г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А40-107496/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи В.Р. Валиева,
рассмотрев апелляционную жалобу
ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года, принятое судьей Ереминой И.И., в порядке упрощенного производства по делу N А40-107496/20, по исковому заявлению ПАО "Первая Грузовая Компания" к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Первая Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы о взыскании с ОАО "РЖД" о взыскании в размере 585 296,31 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 АПК РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Истец возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, представил отзыв.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
В апреле 2019 года ОАО "РЖД" были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М, принадлежащие ПАО "ПГК" вагоны 53793899, 55294664, 52355401, 52446853, 50610864, 52347556, 55130835, 52092285, 55252134, 60157476, 52504578, 52078631, 52397015, 52038627, 54123732, 56042724, 52164852, 56119985, 54611595, 58979972 по неисправности колесных пар: "выщербина обода колеса" (код неисправности - 107 Классификатора "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), утвержденного Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций).
Неисправность вагонов при отцепке, в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной на пятидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества 22 мая 2009 года, определяется работниками вагонного хозяйства или другими работниками, на которых приказом возложены обязанности по техническому обслуживанию вагонов. Причины неисправности указанных вагонов определены осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо при техническом обслуживании поездов.
В результате осмотра отцепленных вагонов было установлено, что фактически на 47 колесных парах обнаружены "ползуны на поверхности катания", образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин. Эти обстоятельства были зафиксированы в актах осмотра колесных пар, с приложением фотоматериалов, фиксирующих характер дефектов.
В соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от "19-20" октября 2017 г. N 67 "ползун" - локальный износ колеса, характеризующийся образованием плоской площадки на поверхности катания, "выщербины" - местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Основная причина возникновения ползунов - скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса. Ползуны могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке). Образование выщербин также связано со скольжением заклиненных колесных пар по рельсам.
Основными причинами заклинивания колесных пар и образования ползунов, с последующим появлением выщербин на колесах являются неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива, роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Причиной появления на колёсных парах "выщербин", по которым вагоны N N 53793899, 55294664, 52355401, 52446853, 50610864, 52347556, 55130835, 52092285, 55252134, 60157476, 52504578, 52078631, 52397015, 52038627, 54123732, 56042724, 52164852, 56119985, 54611595, 58979972 были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун). Образование выщербин связано с несвоевременным выявлением образования ползунов на поверхности колесных пар.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - Устав) техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, он же обязан обеспечивать техническую исправность вагонов в пути следования.
При обнаружении технической неисправности и (или) непригодности для перевозки конкретного груза подаваемых под погрузку и не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров перевозчик составляет акт общей формы. Владелец указанных вагонов, контейнеров уведомляется об их технической неисправности и (или) непригодности в порядке, установленном правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 1.4. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408 работники пунктов технического обслуживания, связанные с движением поездов должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов. Они несут ответственность за безопасное проследование вагонов в грузовых поездах в пределах гарантийного участка, установленного железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры.
Пунктом 2.5.2. указанной Инструкции предусмотрено, что все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию. Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В соответствии с Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденными на шестидесятом заседании Совета по железнодорожному транспорту 07 мая 2014 года, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером или бригадиром, и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД", выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД").
Заявленные в иске вагоны были переданы перевозчику исправными, приняв вагоны к перевозке, ОАО "РЖД" до возвращения их истцу несет ответственность за их сохранность, а также за сохранность установленных на них узлов и деталей.
Доводы заявителя подлежат отклонению.
Железнодорожные грузовые вагоны N N 53793899, 55294664, 52355401, 52446853, 50610864, 52347556, 55130835, 52092285, 55252134, 60157476, 52504578, 52078631, 52397015, 52038627, 54123732, 56042724, 52164852, 56119985, 54611595, 58979972, принадлежащие ПАО "ПГК", указанные в расчете исковых требований были приняты ОАО "РЖД" к перевозке, что подтверждается транспортными железнодорожными накладными.
Однако в апреле 2019 года указанные вагоны были забракованы ответчиком и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М по неисправности колесных пар - "выщербина обода колеса" (код неисправности - 107 К ЖА 2005 04).
ПАО "ПГК" обеспечило текущий отцепочный ремонт указанных вагонов в эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД" в соответствии с договором N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17 от 22.11.2017 и в вагонных ремонтных депо АО "ВРК-2" в соответствии с договором N 200-Д от 30.12.2016, а также ремонт неисправных колесных пар в эксплуатационном вагонном депо ОАО "РЖД", в вагонных ремонтных депо АО "ВРК-2" и ООО "Армавирское вагоноремонтное депо".
До проведения ремонта проводился комиссионный осмотр колёсных пар с целью установления причин возникновения неисправностей. В результате осмотра 20 вагонов было установлено, что на 47 колесных парах фактически обнаружены ползуны на поверхности катания, образовавшиеся в результате их неправильной эксплуатации перевозчиком, с последующим появлением на них выщербин.
Указанные обстоятельства были зафиксированы в актах осмотра и расследования дефектов колёсных пар, составленных с участием представителя истца, ответчика и соответствующего вагонного ремонтного предприятия, производившего ремонт вагонов, с приложением фотоматериалов, фиксирующих характер дефекта. Все указанные акты были приложены к исковому заявлению и имеются в материалах дела.
Акты осмотра колесных пар были составлены истцом в произвольной форме, как собственником вагонов, в целях проверки обстоятельств отцепки вагонов и исключения фактов повреждения. При этом ПАО "ПГК", не имея нормативно установленной обязанности, направило в адрес ответчика письма с предложением направить уполномоченных представителей для расследования неисправностей вагонов, которые были представлены истцом в материалы дела N А40-107496/20 вместе с возражениями ПАО "ПГК" на отзыв от 17.08.2020. Указанные письма были направлены работниками ПАО "ПГК" (диспетчерами вагонного блока Ростовского филиала) в эксплуатационные вагонные депо (ВЧДЭ) и пункты технического обслуживания (ПТО) ОАО "РЖД", непосредственно производивших отцепку и браковку спорных вагонов по неисправности колесных пар, то есть в специализированные предприятия ответчика, уполномоченные им производить осмотр и отцепку вагонов по неисправностям с целью соблюдения безопасности движения. Кроме того уведомления о расследовании направлялись также в адрес службы вагонного хозяйства Северо-Кавказской Дирекции Инфраструктуры.
Подтверждением доставки получателям домена ответчика (зкгдлгд) являются сообщения почтового сервера ОАО "РЖД".
По вагонам N N 52355401, 50610864 акты осмотра и расследования дефектов колесных пар были подписаны представителями эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД", по вагонам NN 52092285, 55252134, 52504578, 52078631, 52397015. 52038627, 56042724, 52164852, 56119985, 54611595, 58979972 акты осмотра подписаны представителями вагонных ремонтных депо АО "ВРК-2", являющегося независимой специализированной организацией, производившей ремонт спорных вагонов.
При этом необходимо отметить, что ответчик достоверно знал об осмотрах колесных пар спорных вагонов и принимал в них участие, так как осмотр производился на территории ответчика - на путях ПТО, МПТР железнодорожных станций, где круглосуточно, в силу своих должностных обязанностей, находятся специализированные работники ОАО "РЖД", работники ответчика присутствовали при осмотре, подписывали, либо отказывались от подписи в актах осмотра, без указания конкретных причин не подписания и несогласия с результатами осмотра, о чем в актах имеется ссылка.
Утверждая о том, что истец не заинтересован в приглашении ответчика, так как уведомление ОАО "РЖД" о вызове представителей осуществлялось за день-два до фактического осмотра, после окончания официального рабочего дня, ответчик умалчивает о том, что ОАО "РЖД" одновременно является перевозчиком, владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и подрядчиком, выполняющим ремонт вагонов, соответственно, он осуществляет перевозку вагонов, обнаруживает их неисправность при техническом осмотре, документально фиксирует обнаружение неисправностей, составляя уведомления формы ВУ-23, переводит неисправные вагоны в нерабочий парк, отцепляет неисправные вагоны от поезда, направляет неисправные вагоны в текущий отцепочныи ремонт, устраняет возникшие неисправности вагонов в текущем отцепочном ремонте, после ремонта -переводит вагоны в рабочий парк, выпуская их из ремонта. Все указанные действия производятся работниками ОАО "РЖД" круглосуточно. Таким образом, время браковки вагонов по техническим неисправностям (любое время суток) и сроки направления вагонов в ремонт (как правило, в течение одного-двух дней) зависят исключительно от ответчика.
Кроме того, пункт 3.5 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом обязывает перевозчика при обнаружении технической неисправности собственного грузового вагона вызвать представителя собственника для составления акта общей формы. В случае несогласия с содержанием акта представитель собственника вправе изложить свое мнение. Каких-либо доказательства выполнения обязанности по уведомлению собственника по факту технической неисправности спорных вагонов и составлению актов общей формы ОАО "РЖД" в суд не представило.
Неисполнение перевозчиком вышеуказанных нормативных требований по составлению актов общей формы и уведомлению собственника о технической неисправности, заявленных в иске вагонов повлекло необходимость ПАР "ПГК" самостоятельной фиксации причиненных повреждений в актах расследования дефектов колесных пар.
ПАО "ПГК" направило письма с предложением совместного осмотра и расследования неисправностей спорных вагонов, на основании информации об отцепке вагонов по неисправности колесных пар, полученной из информационной системы ГВЦ ОАО "РЖД", с целью соблюдения интересов ОАО "РЖД" по обеспечению участия представителя в расследовании.
Таким образом, имея реальную возможность, принять участие в осмотре ответчик фактически устранился от установления причин неисправностей колесных пар, в связи с чем, заявляя о несогласии с причиной неисправностей и об отсутствии своей вины в них, ответчик в соответствии с положениями ст. 65 АПК РФ должен представить доказательства, подтверждающие иные причины неисправностей вагонов и опровергающие выводы, содержащиеся в актах осмотра и расследования дефектов колесных пар.
Необходимо отметить, что доводы ответчика, изложенные в жалобе об одностороннем порядке и ненадлежащем вызове представителей ОАО "РЖД" для осмотра спорных вагонов и составления актов опровергаются представленными в материала дела доказательствами, в том числе подписанными ответчиком актами осмотра.
Акты осмотра колесных пар вагонов, представленные истцом в подтверждение требований по настоящему делу, содержат необходимые и достаточные сведения о факте наличия и характере повреждений колесных пар (в частности, выщербины на односторонних ползунах, выщербины на старых односторонних ползунах, выщербины на старых ползунах и т.п.), их описание, замеры с приложением фотоматериалов, а также причины возникновения, кроме того содержат дату осмотра, станцию составления, номер вагона, номера колесных пар, подписи представителей ОАО "РЖД" и АО "ВРК-2", а также отметки о том, что представитель ответчика отказался от подписи в акте осмотра).
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что согласно актам осмотра на колесных парах вагонов, требования по которым заявлены в настоящем иске, имели место выщербины, образовавшиеся на месте односторонних ползунов.
В соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации N ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества от 21-22.05.2009 N 50, неисправности вагонов определяются работниками вагонного хозяйства. Причина неисправности спорных вагонов определена осмотрщиком вагонов эксплуатационного вагонного депо (ВЧДЭ) ОАО "РЖД" при техническом обслуживании поездов согласно классификатору "Основные неисправности грузовых вагонов" (К ЖА 2005 04), утвержденному Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций.
Владельцы вагонов не присутствуют при осмотре вагонов на предмет их технической исправности в перевозочном процессе (в частности, при приемке вагонов к перевозке от третьих лиц с путей необщего пользования, в пути следования на промежуточных станциях, при прибытии вагона на станции назначения и т.п.), то есть не присутствуют при отцепках вагонов в случае обнаружения неисправностей (законом такой обязанности для владельцев вагонов не предусмотрено), в связи, с чем лишены возможности заявить о своем несогласии с причиной отцепки (характером неисправности) непосредственно в момент отцепки вагона.
В документах, оформляемых при проведении текущего отцепочного ремонта вагона (в частности, в актах браковки узлов и деталей и расчетно-дефектных ведомостях) заявление возражений по коду отцепки так же не предусмотрено.
Также самим ответчиком были произведены и замеры неисправностей, так как в соответствии с п. 12.2.2.1 Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протокол от 19-20 октября 2017 N 67 (действующее в период отцепки) запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в составах поездов вагоны с дефектами и неисправностями элементов колесных пар: ползуном на поверхности катания колес глубиной более 1 мм и выщербиной на поверхности катания колеса глубиной более 10 мм или длиной более 50 мм. Следовательно, указанным Руководящим документом установлены браковочные размеры "ползунов" и "выщербин", обязывающие перевозчика (ОАО "РЖД") отцепить вагоны, что и было сделано ответчиком в отношении заявленных в настоящем иске вагонов. Аналогичные браковочные размеры, а также обязывающие перевозчика требования отцепить грузовой вагон содержатся в п. 14 Приложения N 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, на который в своем отзыве ссылается ответчик.
Таким образом, именно ОАО "РЖД" установило наличие и размер дефектов колесных пар спорных вагонов, отцепив их в ремонт по браковочным размерам и оформив уведомления формы ВУ-23-М и акты браковки в соответствии с требованиями Руководящего документа. Однако составленные перевозчиком документы не содержат сведений о причинах возникновения неисправностей.
ПАО "ПГК" не согласилось с квалификацией неисправностей, как эксплуатационных, вызванных естественным износом, в связи, с чем организовало проведение комиссионных расследований причин возникновения неисправностей вагонов, заявленных в иске. Материалы расследования (акты осмотра, фотоматериалы, доказательства вызова представителей ответчика) так же были представлены истцом в материалы дела наряду с актами выполненных работ (оказанных услуг), расчетно-дефектными ведомостями, счетами-фактурами и уведомлениями на ремонт вагонов.
Ссылка ответчика на представленные истцом в материалы дела акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения и оплату работ по устранению неисправностей, как на основания отсутствия вины ОАО "РЖД" не состоятельна, так как указанные акты не содержат и не могут содержать информации о вине или отсутствии вины какой-либо из сторон, а отражают только наименование видов и этапов выполненных работ (оказанных услуг) и их стоимость. Кроме того, оплата истцом услуг ответчика не лишает возможности истца обратиться к виновному за возмещением убытков.
Причины возникновения неисправностей и виновность перевозчика в повреждении поверхности катания колесных пар в период эксплуатации вагонов установлена актами осмотра и расследования дефектов колесных пар, составленными истцом с привлечением ответчика и АО "ВРК-2" в целях проверки обстоятельств отцепки вагонов и приложенными к исковому заявлению.
Кроме вышеизложенного, необходимо отметить, что отнесение возникновения "ползунов" и "выщербин" к ответственности перевозчика имеет свое обоснование не только в Классификации неисправностей вагонных колесных пар и их элементов ИТМ1-В МПС СССР.
Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), утвержденный Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 19-20 октября 2017 N 67), содержит классификацию неисправностей колесных пар с указанием наименования, описания и кода неисправности (раздел 23, Приложение Б) аналогичные Классификатору ИТМ1-В МПС СССР.
Кроме того до ноября 2016 года ответчик в своей деятельности руководствовался аналогичными положениями о содержании понятия неисправностей "ползун", "выщербина" и о причинах их возникновения, которые содержались в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007, действие которого было отменено ответчиком когда ему стало это выгодно. При этом факт отмены Распоряжением ОАО "РЖД" от 17.11.2016 N 2332/р Классификатора 1.20.001-2007 не может изменить механизма и объективных физических причин образования дефектов.
Вместе с тем, согласно Типовому конспекту N 832-2018 ПКБ ЦВ (часть N 4. Вагонные колесные пары), подготовленному Проектно-конструкторским бюро вагонного хозяйства - филиалом ОАО "РЖД" и утвержденному начальником управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД" М.В. Сапетовым, ответчик при проведении технической учебы работников эксплуатационных вагонных депо использует определение таких неисправностей как "ползун" и "выщербина", а также указывает на причины возникновения указанных неисправностей.
Так в соответствии с указанным Типовым конспектом (раздел 9) "ползун" - локальный износ колеса, характеризующееся образованием плоской площадки на поверхности катания, который возникает при скольжении колеса по рельсу юзом, вызывающее местное истирание метала колеса.
Ползуны могут быть на обоих колесах или на одном колесе. В первом случае они возникают при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона. Во втором - в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке.
"Выщербины" - выкрошившиеся участки поверхности катания более допускаемых размеров или с наличием в них трещин или расслоений, идущих вглубь металла, образующиеся в результате кратковременного скольжения заклиненных колесных пар по рельсам.
В качестве основных причин заклинивания колесных пар и образования ползунов и выщербин на колесах Типовой конспект N 832-2018 ПКБ ЦВ называет: неисправности тормозных приборов, нарушение правил регулировки рычажной передачи, неправильное управление тормозами локомотива.
Таким образом, сам ответчик связывает возникновение указанных неисправностей с заклиниванием колесных пар и, следовательно, относит возникновение "ползунов" и "выщербин" к ответственности перевозчика.
В каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам, с учетом представленных доказательств.
В соответствии со ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности, апелляционным судом признается законным и обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2020 года по делу N А40-107496/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107496/2020
Истец: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"