город Омск |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А81-3497/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12919/2020) Федерального государственного бюджетного учреждения "4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2020 по делу N А81-3497/2020 (судья Чорноба В.В.), принятое по иску Федерального государственного бюджетного учреждения "4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" (ИНН 8904017972, ОГРН 1028900624543, 629303, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, мкрн. Северная коммунальная зона) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Заполярье" (ИНН 7728720448, ОГРН 1097746829740, 625048, Тюменская область, г. Тюмень, ул. 50 лет октября, 8Б, каб. 1109), обществу с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана" (ИНН 8904059355, ОГРН 1098904000073, 629300, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, пр. Ленинградский, 14А, 39) о признании недействительными результатов публичных торгов, признании недействительными заключенных по их итогам договоров, признании истца победителем публичных торгов, переводе прав и обязанностей по договорам на истца,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, Прокурора г. Новый Уренгой, Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новый Уренгой, публичного акционерного общества "Газпром нефть",
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального государственного бюджетного учреждения "4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" - С.А. по доверенности от 21.12.2020 N 509-204 сроком действия по 28.02.2021;
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Заполярье", общества с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана", Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, прокурора г. Новый Уренгой, Отдела министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новый Уренгой, публичного акционерного общества "Газпром нефть", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
федеральное государственное бюджетное учреждение "4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" (далее - ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)", учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Заполярье" (далее - ООО "Газпромнефть-Заполярье", ответчик), обществу с ограниченной ответственностью "Пожарная охрана" (далее - ООО "Пожарная охрана", ответчик) с уточненным по правилам статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением, содержащим следующие требования:
признать недействительными результаты публичных торгов (индивидуальный номер - 12-50634-370-19), в форме конкурентного отбора, проведенные ООО "Газпромнефть-Заполярье" на сайте http://zakupki.gazprom-neft.ru/tenderix/ на обеспечение противопожарной безопасности, в т.ч. содержание пожарной охраны для Проекта "Нефтяные оторочки", Проекта "Ямбург" ООО "Газпромнефть-Заполярье" в 2020-2021 гг., а также протокол рассмотрения заявок;
2. применить последствия недействительности:
2.1. договора на оказание услуг в области противопожарной безопасности на 2020 - 2021 г.г. для нужд проекта "Нефтяные оторочки" на Песцовом и Ен-Яхинском НГКМ от 27.01.2020 N ГНЗ-201090400024Р17;
2.2. договора на оказание услуг в области противопожарной безопасности на 2020 г. для нужд проекта "Ямбург" от 30.12.2019 N ГНЗ-191090400408Р07,
заключенных между ООО "Газпромнефть-Заполярье" и ООО "Пожарная охрана";
3. признать победителем публичных торгов (индивидуальный номер - 12-50634-370-19) в форме конкурентного отбора учреждение по наилучшему ценовому предложению;
4. перевести права и обязанности исполнителя по договору на оказание услуг в области противопожарной безопасности на 2020 - 2021 г.г. для нужд проекта "Нефтяные оторочки" на Песцовом и Ен-Яхинском НГКМ от 27.01.2020 N ГНЗ-201090400024Р17 и по договору на оказание услуг в области противопожарной безопасности на 2020 г. для нужд проекта "Ямбург" от 30.12.2019 N ГНЗ-191090400408Р07 на учреждение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, прокурор г. Новый Уренгой, Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новый Уренгой, публичное акционерное общество "Газпром нефть" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2020 по делу N А81-3497/2020 в удовлетворении требований истца отказано.
Возражая против принятого по делу решения, ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что выявленные истцом несоответствия требованиям документации о конкурентном отборе, а также пунктам 7.2.1, 7.2.8 технического задания являются самостоятельными и достаточными основаниями для формирования однозначного вывода о том, что ООО "Газпромнефть-Заполярье" не имело законных оснований для признания ООО "Пожарная охрана" победителем торгов. При этом проводимая ООО "Газпромнефть-Заполярье" процедура конкурентного отбора представляет собой торги, регламентируемые положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Следовательно, торги, а также заключенный на их основании ответчиками договор подлежат признанию недействительными в связи с существенными нарушениями, которые привели к ошибочному определению победителя. Учреждение предложило ООО "Газпромнефть-Заполярье" не только самые лучшие условия исполнения открытого конкурентного отбора по лотам N N 1 и 2, но и лучшее ценовое предложение, что оставлено без внимания как ответчиком, так и судом первой инстанции.
В письменном отзыве на жалобу ООО "Газпромнефть-Заполярье" просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчики и третьи лица, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем учреждения поддержаны доводы поданной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав истца и исследовав материалы дел, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ООО "Газпромнефть-Заполярье" от 29.05.2019 N 69-П (далее - Положение), 15.10.2019 обществом объявлен отбор на обеспечение противопожарной безопасности, в т.ч. на содержание пожарной охраны для проекта "Нефтяные оторочки", Проекта "Ямбург" ООО "Газпромнефть-Заполярье" в 2020 - 2021 гг., посредством размещения извещения в официальном источнике информации о закупках на сайте ПАО "Газпром нефть" по адресу: https://zakupki.qazprom-neft.ru/tenderix/. Процедуре присвоен индивидуальный номер 12-50634-370-19.
Согласно пункту 4.1.1.1 Информационной карты конкурентного отбора, являющейся неотъемлемой частью документации, заказчиком указанной закупки являлся ООО "Газпромнефть-Заполярье".
Предмет торгов объединяет два лота:
лот N 1-10904 "Обеспечение противопожарной безопасности, в т.ч. содержание пожарной охраны" для Песцового, Ен-Яхинского м/р (объект 1), сроки оказания услуг: с 01.01.2020 по 31.12.2021, начальная (максимальная) цена 102 391 372 руб. 04 коп.;
лот N 2-10904 "Обеспечение противопожарной безопасности, в т.ч. содержание пожарной охраны" для Ямбургского НГКМ (объект 2), сроки оказания услуг: с 01.01.2020 по 31.12.2020, начальная (максимальная) цена 27 406 894 руб. 15 коп.
Процедура проведения и определения победителя конкурентного отбора определена в документации, размещенной на вышеуказанном сайте.
В приложениях N 1, 2 утверждено техническое задание заказчика, характеризующее требования к порядку и условиям оказания услуги по обоим лотам (техническое задание, ТЗ).
На участие в отборе поступили 4 заявки, в том числе от ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" и ООО "Пожарная охрана". По результатам оценки соответствия поступивших в рамках процедуры выбора заявок общим требованиям и критериям документации о конкурентном отборе, а также степени надежности и степени финансовой благонадежности допущены все заявки на участие в процедуре выбора. По результатам рассмотрения и оценки заявок участников с учетом рекомендаций экспертов в соответствии с протоколом заочного заседания группы по экспертизе "Промышленная безопасность, охрана окружающей среды, охрана труда и здоровья" от 12.11.2019 N ПТ-ГД/641 до участия в рассмотрении ценовых предложений были допущены участники по лоту N 1-10904 - ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)", ООО "Нижневартовское пожарноспасательное объединение", ООО "Пожарная охрана"; по лоту N 2-10904 - ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)", ООО "Нижневартовское пожарноспасательное объединение", ООО "Спецсервис", ООО "Пожарная охрана".
Согласно протоколу заочного заседания закупочной комиссии организатора отбора от 11.12.2019 N 51-з по вышеуказанным лотам в качестве победителя признано ООО "Пожарная охрана", по критерию наименьшее коммерческое предложение и соответствие техническому заданию.
На основании результатов проведенного отбора с ООО "Пожарная охрана" заключены договоры от 30.12.2019 N ГНЗ-19/10904/00408/Р/07 на оказание услуг в области противопожарной безопасности для нужд проекта "Ямбург" ООО "Газпромнефть-Заполярье" и от 27.01.2020 N ГНЗ-20/10904/00024/Р/17 на оказание услуг в области противопожарной безопасности на 2020 - 2021 г.г. для нужд проекта "Нефтяные оторочки" на Песцовом и Ен-Яхинском НГКМ ООО "Газпромнефть-Заполярье".
Не согласившись с результатами отбора и ссылаясь на нарушение требований законодательства, регламентирующего закупки, а также на необоснованное признание ответчика победителем отбора, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Требования оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 2, части 1 статьи 4 АПК РФ каждое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов; такая защита является задачей судопроизводства в арбитражных судах. Способы защиты гражданских прав определены законом в статье 12 ГК РФ.
В соответствии со статьей 447 ГК РФ если иное не вытекает из существа договора, договор может быть заключен путем проведения торгов.
Споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, предусмотренным для признания недействительными оспоримых сделок (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 7781/10).
Торги являются способом заключения договора, а признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. По этой причине предъявление требования о признании недействительными торгов означает также предъявление требования о недействительности сделки, заключенной по результатам торгов, и применении последствий ее недействительности.
Пунктом 1 статьи 449 ГК РФ предусмотрено, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
По смыслу данной нормы права основанием для признания торгов недействительными может служить не всякое формальное нарушение, а лишь имеющее существенное влияние на результат торгов и находящееся в причинной связи с ущемлением прав и законных интересов истца.
В силу пункта 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
В пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О указано, что признание торгов недействительными и признание недействительным договора, заключенного с выигравшим торги лицом должно быть направлено на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
Таким образом, истец должен доказать не только свою заинтересованность в рассмотрении дела, но и указать, как вынесенным решением будут восстановлены его нарушенные права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон о закупках, Закон N 223-ФЗ), целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно статье 2 Федерального закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
К числу основных принципов закупочной деятельности Федеральный закон о закупках относит информационную открытость закупки, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализацию мер, направленных на сокращение издержек заказчика, отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки (часть 1 статьи 3 закона).
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона о закупках предусмотрено, что участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу статьи 3 Федерального закона о закупках, конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Конкурентные закупки осуществляются путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Обратившись в суд с настоящими требованиями, истец отмечает, что по результатам состоявшегося отбора ООО "Газпромнефть-Заполярье" заключены договоры по завышенному ценовому предложению относительно предложения истца.
Материалы дела свидетельствуют о том, что 19.11.2019 состоялось вскрытие конвертов с заявками участников, содержащими ценовое предложение, о чем составлен соответствующий акт от 19.11.2019 N 12-50634-370-19/1. Согласно указанному акту ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" предложило цену договоров по лоту 1 - 58 167 486 руб. 66 коп. без НДС; по лоту 2 - 14 573 041 руб. 75 коп. без НДС.
ООО "Пожарная охрана" предложена цена договоров по лоту 1 - 59 809 643 руб. 05 коп. без НДС; по лоту 2 - 15 041 513 руб. 24 коп. без НДС.
По итогам рассмотрения заявок в адрес участников ответчиком направлены письма с приглашениями на участие в конкурентных переговорах (подача окончательных ценовых предложений с учетом возможного снижения).
29.11.2019 закрыт прием заявок (окончательных коммерческих предложений) и вскрыты окончательные ценовые предложения, о чем составлен соответствующий акт от 29.11.2019 N 12-50634-370-19/2. Согласно указанному акту окончательное ценовое предложение ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" составило по лоту 1 - 58 167 486 руб. 66 коп. без НДС (не изменилось); по лоту 2 - 14 573 041 руб. 75 коп. без НДС (не изменилось).
Окончательное ценовое предложение ООО "Пожарная охрана" составило по лоту 1 - 52 481 585 руб. 77 коп. без НДС (на 5 685 900,89 руб. без НДС меньше предложения ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)"); по лоту 2 - 13 209 458 руб. без НДС (на 1 363 583 руб. 75 коп. без НДС меньше предложения учреждения).
Пунктом 4.1.1.13 документации о конкурентном отборе ООО "Газпромнефть-Заполярье" устанавливалась начальная (максимальная) цена договора (предмета закупки) единицы каждой работы, услуги, являющихся предметом закупки, которая составляет 102 391 372 руб. 04 руб. без НДС (лот N 1) и 27 406 894 руб. 15 коп. без НДС (лот N 2). Итоговая цена договора по результатам отбора формируется на основании анализа ценовых предложений участников отбора без учета НДС.
Установив, что ООО "Пожарная охрана" предоставлено лучшее ценовое предложение, в наибольшей степени отвечающее коммерческим интересам заказчика при соответствии заявки техническим требованиям по предмету конкурентного отбора, ООО "Газпромнефть-Заполярье" приняло решение о заключении договора по результатам отбора с ответчиком.
При этом суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для опровержения выводов ответчика в силу следующего.
По смыслу Закона N 223-ФЗ заказчиками являются только лица, прямо указанные в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ.
В части 2 статьи 1 Федерального закона о закупках указан исчерпывающий перечень лиц, для которых данный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к их закупке, в том числе:
1) государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, а также хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
2) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 этой части юридическим лицам;
3) дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 названной части дочерним хозяйственным обществам.
Следовательно, в случае если юридическое лицо не относится к указанным выше категориям, положения данного закона на деятельность указанных юридических лиц не распространяются.
Судом апелляционной инстанции усматривается, что ООО "Газпромнефть-Заполярье" является дочерним обществом дочернего общества дочернего общества субъекта естественных монополий (ПАО "Газпром"), следовательно, не относится к субъектам регулирования Федерального закона о закупках.
Доля участия публично-правовых образований в уставном капитале ООО "Газпромнефть-Заполярье", определенная в соответствии с Порядком определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, утвержденным приказом ФАС России от 16.06.2014 N 390/14, составляет 0%.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕГРЮЛ, участниками ООО "Газпромнефть-Заполярье" являются ООО "ГПН-Инвест" и ООО "ГЛН-ЗС", доли участия которых составляют соответственно 99,99999% и 0,00001%.
Участником ООО "ГПН-Инвест" с долей участия 100% является ПАО "Газпром нефть", участниками ООО "ГПН-ЗС" являются ПАО "Газпром нефть" и ООО "ГПН-Инвест", доли участия которых составляют соответственно 99,9990002 % и 0,0009998 %. Доля участия публично-правовых образований согласно поименованным выше Правилам определения совокупной доли также составляет 0%.
Согласно выписке из реестра акционеров ПАО "Газпром нефть" от 03.06.2020 N И/20/25767 в уставном капитале ПАО "Газпром нефть" 92,66 % долей принадлежит ПАО "Газпром". Доля участия публично-правового образования - 0%.
Таким образом, доля прямого участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования как в ООО "Газпромнефть-Заполярье", так и в основном обществе (ООО "ГПН-Инвест") и в основном обществе основного общества (ПАО "Газпром нефть"), а также в ООО "ГПН-ЗС" составляет 0%, и перечисленные юридические лица не являются субъектами естественных монополий, что подтверждается отсутствием данных юридических лиц в реестре субъектов естественных монополий, размещаемом Федеральной антимонопольной службой в открытом доступе, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.
Таким образом, требования Федерального закона о закупках не распространяется на деятельность ответчика. Торги не обязательны в настоящем случае в силу закона.
Согласно положениям статьи 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 1.2.8 документации о спорном конкурентном отборе дано определение термину "Конкурентный отбор", в соответствии с которым проводимый отбор не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) в соответствии со статьями 447 - 449 ГК РФ или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057 - 1061 Кодекса.
В информационном письме от 15.10.2019 N 05/79 о проведении конкурентного отбора отмечается следующее:
- настоящее письмо не является извещением о проведении торгов и не влечет соответствующих правовых последствий;
- организатор отбора вправе отказаться от проведения отбора без каких-либо негативных последствий.
В Извещении о проведении конкурентного отбора по процедуре N 12-50634-370-19 указано, что конкурентный отбор не является торгами (конкурсом, аукционом, запросом предложений, запросом котировок) или публичным конкурсом в соответствии со статьями 447 - 449 ГК РФ и статьями 1057 - 1061 ГК РФ, и не налагает на организатора и заказчика обязательств, установленных указанными статьями ГК РФ. При этом организатор имеет право отменить конкурентный отбор или завершить процедуру конкурентного отбора без заключения договора в соответствии с документацией о конкурентном отборе.
Таким образом, в настоящем случае документация не предусматривает обязанности ООО "Газпромнефть-Заполярье" заключить с победителем отбора договор на условиях, определенных по результатам отбора. На этапе заключения договора в соответствии с пунктом 3.2.6 документации организатор отбора вправе проводить с победителем дополнительные преддоговорные переговоры в целях улучшения окончательного предложения, то есть, стороны в рамках продолжения преддоговорных переговоров могут согласовывать условия, отличные от условий, определенных по результатам проведенного отбора.
Подавая свое предложение на участие в отборе (статьи 1, 2 ГК РФ), истец выразил согласие со всеми его условиями, что подтверждается заявкой на участие в отборе. При этом, как усматривается из материалов дела, проведенный ответчиком отбор не является торгами по смыслу, придаваемому данной категории статьями 447 - 449 ГК РФ, в связи с чем у ООО "Газпромнефть-Заполярье" отсутствовала обязанность заключить договор с кем-либо из его участников.
Кроме того, в пункте 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", разъяснено, что лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки. Из приведенных официальных толкований вышеназванных нормативных положений следует, что возможность признания недействительными торгов в связи с нарушением правил, предусмотренных законом, влечет обязанность суда выяснить не только факт допущенных нарушений при проведении торгов, но также совокупность иных обстоятельств - могут ли права и законные интересы конкретного лица быть защищены и восстановлены принятием судебного акта; возможно ли проведение повторных торгов; исполнены ли контракты, заключенные по итогам оспариваемых торгов; в чем выражается интерес лица, оспаривающего торги; насколько признание торгов недействительными отвечает общественным и государственным интересам.
В настоящем случае с учетом обстоятельств дела удовлетворение требований истца не приведет к восстановлению публичных интересов и прав иных участников закупки, в том числе ФГБУ "4 отряд ФПС ГПС по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)".
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу (договорной)" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.10.2020 по делу N А81-3497/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-3497/2020
Истец: ФГБУ "4 отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу договорной"
Ответчик: ООО "Газпромнефть-Заполярье", ООО "Пожарная охрана"
Третье лицо: Департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа, Отдел министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новому Уренгою, ПАО "Газпром нефть", Прокурор г. Новый Уренгой, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Арбитражный суд Северо-Западного округа, Новоуренгойский городской суд, Санкт-Петербургский городской суд, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд