Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 апреля 2021 г. N Ф05-8021/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А41-61860/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от истца по делу - Центральной акцизной таможни - Власенко А.И., по доверенности от 21.12.2020,
от ответчика по делу - ООО "Склад.ру" - Бояринцев Б.А., по доверенности от 12.01.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2020 по делу N А41-61860/20, по иску Центральной акцизной таможни к обществу с ограниченной ответственностью "Склад.ру" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, таможня, таможенный орган) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Склад.ру" (далее - общество, ООО "Склад.ру") о взыскании суммы неуплаченного по ДТ N 10009030/260917/0007534 утилизационного сбора в размере 840 000 рублей и пени в размере 208 285 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.11.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Центральная акцизная таможня не согласилась с выводами суда, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представитель Центральной акцизной таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Склад.ру" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что 26.09.2017 г. ООО "Склад.ру" на Крекшинском акцизном таможенном посту Центральной акцизной таможни по ДТ N 10009030/260917/0007534 задекларировано 2 товара ("поломоечная машина, 2017 г.в., ТМ DULEVO 400 ВТ/л.с. (товар N 1), ("поломоечная машина, 2017 г.в., ТМ DULEVO 400 ВТ/л.с. (товары N 2).
Вышеуказанный товар выпущен таможней, что подтверждается отметками в графе "С" деклараций под номером 2.10 "Выпуск товаров разрешен", на момент выпуска товара утилизационный сбор ООО "Склад.ру" не уплачен.
Письмом от 07.07.2020 N 34-10/125 обществу сообщено о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 840 000 рублей.
Поскольку утилизационный сбор в добровольном порядке не уплачен, 16.09.2020 г. таможенный орган обратился в Арбитражный суд Московской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал их необоснованными.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно требованиям статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Постановлением Правительства N 81 от 06.02.2016 г. установлены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила) и Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком в соответствии с Перечнем.
Письмом Минпромторга РФ от 04.03.2016 N МА-12952/20 и письмом ФТС России от 12.05.2016 N 01-11/22507 разъяснено, что утилизационный сбор взимается со дня вступления в силу Постановления N 81, то есть с 10.02.2016, и только в отношении самоходных машин и прицепов к ним, которые указаны в Перечне. В отношении техники, не указанной в Перечне, а также выпущенной в обращение до 10.02.2016, утилизационный сбор не взимается.
При этом указанный в Перечне вид (категория) машин "X. Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств" ассоциирован именно с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8479100000.
Товар 1 и Товар 2 не включены ни в один раздел Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора и не подлежат обложению утилизационным сбором.
При решении вопроса об отнесении товара к Перечню необходимо учитывать помимо кода ТН ВЭД ЕАЭС реальные физические характеристики товара, а также вид и категорию
транспортного средства, самоходной машины или прицепа.
Таким образом, код ТН ВЭД ЕАЭС в Перечне является критерием для расчета суммы утилизационного сбора только в отношении тех видов и категорий самоходных машин, которые в Перечень включены и имеют одновременно следующие характеристики:
(1) Машины предназначены для содержания дорог;
(2) Машины не созданы на базе шасси колесных транспортных средств;
(3) Машины классифицированы по кодам ТН ВЭД ЕАЭС 8705, 8479 10 000 0.
При этом в силу пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств. Изложенное означает, что товар является объектом обложения утилизационным сбором в том случае, если в отношении ввозимого товара выполняется совокупность условий, предусмотренных как пунктом 1, так и пунктом 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо учитывать установленные в Перечне физические характеристики товара, в том числе вид и категорию самоходной машины, а также ее назначение.
В свою очередь Товар 1 и Товар 2, ввезенные Ответчиком, под названную категорию X Перечня не подпадает, поскольку код ТН ВЭД ЕАЭС не является единственным критерием, который определяет отнесение товара к Перечню, но влияет на определение конкретной ставки утилизационного сбора в отношении товаров, включенных в Перечень.
В том случае, если самоходная машина и классифицирована по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 ООО 0, указанному в Перечне, но по своим характеристикам и назначению не относится к машинам для содержания дорог, то ее нельзя считать включенной в Перечень и облагать утилизационным сбором.
Включение в раздел X Перечня машин для содержания дорог, классифицируемых по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8479 10 000 0, не является основанием для уплаты утилизационного сбора "по аналогии" в отношении других самоходных машин, которые также классифицированы по коду данному ТН ВЭД ЕАЭС, но не предназначены для содержания дорог.
Указанный в ДТ Товар 1 - оборудование, предназначенное для мокрой уборки твёрдых поверхностей напольных покрытий. Для сбора воды и сушки покрытия, в машине используются устройство с лопастями из пластикового листового материала (на подобии щетки сте кл ооч истите л я). прижимаемого к ровному полу, которые необходимо заменять, когда их кромка начинает царапать пол. Для всасывания воды используется электрический мотор с угольным фильтром, что подразумевает отсутствие во всасываемой воде крупных конгломератов и неприемлемо для машин для содержания дорог, оборудования для строительства. Машина может работать на ровных поверхностях, при уклоне не более 10%, при скорости не более 6 км/ч. Разворот машины не допускается ни при каких величинах уклона. Машина оснащена приводом от электродвигателя, питание которого обеспечивают аккумуляторные батареи, которые имеют ограниченный ресурс, а их зарядка возможна только в специальном помещении. Следовательно, использование данной машины по назначению ограничено удалённостью от точки зарядки аккумуляторных батарей. Машина имеет незначительный клиренс (расположена близко от пола). Исследуемая поломоечная самоходная машина торговой марки "Dulevo" модели "Boost 150.9ВТ2" с приводом от электродвигателя, производства компании "Dulevo International S.p.A.", является маломощной машиной невысокой производительности, которая не может использоваться в качестве машины для содержания дорог, оборудования для строительства или других аналогичных работ.
Указанный в ДТ Товар 2 - подметальная самоходная машина торговой марки "Dulevo" модели "SPARK 900 EN" с приводом от электродвигателя, производства компании "Dulevo International S.p.A.", является оборудованием, предназначенным для удаления с больших площадей свободно лежащих загрязнений. Машина служит для уборки сухих гладких поверхностей небольшой площади, управляется толкающим её сзади оператором, не оборудована тормозной системой. Всасываемый воздух фильтруется воздушным фильтром, что подразумевает отсутствие во всасываемом воздухе крупных конгломератов и неприемлемо для машин для содержания дорог, оборудования для строительства. Фильтр рекомендуется извлекать и прочищать струей сжатого воздуха или при помощи пылесоса, заменять через каждые 200 часов. При использовании машины в помещениях с высокой запыленностью рекомендуется более частое использование встряхивателя фильтра. Для всасывания легкого, но крупного мусора (листов бумаги и т.п.) необходимо поднять переднюю часть машины. Необходимо производить регулярное опорожнение переднего и заднего контейнера, для чего необходимо их демонтировать и опорожнить в какой- либо мусорный контейнер. Машина оснащена приводом от электродвигателя, питание которого обеспечивают аккумуляторные батареи, зарядка которых возможна только в специальном помещении. Следовательно, использование данной машины по назначению ограничено удалённостью от точки зарядки аккумуляторных батарей. Машина может эксплуатироваться при полностью заряженной АКБ только 3 часа. Исследуемая подметальная самоходная машина торговой марки "Dulevo" модели "SPARK 900 EN" с приводом от электродвигателя, производства компании "Dulevo International S.p.A.", является маломощной машиной невысокой производительности, которая не может использоваться в качестве машины для содержания дорог, оборудования для строительства или других аналогичных работ.
Согласно представленным таможенным органом документам, данная поломоечная самоходная машина с приводом от электродвигателя специально разработана для промышленной уборки складских помещений и общественных мест с ровными полами, оснащена валиками и дисковыми щетками из полипропилена для тщательной уборки полов, емкость бака с водой - 150л. емкость возвратного бака - 170 л, напряжение 48 В.
В силу пункта 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).
Как разъяснено в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N 301-ЭС19-157 из содержания данных законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.
Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин является наличие соответствующих паспортов (пункт 1), в том числе, выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию Российской Федерации (пункт 2).
В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.
Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта.
Кроме того, для лиц, осуществляющих производство и изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, признанных, помимо прочего, организациями - крупнейшими производителями самоходных машин и (или) прицепов, в пунктах 21 - 25 Правил взимания утилизационного сбора установлен особый порядок исчисления и уплаты данного платежа.
Этот особый порядок предполагает представление производителем транспортных средств расчета утилизационного сбора, копий сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, иных документов в налоговый орган по месту своего нахождения и уплату утилизационного сбора в установленные сроки после представления расчета утилизационного сбора.
В ходе рассмотрения настоящего дела, доказательства отнесения поломоечной машины к самоходным машинам, предназначенным для содержания дорог, либо иным видам самоходной техники, указанным в Перечне, таможенным органом не представлены.
Таким образом, ввезенный товар не соответствует иным, помимо кода ТН ВЭД, критериям, установленным в названном Перечне.
Следовательно, в отношении ввезенного по ДТ N 10009030/260917/0007534 товара не установлена обязанность по уплате утилизационного сбора.
Вышеизложенная правовая позиция нашла свое отражение в Определение Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2020 N 307-ЭС19-26171.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований и взыскания с общества суммы утилизационного сбора и пени.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.11.2020 по делу N А41-61860/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61860/2020
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "Склад.ру"
Третье лицо: ООО "СКЛАД.РУ"