г. Красноярск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А33-21477/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" января 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны): Сысоева В.И., представителя по доверенности от 28.07.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "23" октября 2020 года по делу N А33-21477/2020,
УСТАНОВИЛ:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедева Антонина Евгеньевна (ИНН 270605815175, ОГРН 316246800060211, далее - истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479, далее - ответчик) о признании незаконным бездействия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, в соответствии с которым просит:
1. Признать незаконным как не соответствующее требованиям подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10, подпункта 1 пункта 5, пункта 6 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и республике Тыва (МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва), выразившееся:
1.1. в оставлении без рассмотрения заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175) N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва), и в не принятии по нему в установленный срок решения о предоставлении Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), без проведения торгов в срочное безвозмездное пользование, заключив договор безвозмездного пользования земельными участками, сроком на 6 лет расположенных в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемых трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности;
1.2. в не предоставлении (уклонении от предоставления) в установленный срок Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), без проведения торгов в срочное безвозмездное пользование, заключив договор безвозмездного пользования земельными участками, сроком на 6 лет указанных в заявлении Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175) N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва), расположенных в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемых трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности.
2. В порядке части 4 статьи 201 АПК РФ в целях устранения (восстановления) нарушенного права обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и республике Тыва (МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) осуществить по месту своего нахождения предусмотренные подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10, подпунктом 1 пункта 5, пункта 6 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ меры по устранению (восстановлению) допущенных нарушений прав и законных интересов Крестьянского (фермерского) хозяйства, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), в том числе, в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения совершить следующие действия:
2.1. принять решение (издать распорядительный акт) о предоставлении Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), без проведения торгов в срочное безвозмездное пользования, заключив договор безвозмездного пользования земельными участками, сроком на 6 лет указанных в заявлении Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175) N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) расположенных в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемых трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности;
2.2. на основании прилагаемого к настоящему заявлению проекта договора безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности, подготовить проект договора безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности, с Крестьянским (фермерским) хозяйством, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), на условиях срочного безвозмездного пользования земельным участком без проведения торгов сроком на 6 лет по следующим указанным в заявлении Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175) N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) расположенным в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемым трем земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности;
2.3. на основании прилагаемого к настоящему заявлению проекта договора безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности, заключить с Крестьянским (фермерским) хозяйством, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), на условиях срочного безвозмездного пользования земельными участками без проведения торгов сроком на 6 лет договор безвозмездного пользования земельными участками, находящимися в федеральной собственности, по следующим указанным в заявлении Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175) N 1-20 от 06.02.2020 г. (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 г. в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) расположенным в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемым трем земельным участкам из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности, для чего подписать указанные проекты договоров и направить их в адрес заявителя - Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), обеспечить после заключения данных договоров необходимые действия по государственной регистрации права в едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
3. Взыскать с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в пользу Крестьянского (фермерского) хозяйства, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна (ОГРНИП 316246800060211, ИНН 270605815175), возмещение расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
4. Если суд по каким-то основаниям посчитает, что указанный в части 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок истек до подачи настоящего заявления, прошу в соответствие со статьей 117 АПК РФ восстановить его, так как причины такого пропуска срока уважительные и основаны на исчислении сроков, указанных в действующем законодательстве, в частности, пункте 2.7. Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 N 166.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 октября 2020 года с учетом определения Арбитражного суда Красноярского края об исправлении опечатки от 23 октября 2020 года заявление удовлетворено частично, признано незаконным как несоответствующее требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020) о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности. В остальной части требований отказано. На МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва возложена обязанность в течение 7 дней по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м устранить нарушенные права и законные интересы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны путем рассмотрении по существу заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении требований, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в указанной части, в данной части принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что пункт 8 статьи 39.14 и статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающие опубликование извещения о предстоящем предоставлении земельного участка и проведении аукциона в случае появления иных претендентов на испрашиваемые земельные участки, не распространяются на правоотношения по предоставлению земельного участка в срочное безвозмездное пользование без торгов для сельскохозяйственного использования.
По мнению заявителя, неверное толкование статей 39.10, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации повлекло неправильное применение восстановительной меры.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не направил.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, своего представителя не направил. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны обратилась в адрес ответчика с заявлением от заявлением от 06.02.2020 N 1-20 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству, без проведения торгов в безвозмездное пользование, заключив договор безвозмездного пользования земельными участками, сроком на 6 лет расположенных в Боготольском районе Красноярского края трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на бездействие, заявитель обратился в адрес МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с досудебной жалобой от 23.03.2020 N 2-20 по электронной почте (вх. N 24-5597), а также почтой России (получена ответчиком 09.04.2020) указав на бездействие ответчика по предоставлению заявителю в безвозмездное пользование без проведения торгов
Письмом от 30.03.2020 N 24-БН-08/3850 ответчик сообщил, что обращения заявителя от 06.02.2020 N 1-20 и от 23.03.2020 N 2-20 рассмотрены, но по техническим причинам не осуществлялось электронное взаимодействие между государственными органами и отсутствовала возможность предоставления государственной услуги, а также в силу пункта 4.1.14 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 455, документы заявителя направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения по указанному в обращении вопросу, о результатах принятого решения было обещано сообщить дополнительно.
Письмом от 01.09.2020 N 6-20 (вх. N 24-15320 от 02.09.2020) заявитель сообщил МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва об изменении места регистрации, жительства и почтового адреса.
Письмом от 04.09.2020 N 24-БН-08/9540 ответчик сообщил заявителю, что в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.08.2020 г. N АШ-10/26489 "О вовлечении в хозяйственный оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения", пунктом 8 статьи 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствие со статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц по прошествии 30 дней со дня опубликования извещения о намерении предоставить земельный участок. После поступления денежных средств из федерального бюджета, запрошенных в целях распоряжения в установленном порядке земельными участками, Межрегиональное территориальное управление обеспечит опубликование извещений о намерении предоставить земельные участки с кадастровыми номерами: 24:06:4501001:5, 24:06:4501001:6, 24:06:4502003:92.
До настоящего времени МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не предоставило Главе крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонине Евгеньевне испрашиваемый земельный участок. Решение до настоящего времени не принято.
Полагая, что бездействие МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы, Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедева Антонина Евгеньевна обратилась с настоящим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции, принимая во внимание положения пункта 1 статьи 24, статьи 39.1, статьи 39.10, статьи 39.14, части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 14.1 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (зарегистрирован в Минюсте России 27.02.2015 N 36258), пунктов 1, 4, 4.1.14, 4.2.23, 4.2.29, 5.1, 5.2, 5.8, 4.1.30 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 455, 2.7 Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.04.2017 N 166, пришел к выводу о том, что бездействия по нерассмотрению заявления и не принятию по нему решения является незаконным, на основании следующего.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедева Антонина Евгеньевна обратилась в адрес ответчика с заявлением от 06.02.2020 N 1-20 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва) о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству, без проведения торгов в безвозмездное пользование, заключив договор безвозмездного пользования земельными участками, сроком на 6 лет расположенных в Боготольском районе Красноярского края трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления сельскохозяйственной деятельности, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на бездействие, заявитель обратился в адрес Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва с досудебной жалобой от 23.03.2020 N 2-20 по электронной почте (вх. N 24-5597), а также почтой России (получена ответчиком 09.04.2020) указав на бездействие ответчика по предоставлению заявителю в безвозмездное пользование без проведения торгов
Письмом от 30.03.2020 N 24-БН-08/3850 ответчик сообщил, что обращения заявителя от 06.02.2020 N 1-20 и от 23.03.2020 N 2-20 рассмотрены, но по техническим причинам не осуществлялось электронное взаимодействие между государственными органами и отсутствовала возможность предоставления государственной услуги, а также в силу пункта 4.1.14 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 N 455, документы заявителя направлены в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для принятия решения по указанному в обращении вопросу, о результатах принятого решения было обещано сообщить дополнительно.
Письмом от 04.09.2020 N 24-БН-08/9540 ответчик сообщил заявителю, что в соответствии с поручением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.08.2020 N АШ-10/26489 "О вовлечении в хозяйственный оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения", пунктом 8 статьи 39.14 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации. В соответствие со статьей 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц по прошествии 30 дней со дня опубликования извещения о намерении предоставить земельный участок. После поступления денежных средств из федерального бюджета, запрошенных в целях распоряжения в установленном порядке земельными участками, Межрегиональное территориальное управление обеспечит опубликование извещений о намерении предоставить земельные участки с кадастровыми номерами: 24:06:4501001:5, 24:06:4501001:6, 24:06:4502003:92.
До настоящего времени МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва не приняло решение по заявлению главы КФХ.
Таким образом, в нарушение требований части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации ответчиком не принято одно из должных решений, а именно: не проведена подготовка проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также не направлены проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; не принято решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и не направил принятое решение заявителю; не принято решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком не принято решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование или решение об отказе в предоставлении земельного участка, то суд удовлетворил требование заявителя в части признания незаконным, противоречащим нормам Земельного кодекса Российской Федерации, бездействие МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, выразившееся в нерассмотрении по существу заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020) о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности.
Судебный акт суда первой инстанции в данной части не обжалуется истцом, возражений о несогласии с решением суда в указанной части ответчиком не представлено, суд апелляционной инстанции не проверяет законность решения в данной части.
Отказывая в удовлетворении требований в оставшейся части, суд первой исходил из того, что бездействия по непредоставлению земельного участка не может быть признано незаконным, поскольку не решен вопрос о наличии либо отсутствии иных претендентов на испрашиваемые земельные участки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.
Пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление земельных участков гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 настоящего Кодекса, согласно пункту 1 которой в случае поступления подобного заявления уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в установленном порядке и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; либо принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Требования к содержанию извещения указаны в пункте 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.
Таким образом, уполномоченный орган после поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, или принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.
В данном случае МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва обязано обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Только в случае если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из положений статей 39.10, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, может быть предоставлен гражданину или крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления его деятельности в безвозмездное пользование без проведения торгов на основании предоставленного им заявления при условии, что этот гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок.
При наличии иных граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в приобретении прав на указанный земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган обязан приступить к процедуре проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка.
Вместе с тем, наличие либо отсутствие иных претендентов на испрашиваемый земельный участок может быть определено в течение тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей.
Таким образом, у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя о признании незаконным бездействие МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, выразившееся в не предоставлении (уклонении от предоставления) в установленный срок Крестьянскому (фермерскому) хозяйству, Главой которого является Лебедева Антонина Евгеньевна, без проведения торгов в срочное безвозмездное пользование, заключив договор безвозмездного пользования земельными участками, сроком на 6 лет указанных в заявлении Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020 в МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва), расположенных в Боготольском районе Красноярского края испрашиваемых трех земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м., с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м., для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его сельскохозяйственной деятельности.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Применительно к статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
Оценив обстоятельства дела, представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции признал, что заявленная заявителем восстановительная мера является преждевременной, поскольку Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, не разместив извещение о предоставлении в безвозмездное пользование спорного земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления и на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru, и, заключив впоследствии договор с Главой Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антониной Евгеньевной, нарушит предусмотренный статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, и данное нарушение закона причинит вред охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц. Суд признал, что по данному делу, устранением нарушенных прав заявителя, будет возложение обязанности на МТУ Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва в течение 7 дней по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения о предоставлении в безвозмездное пользование земельных участков с кадастровым номером 24:06:4501001:5 площадью 1 947 488 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4501001:6 площадью 646 344 кв.м, с кадастровым номером 24:06:4502003:92 площадью 294 866 кв.м устранить нарушенные права и законные интересы главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны путем рассмотрения по существу заявления Главы Крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедевой Антонины Евгеньевны N 1-20 от 06.02.2020 (вх. N 24-2366 от 10.02.2020).
На основании вышеизложенного, отклоняется довод жалобы о неверном применении восстановительной меры, как необоснованный, и не свидетельствующий о допущенных судом нарушениях норм процессуального права. Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения не имеется.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "23" октября 2020 года по делу N А33-21477/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21477/2020
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лебедева Антонина Евгеньевна
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ, РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ И РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА