, что подтверждается актом осмотра электроустановки от 13.10.2015 N 530/09-15-2015, разрешением на допуск в эксплуатацию энергоустановки от 13.10.2015 N 511/09-15-2015, выданных Забайкальским управлением Ростехнадзора, актом совместного обследования электросетевых объектов от 24.12.2020 и схемой ранее существующей и вновь построенной кабельных линий от 30.12.2020.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, строительство кабельной линии КЛ-6 кВ для перевода РП-8 с ПС "ТЭЦ-1" на ПС "ЛВРЗ" осуществлено АО "Улан-Удэ Энерго" в рамках инвестиционной программы за счет собственных средств, какие-либо иные источники финансирования, в том числе бюджетные средства, не привлекались.
Таким образом, в данном случае сетевой организацией было осуществлено строительство новых объектов электросетевого хозяйства, а не реконструкция ранее существовавшего сетевого оборудования (существовавшей инфраструктуры).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что неотделимые улучшения произведены за счет инвестиционной составляющей тарифа, то есть затраты на производство неотделимых улучшений арендованного имущества компенсированы за счет внешнего источника - полученной платы от абонентов, не могут быть приняты апелляционным судом.
Так довод о том, что имели место неотделимые улучшения уже имевшегося сетевого имущества, противоречит материалам дела.
При этом получение платы от абонентов, сбытовых и сетевых организаций по установленному для сетевой организации тарифу, является основным источником доходов сетевой организации, а соответственно работы, в том числе и по введению в эксплуатацию нового сетевого оборудования, могут осуществляться за счет этих доходов, что не противоречит действующему законодательству и не может свидетельствовать о возникновении у истца прав новое сетевое имущество.
С учетом доводов апелляционной жалобы и фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11.09.2020 по делу N А10-8365/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-8365/2019
Истец: Комитет по управлению имуществом и землепользованию города Улан-Удэ
Ответчик: АО УЛАН-УДЭ ЭНЕРГО
Хронология рассмотрения дела:
01.12.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3912/2022
01.06.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5500/20
26.01.2022 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-8365/19
25.05.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1975/2021
26.01.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5500/20
11.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-8365/19