Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31 мая 2021 г. N Ф05-7224/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А40-133028/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Свиридова В.А.,
Рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "БАРС" на Решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.09.2020, принятое в порядке упрощенного производства, по делу N А40-133028/20 (149-975) судьи Кузина М.М.
по исковому заявлению ООО "БАРС"
к Департаменту торговли и услуг города Москвы
о взыскании,
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО "БАРС" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании постановления Департамента торговли и услуг города Москвы (далее - департамент) от 21.07.2020 N 309/УГК/19 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Решением от 24.09.2020, принятым в порядке упрощенного производства по правилам гл.29 АПК РФ, арбитражный суд в удовлетворении заявленных требований отказал, поскольку суд пришел к выводу о наличии в действиях общества события и состава вменяемого ему правонарушения, признав порядок и процедуру привлечения заявителя к административной ответственности соблюденными.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно исследованы обстоятельства по делу, нарушены нормы материального права.
Письменный мотивированный отзыв на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлен.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы апелляционной жалобы, пришел к выводу, что оснований для отмены (изменения) принятого по делу судебного акта не имеется.
Как следует из материалов дела, постановлением от 21.07.2020 N 309/УГК/19 ООО "БАРС" привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вынесенным департаментом постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ч.2 ст.208 АПК РФ срок на обжалование оспариваемого постановления заявителем не пропущен.
В соответствии с ч.4 ст.210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч.7 ст.210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объёме.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, ответчиком не пропущен.
В соответствии с ч.2 ст.14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из материалов дела видно, письмом от 23.10.2019 N 01-14266/9 Межрегиональное Управление Росалкогольрегулирования по ЦФО представило материалы о выявленных нарушениях занижения регулируемых государством цен при розничной продаже алкогольной продукции в отношении данного общества.
Как следует из отчетов системы ЕГАИС по реализации алкогольной продукции ниже минимальной цены за период с 01.07.2019 по 23.07.2019, ООО "БАРС" (лицензия N 77РПА0010915 досрочно прекращена 09.01.2020) 23.07.2019 в 08 час. 22 мин. в магазине по адресу: г.Москва, ул.Ивантеевская, д.4, корп.1, этаж 1, помещение V, комнаты 2, 5, осуществило розничную продажу бутылки водки "Народная марка беспохмельная", емк. 0,5 л, креп. 40%. по цене 70,00 руб. (минимальная цена не ниже 215,00 руб. за 0,5 л.) по цене ниже минимальной цены, установленной приказом Минфина России от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28%".
Указанные нарушения влекут административную ответственность на основании абз.30 п.1 и п.3 ст.26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
28.02.2020 в целях проведения административного расследования возбуждено дело об административном правонарушении N 79/ЛЦ.
По результатам административного расследования по факту совершения ООО "Барс" административного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2020 N 79/ЛЦ. На составление протокола об административном правонарушении явился представитель ООО "Барс" по доверенности, объяснения не представил.
21.07.2020 при участии представителя Общества по доверенности вынесено постановление N 309/УГК/19 о привлечении ООО "БАРС" к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На основании п.5 ст.2 Закона N 171-ФЗ оборотом алкогольной продукции является ее закупка (в том числе экспорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.
Согласно ч.5 ст.11 Закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции осуществляется по ценам не ниже цен, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч.1 ст.26 Закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции по цене ниже цены, установленной в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона N 171-ФЗ.
В целях обеспечения устойчивой работы алкогольной отрасли промышленности и увеличения поступлений средств в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 11.05.2016 N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляется закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28%" установлена цена, не ниже которой осуществляется розничная продажа водки в размере 215,00 рублей за 0,5 литра готовой продукции.
Кроме того, довод общества, что заверенная им копия кассового чека N 182 (ФД 99254) является единственным доказательством, подтверждающим операцию по продаже алкогольной продукции, не основан на нормах материального права.
Алкогольная продукция, как вид товара, является ограниченно оборотоспособной, что отражено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 N 17-П, продажа и фиксация которой осуществляется в установленном законом порядке.
Соблюдение такого порядка и позволяет определить какая же именно продукция была фактически продана в результате контрольно-кассовой операции.
Порядок розничной продажи алкогольной продукции установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Правилам функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила функционирования N 1459).
В силу п.21 Правил функционирования N 1459 Заявка предоставляется с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки) и направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию. Указанный реквизит заполняется организацией самостоятельно, его достоверность подтверждается усиленной электронной подписью организации.
Следовательно, только система ЕГАИС достоверно позволяется определить какая именно и по какой цене была продана алкогольная продукция.
В рамках работы указанной системы установить какая именно алкогольная продукция была продана можно с помощью федеральной специальной марки.
В силу п.2 ст.12 Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
Согласно п.3 ст.12 Закона N 171-ФЗ федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются неотъемлемой частью каждой единицы алкогольной продукции, оборот которой, начиная с производства и оканчивая продажей конечному потребителю, находится под особым контролем государства путем фиксации в системе ЕГАИС.
В этой связи, информация о продаже алкогольной продукции должна быть отражена в системе ЕГАИС и не может быть подменена информацией из кассового чека, который является лишь подтверждением операции расчета в целях налогообложения, что установлено абз.12 ст.1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В силу абз.12 ст.1.1 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовый чек подтверждает лишь факт операции расчета между продавцом и покупателем, и указанная в чеке информация может быть скорректирована, в т.ч. самим продавцом алкогольной продукции.
Общество указало, что по кассовому чеку N 182 (ФД 99254) продажа водки особой "Народная марка беспохмельная", емк. 0,5л, креп. 40% по цене 70,00 руб. не осуществляло.
Согласно Журналу учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам за период с 23.07.2019 по 23.07.2019, по указанному времени за каждые сутки с 08:22 по 08:22 (далее - журнал учета), и отчету по реализации продукции ниже минимальной цена за период с 01.07.2019 по 23.07.2019 (далее - отчет):
В 08 часов 22 минут по чеку N 182 (ФД 99254) Обществом осуществлена продажа бутылки водки особой "Народная марка беспохмельная", емк. 0,5л, креп. 40% по цене 70,00 руб. (установленная минимальная цена не ниже 215,00 руб. за 0,5 л) по цене ниже минимальной цены, установленной приказами Минфина России от 11.05.2016 N 58н.
Информация, содержащаяся в Единой государственной автоматизированной системы учета оборота алкогольной продукции является объективной и достоверной в силу Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В силу Постановления Правительства РФ N 1459 Общество своей заявкой непосредственно само подтвердило достоверность продажи и фиксации в системе ЕГАИС бутылки водки водки особой "Народная марка беспохмельная", емк. 0,5л, креп. 40% по цене 70,00 руб. (установленная минимальная цена не ниже 215,00 руб. за 0,5 л), а довод Общества, что сведения, содержащиеся в системе ЕГАИС, не подтверждают факт продажи алкогольной продукции, противоречит законодательству РФ, а также произведёнными им действиями.
Кроме того, в силу п.13 ч.2 ст.16 Закон N 171-ФЗ, а также приказа Росалкогольрегулирования от 01.02.2018 N 30 "О перечнях сведений, содержащихся в штриховом коде документа, предоставляемого покупателю, о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", установлены требования к документу, представляемому покупателю, подтверждающему факт фиксации в ЕГАИС.
Факт фиксации в ЕГАИС подтверждается следующими сведениями, содержащимися в штриховом коде предоставляемого покупателю документа:
Дата (год, месяц, день) и время (часы, минуты) продажи алкогольной продукции в формате ГГГГММДДТЧЧММ.
Заводской номер фискального накопителя контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществлялся расчет при продаже алкогольной продукции.
Порядковый номер фискального документа контрольно-кассовой техники, с помощью которой осуществлялся расчет при продаже алкогольной продукции.
Следовательно, довод общества, основанный на копии кассового чека N 182 (ФД 99254), не содержащего обязательный штрих-код с указанными выше сведениями, фактически не является относимым и допустимым доказательством, опровергающим продажу бутылки водки особой "Народная марка беспохмельная", емк. 0,5л, креп. 40% по цене 70,00 руб.
На основании п.29 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует руководствоваться той информацией, которая содержится в ЕГАИС, и копия кассового чека N 182 (ФД 99254) не является доказательством, свидетельствующим об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения.
При названных обстоятельствах общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.
Ввиду изложенного, требования ст.ст.28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п.10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 инспекцией не допущено.
Доказательств, подтверждающих, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При таких обстоятельствах, в деянии заявителя имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
При вынесении обжалуемого постановления налоговым органом не выявлено обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии угрозы государственным и общественным интересам.
Правонарушение может быть признано малозначительным только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Вместе с тем, при наличии вины в совершении административного правонарушения, разрешая вопрос о возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ, при вынесении постановления следует учитывать, что правонарушения, предусмотренные ст.14.6 КоАП РФ, нарушают установленный порядок оборота алкогольной продукции.
Таким образом, оснований для применения ст.2.9 АПК РФ не имеется.
Состав правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.14.6 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения соответствующих требований действующего законодательства.
В связи с этим, существенная угроза охраняемым общественным отношениям может проявляться не в причинении какого-либо ущерба, а в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично- правовых обязанностей в сфере оборота алкогольной продукции.
Исключительных обстоятельств, объективно повлиявших на совершение заявителем неправомерного деяния, не имеется.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решение суда первой инстанции, что влечет оставление апелляционной жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.09.2020 по делу N А40-133028/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа. только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133028/2020
Истец: ООО "БАРС"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТОРГОВЛИ И УСЛУГ ГОРОДА МОСКВЫ