Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2021 г. N 09АП-49209/20
г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А40-65992/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Т.В.Захаровой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 августа 2020 года по делу N А40-65992/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ООО "Архбум" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании убытков в размере 780 938 руб. 05 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Архбум" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 780 938 руб. 05 коп.
Дело рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, решением от 10.08.2020 по делу N А40-65992/20 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
23.12.2020 ответчик направил в Девятый арбитражный апелляционный суд дополнения к апелляционной жалобе.
Согласно ч. 4 ст. 229 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме
Мотивированное решение опубликовано на официальном сайте Арбитражного суда г. Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.08.2020.
Апелляционная жалоба подана ответчиком в Арбитражный суд г. Москвы 24.08.2020.
Проверив предоставленные "дополнения к апелляционной жалобе", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что они по своей сути являются новой апелляционной жалобой.
При этом новая апелляционная жалоба является отличной от той, которая подана ответчиком 24.08.2020, так как содержит доводы, не заявленные в первоначальной апелляционной жалобе.
Учитывая, что апелляционная жалоба предоставленная ответчиком, подана последним за пределами 15-ти дневного срока на обжалование судебного акта, то она подлежит возврату заявителю.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, ОАО "Российские железные дороги" в августе и октябре 2019 г. приняло к перевозке вагоны собственности истца N 54837414, N 54804620, N 96606595, N 54837315.
24.10.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 54837315 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 1043 по коду неисправности: 107 - выщербина обода колеса.
30.10.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Ромицыным Александром Сергеевичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 - выщербина обода колеса у вагона N 54837315.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-5065-2011. односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 1175-5087-2011.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 30.10.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 54837315 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 54837315 приложено особое мнение на отдельном листе).
30.10.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ- 36-М N 72.
На основании классификатора "Основных неисправностей грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 данный вагон должен был быть заведен в ремонт с добавлением кода неисправности 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе с причиной возникновения "повреждение".
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар. В результате обточки: колесная пара N 1175-5087-2011 утратила 12 мм, колесная пара N 1175-5065-2011 утратила 10 мм.
Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания, утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019 г. Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-5087-2011 составляет 77 647 рублей 20 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-5065-2011 составляет 64 706 рублей 00 копеек. Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 142 353 рубля 20 копеек.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектной ведомости, истцом заявлено требование о возмещении расходов по ремонту вышеуказанных колесных пар в размере 19 476 рублей 49 копеек, в том числе: контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки; установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 руб., подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар в размере 8 297 рублей 44 копеек; обточка поверхности катания колесных пар с двумя подходами в размере 3 128 рублей 62 копейки; сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежному поручению N 1348 от 11.10.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 54837315 была полностью оплачена.
22.10.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 96606595 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 898 по коду неисправности; 107 - выщербина обода колеса.
24.10.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Астаховым Михаилом Михайловичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 - выщербина обода колеса у вагона N 96606595.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-20194-2018, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-14132-2018, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-10566- 2018, односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 1175-10412-2018. Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 24.10.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 96606595 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 96606595 приложено особое мнение на отдельном листе).
24.10.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ- 36-М N 58.
На основании классификатора "Основных неисправностей грузовых вагонов" К ЖА 2005 05 данный вагон должен был быть заведен в ремонт с добавлением кода неисправности 116 - ползун на поверхности катания на одном колесе с причиной возникновения "повреждение".
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания выщербина колесных пар. В результате обточки: колесная пара N 1175-10412-2018 утратила 11 мм, колесная пара N 1175-10566-2018 утратила 9 мм, колесная пара N 1175-14132-2018 утратила 10 мм, колесная пара N 1175-20194-2018 утратила 11 мм.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-10412-2018 составляет 71 176 рублей 60 копеек. Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-10566-2018 составляет 58 235 рублей 40 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-20194-2018 составляет 71 176 рублей 60 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-14132-2018 составляет 64 706 рублей. Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 265 294 рубля 60 копеек.
Согласно платежному поручению N 1165 от 27.09.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 96606595 была полностью оплачена. Общая сумма понесенных ООО "Архбум" убытков составила 294 874 рубля 83 копейки.
28.08.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 54804620 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 605 по коду неисправности: 107 - выщербина обода колеса.
04.09.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ- 10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Ромицыным Александром Сергеевичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 - выщербина обода колеса у вагона N 54804620.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 1 175-05136-2011, односторонний ползун глубиной 0.2 мм на колесной паре N 1175-05449-2011, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 0005-06717-1993, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 0005-02927-2004.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 04.09.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 54804620 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 54804620 приложено особое мнение на отдельном листе).
04.09.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ- 36-М N 8.
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар. В результате обточки: колесная пара N 1175-05136-2011 утратила 9 мм, колесная пара N 1175-05449-2011 утратила 16 мм, колесная пара N 0005-06717-1993 утратила 6 мм, колесная пара N 0005-02927-2004 утратила 12 мм.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-05136-2011 составляет 27 542 рубля 20 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175- 05449-2011 составляет 48 963 рубля 91 копейка.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 0005-06717-1993 составляет 18 361 рубль 47 копеек.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 0005-02927-2004 составляет 36 722 рубля 93 копейки.
Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 131 590 рублей 51 коп.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектной ведомости, истцом заявлено требование о возмещении расходов по ремонту вышеуказанных колесных пар в размере 30 149 рублей 96 копеек, в том числе: контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки; установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 рублей 00 копеек; подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар в размере 16 594 рубля 88 копеек: обточка поверхности катания колесной пары с одним проходом в размере 811 рублей 72 копейки; обточка поверхности катания колесной пары с двумя проходами в размере 4 692 рубля 93 копейки; сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежному поручению N 652 от 20.08.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 54804620 была полностью оплачена
. Общая сумма понесенных ООО "Архбум" убытков составила 161 740 рублей 47 копеек.
27.08.2019 г. ОАО "РЖД" на станции Кулой Северной ж. д. забракован и отцеплен в текущий ремонт вагон N 54837414 собственности ООО "Архбум".
На вышеуказанный вагон оформлено уведомление о постановке вагона в ремонт формы ВУ-23-М N 552 по коду неисправности: 107 -выщербина обода колеса.
04.09.2019 г. на территории ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2" представителем ООО "Архбум" Черепановым Антоном Рудольфовичем совместно с представителем ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НТПО Кулой Епиховым Дмитрием Сергеевичем, бригадиром ОУ Кулой ВЧДР Коноша Ромицыным Александром Сергеевичем проведен комиссионный осмотр вагона, проверка соответствия кода отцепки и подтверждение неисправностей: 107 - выщербина обода колеса у вагона N 54837414.
При комиссионном осмотре вышеуказанного вагона было обнаружено: односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-05861-2011, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1175-05154-2011, односторонний ползун глубиной 0,3 мм на колесной паре N 1175-83725-2011, односторонний ползун глубиной 0,2 мм на колесной паре N 1 175-05335-2011.
Представитель ОАО "РЖД" ВЧДЭ-10 Исакогорка НПТО Кулой Епихов Дмитрий Сергеевич 04.09.2019 г. с актом комиссионного осмотра вагона N 54837414 ознакомлен, но он отказался от подписи в акте комиссионного осмотра вагона и отказался от выдачи акта о повреждении вагона формы ВУ-25 (к акту комиссионного осмотра вагона N 54837414 приложено особое мнение на отдельном листе).
05.09.2019 г. обнаруженная неисправность была устранена ОУ Кулой ВЧДР Коноша АО "ВРК-2", вагон выпущен из ремонта на основании уведомления формы ВУ- 36-М N 10.
В состав убытков ООО "Архбум" включаются убытки, возникающие в результате потери жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания колесных пар. В результате обточки: колесная пара N 1 175-05861-2011 утратила 12 мм, колесная пара N 1175-05154-2011 утратила 7 мм, колесная пара N 1175-83725-2011 утратила 11 мм, колесная пара N 1 175-05335-2011 утратила 13 мм. Порядок определения потери стоимости жизненного цикла железнодорожного колеса, связанного с обточкой поверхности катания утвержден в ООО "Архбум" 01.07.2019 г.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1 175-05861-2011 составляет 36 722 рубля 93 копейки. Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-05154-2011 составляет 21 421 рубль 71 копейка.
Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-83725-2011 составляет 33 662 рубля 69 копеек. Стоимость потери жизненного цикла ж. д. колеса N 1175-05335-201 1 составляет 39 783 рубля 18 копеек.
Общая стоимость потери жизненного цикла ж. д. колесных пар составила 131 590 рублей 51 копейка.
В связи с вышеуказанным, на основании расчетно - дефектной ведомости, истцом заявлено требование о возмещении расходов по ремонту вышеуказанных колесных пар в размере 30 902 рубля 55 копеек, в том числе: контрольные и регламентные операции в размере 3 548 рублей 94 копейки; установить вагон на ремонтную позицию для демонтажа деталей в размере 313 рублей 00 копеек; подъемка вагона для демонтажа деталей в размере 532 рубля 06 копеек; текущий ремонт колесных пар в размере 16 594 рубля 88 копеек; обточка поверхности катания колесных пар с двумя проходами в размере 6 257 рублей 24 копейки; сбор за подачу и уборку вагона в размере 3 656 рублей 43 копейки.
Согласно платежному поручению N 843 от 05.09.2019 г. стоимость работ за текущий ремонт вагона N 54837414 была полностью оплачена.
Общая сумма понесенных истцом убытков составила 780 938 руб. 05 коп.
В связи с тем, что ответчик в порядке досудебного урегулирования спора не возместил истцу понесенные убытки, последний обратился в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Суд первой инстанции, исходя из того, что материалами дела вина ответчика подтверждена, пришел к выводу о правомерности заявленных исковых требований.
По мнению суда апелляционной инстанции, данные вывода суд первой инстанции, являются верными и обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности, целью которой является возмещение отрицательных последствий, наступивших в имущественной сфере потерпевшего в результате нарушения договорного обязательства и (или) совершения гражданского правонарушения.
В предмет доказывания убытков входит наличие в совокупности четырех необходимых элементов: факт нарушения права истца; вина ответчика в нарушении права истца; факта причинения убытков и их размера; причинно-следственная связь между фактом нарушения права и причиненными убытками.
Причинно-следственная связь между фактом нарушения права и убытками в виде реального ущерба должна обладать следующими характеристиками: 1) причина предшествует следствию, 2) причина является необходимым и достаточным основанием наступления следствия.
Отсутствие хотя бы одного из вышеназванных условий состава правонарушения влечет за собой отказ суда в удовлетворении требования о взыскании убытков.
В силу статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
В соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм РД ВНИИЖТ 27.05.01-2017 г. утвержденному Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Протокол 67-го заседания 12-20 октября 2017 г., города Рига - п.2.10 "Ползун" - локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания.
При ползуне, выщербине колеса производят восстановление профиля поверхности катания колес (обточку). Никаких других способов восстановления профиля катания колеса кроме обточки нормативной документацией не предусмотрено.
На основании классификатора неисправностей вагонных колесных пар и их элементов ИТМ1-утвержденным Министерства путей сообщения с 01 января 1979 согласно таблице 3.1 -неисправности цельнокатных колесных пар в столбце наименование неисправности выщербины (выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин или расслоений, идущих в глубь металла): по причинам возникновения различают: 2 - выщербины типа 1 - выкрашивание твердых участков поверхности катания, образующихся в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам, что подтверждает наличие ползунов.
Данные выщербины на колесных парах возникли из образующих ползунов в следствии нарушения перевозчиком правил эксплуатации подвижного состава.
В соответствие с "Классификатором неисправностей вагонных колесных пар и их элементов" 1.20.001-2007, разработанным ФГУП "ВНИИЖТ" и утвержденным 07.12.2007 г. Вице-президентом ОАО РЖД В.А. Гапановичем "Ползун" - термомеханическое повреждение колес. "Ползун" (ГОСТ 27.002-2015 "Надежность в технике" - п.3.4.3) - повреждение термомеханического характера, он образуются вследствие нарушения перевозчиком правил эксплуатации подвижного состава.
Согласно Классификатору неисправностей вагонных колесных пар и их элементов ИТМ-1 от 01.01.1979 "ползун" - плоское место глубиной более допустимой и причиной возникновения ползунов является трение колеса по рельсу, которое возникает при торможении в результате неправильно отрегулированной тормозной рычажной передачи, неисправностей тормозного оборудования вагона или локомотива, регулировки скорости движения вагона на механизированных сортировочных горках при подкладывании тормозного башмака под одно колесо колесной пары.
Основные причины образования ползунов: неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые. В результате обточки поверхности катания колесных пар они утратили свою первоначальную стоимость и технические характеристики, в связи с уменьшением толщины обода колеса, поскольку толщина обода колесной пары относится к основным ценообразующим факторам.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что Акты осмотра, представленные истцом, не доказывают вины ОАО "РЖД" в возникновении выщербин и ползунов.
Ссылается на то, что Классификатор 1.20.001-2007 не применим к спорным правоотношениям.
Утверждает, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и повреждением вагонов истца.
Обращает внимание на то, что выщербины и ползуны на колесах истца могли образоваться вследствие естественной эксплуатации.
Довод апелляционной жалобы о том, что Акты осмотра, представленные истцом, не доказывают вины ОАО "РЖД" в возникновении выщербин и ползунов, не принимается судом апелляционной инстанции.
В соответствии с приложением 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный N 19627), ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности истца посредством неправильной эксплуатации колесных пар.
При этом эксплуатационная неисправность, согласно классификатору КЖА 2005 (пункт 2), это неисправность, вызванная естественным износом деталей и узлов вагона или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.
Кроме того под категорию "Повреждения" в данном классификаторе (п. 3) подпадают неисправности, вызванные нарушением установленных правил и условий эксплуатации вагона при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах. Это означает, что если вагон поврежден не при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах, то основания отнесения неисправности к категории "Повреждение" по данному классификатору отсутствуют.
"Технологической" является неисправность, связанная с качеством изготовления или ремонта вагона, его узлов и деталей. Иных категорий неисправностей классификатор не содержит.
Таким образом, любой дефект, если он не связан с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона или с повреждением вагона именно при маневровых и погрузочно-выгрузочных работах, называется в классификаторе КЖА 2005 эксплуатационным.
Под категорию "Эксплуатационной" подпадают как неисправности, вызванные естественным износом деталей и узлов вагона, так и неисправности, вызванные нарушением правил эксплуатации вагона при проведении работ, не относящихся в маневровым и погрузочно-разгрузочным (например, в пути следования на перегонах).
"Эксплуатационный" характер неисправности говорит только об этапе ее возникновения - в ходе эксплуатации, а не в ходе, например, изготовления или ремонта.
Статья 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации устанавливает ответственность перевозчика за повреждение или утрату перевозчиком принадлежащих другим юридическим лицам вагонов и возлагает на перевозчика, повредившего принадлежащие другому лицу вагоны, обязанность возместить фактическую стоимость поврежденных вагонов, а также убытки, понесенные владельцами вагонов вследствие их повреждения, то есть иные убытки.
Указанная норма Закона, устанавливая ответственность перевозчика в случае повреждения или утраты принятых к перевозке вагонов, не ставит ее в зависимость от наличия или отсутствия вины перевозчика. В силу названной нормы права, ответственность перевозчика за повреждение или утрату принятых им к перевозке вагонов наступает и при отсутствии его вины.
Таким образом, по спорным вагонам, заявляя о несогласии с причиной неисправностей и об отсутствии своей вины в них, ответчик должен представить доказательства, подтверждающие иную причину поломки.
Между тем, в материалы дела ответчиком соответствующих доказательств в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции применен Классификатор 1.20.001-2007, утративший законную силу, подлежит отклонению, как необоснованный, в связи с тем, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик - ОАО "РЖД", то классификатором, характеризующим субъективное отношение перевозчика к спорным неисправностям, следует руководствоваться при определении вины перевозчика.
Причиной возникновения данной неисправности является нарушение перевозчиком ОАО "РЖД" правил эксплуатации подвижного состава - неисправность тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управления тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые. Все указанные действия находятся в зоне ответственности ОАО "РЖД" как перевозчика и являются нарушением правил эксплуатации подвижного состава, в том числе эксплуатации тормозного оборудования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и повреждением вагонов истца, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку причины неисправности указанных вагонов определены в актах осмотра и расследования дефектов колесных пар.
При таких обстоятельствах присутствует прямая причинно-следственная связь между виновными действиями ответчика и возникновением убытков у истца.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств отсутствия вины ответчиком не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что выщербины и ползуны на колесах истца могли образоваться вследствие естественной эксплуатации, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку заявителем не представлено соответствующих доказательств, подтверждающих данное обстоятельство.
Предположительность характера образования неисправностей, не может приниматься судом в качестве доказательства отсутствия вины ОАО "РЖД".
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба ОАО "Российские железные дороги" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10.08.2020 по делу N А40-65992/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Судья |
Т.В.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65992/2020
Истец: ООО "АРХБУМ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"