Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2021 г. N Ф05-9761/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
27 января 2021 г. |
дело N А40-159114/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18.01.2021.
Полный текст постановления изготовлен 27.01.2021.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Искусство справедливости" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020
по делу N А40-159114/20
по заявлению ООО "Искусство справедливости" (ОГРН 1197746468468)
к Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве (ОГРН 1037739889000)
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Фомченко А.В. паспорт генеральный директор;
от заинтересованного лица - Клюевский Г.В. по доверенности от 11.09.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 в удовлетворении заявленных ООО "Искусство справедливости" требований о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве N 310380А от 15.07.2020 и обязании регистрирующий орган зарегистрировать заявленные обществом изменения в ЕГРЮЛ на основании представленных 08.07.2020 документов, отказано.
Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители общества и регистрирующего органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 08.07.2020 общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р14001 (с соответствующими приложениями) для изменения сведений об адресе юридического лица в ЕГРЮЛ.
Поступившим документам присвоен уникальный номер U020070810707362.
15.07.2020 заявителем получено решение 310380А об отказе в государственной регистрации указанных изменений, по мотиву того, что подпись на заявлении ООО "Искусство справедливости" не удостоверена нотариусом.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 241-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в государственной регистрации.
Из материалов дела следует, что общество обратилось с жалобой на решение N 310380А об отказе в государственной регистрации от 15.07.2020.
Согласно п. 2 ст. 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" вышестоящий орган - УФНС России по г. Москве или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона, без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.
Согласно п. 3 ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган, уполномоченный в соответствии со ст. 2 настоящего Федерального закона, принимает одно из следующих решений: об отмене решения регистрирующего органа; об оставлении жалобы без удовлетворения.
12.08.2020 решением УФНС России по г.Москве N 2-13/124022 жалоба общества на решение об отказе в государственной регистрации.N 310380А от 15.07.2020 оставлена без удовлетворения по основаниям, предусмотренным пп. "д" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Вышестоящий регистрирующий орган имеет право указать на дополнительное основание для отказа в государственной регистрации, которое подлежит учету судом при оценке оспариваемого отказа.
Установление законом обязательной досудебной процедуры обжалования направлено именно на то, чтобы в рамках административных процедур имелась возможность выяснить все возможные препятствия к совершению регистрационных действий или их полное отсутствие.
Из указанных взаимосвязанных положений ст. 25.6 Закона N 129-ФЗ следует, что вышестоящий регистрирующий орган вправе на основании имеющихся и дополнительно представленных документов устанавливать и новые обстоятельства, и иные основания для отказа в регистрационных действиях, поскольку, по мнению апелляционного суда, его функция, в том числе, заключается и в том, чтобы пресекать необоснованные регистрационные действия (письмо ФНС от 04.07.2016 N ГД-4- 14/11938@).
Следовательно, УФНС России по г. Москве вправе указать на дополнительное (новое) основание для отказа в государственной регистрации, которое подлежит учету при оценке оспариваемого отказа.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ определен в соответствии со ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст. 23 Закона N 129-ФЗ.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (пп. "д" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ).
Документы при государственной регистрации могут быть представлены в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В случае направления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на представляемых при государственной регистрации заявлении, уведомлении или сообщении не требуется (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с п. п. 1.1, 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1.1).
Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2).
Согласно п. 5.3.1. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, таким уполномоченным органом является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Приказом ФНС России от 12.08.2011 N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг" определен порядок направления в территориальный орган Федеральной налоговой службы, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимых для государственной регистрации документов в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с п. 2 Порядка участниками электронного взаимодействия при направлении электронных документов в регистрирующий орган в соответствии с настоящим Порядком являются физические лица, которые в соответствии со ст. 9 Закона N 129-ФЗ могут быть заявителями при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя; нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов; инспекции Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции Федеральной налоговой службы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных.
Исходя из положений п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель или учредители юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Отношения, возникающие в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами, регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Удостоверяющий центр осуществляет создание и выдачу сертификата ключа проверки электронной подписи на основании соглашения между удостоверяющим центром и заявителем (п. 1 ст. 14 Закона N 63-ФЗ).
Сертификат ключа проверки электронной подписи должен содержать, в том числе, информацию о фамилии, имени и отчестве (если имеется) - для физических лиц, наименование и место нахождения - для юридических лиц или иная информация, позволяющая идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи (пп. 2 п. 2 ст. 14 Закона N 63-ФЗ).
В случае выдачи сертификата ключа проверки электронной подписи юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
Допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи физическое лицо, действующее от имени юридического лица, в сертификате ключа проверки электронной подписи (в том числе в квалифицированном сертификате), используемом для автоматического создания и (или) автоматической проверки электронных подписей в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Владельцем такого сертификата ключа проверки электронной подписи признается юридическое лицо, информация о котором содержится в таком сертификате. При этом распорядительным актом юридического лица определяется физическое лицо, ответственное за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
В случае отсутствия указанного распорядительного акта лицом, ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, является руководитель юридического лица. В случае возложения федеральным законом полномочий по исполнению государственных функций на конкретное должностное лицо ответственным за автоматическое создание и (или) автоматическую проверку электронной подписи в информационной системе при исполнении государственных функций является это должностное лицо (п. 3 ст. 14 Закона N 63-ФЗ).
Следовательно, сертификат ключа проверки электронной подписи юридического лица в качестве владельца сертификата ключа проверки электронной подписи наряду с указанием наименования юридического лица содержит указание на физическое лицо, действующее от имени юридического лица на основании учредительных документов юридического лица или доверенности.
Таким образом, если заявителем при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, выступает физическое лицо - руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, то из сертификата ключа проверки электронной подписи должно следовать, что данное физическое лицо обладает полномочиями выступать от имени этого юридического лица.
Из материалов дела следует, что 08.07.2020 в регистрирующий орган поступили предусмотренные п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ документы для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ООО "Искусство Справедливости", не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества об адресе (месте нахождения) на адрес: 119071, Москва, Ленинский проспект, дом 19, стр. 1, кабинет 332, в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы, номер заявки U020070810707362.
Заявителем в данном случае выступил руководитель постоянно действующего исполнительного органа ООО "Искусстов Справедливости" (директор). При этом из электронной подписи заявителя не усматриваются его полномочия действовать от имени ООО "Искусство Справедливости", то есть электронная подпись не содержит указания на должность и наименование юридического лица, от имени которого действует заявитель.
При указанных обстоятельствах заявленные требования не могут быть признаны обоснованными.
Выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований соответствуют нормам права и материалам дела, судом дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, в связи с чем правовые основания к отмене обжалованного судебного акта не установлены.
При подаче апелляционной жалобы общество не уплачена государственная пошлина, которая подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 по делу N А40-159114/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Искусство справедливости" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1.500 (одна тысяча пятьсот) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159114/2020
Истец: ООО "ИСКУССТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ N 46 ПО Г. МОСКВЕ