Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 июля 2021 г. N Ф05-9411/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
26 января 2021 г. |
Дело N А40-29742/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ПАО "МРСК Северо-Запада"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2020 по делу N А40-29742/20
по заявлению: ПАО "МРСК Северо-Запада"
к Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: 1.ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, 2.ООО Деревообрабатывающий комбинат, 3.ФГКУ Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России
о признании незаконным решение, изложенное в письме от 28.11.2019 N 141/37125
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Уткин В.В. по дов. от 20.11.2020; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее, Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации( далее, ответчик, Минобороны) с требованием о признании незаконным решения, изложенного в письме от 28.11.2019 N 141/37125.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ООО Деревообрабатывающий комбинат, ФГКУ Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны России.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 15.10.2020 в удовлетворении заявленных требований ПАО "МРСК Северо-Запада" отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять новый судебный акт, требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя, представители третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в их отсутствие.
Представитель Минобороны в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом установлено следующее.
ПАО "МРСК Северо-Запада" является собственником электросетевого комплекса ВЛ-110 кВ Вологда-Шексна (ВЛ-110 кВ Кипелово-2). Сведения об установлении границы охранной зоны объекта электросетевого хозяйства ВЛ-110 кВ Вологда-Шексна (ВЛ-110 кВ Кипелово-2) внесены в государственный кадастр недвижимости 17.04.2014.
Право на земельный участок с кадастровым номером 35:25:00 00 000:00143, площадью 6000 кв.м, находящийся под опорами линий электропередачи (далее -ЛЭП), Общество оформило путем заключения договора аренды N 181 от 13.02.2008 с Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области.
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации является обеспечение энергетической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики. В целях реализации указанных задач на субъекты электроэнергетики возложена обязанность по содержанию и обслуживанию электрических сетей.
Порядок проведения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов установлен приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (далее - Приказ N 223).
Содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов в соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Приказа N 223 является обязанностью юридических лиц, имеющих в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты.
Таким образом, обязанность Заявителя по вырубке древесно-кустарниковой растительности в охранных зонах ЛЭП, как лица, осуществляющего эксплуатацию ЛЭП, установлена действующим законодательством.
В целях исполнения обязательных требований названных выше норм по содержанию в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов в инвестиционную программу филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Вологдаэнерго" (в настоящее время - Вологодский филиал "МРСК Северо-Запада") (далее - Вологодский филиал) на 2019 год были включены работы по расширению просеки ВЛ-110 кВ Кипелово-2 до ширины охранной зоны.
Площадь работ по расширению просеки составляла 49.5 га. в том числе по землям Вологодского и Шекснинского лесничеств - 28.7 га. Лещинского лесничества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, Заинтересованное лицо) - 20,8 га. 27.12.2017 между Обществом и ООО РСК "Гарант" (далее - Подрядчик) заключен договор на выполнение работ по вырубке просек N ВЭ2.1-17/0153, в соответствии с которым Подрядчик обязался выполнить работы по расширению просеки ВЛ-110 кВ Кипелово-2 в пределах охранной зоны ЛЭП с целью обеспечения надежности электроснабжения потребителей (приложение N 9).
В сентябре 2019 года Подрядчик закончил работы по расчистке трасс линий электропередачи на лесных участках Вологодского и Шекснинского лесничеств. Однако, выполнение указанных работ на землях Лещинского лесничества не представляется возможным в связи с чинением препятствий со стороны Минобороны России.
Для получения разрешения на выполнение работ на землях Минобороны России письмом от 23.11.2018 N МР2/2-2/07/5743 производственное отделение "Вологодские 4 электрические сети" Вологодского филиала (далее - ПО "ВЭС") обратилось в Департамент имущественных отношений Минобороны России (далее - Департамент). Согласно полученному из Департамента ответу от 19.12.2018 N 141/39285 для производства работ на территории земельных (лесных) участков Минобороны России Обществу необходимо оформить земельно-правовые отношения с проведением натурного технического обследования (далее - НТО) участка и составлением акта НТО.
В феврале 2019 года специалистами Хвойного лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России было выполнено обследование лесных участков, подлежащих разрубке, по результатам которого 19.03.2019 составлен акт НТО N 4. 30.10.2019 ПО "ВЭС" письмом N МР2/2-2/07/5406 повторно обратилось в Департамент за согласованием работ по рубке лесных насаждений в целях расширения просеки ВЛ-110 кВ Кипелово-2, приложив акт НТО N 4 от 19.03.2019.
Ссылаясь на необходимость оформления земельно-правовых отношений с представлением проекта освоения лесов, лесной декларации, отчетов об использовании лесов, охране, защите и воспроизводству лесов, лесоразведению, Департамент письмом от 28.11.2019 N 141/37125 отказал Обществу в согласовании рубки деревьев.
Посчитав указанное решение, изложенное в письме от 28.11.2019 N 141/37125 незаконными, несоответствующим действующему законодательству, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установил наличия правовых оснований для признания обжалуемого решения незаконным.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом ч. 1 ст. 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности.
В силу подпункта 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Согласно подпункту 1 пункта 7 Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации утвержденного Приказом Врио Министра обороны Российской Федерации от 17 мая 2019 г. N 280, основными 5 задачами Департамента среди прочих является реализация полномочий Министерства обороны по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил (кроме вооружения и боеприпасов), имуществом, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Министерство обороны, а также высвобождаемым движимым военным имуществом.
Согласно пунктам 1-3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2010 N 3199/10 по делу N А57-1017/09-5 анализ пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 93 ЗК РФ показывает, что при рассмотрении вопроса об отнесении участков, которые предоставлены для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, важным является разрешенное либо фактическое использование этого участка в целях обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности.
Материалами дела подтверждается, что объекты заявителя расположены в пределах земельных участков с кадастровыми номерами 35:25:0402041:116, 35:25:0000000:37; 35:25:0402041:114.
Согласно информации полученной с официального интернет-ресурса "Публичная кадастровая карта" а также "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн" земельный участок с кадастровым номером 35:25:0402041:116, площадью 1051325 кв.м. по адресу: Вологодская область. Вологодский район, является федеральной собственностью относится к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земельный участок имеет статус учтенный, поставлен на кадастровый учет 14.01.2015 г. Разрешённое использование указанного земельного участка для прочих объектов лесного хозяйства. Особые отметки сведения об использовании земель имеют статус актуальные незасвидетельствованные, право зарегистрировано на объект с видом разрешенного использования земель для размещения объектов специального назначения.
На указанный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (регистрационная запись 35-35/001-35/001/701/2015-2106/1 от 05.05.2015 г.) и право постоянного (бессрочного) пользования (регистрационная запись 35-3 5/001 -3 5/001 /701 /2015-2062/1 от 05.05.2015 г.).
Согласно информации полученной с официального интернет-ресурса "Публичная кадастровая карта" а также "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн" земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:37. площадью 37618674 кв.м. по адресу: Вологодская область. Вологодский район, является федеральной собственностью относится к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного 6 специального назначения. Земельный участок имеет статус ранее учтенный, поставлен на кадастровый учет 29.12.2003 г.
Разрешённое использование указанного земельного участка для прочих объектов лесного хозяйства. Особые отметки сведения об использовании земель имеют статус актуальные незасвидетельствованные. Право зарегистрировано на объект с видом разрешенного использования земель для размещения объектов специального назначения. На земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (регистрационная запись 35-35/25-1/2004-372 от 21.04.2004 г.) и право постоянного (бессрочного) пользования (регистрационная запись 35:25:0000000:37-35/002/2018-2 от 21.09.2018 г.).
Согласно информации полученной с официального интернет-ресурса (Публичная кадастровая карта" а также "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме онлайн" земельный участок с кадастровым номером 35:25:0402041:114, площадью 65076126 кв.м. по адресу: Вологодская область. Вологодский район, является федеральной собственностью относится к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Земельный участок имеет статус учтенный, поставлен на кадастровый учет 14.01.2015 г. Разрешённое использование указанного земельного участка для прочих объектов лесного хозяйства. Особые отметки сведения об использовании земель имеют статус актуальные незасвидетельствованные. Право зарегистрировано на объект с видом разрешенного использования земель для размещения объектов специального назначения. На земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (регистрационная запись 35-35/001-35/001/701/2015-2061/1 от 05.05.2015 г.) и право постоянного (бессрочного) пользования (регистрационная запись 35-35/001- 35/001/701/2015-2105/1 от 05.05.2015 г.).
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что вышеуказанные земельные участки являются изъятыми из оборота в силу прямого указания закона.
Леса, расположенные на землях обороны и безопасности, закреплены за Минобороны России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны". Согласно указанному постановлению, леса, расположенные на землях обороны, исключены из состава лесного фонда и предоставлены Минобороны России с целью обеспечения нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Управляет и контролирует ведение лесного хозяйства на землях обороны и безопасности специальное уполномоченное учреждение - ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Минобороны России.
Суд, проанализировав в совокупности и взаимосвязи нормы статей 21, 45 Лесного Кодекса РФ и ст. 93 Земельного Кодекса РФ сделал вывод, что вырубка леса для строительства линейного объекта на землях обороны допускается, но только для тех целей, для которых земли обороны были предоставлены.
Согласно ст. 6 ЛК РФ "Леса, расположенные на землях, не относящихся к землям лесного фонда" леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с ЗК РФ.
Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются статьями 120 - 123 ЛК РФ. Согласно статье 121 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) на землях обороны и безопасности могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Для использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, создаются военные лесничества в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, устанавливаются Правительством Российской Федерации. После завершения использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, земли, на которых расположены такие леса, подлежат рекультивации (в случае, если проведение рекультивации требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) и переводу в состав земель лесного фонда.
В соответствии с решением межведомственной комиссии от 10 августа 2015 г. N 1/МК и на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" в отношении Хвойного военного лесничества установлена зона с особыми условиями использования территории - запретная зона. Кроме того, Заявителем в материалы дела не представлено надлежащих относимых и допустимых доказательств в порядке, предусмотренном ст.ст. 68-68 АПК РФ, подтверждающих, что спорный объект находится на земельных, участках Минобороны России.
Так Минобороны России в материалы дела представлена выписки из ЕГРН.N N КУВИ-002/2020-17182945, КУВИ-002/2020-17179705, КУВИ-002/2020- 17173831 от 31.08.2020 г. на земельные участки с кадастровыми номерами 35:25:0402041:116,35:25:0000000:37; 35:25:0402041:114.
Все указанные земельные участки имеют категорию земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Судом первой инстанции верно отклонен довод Заявитель о том, что право на земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:00143, находящийся по опорами линий электропередач принадлежащего ему объекта недвижимости он оформил путем заключения договора аренды N 181 от 13.02.2008 г. с Территориальным управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 35:25:0000000:00143 поставлен на государственный кадастровый учет без координат границ, но имеет категорию земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, то в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" именно Министерство обороны Российской Федерации является тем федеральным органом исполнительной власти, который правомочен распоряжаться указанным земельным участком.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Вологодской области не было уполномочено заключить договор аренды N 181 от 13.02.2008 г. земельного участка с кадастровым номером 35:25:0000000:00143, площадью 6000 кв.м., что также следует из того, что земельный участок поставлен на кадастровый учет без координат границ.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ эксплуатация линий электропередачи является самостоятельным видом использования лесов.
На основании части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) осуществляется в соответствии со статьей 21 ЛК РФ.
Кроме того, судом установлено, что заявителю принадлежит электросетевой комплекс мощностью 110 кВ, что исключает возможность его размещения на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности без оформления сервитутов в силу указания Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, который дал им верную оценку, и с которой у суда апелляционной инстанции не имеется оснований не согласится.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку указанные требования не обоснованы и документально не подтверждены.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.10.2020 по делу N А40-29742/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-29742/2020
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО Деревообрабатывающий комбинат, ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны РФ", ФГКУ Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны РФ, Россети Северо-Запад