г. Чита |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А19-15644/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2021 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 октября 2020 года по делу N А19-15644/2020 по исковому заявлению Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" (ОГРН: 1063847000073, ИНН: 3834010989, адрес: 665653, Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, квартал 8, д. 20) к Прокуратуре Иркутской области (ОГРН: 1033801014532, ИНН: 3808014899, адрес: 664011, г. Иркутск, ул. Володарского, д. 5) о взыскании 12 301 руб. 06 коп.,
(суд первой инстанции - И.П.Дягилева),
при участии в судебном заседании:
от Администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение": не явился, извещен;
от Прокуратуры Иркутской области: Казанцева Л.И. (служебное удостоверение, поручение).
УСТАНОВИЛ:
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЖЕЛЕЗНОГОРСК-ИЛИМСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" (далее - истец, администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ПРОКУРАТУРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - ответчик, прокуратура) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 9 962 руб. 07 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2 338 руб. 99 коп.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении иска отказано.
В обосновании суд указал, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 земельный участок, за фактическое пользование которого администрацией заявлено о взыскании, отнесен к федеральной собственности, как земельный участок, занятый недвижимым имуществом, находящимися в собственности Российской Федерации и предоставленным Прокуратуре Иркутской области в оперативное управление. При таких обстоятельствах Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" не является лицом, обладающим правом по распоряжению земельным участком под нежилым помещением, переданным в оперативное управление Прокуратуре и получению платы за его использования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20.10.2020 г. по делу N А19-15644/2020 по исковому заявлению администрации муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" к Прокуратуре Иркутской области о взыскании неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами полностью и принять по делу новый судебный акт.
Полагает, что согласно ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ, предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Земельный участок с кадастровым номером 38:12:010106:42, расположен на территории муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение", запись в ЕГРП о регистрации права собственности не внесена, следовательно, это земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, а орган местного самоуправления городского поселения - администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" имеет право распоряжения данным участком в силу закона.
Нежилое помещение, с кадастровым номером 38:12:010106:4141, находится в здании, расположенном по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г.Железногорск-Илимский, 6 квартал, д. 21. Кроме данного помещения, в здании находятся иные помещения, принадлежащие одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления (4 помещения находятся в собственности у физических лиц).
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 38:12:010106:42, не подходит по критериям, установленным ст. 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ (на которую сослался суд при вынесении решения), и не может быть определен, как федеральная собственность, а утверждение обратного нарушает права физических лиц, собственников помещений в здании расположенном на неделимом земельном участке с кадастровым номером 38:12:010106:42.
На апелляционную жалобу администрации поступил отзыв прокуратуры, в котором она просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
10 декабря 2020 года в судебном заседании был объявлен перерыв до 17 декабря 2020 года.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2020 судебное заседание отложено до 21 января 2021 года.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.11.2020, 11.12.2020, 18.12.2020.
Представитель прокуратуры дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, представителей в судебное заседание не направила, извещена надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, участвующего в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 11.04.2014 Прокуратуре Иркутской области передано в оперативное управление нежилое помещение, общей площадью 32.1 кв.м., гаражный бокс, находящийся в цокольном этаже 5-этажного кирпичного здания, расположенного по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 6-й, д. 21, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020 N КУВИ-001/2020-8933473.
Здание, в котором расположено указанное нежилое помещение, находится на земельном участке с кадастровым номером 38:12:010106:42, общей площадью 4128 кв.м., из сведений о зарегистрированных правах на который следует, что данные о правообладателе указанного земельного участка отсутствуют, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020.
01.06.2020 администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" обратилась к Прокурору Иркутской области с претензией N 2616, полученной ответчиком 09.06.2020, с требованием об уплате платежей за фактическое пользование земельным участком и процентов за пользование чужими денежными средствами в течение 30 дней с момента получения претензии.
Поскольку требования истца об уплате платежей за фактическое пользование земельным участком, исходя из расчетов администрации, оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим иском.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав в судебном заседании представителя прокуратуры, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020 N КУВИ-001/2020-8933473 нежилое помещение, общей площадью 32.1 кв.м., гаражный бокс, находящийся в цокольном этаже 5-этажного кирпичного здания, расположенное по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 6-й, д. 21, принадлежит на праве собственности Российской Федерацией и предоставлен в пользование на праве оперативного управления Прокуратуре Иркутской области 11.04.2014 (номер государственной регистрации 38-38-06/006/2014-237).
В соответствии с подпунктом 9 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (пункт 2 статьи 16 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Закон N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.1, которой закреплен нормативный механизм разграничения государственной собственности на землю, состоящий в том, что определенное государственное имущество признается собственностью конкретного публичного образования в силу закона (то есть без проведения каких-либо административных процедур передачи участков) в соответствии в перечисленными в указанной норме критериями.
Пунктом 2 части 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ предусмотрено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в силу абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 земельный участок, за фактическое пользование которого администрацией заявлено о взыскании, отнесен к федеральной собственности, как земельный участок, занятый недвижимым имуществом, находящимися в собственности Российской Федерации и предоставленным Прокуратуре Иркутской области в оперативное управление. При таких обстоятельствах Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" не является лицом, обладающим правом по распоряжению земельным участком под нежилым помещением, переданным в оперативное управление Прокуратуре и получению платы за его использования.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ только заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, а в случаях, предусмотренных данным Кодексом, и иные лица (часть 2 данной статьи).
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.01.2011 N 144 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ", обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, суду на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо делать вывод о возложении бремени доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) на ответчика.
Прокурором в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 28.04.2020, подтверждающая его право использования нежилого помещения. В связи с чем, исходя из конкретных обстоятельств дела, бремя доказывания неосновательного обогащения ответчика подлежит возложению на истца.
Указанный подход соответствует позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.01.2013 N 11524/12.
Поскольку материалы дела не содержат доказательств принадлежности земельного участка на праве собственности истцу, суд первой инстанции правильно посчитал, что Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение", не являясь собственником вышеуказанного земельного участка, не обладает субъективным правом на получение платы за его использование третьими лицами, соответственно истца нельзя признать потерпевшим в результате такого использования. Доказательств обратного, администрацией не представлено.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также исходит из следующего.
Согласно дополнительно представленным доказательствам спорное здание было построено путем заключения договоров долевого участия от 01.06.1995, от 16.01.1996, от 13.01.1997, от 26.01.1998, в том числе, за счет средств федерального бюджета, было введено в эксплуатацию 05.10.2000 на основании акта N 22/00 от 05.10.2000, 22.12.2003 г. зарегистрировано за инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и борам по Нижнеилимскому району Иркутской области право оперативного управления, собственник Российская Федерация (свидетельство о государственной регистрации права 38-АБ N 0165552). Право собсттвенности Российской Федерации зарегистрировано 15.08.2014 г. (свидетельство 38 АЕ 521313), право оперативного управления Прокуратуры Иркутской области зарегистрировано 11.04.2014, что подтверждается свидетельством от 11.04.2014 N 38АЕ 339457.
Как следует из указанных судом первой инстанции норм права, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
Поскольку статья 3.1 Вводного закона введена в действие Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, вступившим в силу с 01.07.2006, то с этого момента право государственной собственности на спорный земельный участок является разграниченным и принадлежит Российской Федерации. Причем по смыслу статьи 3.1 Вводного закона закрепленное в нем разграничение государственной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур.
Соответственно, отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не имеет правового значения, поскольку право Российской Федерации на земельный участок возникло с 01.07.2006 в силу закона. Данный вывод соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11.
Доводы апелляционной жалобы о принадлежности Российской Федерации лишь части помещений в здании, расположенном по адресу: по адресу: Иркутская область, Нижнеилимский район, г. Железногорск-Илимский, кв-л 6-й, д. 21, в связи с чем земельный участок под ним не может считаться разграниченным, отклоняются апелляционным судом, поскольку с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36. Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность. Поскольку факт принадлежности Российской Федерации только части помещений в здании (а не всего здания) не ограничивает собственников помещений в реализации исключительного права на приобретение части земельного участка, то данное обстоятельство не препятствует разграничению государственной собственности на землю.
Апелляционный суд полагает, что данные выводы соответствуют имеющейся судебной практике, в том числе, по делам N N А51-1834/2015, А13-4662/2018, А55-31873/2019, А60-43500/2017, А74-11498/2016, А10-1103/2008.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что исковые требования Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение" о взыскании с Прокуратуры Иркутской области платежей за фактическое пользование земельным участком и начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами не подлежат удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда по Иркутской области от 20 октября 2020 года по делу N А19-15644/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15644/2020
Истец: Администрация муниципального образования "Железногорск-Илимское городское поселение"
Ответчик: Прокуратура Иркутской области
Третье лицо: Четвертый арбитражный апелляционный суд