город Томск |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А27-2032/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Бородулиной И.И., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КемСтарПлюс" (N 07АП-10523/20) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.09.2020 по делу N А27-2032/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КемСтарПлюс" (ОГРН 1114205024493, ИНН 4205223527, Кемеровская область-Кузбасс, город Кемерово) к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857, город Кемерово) о признании незаконным решения от 12.12.2019 N 6575, обязании возместить понесенные расходы на выплату страхового обеспечения в размере 188369,13 руб.
третьи лица: Сидорова Ольга Павловна, г. Кемерово; Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373, г. Кемерово)
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "КемСтарПлюс": Мещерякова Е.А. по доверенности от 01.10.2020 (на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КемСтарПлюс" (далее - заявитель, ООО "КемСтарПлюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании незаконным решения об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 12.12.2019 N 6575; обязании фонда возместить понесенные заявителем расходы на выплату страхового обеспечения в размере 188369,13 руб.; признании незаконным решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 12.12.2019 N 6575(с учетом уточнения требования в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Одновременно обществом заявлено о взыскании с фонда 45000 руб. расходов на оплату услуг представителя, 3000 руб. расходов от уплаты государственной пошлины.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Сидорова Ольга Павловна, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - третьи лица, Сидорова О.П., Инспекция).
Решением от 15.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Указывает, что трудовые отношения между работодателем и работником Сидоровой О.П. оформлены трудовым договором от 01.06.2018; факт наступления страхового случая подтвержден листками нетрудоспособности N 910009093748, N 910011649682, справкой о рождении ребенка; трудовые отношения имели место, поэтому отказ фонда не соответствует принципам государственной поддержки материнства (статьи 3, 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей").
В отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 АПК РФ, Сидорова О.П. просит удовлетворить апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции отменить.
Фонд возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, заявил ходатайство о приобщении в материалы дела дополнений к апелляционной жалобе с приложенными к ней дополнительными доказательствами, приложив квитанции от 07.12.2020 о направлении дополнений в адрес иных участников процесса, не обеспечивших явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Судебное заседание, назначенное на 08.12.2020, слушанием откладывалось до 21.01.2021 на 12.15 часов, в том числе для ознакомления лицами, участвующими в деле, с представленными в материалы дела дополнениями к апелляционной жалобу с приложенными к ним дополнительными документами, отзывом на апелляционную жалобу, в том числе путем ознакомления с материалами дела в суде апелляционной инстанции до начала судебного заседания, представления отзыва на дополнения к апелляционной жалобе, доказательств его направления в адрес иных лиц, участвующих в деле, а также изложения своего отношения в письменном виде по заявленным ходатайствам о приобщении в материалы дела дополнительных доказательств, представленных к апелляционной жалобе (дополнениям к ней), к отзыву Сидоровой О.П.
После отложения в порядке части 10 статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство возобновлено.
Фонд, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, от Инспекции представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, частей 2 и 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Фондом представлены возражения на дополнения к апелляционной жалобе и на приобщение дополнительных доказательств.
Представитель общества при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, настаивал на приобщении в материалы дела дополнительных доказательств.
Рассмотрев вопрос о приобщении к материалам дела документов, приложенных к дополнениям к апелляционной жалобе, отзыву на апелляционную жалобу Сидоровой О.П., суд апелляционной инстанции отказывает в их приобщении, учитывая положения статьи 268 АПК РФ, поскольку не являлись предметом оценки суда первой инстанции, не подтверждают и не опровергают каких-либо обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения спора. Документы, представленные в копиях, судом апелляционной инстанции не возвращаются лицу, их представившему.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, дополнения к ним, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, 14.10.2019 ООО "КемСтарПлюс" обратилось в фонд с заявлением на возмещение расходов на сумму 188 147,26 рублей.
Согласно сведениям о расходах, содержащимся в справке - расчете, представленной страхователем при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения за период с 01.07.2019 по 30.09.2019, задолженность за территориальным органом фонда составила 188 147,26 рублей.
Фондом в отношении ООО "КемСтарПлюс" проведена проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, о чем составлен акт от 08.11.2019 N 6575.
По результатам камеральной проверки приняты решения от 12.12.2019 N 6575:
- об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 188 147, 26 руб.;
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 188369,13 руб.
Не согласившись с указанными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд пришел к выводу о необоснованности доводов заявителя и отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых решений.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ) урегулированы правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона N 255-ФЗ определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются юридические лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По общему правилу страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (частей 1, 2 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 2.2 Федерального закона N 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется страховщиком, которым является Фонд социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно подпунктам 4, 5 пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики обязаны обеспечить контроль за правильным начислением, своевременной уплатой и перечислением страховых взносов страхователями, а также за расходами на обязательное социальное страхование; контролировать правильность и своевременность назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.
Исходя из норм Федерального закона N 165-ФЗ и Постановления фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ, подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 федерального закона N 165-ФЗ и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N81-ФЗ) предусмотрено, что пособие по беременности и родам является одним из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей.
В статье 4 Федерального закона N 81-ФЗ определено, что выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности.
Нормой части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. В случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию (статья 8 Федерального закона N 81-ФЗ).
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно Перечню необходимых документов, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н, представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС РФ), за соответствующий период, подтверждающий начисление расходов на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела, документы в подтверждение права на возмещение расходов по выплате пособия представлены заявителем в полном объеме и с точки зрения их оформления соответствуют требованиям законодательства.
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных нормативных требований, формальное соответствие требованиям законодательства представленных обществу документов, не является основанием для возмещения ему спорных расходов, поскольку создание заявителем искусственной ситуации для получения средств фонда является основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении таких расходов.
Как установлено судом, в ООО "КемСтарПлюс" Сидорова О.П. на должность бухгалтера была принята 01.06.2018, согласно приказу от 03.06.2018 N 1, приказом от 03.06.2018 N 2 на основании заявления Сидоровой О.П. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на период с 01.06.2018 по 31.05.2019 (на 365 календарных дней), а с 01.06.2019 Сидорова О.П. приступила к исполнению обязанностей бухгалтера на период 1,5 мес. до ухода в отпуск по беременности и родам.
ООО ""КемСтарПлюс" зарегистрировано 14.06.2011.
Согласно представленному штатному расписанию ООО ""КемСтарПлюс" на 2018 год предусмотрены 5 штатных единиц: генеральный директор, бухгалтер, менеджер - 3 единицы, с общим фондом оплаты труда 83 356,00 руб.
Согласно данным табелей учета рабочего времени за период с 01.06.2018 по 31.05.2019 все сотрудники находились в отпуске без сохранения заработной платы.
В период с 01.06.2019 по 17.07.2019 выход на работу с получением оплаты труда осуществлялся только бухгалтером Сидоровой О.П.; остальные сотрудники по-прежнему находились в отпуске без сохранения заработной платы.
За период с 01.01.2017 по 31.03.2019 в ООО "КемСтарПлюс" фонд оплаты труда составил 0,00 руб., среднесписочная численность работников - 2.
По данным Формы 4-ФСС в ООО "КемСтарПлюс" фонд оплаты труда составил: - за 2 квартал 2019 года - 14 664,00 руб., среднесписочная численность работников - 4; - за 3 квартал 2019 года - 7 650,78 руб., среднесписочная численность работников - 4.
Согласно табелям учета рабочего времени с 01.01.2019 в ООО "КемСтарПлюс" числится 3 сотрудника.
За период с 01.06.2019 по 31.07.2019 заработная плата в организации начислялась только бухгалтеру Сидоровой О.П. в размере 22 314,78 руб.
После ухода Сидоровой О.П. в отпуск по беременности и родам ООО "КемСтарПлюс" заключен договор от 01.08.2019 на оказание бухгалтерских услуг с Яркеевой Т.И..
При этом из форм отчетности, предоставляемых для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) за период 2018 - 2019 гг., следует, что Яркеева Т.И. в течение указанных лет являлась работником ООО "КемСтарПлюс".
Начисление и выплата Сидоровой О.П. заработной платы за 1,5 месяца до предоставления отпуска по беременности и родам свидетельствует о создании обществом искусственной ситуации, направленной на необоснованное получение средств социального страхования.
В подтверждение исполнения Сидоровой О.П. обязанностей бухгалтера, обществом приобщены: копия трудовой книжки, пояснения, направляемые Сидоровой О.П. по требованиям Инспекции ФНС по г. Кемерово, касающиеся налоговой отчетности (от 13.09.2018, 28.02.2019, 09.04.2019); налоговые декларации за периоды 2018 - 2019 гг., содержащие номер контактного телефона (8******5202), скриншот ответа органа связи о принадлежности абонентского номера, распечатки с электронной почты переписки Сидоровой О.П. и ООО "КемСтарПлюс".
При этом все декларации подписаны директором общества, подпись бухгалтера отсутствует, отправлены через АО "ПФ "СКБ Контур".
В соответствии с трудовым договором от 01.06.2018 N 2/18-тд, заключенным ООО "КемСтарПлюс" с Сафоновой А.А., работнику устанавливается нормальная продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю (пункт 4.1), режим рабочего времени: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота и воскресенье), продолжительность ежедневной работы - 8 часов; начало работы - 08.00, окончание - 17.00 (пункт 4.2). Пунктами 5.2, 5.3 договора установлен должностной оклад, а также порядок оплаты труда.
Из материалов дела не усматривается исполнение сторонами условий трудового договора.
Изложенные третьим лицом пояснения относительно восстановления и ведения ею бухгалтерского и налогового учета общества, а также представленные ООО "КемСтарПлюс" документы (налоговые декларации, переписка) не свидетельствуют ни о соблюдении работником трудового распорядка, ни о выполнении обществом обязанности по оплате труда.
Кроме того, из форм отчетности, предоставленных ООО "КемСтарПлюс" для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ) за период 2018 - 2019 гг. в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", также следует, что самим обществом указанные правоотношения до мая 2019 года не рассматривались как трудовые.
Суд первой инстанции, оценив указанные документы, пришел к выводу о недоказанности трудовых отношений ООО "КемСтарПлюс" и Сидоровой О.П. в спорный период.
Согласно пункту 4 статьи 4.7 Федерального закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Апелляционная коллегия, оценив в совокупности все обстоятельства, приходит о том, что страхователем преднамеренно создана ситуация, связанная с выплатой пособия по беременности и родам работнику, принятому непосредственно перед наступлением страхового случая.
Юридические лица вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Вместе с тем, учитывая, что ситуация связана с возмещением расходов на выплату пособия по беременности и родам, ее разрешение не может ставиться в зависимость только от наличия у работодателя полномочий в сфере трудовых и гражданско-правовых отношений.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о создании заявителем искусственной ситуации по оформлению на работу физического лица для получения средств из Фонда социального страхования, что исключает удовлетворение заявленных требований, поскольку возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию законных затрат страхователя.
Формальное соответствие представленных заявителем документов требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию при установленных арбитражным судом вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях общества.
Кроме того, суд учитывает доводы фонда о нарушении требований пункта 64 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н, в представленных при проведении проверки листах нетрудоспособности от 17.07.2019 N9100009093748, от 18.09.2019 N910011649682 (раздел "Заполняется работодателем" не заполнен); оформлении приказа от 16.07.2019 N1 о предоставлении отпуска по беременности и родам, ранее даты выдачи листа нетрудоспособности N910009093748; проставлении Сидоровой О.Н. подписи на документах, оформляемых в г. Кемерово непосредственно в день выдачи листов нетрудоспособности медицинским учреждением в г. Калининграде (осуществляемой при личном присутствии гражданина) или ближайшие к нему дни (заявления от 16.07.2019, 18.09.2019, расходно-кассовый ордер от 17.07.2019); оформлении приказа от 03.06.2018 N2 о предоставлении отпуск без сохранения заработной в выходной день (воскресенье). Указанные обстоятельства ставят под сомнение оформление обществом документов в обозначенные в них даты и при предоставлении полного пакета документов, подтверждающих основания для выплаты пособия.
Фактические обстоятельства, перечисленные выше, в своей совокупности указывают на формальные признаки принятия на работу обоснованно расценены фондом как искусственно созданная ситуация по приему на работу лица непосредственно перед наступлением отпуска по беременности и родам в целях получения средств фонда.
Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования, в силу статьи 4 Федерального закона N 165-ФЗ, является устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования.
В силу норм трудового законодательства организация вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение в любом размере. Действующее законодательство РФ действительно не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость и приема на работу сотрудника. Страхователь вправе принимать на работу любое лицо и устанавливать ему вознаграждение за труд в зависимости от квалификации, сложности, количества, (качества и условий выполняемой работы).
Однако, учитывая то, что спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов заявителя, произведенных в пользу застрахованного лица, разрешение его не может быть поставлено в зависимость только от наличия у директора организации полномочий в сфере гражданско-правовых отношений. Данный вывод подтверждается правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.06.2004 N 2901.
Оценка рациональности, эффективности и целесообразности расходов общества дается в рамках установления правовых оснований для возмещения за счет средств Фонда социального страхования расходов на пособие, связанных с материнством. При этом не выделение Фондом социального страхования средств социального страхования в полном объеме не является основанием для невыплаты заявителем начисленной им суммы пособия работнику в полном объеме из собственных средств.
Как ранее изложено, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165- ФЗ не принимаются Фондом социального страхования к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о неправильном применении или нарушении судом норм права и необоснованности принятого им судебного акта, поэтому не является основание для его отмены.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными в силу пункта 3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина составляет 3000 рублей, то есть при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда подлежит уплате государственная пошлина в размере 1500 рублей.
В связи с изложенным, излишне уплаченная товариществом государственная пошлина по платежному поручению от 28.09.2020 N 586 в размере 1500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2032/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КемСтарПлюс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КемСтарПлюс" (ОГРН 1114205024493, ИНН 4205223527) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей по платежному поручению от 28.09.2020 N 586.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2032/2020
Истец: ООО "КемСтарПлюс"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N18
Третье лицо: Сидорова Ольга Павловна, Инспекция ФНС по г. Кемерово