Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф09-1303/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А07-10227/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Томилиной В.А.,
судей Аникина И.А., Карпачевой М.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2020 по делу N А07-10227/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
фермерского хозяйства "Рассвет" - Завадич П.В. (доверенность от 04.02.2020, паспорт, диплом);
Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Газизова М.Б. (доверенность N Д-141 от 28.12.2020, паспорт, диплом).
Фермерское хозяйство "Рассвет" (далее - ФХ "Расвет", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление, УЗИО РБ, заинтересованное лицо) в котором просит:
- признать незаконным отказ Управления, выраженный в письме от 31.01.2020 N 874, в предоставлении в собственность Фермерского хозяйства "Рассвет" земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, н.п. Искино, Королево, Атаевка, Локотки, для производства сельхозпродукции, ввиду несоответствия подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации;
- обязать Управление в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, н.п. Искино, Королево, Атаевка, Локотки, для производства сельхозпродукции и направить ФХ "Рассвет"
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.11.2020 (резолютивная часть объявлена 13.11.2020) заявление удовлетворено: суд признал незаконным отказ Управления, выраженный в письме N 874 от 31.01.2020, в предоставлении в собственность Фермерского хозяйства "Рассвет" земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, н.п. Искино, Королево, Атаевка, Локотки, для производства сельхозпродукции; обязал Управление в тридцатидневный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения осуществить подготовку в трех экземплярах и подписание проекта договора купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, находящихся по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Кировский район, н.п. Искино, Королево, Атаевка, Локотки, для производства сельхозпродукции и направить ФХ "Рассвет" (л.д. 65-86).
С указанным решением не согласилось заинтересованное лицо (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе УЗИО РБ просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неверное применение норм материального и процессуального права. Так, податель жалобы со ссылкой на статью 610 Гражданского кодекса Российской Федерации поясняет, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается на срок, установленный пунктом 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, положениями которого не определен срок действия такого договора, не представляется возможным, поскольку это не следует из положений Земельного кодекса Российской Федерации. Следовательно, по истечении срока договора аренды земельного участка такой договор прекращает свое действие. Таким образом, поскольку срок аренды по договору аренды N 1065-16 устанавливался с 18.05.2016 до 18.05.2019 и истек, то заявитель обратился с заявлением о выкупе земельных. участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306 15.01.2020, уже по истечении установленного договором аренды срока.
Также в качестве отказа в предоставлении спорных земельных участков в собственность заявителя, Управлением указывает на изменение территориальной зоны в отношении земельных участков, расположенных в зонах ОД-3, Ж-1 (02:55:051003:306, 02:55:051012:154).
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В судебном заседании заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы; заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании Постановления главы Администрации города Уфы N 1838 от 21.04.2005, между ФХ "Рассвет" (арендатор) и Администрацией города Уфы (арендодатель) был заключен договор аренды N 1055- 05 от 09.06.2005 на земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, н.п. Искино, Королеве, Атаевка, Локотки для использования в целях производства сельскохозяйственной продукции без права строительства капитальных объектов сроком до 21.04.2015.
По истечении срока аренды на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-17656/2015 от 19.04.2016 между ФХ "Рассвет" (арендатор) и УЗИО РБ (арендодатель) был заключен новый договор аренды N 1065-16 от 19.12.2016 (далее - договор, т. 1, л.д. 13-16), в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, расположенные по адресу: Республика Башкортостан, н.п. Искино, Королеве, Атаевка, Локотки, были предоставлены также для производства сельскохозяйственной продукции сроком (пункт 1.1 договора).
Срок аренды устанавливается с 18.05.2016 по 18.05.2019 (пункт 3.1 договора).
На основании пункта 6.3 договора по истечении срока действия договора, указанного в пункте 3.1, и неполучения от арендатора письменного уведомления о намерении продлить его, договор прекращает свое действие.
Заявитель выразил свое намерение о продлении договора направлением заявления о продлении договора аренды (вх.6141 от 22.02.2019 - т. 1, л.д. 69, 70).
ФХ "Рассвет" обратилось в УЗИО РБ письмом N 39 от 14.01.2020 (вх.N 874 от 15.01.2020) с просьбой предоставить в собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306 для производства сельхозпродукции (т. 1, л.д. 67).
Письмом N 874 от 31.01.2020 УЗИО РБ отказало в предоставлении земельных участков, сославшись на то, что на дату подачи заявления срок действия договора N 1065-16 от 19.12.2016 истек (т. 1, л.д. 68).
Полагая данный отказ в предоставлении спорных земельных участков в собственность, противоречащим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, ФХ "Рассвет" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявление ФХ "Рассвет", суд первой инстанции исходил из отсутствия у заинтересованного лица правовых оснований для отказа ФХ "Рассвет" в предоставлении земельных участков в собственность.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что обжалуемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ (в редакции, действующей с 01.03.2015) гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, при условии надлежащего использования этого земельного участка.
В силу статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В подпункте 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами, в частности, к территориальной зоне сельскохозяйственного использования, что соответствует подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 11 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями, сельскохозяйственного назначения - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Как усматривается из материалов дела, ФХ "Рассвет" принадлежат на праве аренды более трех лет земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, общей площадью 2 275 682 кв. м (с учетом дополнительного соглашения N 1 от 22.04.2020), находящиеся по адресу: Республика Башкортостан, н.п. Искино, Королеве, Атаевка, Локотки, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для производства сельскохозяйственной продукции.
ФХ "Рассвет" обратилось в УЗИО РБ письмом N 39 от 14.01.2020 (вх.N 874 от 15.01.2020) с просьбой предоставить в собственность земельные участки с кадастровыми номерами: 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306 для производства сельхозпродукции (т. 1, л.д. 67).
Как следует из материалов дела, УЗИО РБ отказало ФХ "Рассвет" в предоставлении в собственность спорных земельных участков, указав, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как заявитель обратился с указанным заявлением после истечения срока действия указанного договора аренды земельного участка (указанное основание содержится в пункте 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельным кодексом Российской Федерации и Законом N 101-ФЗ в редакции до 01.03.2015 не был установлен запрет на возможность возобновления на неопределенный срок по правилам пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договоров аренды публичных земельных участков, при заключении которых не требовалось проведения торгов.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.03.2015, прямо не исключено применение положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, правомерно заключенному без проведения торгов, в случае, когда арендатор имеет право на заключение нового договора аренды без проведения торгов.
Следовательно, если после 01.03.2015 арендатор продолжил пользование таким земельным участком, предоставленным в аренду до указанной даты, по истечении срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. К продлению таких договоров не применяется общее правило, предусмотренное в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.05.2020 N 310-ЭС19-25907 по делу N А64-6041/2018.
Из материалов дела следует, что срок аренды устанавливается с 18.05.2016 по 18.05.2019 (пункт 3.1 договора).
Кроме того, в силу пункта 6.3 договора по истечении срока действия договора, указанного в пункте 3.1, и неполучения от арендатора письменного уведомления о намерении продлить его, договор прекращает свое действие.
Заявитель, воспользовавшись условием пункта 6.3 договора аренды, выразил свое намерение о продлении договора направлением заявления о продлении договора аренды от 22.02.2019 (т. 1, л.д. 69, 70).
Также, УЗИО РБ своими действиями неоднократно подтверждало, что договор аренды N 1065-16 от 19.12.2016 является действующим, а именно:
- письмом N 6712 от 19.03.2020 Управление за подписью заместителя начальника Кирилловой И.В. на запрос ФХ "Рассвет" сообщило, что договор аренды N 1065-16 от 19.12.2016 является действующим;
- по инициативе заинтересованного лица между ФХ "Рассвет" и УЗИО РБ было подписано дополнительное соглашение N 1 от 22.04.2020 о внесении изменений в договор аренды N 1065-16 от 19.12.2016, касающихся общей площади арендуемых земельных участков и расчета размера арендной платы.
Данные действия Управления, с учетом заявления ФХ "Рассвет" о продлении договора аренды от 22.02.2019, свидетельствуют о волеизъявлении арендодателя на продолжение арендных отношений с заявителем по спорным земельным участкам.
Договор аренды N 1065-16 от 19.12.2016 был заключен на основании решения Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07- 17656/2015 от 19.04.2016, которым установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306 расположены в территориальной зоне "С1".
В данном случае обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А07-17656/2015, имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
В заявлении о предоставлении земельных участков в собственность ФХ "Рассвет" указывало "для производства сельхозпродукции".
Разрешенным видом использования земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306 согласно данным Единого государственного реестра недвижимости является вид: "Для производства сельскохозяйственной продукции" (т. 2, л.д. 14-28).
Таким образом, разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306 полностью соответствовало целям использования, указанным в заявлении о предоставлении в собственность.
Какие-либо доказательства, представленные Управлением, свидетельствующие о неиспользовании заявителем спорного земельного участка по целевому назначению в материалы дела не представлены (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного выше, суд обоснованно установил, что у Управления отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в предоставлении спорных земельных участков в собственность, и удовлетворил требования заявителя, обязав Управление, в силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, подготовить и направить ФХ "Рассвет" проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:051016:49, 02:55:051016:46, 02:55:051016:50, 02:55:051012:154, 02:55:051003:306, в тридцатидневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.
В целом доводов, документально опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельства и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.11.2020 по делу N А07-10227/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельных и имущественных отношений администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Томилина |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-10227/2020
Истец: ФЕРМЕРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО "РАССВЕТ"
Ответчик: УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ, Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа горд Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан