Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-3560/21 настоящее постановление отменено
г. Вологда |
|
25 января 2021 г. |
Дело N А13-7586/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Харовская центральная районная больница" Корчагина А.Р. по доверенности от 10.03.2020 N 183-3,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 октября 2020 года по делу N А13-7586/2020,
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области (ОГРН 1133500001007, ИНН 3525300835; адрес: 160000, город Вологда, улица маршала Конева, дом 15; далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с исковым заявлением к бюджетному учреждению здравоохранения Вологодской области "Харовская центральная районная больница" (ОГРН 1023501483939, ИНН 3521000069; адрес: 162250, Вологодская область, Харовский район, город Харовск, улица Свободы, дом 28; далее - учреждение, больница) о взыскании 18 137 руб. 40 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Харовский муниципальный район в лице администрации Харовского муниципального района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 21 октября 2020 года в удовлетворении исковых заявленных требований отказано в полном объеме.
Фонд с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку считает, что указание в решении суда на обязанность нанимателя муниципального жилищного фонда по оплате взносов на капитальный ремонт противоречит требованиям действующего жилищного законодательства, а именно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), которая предусматривает возложение обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на собственника жилищного фонда.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От администрации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Истец и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, от фонда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия. В связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, администрация имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: Вологодская область, город Харовск, улица Ленинградская, дом 37, квартира 11, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и не спаривается лицами, участвующими в деле.
Согласно выписке из ЕГРН от 08.11.2019 за учреждением 22.03.2012 зарегистрировано право оперативного управления данным имуществом.
Приказом Департамента здравоохранения Вологодской области от 16.10.2012 N 670 муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Харовская центральная районная больница" реорганизовано в бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области "Харовская центральная районная больница", о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Посчитав, что за больницей образовалась задолженность в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в котором расположена спорная квартира, фонд направил учреждению претензию от 28.11.2019 с требованием погасить задолженность в сумме 18 137 руб. 40 коп. в течение 10 дней с момента её получения.
Однако досудебная претензия оставлена больницей без исполнения.
В связи с этим фонд обратился в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку пришел к вывод у том, что в данном конкретном случае исковые требования предъявлены к ненадлежащему ответчику.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Аналогичная обязанность собственника помещений многоквартирного дома предусмотрена нормами ЖК РФ, согласно которым собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (статьи 39 и 158 названого Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с названным Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ предусмотрено, что казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании статьи 131 ГК РФ право оперативного управления на недвижимое имущество возникает у учреждения на основании решения собственника о закреплении имущества за ним на праве оперативного управления с момента государственной регистрации права в установленном порядке.
В данном случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, жилое помещение, расположенное по адресу: Вологодская область, город Харовск, улица Ленинградская, дом 37, квартира 11, принадлежит на праве собственности администрации, а согласно выписке из ЕГРН от 08.11.2019 право оперативного управления данным имуществом зарегистрировано 22.03.2012 за учреждением.
Вместе с тем с момента реорганизации учреждения спорной квартирой распоряжался орган местного самоуправления и в спорный период времени квартира N 11 передана нанимателю по договору социального найма от 11.09.2012 во владение и пользование (листы дела 96 - 98).
В рассматриваемом случае податель жалобы исходит из того, что в силу пункта 1 статьи 153, статей 154 и 158 ЖК РФ собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома, вносить взносы на капитальный ремонт в отношении принадлежащего ему помещения. Также по мнению апеллянта, наличие у договора найма спорной квартиры с физическим лицом не является основанием для возложения на нанимателя обязанности по оплате вышеуказанных расходов.
Между тем истцом не учтено следующее.
Частью 1 статьи 37 ЖК РФ предусмотрено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
Из буквального толкования названных положений закона следует, что обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу прямого указания закона собственник помещения, при этом расходы на содержание общего имущества обязаны нести все собственники жилых и нежилых помещений вне зависимости от их фактического пользования. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 16646/10.
Таким образом, в силу изложенных выше норм права собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и взносов на капитальный ремонт.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 ГК РФ, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Вместе с тем в силу части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) и пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания на условиях, установленных ЖК РФ (статья 60 Кодекса).
На основании статьи 678 ГК РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 153 ЖК РФ установлено, что обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Как предусмотрено статьей 61 ЖК РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с названным Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения. Наниматель жилого помещения в многоквартирном доме по договору социального найма данного жилого помещения приобретает право пользования общим имуществом в этом доме.
В силу пункта 1 статьи 65 ЖК РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Из совокупного толкования положений статьи 678 ГК РФ и пункта 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ следует, что наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (включающую в силу части 2 статьи 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт).
При этом, как установлено частью 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно части 3 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что нормами жилищного законодательства установлена обязанность нанимателей, проживающих в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно управляющей организации в случае, если ею осуществляется управление жилым домом.
При этом органы государственной власти или управомоченные ими лица (в данном случае больница) несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного жилищного фонда.
Данный вывод суда первой инстанции в полной мере согласуется с правовой позицией относительно практики применения упомянутых правовых норм, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015.
Совокупность имеющихся в деле доказательств свидетельствует о том, что на дату возникновения спорной суммы задолженности по взносам на капитальный ремонт рассматриваемая квартира уже находилась в социальном найме у физического лица.
При таких обстоятельствах вывод фонда о необходимости взыскания задолженности по взносам на капитальный ремонт начисленной согласно расчету за период с апреля 2019 года по 31 октября 2019 года в общей сумме 18 137 руб. 40 коп., именно с больницы противоречит части 3 статьи 153 ЖК РФ.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21 октября 2020 года по делу N А13-7586/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7586/2020
Истец: Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Вологодской области
Ответчик: БУЗ ВО "Харовская центральная районная больница"
Третье лицо: Харовский муниципальный район в лице Администрации Харовского муниципального района