Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2021 г. N Ф05-8884/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А41-48490/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от АО "Одинцовская теплосеть" - Широких Ю.А. по доверенности от 11.01.2021 г.,
от ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" -Мокрецова О.Н. по приказу, Железнов-Липец А.А. по доверенности от 29.09.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Одинцовская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2020 по делу N А41-48490/20,
по исковому заявлению ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" к АО "Одинцовская теплосеть" о понуждении,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственником недвижимости "ЧИСТЯКОВОЙ 40" (далее - ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40", истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Акционерному обществу "Одинцовская теплосеть" (далее - АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", ответчик) с требованиями, с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ об обязании ответчика передать оригиналы технической документации на многоквартирный дом N 40 по улице Чистяковой г. Одинцово и иные связанные с управлением таким домом оригиналы документов Истцу, а именно:
- паспорта лифтового хозяйства;
- акты периодического технического освидетельствования лифтов за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.;
- поквартирные карточки и карточки регистрации;
- технический паспорт на многоквартирный дом с экспликациями и поэтажными планами (БТИ);
- ежегодный отчет по выполнению договора управления за период с 01.01.2020 г. по 30.03.2020 г.;
- информацию о начислениях и оплатах по статьям "текущий ремонт" и "содержание жилья" за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г. в многоквартирном жилом доме N 40 по улице Чистяковой г. Одинцово;
- информацию о дебиторах за жилищно-коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме N 40 по улице Чистяковой г. Одинцово с разбивкой по каждому отдельному жилому и нежилому помещению, а также статьям оплаты за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.;
- проектную документацию на многоквартирный жилой дом, в том числе:
1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями;
2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка;
3) архитектурные решения;
4) конструктивные и объемно-планировочные решения;
5) сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений;
6) проект организации строительства объектов капитального строительства;
8) перечень мероприятий по охране окружающей среды;
9) перечень мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
- чертежи и схемы инженерных коммуникаций многоквартирного жилого дома, теплоснабжение, ГВС, ХВС, канализация, электрооборудование, вентиляции и освещение дома, электрооборудование встроенных помещений, технического подвала, связь и сигнализация встроенных помещений, телефонные и радиосети;
- заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
- план участка в масштабе 1:1000 - 1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем;
- акт допуска электроустановки в эксплуатацию;
- разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома или акт приема жилого дома Государственной комиссией;
- паспорта на приборы учета ХВС, ГВС, теплоснабжения, электрооборудования, электрощитовой многоквартирного дома, электросчетчиков и трансформаторов тока;
- акты установки, приемки (первичные и вторичные) в эксплуатацию общедомовых приборов учета;
- акты осмотра, проверки состояния инженерных коммуникаций, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения многоквартирного дома, конструктивных частей дома (крыша, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке и других частей общего имущества многоквартирного жилого дома) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.;
- акт приемки многоквартирного жилого дома от строительных организаций;
- исполнительные чертежи контуров заземления;
- сметы, описи, акты приемки выполненных работ по "текущему ремонту" и "содержанию жилья" за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.;
- журналы заявок жителей за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.;
- протоколы измерения вентиляции за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.;
- акты разграничения балансовой принадлежности сетей отопления, ГВС, ХВС, электроснабжения, водоотведения;
- ключи от дверей подвальных, чердачных помещений, ВРУ, подъездных домофонов;
- акты сверки и ОСВ по услугам водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, вывоз и утилизация мусора, эксплуатация общего имущества, в том числе лифтового оборудования за период с 13.03.2018 г. по 30.03.2020 г.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 ноября 2020 года по делу N А41-48490/20 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "Одинцовская теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Товарищество собственником недвижимости "ЧИСТЯКОВОЙ 40" (сокращенно - ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40") создано в качестве юридического лица и зарегистрировано в качестве юридического лица 21.04.2020 за Основным государственным регистрационным номером 1205000035371 МИФНС N 22 по Московской области с целью осуществления уставной деятельности, а именно осуществления совместного управления, комплексом движимого и недвижимого имуществ в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирных домах, в доме по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 40.
Из материалов дела следует, что ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" является организацией осуществляющей деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 40, согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в очно-заочной форме в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 40 N 1-2020/ОСС от 30.03.2020 (том 1 л.д. 19-20).
Таким образом, с 30.03.2020 собственниками помещений в МКД по адресу г. Одинцово, ул. Чистяковой д. 40 было принято решение о создании Товарищества собственников недвижимости с целью управления общедомовым имуществом и расторжении Договора управления с АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ".
ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" приступило к своей непосредственной деятельности по управлению многоквартирным домом с 21.04.2020 с момента регистрации.
08.05.2020 истцом в адрес АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" направлено письмо о расторжении договора управления МКД Чистяковой,40 и требование о передаче технической документации и имущества, являющегося общедомовым в ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" 12.05.2020 в адрес ТСН "Чистяковой 40" поступил отказ от передачи документации по основаниям не исключения МКД из лицензии АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ".
Ответчик требования истца не исполнил, техническую и иную документацию на многоквартирный дом не передал, что послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В силу статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ЖК РФ проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными.
Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
В соответствии с пунктом 2 статьи 151 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу пункта 3 названной статьи решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одним способом и только одной управляющей организацией (пункт 2, пункт 9 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что прекращение договорных отношений влечет обязанность управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранному ответственному лицу.
Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24, 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, пунктами 3.5 и 4.17 СНиП 3.01.04-87 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170. Документы, включаемые в состав технической документации на многоквартирный дом, должны храниться у эксплуатирующей организации и, следовательно, техническая документация, является принадлежностью объекта недвижимости, и в случае поступления объекта в новую управляющую организацию подлежит передаче непосредственно этой управляющей организации (статья 135 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 18 "Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, установлено, что в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
В силу пункта 19 Правил N 416 организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное пунктом 18 настоящих Правил уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию, связанную с управлением многоквартирным домом, вновь выбранной управляющей организации. Основной перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктами 24 и 26 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491).
К ним относятся:
- документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- документы (акты) о приемке результатов работ;
- акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома), объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; (N 7 в таблице) инструкция по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (для многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 1 июля 2007 г.);
- копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка; документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
- проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Однако указанный перечень не является закрытым и решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме к технической документации могут быть отнесены иные связанные с управлением таким домом документы.
Кроме того, перечень технической документации определен также в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда (утв. постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170), согласно которым в состав технической документации длительного хранения входит:
- план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом;
- акты приемки жилых домов от строительных организаций;
- акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику;
- схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.; паспорта котельного хозяйства, котловые книги;
- паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок;
- исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт;
- акты технических осмотров;
- журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением такого стандарта, как прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном Правилами N 416, а также их актуализация и восстановление (при необходимости).
Управляющая организация, утратившая полномочия по управлению МКД и, как следствие, функции должностного лица, ответственного за регистрацию граждан в данном доме в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 с последующими изменениями, обязана передать новой управляющей организации (ТСЖ, кооперативу) по их требованию все документы по ведению регистрационного учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Пунктом 24 Правил N 491 установлено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
В пункте 26 Правил N 491 указано, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); списки собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, а также лиц, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), составленные с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных; договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме; иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений. (N 5; N 6 в таблице).
Сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Истец, выполняя функции управления многоквартирным домом, имеет право требовать передачи документации на дом, необходимой для осуществления деятельности по управлению и содержанию его общего имущества.
Ответчик не представил в материалы дела доказательства выполнения пункта 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, а также доказательств утраты либо невозможности представления спорных документов в полном объеме.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 10 статьи 162 Жилищного кодекса предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как выбор новой управляющей организации, товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии со статьей 397 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства передать вещь кредитор вправе в разумный срок поручить выполнение обязательства третьим лицам за разумную цену либо выполнить его своими силами, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, договора или существа обязательства, и потребовать от должника возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
Статьей 398 ГК РФ определено, что в случае неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь кредитору последний вправе требовать изъятия этой вещи у должника и передачи ее кредитору. Вместо требования передать ему вещь, являющуюся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса).
Следовательно, в случае предъявления требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (вновь выбранная управляющая организация), а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (вновь выбранной управляющей организация).
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 09.01.2018 N 310-ЭС17-19934, от 03.07.2018 N 310-ЭС18-8774.
Доказательств невозможности восстановления спорной технической документации, в случае ее действительной утраты, ответчиком представлено не было.
Как указано выше, ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" является организацией осуществляющей деятельность по многоквартирному дому по адресу: г. Одинцово, ул. Чистяковой д. 40 согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в очно-заочной форме в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 40 N 1-2020/ОСС от 30.03.2020 (том 1 л.д. 19-20).
Решение внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой д. 40 не оспорено в установленном законом порядке, и недействительным не признано. Протокол внеочередного общего собрания собственников помещений в очно-заочной форме в многоквартирном доме также не оспорен, иного в материалы дела не представлено.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность по передаче истцу технической документации на многоквартирный дом возникает после внесения ГЖИ изменений в реестр лицензий на основании Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр., отклоняется судом апелляционной инстанции на основании нижеследующего.
Исходя из части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с частью 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр. Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка). По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отказе истцу во внесении изменений в реестр лицензий в отношении указанного многоквартирного дома судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, так как не свидетельствуют об обстоятельствах, позволяющих отказать истцу в передаче технической документации на многоквартирный дом.
Как следует из пояснений сторон, истец направил в ГУ МО "ГЖИ МО" заявление о внесении изменений реестр лицензий и включении в перечень спорного дома.
Решением ГУ МО "ГЖИ МО" N 9054 от 11.08.2020 отказано во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления по причинам несоответствия заявления и документов требованиями жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно указанному решению ГУ МО "ГЖИ МО" усматривается, что отказ был вызван несоблюдением п. п. "ж" пункта 20 Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", в решениях собственников не указаны даты их оформления собственниками.
Указанные обстоятельства указывают на добросовестность поведения истца, направленные на реализацию договора управления спорным многоквартирным домом и уклонения ответчика на передачу истребуемой документации.
Согласно установленному порядку внесения изменений в реестр лицензий, основания для включения перечисленных выше многоквартирных домов в реестр лицензий истца и исключения из реестра лицензии ответчика возникают у Государственной жилищной инспекции Московской области только после получения сведений от ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40", в том числе и предусмотренных пунктом 3 "Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" Приказа Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр.
Факт выбора собственниками в качестве управляющей организации ТСН "ЧИСТЯКОВОЙ 40" истцом доказан и ответчиком, либо иными лицами в установленном порядке оспорен не был.
Кроме того, само по себе сохранение у ответчика лицензии на управление спорным многоквартирным домом не влечет вывод о сохранении за ним права управления домом, которое в связи с принятием собственниками соответствующего решения перешло к истцу, доказательств признания этого решения недействительным в установленном законом порядке ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Согласно пункту 3 статьи 192 ЖК РФ лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Письмом Минрегиона РФ от 20.12.2006 N 14314-РМ/07 "О сроках возникновения обязанности приступить к управлению многоквартирным домом" определено, что организация, выбранная или созданная собственниками помещений для управления многоквартирным домом, в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязана приступить к управлению многоквартирным домом в следующие сроки:
управляющая организация, вновь выбранная на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, - не позднее чем через тридцать дней со дня подписания договора управления многоквартирным домом с первым собственником помещения, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 162 Кодекса);
товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив - со дня государственной регистрации товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива как юридического лица (пункт 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязанность управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы возникает из закона и вызвана необходимостью осуществления деятельности по обслуживанию многоквартирных домов и соблюдению прав собственников помещений.
Выполнение управляющей организацией этой обязанности не обусловлено исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, равно как такое исключение не является основанием для прекращения деятельности управления многоквартирным домом в случае, когда договор управления прекратил действие. При этом прекращение договора управления многоквартирным домом является основанием для внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Таким образом, ссылки заявителя апелляционной жалобы на, то, что управляющая компания не может передать техническую документацию до исключения сведений из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, являются несостоятельными.
Порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом.
Указанные в ЖК РФ основания для внесения необходимых изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации связаны с различными юридическими фактами, и, как следствие, их отличие определяет разное содержание прав и обязанностей субъектов данных правоотношений.
Представленные ответчиком в материалы дела документы: ответ ГУ МО "ГЖИ МО" от 08.10.2020 N 08Исх-15878/Б о наличии права АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" управлять многоквартирным домом, Акт N 387 от 25.08.2020 о выполнении точечного ремонта кровли и межпанельных швов, квитанции на оплату коммунальных и иных услуг собственникам помещений, Единый договор N 2277/2-17 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2017, Договор N 191230/1 на обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (ЛДСС), Договор теплоснабжения N 04-01/302-2-Од от 24.10.2017, Договор N РРО-2018-0000088 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.10.2018 судом первой инстанции были отклонены.
Сам по себе факт направления ответчиком квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг не свидетельствует о наличии у организации права на управление многоквартирным домом, поскольку правовые основания для их оплаты отсутствуют, при этом информированность жильцов о принятии ими решения о смене способа управления многоквартирным домом презюмируется в силу норм ЖК РФ. Следовательно, оплата квитанции, направленной неуполномоченной управляющей организацией, не прекращает обязательства жильца, собственника помещения в многоквартирном доме по оплате квитанции направленной товариществом собственников недвижимости. Таким образом, представленные ответчиком квитанции не могут быть расценены как доказательства права на управление многоквартирным домом ответчиком.
Представленные ответчиком договоры: Единый договор N 2277/2-17 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.06.2017, Договор N 191230/1 на обслуживание лифтов и лифтовой диспетчерской сигнализации и связи (ЛДСС), Договор теплоснабжения N 04-01/302-2-Од от 24.10.2017, Договор N РРО-2018-0000088 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24.10.2018 не свидетельствуют об исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом в период с апреля 2020 года по настоящее время.
При этом ответчик, со своей стороны, не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие о том, что им продолжают осуществляться действия по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Чистяковой, д. 40, равно как и доказательства оказания услуг по указанным выше договорам после 21.04.2020.
Препятствуя выдаче документации на дом, ответчик нарушает права истца, вынуждая осуществлять эксплуатацию жилого дома без документации, что может привести к возможным повреждениям жилого дома, повлечь за собой угрозу жизни и здоровью людей.
Поскольку ответчик доказательств, подтверждающих передачу истцу истребуемой технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом не представил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца об обязании ответчика передать такую документацию являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство ответчика о приобщении дополнительных доказательств к материалам дела, отказал в его удовлетворении по основаниям, изложенным в протокольном определении.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2020 по делу N А41-48490/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-48490/2020
Истец: ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ "ЧИСТЯКОВОЙ 40"
Ответчик: АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2757/2022
18.06.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8884/2021
25.01.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20626/20
03.11.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-48490/20