г. Москва |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А40-120982/20 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда
В.Р. Валиев (единолично)
рассмотрев апелляционную жалобу ООО "СТМ-Сервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 октября 2020 года
по делу N А40-120982/20, принятое судьей Лежневой О.Ю.
в порядке упрощенного производства
по исковому заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к ООО "СТМ-Сервис"
о взыскании
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ
ОТКРЫТЫМ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003) (далее - Истец) в Арбитражный суд г. Москвы предъявлен иск к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СТМ-СЕРВИС" (ОГРН: 1116672008661, Дата присвоения ОГРН: 08.04.2011, ИНН: 6672337623) (далее - Ответчик) о взыскании денежных средств в размере 224 711,13 руб., а также госпошлины в размере 7 494 руб.
Решением суда от 23 октября 2020 года, принятым в порядке упрощенного производства, иск удовлетворен в полном объеме.
При этом суд пришел к выводу о доказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15,393 ГК РФ).
С решением не согласился ответчик, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в иске.
Истец просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд апелляционной инстанции находит решение суда от 23 октября 2020 года подлежащим изменению.
Как усматривается из материалов судебного дела, 30.04.2014 г. между истцом (Заказчик) и ответчиком (Исполнитель) заключен договор N 284, в соответствии с которым заказчик поручает и обязуется оплатить, а подрядчик принимает на себя обязательства по сервисному обслуживанию локомотивов в порядке и сроки, определенные Договором, в период нахождения локомотивов на сервисном обслуживании, а исполнитель берет на себя обязательства по обеспечению исправного работоспособного состояния локомотивов и устранению всех неисправностей и недостатков локомотивов (пункт 1.2 Договора).
Согласно пункту 1.5. Договора результатом сервисного обслуживания локомотивов является поддержание локомотивов в технически исправном состоянии и позволяющем эксплуатировать локомотивы в соответствии с законодательством РФ, Правилами технической эксплуатации железных дорог РФ и настоящим Договором.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия Договора согласованы сторонами.
Подпунктом 4.1.2. Договора закреплена обязанность исполнителя осуществлять качественное выполнение сервисного обслуживания локомотивов.
В силу пункта 4.1.40 договора ответчик несет ответственность за качество выполненных работ по сервисному обслуживанию в соответствии с пунктом 23 приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. N 286.
В период с 01.03.2019 по 31.03.2019 года были выявлены факты некачественного сервисного обслуживания локомотивов приписки Южно-Уральской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД", в результате которого допущены отказы технических средств локомотивов, повлекшие задержку поездов и, как следствие, дополнительные финансовые риски для ОАО "РЖД".
Руководствуясь Регламентом взаимодействия Заказчика и Исполнителя по сервисному обслуживанию локомотивов (приложение N 4 к Договору, далее - Регламент, Регламент взаимодействия), Положением о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 (далее - Положение о расследовании), по событиям отказов технических средств на локомотивах с поездами, возникших по вине ООО "СТМ-Сервис", повлекших задержку поездов, комиссией в составе представителей Заказчика и Исполнителя проводились служебные расследования, по итогам которых устанавливались причины возникновения неисправностей, а также виновная сторона.
Результаты расследования оформлены в соответствии с Положением о расследовании с соблюдением установленного Договором и Регламентом порядка взаимодействия Заказчика и Исполнителя в случае возникновения неисправности локомотива.
В соответствии с пунктами 3.1.8, 8.1 Договора представителями Истца и Ответчика составлены акты-рекламации, согласно которым причиной возникновения неисправностей (отказов в работе локомотивов) явилось некачественное проведение гарантийного ремонта локомотивов в условиях сервисных локомотивных депо Ответчика.
Возникновение неисправностей по вине Ответчика подтверждается актами- рекламациями, а также подписанными актами служебного расследования формы РБУ - 3.
В соответствии с Инструкцией о порядке учета и классификации инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов (распоряжение ОАО "РЖД" от 16.01.2014 N 47р) учет отказов технических средств осуществляется с использованием Комплексной автоматизированной системы учета, контроля устранения отказов в работе технических средств и анализа их надежности (далее - система КАСАНТ) на основании данных графика исполненного движения "Урал-ВНИИЖТ" (далее - ГИД "Урал-ВНИИЖТ") и первичных документов.
В соответствии с пунктом 4 Приложения N 10 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение N 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286) при возникновении нарушения графика движения поездов (в том числе при задержке поезда) диспетчер поездной установленным порядком вводит в систему ГИД "Урал- ВНИИЖТ" соответствующую пометку. На основании данной отметки в системе КАСАНТ формируется оповещение об отказе в работе технического средства с информацией о задержанных поездах.
В результате отказов технических средств убытки Истца выразились в расходах, понесенных на содержание и обслуживание локомотивов - затраты на содержание локомотивных бригад (заработная плата), расход энергоресурсов (расходы на электроэнергию) в течение всего периода простоя электровозов/тепловозов и исключения их из плановой эксплуатационной работы Истца, а также расходах, связанных с вызовом и работой вспомогательных локомотивов для передислокации неисправных электровозов к месту ремонта.
В период с 01.06.2019 по 30.06.2019 по Южно-Уральской дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО "РЖД" расследованы и отнесены по виновности за ООО "СТМ-Сервис" указанные в Расчете суммы исковых требований случаи отказов технических средств, которые повлекли задержку поездов и/или вызов вспомогательного локомотива.
В результате указанных отказов локомотивов по вине ООО "СТМ-Сервис" ОАО "РЖД" причинен ущерб в сумме 224 711 руб. 13 коп.
В соответствии с п. 12.1. Договора исполнитель в течение 20 календарных дней с момента предъявления соответствующего требования возмещает заказчику убытки в виде ущерба, возникшие вследствие нарушения исполнителем своих обязательств по договору.
Установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования применительно к положениям ст.ст. 15, 393 ГК РФ.
Довод ответчика о применении к спорным отказам локомотивов годичного срока исковой давности не доказан.
Договор N 284 от 30 апреля 2014 года нельзя четко отнести ни к договору подряда, ни к договору оказания услуг. Даже исходя из этимологии названия договора (на сервисное обслуживание), можно сделать вывод, что договор регулирует в большей части оказание услуг.
В соответствии с определением сервисного обслуживания, данным в приложении N 1 к договору, помимо оказания услуг под сервисным обслуживанием понимается, в том числе, и комплекс работ. В этой связи договор является смешанным.
Соответственно, заявляя о применении годичного срока исковой давности, установленного в ч.1 ст.725 ГК РФ, ответчик должен представить доказательства, какой некачественно выполненный результат подрядных работ является причиной отказа.
Таких доказательств в настоящем деле не приведено.
Не может служить основанием к отказу в иске ссылка ответчика на п.п. "г" п. 2.1.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 10 от 31.08.2017 г.) и ст.718 ГК РФ.
Согласно приложению N 1 к Договору сервисным обслуживанием является проведение комплекса работ и оказания услуг по Обслуживанию, Обслуживанию непредвиденному и Работ по заводскому ремонту и приобретению Линейного оборудования. Вместе с тем, в соответствии с указанным приложением под "обслуживанием непредвиденным" понимается проведение работ и оказание услуг, необходимость в которых возникла по вине Заказчика (ОАО "РЖД").
Таким образом, из указанного пункта договора не следует, что он подлежит применению к отказу локомотива на линии.
Между тем, решение суда подлежит изменению, поскольку затраты на оплату труда локомотивных бригад отказавшего и вспомогательного локомотивов и страховые взносы являются публично-правовыми и трудовыми обязательствами истца, не зависящими от отказа локомотивов, и носят условно-постоянный характер, в связи с чем безосновательно включаются в состав убытков.
Соответственно, во взыскании 65 409,18 руб. убытков следует отказать.
Судебные расходы по оплате госпошлины подлежат распределению в порядке ст.110 АПК РФ, в результате чего с ответчика в пользу истца следует взыскать 4 440 руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, п. 4 ч.1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 23 октября 2020 года по делу N А40-120982/20 изменить. Взыскать с ООО "СТМ-Сервис" в пользу ОАО "Российские железные дороги" 159 301 руб. 95 коп. - в возмещение убытков, 4 440 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины, в остальной части иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-120982/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ООО "СТМ-СЕРВИС"