Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 мая 2021 г. N Ф01-1546/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А29-16419/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 января 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шаклеиной Е.В.,
судей Дьяконовой Т.М., Кормщиковой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федотовой Ю.А.
при участии в судебном заседании:
представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - Уляшевой Л.Н. по доверенности от 31.12.2020
представителя общества с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" - Московцева И.В. по доверенности от 10.10.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2020 по делу N А29-16419/2018,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" (ИНН 1101083799, ОГРН 1101101012100) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН 1101486727, ОГРН 1101101000780) о защите деловой репутации и взыскании неустойки,
третьи лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951); Федеральное казначейство (ИНН 7710568760; ОГРН 1047797019830)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" (далее - ООО "Элит-Торг", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (далее - ТУ Росимущества в Республике Коми, ответчик), в котором просило, согласно уточненным требованиям:
- обязать ТУ Росимущества в Республике Коми удалить информацию об ООО "Элит-Торг" в сети интернет на сайте zakupki.gov в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/18 РАИ по счету N 2 в течение 10 (десяти) календарных дней с момента вступления в силу судебного акта;
- начислять ТУ Росимущества в Республике Коми в пользу ООО "Элит-Торг" судебную неустойку в размере 10 000 рублей за неисполнение судебного акта в установленный срок;
- обязать ТУ Росимущества в Республике Коми разместить информацию на официальном сайте http://tull.rosim.ru/ о решении суда по делу N А29-4616/2018, согласно которого признано незаконным удержание денежных средств ТУ Росимущества в Республике Коми у ООО "Элит-Торг" в рамках государственного контракта от 09.01.2018 г N 01-1/2018 РАИ по счету N 2 в течение 10 (десяти) календарных дней с момента вступления в силу судебного акта.
- начислять ТУ Росимущества в Республике Коми в пользу ООО "Элит-Торг" судебную неустойку в размере 10 000 рублей за неисполнение судебного акта в установленный срок по размещению информацию на официальном сайте http://tull.rosim.ru/ о решении суда по делу N А29-4616/2018, согласно которого признаны незаконным удержание денежных средств ТУ Росимущества в Республике Коми у ООО "Элит-Торг" (ИНН 1101083799; ОГРН 1101101012100) в рамках государственного контракта от 09.01.2018 г N 01-1/18 РАИ по счету N 2 в течение 10 (десяти) календарных дней с момента вступления в силу судебного акта.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2020 исковые требования удовлетворены, суд обязал ТУ Росимущества в Республике Коми:
- удалить информацию об ООО "Элит-Торг" в сети "Интернет" на сайте http://www.zakupki.gov.ru в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2 в течение десяти календарных дней с момента вступления в силу судебного акта;
- разместить информацию на официальном сайте http://tu11.rosim.ru/ о решении суда по делу N А29-4616/2018 в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2 в течение десяти календарных дней с момента вступления в силу судебного акта.
Также судом определено, что в случае неисполнения решения суда в части удаления информации взыскать с ТУ Росимущества в Республике Коми в пользу ООО "Элит-Торг" судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта по день фактического исполнения; в случае неисполнения решения суда в части размещения информации о решении суда по делу N А29-4616/2018 взыскать с ТУ Росимущества в Республике Коми в пользу ООО "Элит-Торг" судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта по день фактического исполнения.
ТУ Росимущества в Республике Коми с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2020 по делу N А29-16419/2018 полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ООО "Элит-Торг".
Заявитель жалобы указывает, что аннулирование информация на сайте https://zakupki.gov.ru посредством изменения в разделе "Исполнение контракта" статуса информации о наличии штрафов (неустоек) при исполнении контракта на статус "Отменить как недействительные". Других вариантов аннулирования информации указанный портал государственному заказчику не предоставляет. Из анализа ответов службы технической поддержки ЕИС вытекает, что в соответствии с Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок утверждённой постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414, Единая информационная система во взаимодействии с иными информационными системами обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированные) участникам контрактной системы в сфере закупок. Удаление информации из ЕИС в сфере закупок не предусматривается действующим законодательством РФ. Однако служба технической поддержки ЕИС в УФК по Республике Коми и представителю ООО "Элит-Торг" даёт ответ, что информация будет удалена при соответствующем обращении Заказчика службой технической поддержки ЕИС. Вместе с тем, при обращении Заказчика в службу технической поддержки ЕИС, со ссылками на ответы по обращениям УФК по Республике Коми и представителя ООО "Элит-Торг", когда службе технической поддержки ЕИС необходимо было совершить уже обещанные действия по удалению информации поступил совершенно иной ответ - удаление информации из ЕИС в сфере закупок не предусматривается действующим законодательством РФ, и во исполнении определения арбитражного суда информация будет скрыта от общего доступа. В результате переписки со службой технической поддержки ЕИС на протяжении более трёх месяцев установлено о невозможности исполнения судебного акта, как буквально это прописано в нём. Удаление информации об ООО "Элит-Торг" в сети "Интернет" на сайте http://www.zakupki.gov.ru о наличии штрафов (неустоек) при исполнении Контракта не представляется возможным, поскольку такие действия не предусмотрены действующим законодательством РФ. Скрытие информации в открытой части ЕИС не является действием тождественным удалению. Следовательно, оспариваемый судебный акт является незаконным, принятым с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права, отсутствием нормативного обоснования выводов изложенных в решении.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 17.12.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 18.12.2020.
ООО "Элит-Торг" в отзыве на апелляционную жалобу отмечает, что доводы Управления об отсутствии технической возможности удалить информацию не могут являться основанием для освобождения ответчика от обязанности, предусмотренной в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ссылается также на постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу N А29-18064/2018 от 03.09.2020.
ТУ Росимущества в Республике Коми в дополнении к апелляционной жалобе указывает, что в результате переписки с СТП ЕИС более трех месяцев установлено о невозможности прямого исполнения постановления суда. С учетом полученной информации от СТП ЕИС на все вышеуказанные обращения удаления информации об обществе с ограниченной ответственностью "Элит-Торг" в сети "Интернет" на сайте http://www.zakupki.gov.ru в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N ГК 01-1/2018 РАИ не предусмотрено действующим законодательством РФ. После напряженной переписки ТУ Росимущества в Республике Коми СТП ЕИС только 02.10.2020 в 19:10 сообщила, что "по Вашему обращению были проведены технические работы, указанные недействующие редакции исполнения контракта скрыты" (в рамках обращения DS-310049 от 27.08.2020). ТУ Росимущества в Республике Коми также в дополнении к апелляционной жалобе ссылается на объективные обстоятельства невозможности самостоятельного исполнения аналогичного судебного акта по делу N А29-17942/2018. Отмечает, что на текущий момент подготовлены проекты по разделу информации в реестровых записях, указанных в обращении, но отправить их контроль в УФК по Республике Коми с последующим размещением в ЕИС не предоставляется возможным в связи с отсутствием технических возможностей системы ЕИС, что подтверждается ответом СТП ЕИС от 13.01.2021 17:36 в рамках обращения DS-419935. Отмечает, что исполнение судебного акта не зависит от воли ТУ Росимущества в Республике Коми, возникает необходимость привлечения третьих лиц для исполнения судебного акта, приводит к затруднительности исполнения судебного акта, предприняты все возможные действия для исполнения решения суда ТУ Росимущества в Республике Коми, отсутствуют признаки уклонения от исполнения судебного акта со стороны ТУ Росимущества в Республике Коми. Решение суда является неисполнимым в том буквальном виде, как заявлено истцом.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми отмечает, что антимонопольный орган не наделен полномочиями по ведению и обслуживанию информационной системы в сфере закупок, в связи с чем, представить мотивированный отзыв на заявленный ТУ Росимущества в Республике Коми в апелляционной жалобе довод, не представляется возможным. Также ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
В судебное заседание обеспечено присутствие представителей истца и ответчика, которые поддержали вышеизложенные доводы.
Третьи лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих.
Законность решение Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам электронного аукциона ответчик (заказчик) и истец (исполнитель) заключили государственный контракт от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ.
Полагая, что в ходе выполнения контракта повторно представленные исполнителем отчеты доработаны не полностью, а также что при исполнении контракта исполнитель допустил нарушения его условий, ТУ Росимущества в Республике Коми направило ООО "Элит-Торг" требование от 14.02.2018 N 01-17/365-01 об уплате штрафов.
Поскольку ООО "Элит-Торг" не уплатило штрафы, ответчик удержал сумму последних из денежных средств, которые были уплачены заказчиком исполнителю за услуги платежным поручением от 16.03.2018 N 805091.
Также ТУ Росимущества в Республике Коми разместило на сайте zakupki.gov информацию в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2.
Не согласившись с действиями ТУ Росимущества в Республике Коми ООО "Элит-Торг" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с ответчика 10 000 руб. неосновательного обогащения, возникшего на стороне ответчика вследствие неправомерного удержания заказчиком из денежных средств, подлежащих уплате исполнителю за услуги, оказанные последним по заключенному сторонами государственному контракту от 09.01.2018 N ГК 01-1/2018 РАИ, штрафов за ненадлежащее исполнение обществом предусмотренных контрактом обязательств, 59 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.03.2018 по 02.04.2018 в связи с просрочкой оплаты заказчиком услуг, а также процентов, начисляемых на сумму неосновательного обогащения с 03.04.2018 до момента фактического исполнения решения суда.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А29-4616/2018 заявленные требования удовлетворены, с ТУ Росимущества в Республике Коми в пользу ООО "Элит-Торг" взыскано 10 000 руб. неосновательного обогащения (неправомерно удержанные денежные средства по государственному контракту от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2) и 59 руб. 30 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисляемые на сумму задолженности (10 000 руб.) с 03.04.2018 по день фактической уплаты данной задолженности.
Полагая, что размещение на сайте zakupki.gov информации в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2, является не соответствующим действительности и нарушающим деловую репутацию ООО "Элит-Торг", последнее обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решение суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также ГК РФ) гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Положения пункта 1 упомянутой статьи соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" (далее - Постановление N3) разъяснено, что не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети "Интернет", а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи.
В пункте 9 Постановления N 3 разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (далее по тексту - ЕИС).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе, информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (официальный сайт).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила функционирования ЕИС, Постановление N 1414).
В соответствии с пунктом 3 Правил функционирования ЕИС информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к которому осуществляется на безвозмездной основе (пункт 4 Правил функционирования ЕИС).
В силу пункта 5-6 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе ЕИС содержит информацию о закупках, об исполнении контрактов, реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрено обязательное размещение на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru информации об исполнении контракта, в том числе и начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств.
Как указывалось ранее, ТУ Росимущества в Республике Коми разместило на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru информацию в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2. Указанное обстоятельство ответчиком не опровергается.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.10.2019 по делу N А29-4616/2018 с ТУ Росимущества в Республике Коми в пользу ООО "Элит-Торг" взыскано 10 000 руб. неосновательного обогащения, неправомерно удержанных по государственному контракту от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N2.
Следовательно, информация в части наличия штрафов (неустоек) при исполнении государственного контракта от 09.01.2018 N 01-1/2018 РАИ по счету N 2 размещена ТУ Росимущества в Республике Коми на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru в отсутствие оснований для начисления штрафов.
Ввиду отсутствия оснований для начисления штрафных санкций исковые требования об удалении информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок по Закону о контрактной системе, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Наличие в публичном доступе информации о начислении ООО "Элит-Торг" штрафных санкций в отсутствие оснований для такого начисления противоречит положениям гражданского законодательства о недопустимости распространения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица.
Доводы ТУ Росимущества в Республике Коми об отсутствии технической возможности удалить информацию правомерно отклонены судом первой инстанции на том основании, что они не могут являться основанием для освобождения ответчика от обязанности, предусмотренной в статье 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каких-либо возражений относительно порядка и суммы подлежащей начислению неустойки, установленной судом первой инстанции, в апелляционной жалобе не заявлялось.
Довод ответчика о проблемах исполнения судебного акта (удалению информации техническими службами) не может выступать в качестве правового основания для отмены решения суда первой инстанции.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом нормы права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта суд второй инстанции не усматривает.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 14.10.2020 по делу N А29-16419/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Шаклеина |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-16419/2018
Истец: ООО "Элит-Торг"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми
Третье лицо: управление Федерального казначейства по Республике Коми, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, Федеральное казначейство
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3690/2023
27.04.2023 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1396/2023
14.04.2023 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2525/2023
24.09.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6016/2021
27.05.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1546/2021
28.01.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-9175/20
14.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-16419/18