27 января 2021 г. |
дело N А40-129888/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Тетюка В.И., Бодровой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2020 г. (резолютивная часть от 16.10.2020 г.) по делу N А40-129888/20
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284) к АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (ОГРН 1097746390224) третье лицо: ФКП УЗ КС Минобороны РФ.
о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Чащина Е.П. по доверенности от 27.12.2019,
от ответчика: Емелин А.В. по доверенности от 07.12.2020,
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании неустойки в размере 4 687624,65 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 16.10.2020 г., изготовленным в полном объеме 19.10.2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал, неявившееся третье лицо уведомлено о времени и месте рассмотрения дела посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте суда в сети Интернет (т. 2 л.д. 115).
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт от 28.04.2017 N 1718187375122554164000000 (далее - Контракт) на выполнение полного комплекса работ по объекту: "Реконструкция системы энергоснабжения и котельной ФГКУ "1409 ВМКГ" МО РФ по адресу: г. Калининград, военный городок N 9" (шифр объекта-3-21/16-112).
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ") (далее - работы).
Пунктом 5.2 Контракта установлены сроки выполнения работ: инженерные изыскания, обследования - 15.06.2017; разработка проектной документации, градостроительной документации - 15.09.2017; получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 15.11.2017; разработка рабочей документации - 15.01.2018; - выполнение строительно-монтажных работ - 04.05.2018, дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 01.06.2018.
Истец указал, что в указанные сроки Генподрядчиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042', за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта составляет 29 751 677,00 руб. (пункт 3.1 Контракта).
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения этапа работ (инженерные изыскания, обследования) с 16.06.2017 по 15.09.2017 составляет 92 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания, обследования) составляет:
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 9,25% х 3 дня (с 16.06.2017 по 18.06.2017) = 27 520,30 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 89 дней (с 19.06.2017 по 15.09.2017) = 794 369,78 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания, обследования) составляет: 27 520,30 руб. + 794 369,78 руб. = 821 890,08 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 16.09.2017 по 15.11.2017 составляет 61 день.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет:
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 9% х 2 дня (с 16.07.2017 по 17.09.2017) = 17 851,01 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,5% х 42 дня (с 18.09.2017 по 29.10.2017) - 354 044,96 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,25% х 17 дней (с 30.10.2017 по 15.11.2017) = 139 089,09 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет: 17 851,01 руб. + 354 044,96 руб. 139 089,09 руб. = 510 985,06 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) с 16.11.2017 по 15.01.2018 составляет 61 день.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет:
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 8,25% х 32 дня (с 16.11.2017 по 17.12.2017) = 261 814,76 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,75% х 29 дней (с 18.12.2017 по 15.01.2018) = 222 889,65 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет: 261 814,76 руб. + 222 889,65 руб.= 484 704,41 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 16.01.2018 по 04.05.2018 составляет 109 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) составляет:
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,75% х 27 дней (с 16.01.2018 по 11.02.2018) = 207 517,95 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 42 дня (с 12.02.2018 по 25.03.2018) - 312 392,61 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 40 дней (с 26.03.2018 по 04.05.2018) = 287 599,54 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) составляет: 207 517,95 руб. + 312 392,61 руб. + 287 599,54 руб.= 807 510,10 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 05.05.2018 по 01.06.2018 составляет 28 дней. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) составляет:
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 28 дней (с 05.05.2018 по 01.06.2018) = 201 319,68 руб.
Согласно пунктам 1.1.17, 13.12 Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ
По состоянию на 08.02.2019 обязательства по Контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно пункту 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту с 02.06.2018 по 08.02.2019 составляет 252 дня.
Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет:
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 107 дней (с 02.06.2018 по 16.09.2018) = 769 328,78 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 91 день (с 17.09.2018 по 16.12.2018)= 676 850,65 руб.
- (29 751 677,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,75% х 54 дня (с 17.12.2018 по 08.02.2019)= 415 035,89 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет: 769 328,78 руб. + 676 850,65 руб. + 415 035,89 руб. = 1 861 215,32 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 28.04.2017 N 1718187375122554164000000 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 18.3 Контракта) и составляет: 821 890,08 руб. + 510 985,06 руб. + 484 704,41 руб. + 807 510,10 руб. + 201 319,68 руб. + 1 861 215,32 руб. = 4 687 624,65 руб.
В соответствии с разделом 21 Контракта Государственным заказчиком в адрес Генподрядчика направлена претензия от 18.02.2019 N 207/8/320. Претензия оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии со статьями 711 и 746 ГК РФ основанием для возникновения у заказчика обязательства по оплате выполненных работ в порядке, установленном договором подряда, является сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работы в установленном законом и договором порядке.
Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 746 ГК РФ).
Ответчик в суде первой инстанции заявил о пропуске срока исковой давности.
В силу ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.
По смыслу ст. 200 ГК РФ, по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Согласно ст. 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Судом не принимается довод истца о прерывании срока исковой давности актом сверки от 31.12.2017 года, поскольку, в указанном акте сверки отражены расчеты сторон по выполненным работам, требований по неустойке данный акт не содержит.
Учитывая, что исковое заявление подано 27.07.2020 года, истцом пропущен срок исковой давности по требованиям о взыскании неустойки до 27.07.2017 года включительно.
Кроме того, начисление неустойки за нарушение срока этапа "получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации" противоречит существу обязательства.
Условиями Контракта на ответчика не возлагается обязанность по прохождению экспертизы и получению соответствующего заключения (указанные мероприятия осуществляются заказчиком), в свою очередь на ответчика возложена ответственность за своевременное исполнение третьим лицом своих обязательств по Контракту, т.е. ответчик несет ответственность за наступление обстоятельства, которого не зависит от его воли.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации только заказчик или технический заказчик имеют право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
В соответствии с п. 10 ст. 49 Градостроительного кодекса только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное заключение экспертизы.
Согласно п. 10 Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N 1700, (далее по тексту - Административный регламент), срок для предоставления государственной услуги составляет 60 дней, в то время как по условиям Контракта на получение положительного заключения госэкспертизы отведено всего 32 дня, что само по себе делает исполнение данного обязательства невозможным.
Истцом не учтено, что обязательство по прохождению государственной экспертизы возложено на Заказчика (п.1 ст. 49 ГрК РФ, п. 7.1.2, 7.1.13 Контракта)
Кроме того, согласно условий п. 2 Административного регламента, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является Заказчик, обратившийся с заявлением.
Вопросы передачи Заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции Ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Условиями контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 18.4 Контракта (на который ссылается Истец в обоснование исковых требований) предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения Работ.
Пункт Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям, обследованиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, ведение авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями контракта (возведение объекта "под ключ").
Получение положительного заключения государственной экспертизы к Работам не относится (что логично и обоснованно, поскольку Ответчик может лишь устранять замечания экспертизы по разработанной документации, которые находятся в его компетенции, а не компетенции Заказчика), следовательно, п. 18.4 Контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно Заказчик или технический заказчик.
Доверенность на передачу документации в государственную экспертизу МО РФ, получение документации из государственной экспертизы МО РФ Ответчику не выдавалась (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
Указанное действие не может быть совершено Ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно.
Кроме того, Истец не вправе требовать неустойку за несвоевременное подписание ответчиком итогового акта.
Ответственность за просрочку исполнения обязательств предусмотрена п. 18.3 Контракта в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по Контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Истец рассчитывает неустойку за нарушение обязательств по Контракту не конкретизирует конкретные обязательства, срок выполнения которых установлен государственным контрактом и которые ответчик просрочил.
Истец в обосновании начисления неустойки в соответствии с п. 18.3 Контракта приводит не подписание в срок Итогового Акта и именно данное обстоятельство положено в основу для начисления неустойки.
Подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте раздела 8 контракта. Подписание итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон Контракта, соответственно, ответчик не может нести единоличную ответственность за его не подписание. Пунктом 18.3 Контракта (на который ссылается истец в обоснование своих требований) установлена ответственность за невыполнение сторонами обязательств по срокам выполнения работ, подписание итогового акта к работам не относится.
Кроме того, суд обращает внимание на то, что срок исполнения обязательств по контракту продлен до 31.12.2020 года на основании подписанного между сторонами дополнительного соглашения N 2 от 29.12.2018.
Учитывая изложенное, требования Истца о взыскании с ответчика неустойки за несвоевременное подписание итогового акта несостоятельны.
Кроме того, судом установлено, что Истец предъявляет требования о нарушении каждого из этапов производства работ, но рассчитывает неустойку исходя не из стоимости конкретного этапа, а от общей стоимости Контракта.
Следовательно, истец начисляет неустойку не только на стоимость ненадлежащим образом выполненных работ, но и на стоимость работ, срок выполнения которых еще не наступил.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 5467/14 по делу А53-10062/2013, начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета надлежащего исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом.
Между тем, превращение института неустойки в способ обогащения кредитора недопустимо и противоречит ее компенсационной функции.
При наличии в договоре промежуточных сроков выполнения работ применение мер ответственности без учета исполнения подрядчиком своих обязательств по договору противоречит статье 330 Гражданского кодекса.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Действующее гражданское законодательство допускает исполнение обязательства по частям (статья 311 Гражданского кодекса), и стороны в рассматриваемом случае такую возможность предусмотрели.
Начисление неустойки на общую сумму государственного контракта без учета исполнения части работ противоречит принципу юридического равенства, предусмотренному пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса, поскольку создает преимущественные условия кредитору, которому, следовательно, причитается компенсация не только за не исполненное в срок обязательство, но и за те работы, которые были выполнены надлежащим образом или срок выполнения которых еще не наступил.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что Истцом произведен не верный расчет неустойки по этапам: работы по инженерным изысканиям, обследованиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документации, строительно-монтажные работы, так как Истцом не верно определена сумма, с которой подлежит неустойки.
Между тем, судом также установлено, что сроки выполнения работ были нарушены по причинам встречного неисполнения Истцом своих обязательств по Контракту (присутствует просрочка Кредитора).
Согласно п. 2 ст. 330 Гражданского кодекса РФ кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.
В соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом и договором предусмотрены иные основания ответственности.
Иные основания ответственности Контрактом не предусмотрены, следовательно, Генпроектировщик может быть привлечен к ответственности только при наличии вины.
Пунктом 3 ст. 405 ГК РФ установлено, что должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора. В силу п. 1 ст. 406 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять предложенное должником надлежащее исполнение или не совершил действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев делового оборота или из существа обязательства, до совершения которых должник не мог исполнить своего обязательства.
При наличии доказательств просрочки кредитора, срок исполнения обязательств исполнителем подлежит продлению на такой же период, в течение которого исполнитель не считается просрочившим, а неустойка может быть начислена за нарушение срока выполнения работ после истечения периода продления срока.
Заказчик до начала проектно-изыскательских работ передает Генподрядчику в установленном порядке исходные данные, необходимые для выполнения проектно-изыскательских работ (п. 7.1.9 Контракта).
В силу п. 1 ст. 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ Заказчик обязан передать Подрядчику задание на проектирование, а е иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
7.1. По этапам Работ:
Инженерные изыскания, обследования.
Разработка проектной и градостроительной документации.
7.1.1. Заказчиком Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком заключен с просрочкой, исключающей подготовку в срок проектной документации. Площадка для производства Работ передана несвоевременно.
Истец не предоставил Генпроектировщику земельный участок.
Согласно Градостроительному кодексу РФ (далее по тексту - ГрК РФ) и п. 1.1.6 Контракта, Инженерные изыскания - обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства.
В силу п. 3 ст. 47 ГрК РФ лицами, выполняющими инженерные изыскания, могут являться застройщик, лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий, либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на выполнение инженерных изысканий.
Согласно своду правил проведения инженерных изысканий СНиП 11-02-96, утвержденному Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2016 N 1033/пр, к договору Заказчик прилагает задание на выполнение инженерных изысканий (далее - задание) материалы и документы, необходимые для выполнения работ, - исходные данные (п. 4.12, п. 4.16, п. 4.17 Свода правил):
- ситуационный план (схему) участка работ, удостоверенный заказчиком, с указанием границ площадки (площадок), точек начала и окончания трассы линейного сооружения, направления и границ полосы трассы, контуров проектируемых зданий;
- правоустанавливающие документы (заверенные заказчиком копии) на земельный участок (объект недвижимости) или иные документы, подтверждающие право заказчика выполнять инженерные изыскания на территории данного объекта (объектов) недвижимости, сведения о землепользовании и землевладельцах;
- схему расположения точек подключения проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям, коммуникациям;
- материалы согласования мест пересечения (примыкания) и технических условий на параллельное следование, примыкание и пересечение железных и автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, инженерных коммуникаций, иных естественных и искусственных препятствий;
- координаты, отметки и абрисы (карточки закладки) имеющихся исходных пунктов плановой и высотной геодезической основы;
- копии имеющихся топографических и иных карт и планов, ортофотокарт и ортофотопланов в цифровой, графической, фотографической или иной форме;
- материалы ранее выполненных инженерных изысканий и исследований, данные о наблюдавшихся на территории (площадке, трассе) осложнениях при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений, в том числе деформациях и аварийных ситуациях;
- материалы утвержденной проектной документации, необходимые для выполнения инженерных изысканий при строительстве и/или реконструкции объектов;
- иные имеющиеся материалы и документы, необходимые для выполнения инженерных изысканий.
В силу п. 7.1.8 Контракта Заказчик предоставляет Генпроектировщику исходные данные и документы, необходимые для выполнения им принятых по контракту обязательств, а также решает вопросы по устранению замечаний, выданных соответствующими органами при согласовании и экспертизе Документации, устранение которых согласно Контракту, находится в компетенции Заказчика.
Согласно п. 1.1.18 Контракта, под исходными данными понимаются документы, необходимые Генпроектировщику для разработки проектной и рабочей документации, получения согласований по разработанной документации и положительного заключения государственной экспертизы.
Пунктом 1 ст. 747 ГК РФ установлено, что заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Исх. N 7387 от 28.04.2017 г. АО "ГУОВ" обратился к Заказчику с заявлением об инициировании оформления договора безвозмездного пользования земельным участком ФКП ГУЗКС Минобороны РФ на земельный участок с кадастровым номером 39:15:130820:8, расположенном на Объекте реконструкции.
Исх. N 1433/СФ от 01.06.2017 г. АО "ГУОВ" повторно обращается к Заказчику с заявлением об оформлении в соответствии с п. 7.1.10 Контракта правоустанавливающих документов на земельный участок проведения Работ.
В результате Договор безвозмездного срочного пользования земельным участком N 141/3/БСПЗ (К)-875 с кадастровым номером 39:15:130820:8, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Островского, в/г N 9 передан Ответчику только лишь с исх. N ФКП/14/19107 от 08.08.2017 г., в то время как начало выполнения Работ на Объекте - 28.04.2017 г.
В связи с невозможностью начала выполнения Работ на Объекте до момента подготовки правоустанавливающих документов на земельный участок, Генподрядчик20.06.2017 г. за исх. N 1637/сф уведомил Заказчика о приостановке работ на объекте.
Контракт заключен 28.04.2017 г.
Срок выполнения работ по проведению инженерных изысканий, обследований - до 15.06.2017 года с момента заключения Контракта составляет 48 дней.
Истец предоставил Договор безвозмездного пользования земельным участком только 08.08.2017 г. с просрочкой 102 дней (28.04.2017 г. -08.08.2017 г.).
Таким образом, заявленная Истцом неустойка за нарушение срока проведения инженерных изысканий, обследований и обмеров за период с 16.06.2017 г. по 15.09.2017 г. полностью попадает в данный период и взысканию не подлежит.
Обязательство по подготовке проектной документации и градостроительной документации - до 15.09.2017 г. - подлежит соразмерному переносу на срок просрочки Истца и подлежит выполнению в новые сроки - с 16.09.2017 г. по 27.12.2017 года. Заявленная Истцом неустойка за нарушение срока подготовки проектной документации и градостроительной документации за период с 16.09.2017 г. по 15.11.2017 года полностью попадает в данный период и взысканию не подлежит.
Кроме того, судом установлено, что Технические задания на выполнение инженерных изысканий и обследований по объекту переданы Ответчику лишь 17.08.2017 г.
Таким образом, при сроке выполнения работ по проведению инженерных изысканий, обследований - до 15.06.2017 года, исходная документация на их выполнение передана лишь 17.08.2017 г.
Генподрядчик неоднократно уведомлял Заказчика о необходимости оказания содействия в получении технических условий (письма от 28.06.2017 г. N 1761\сф, от 20.07.2017 г. N 2004/сф, от 04.09.2017 г. N 2501\сф, от 29.01.2018 г. N 175/сф, от 30.05.2018 г. N 365/сф).
Также Заказчиком не предоставлены технические условия на присоединения Объекта к инженерным сетям.
В отношении газоснабжения получен ответ от ООО "Газпром трансгаз Санкт-Петербург" об отсутствии технической возможности подачи газа (от 14.09.2017 г. N вх1777).
Затем 08.10.2018 г. за исх. N 18М703 ФКП УЗКС Минобороны России в адрес АО ГУОВ направило оферту договора о подключении (технологическом присоединении) N 17/20-832-2018/ИП объекта капитального строительства к сети газораспределения.
Подписанный Договор о подключении (технологическом присоединении) N 17/20-832-2018/ИП объекта капитального строительства к сети газораспределения Истец направил Ответчику лишь исх. N 18/2087 от 28.11.2018 г.
Выполнение строительно-монтажных Работ по Контракту невозможно в отсутствие подключения к электрическим сетям.
Относительно подключения к сетям электроснабжения Объекта, 20.08.2018 г. за исх. N 18/1362 от ФКП УЗКС Минобороны РФ получено обращение в котором указано, что в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств новой котельной общей мощностью 41, 77 кВт по 2 категории надежности (письмо АО "Оборонэнерго" N КЛН/100/1510 от 08.08.2018 г., прошу проработать с уполномоченными лицами ФГКУ "1409 ВМКГ" МО РФ и АО "Оборонэнерго" вопрос перераспределения разрешенной мощности на госпиталь с целью получения технического задания на присоединение котельной к электрическим сетям филиала "Калининградский" АО "Оборонэнерго" АО "Оборонэнерго" без договора ТП.
Таким образом, Истцом до настоящего времени не предоставлен Договор техприсоединения на электрические сети по Объекту, Истец в одностороннем порядке отказало от его заключения.
Следовательно, выполнение строительно-монтажных работ в установленный Контрактом срок стало невозможным в связи с не заключением Истцом в срок Договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
При наличии доказательств просрочки кредитора, срок исполнения обязательств исполнителем подлежит продлению на такой же период, в течение которого исполнитель не считается просрочившим, а неустойка может быть начислена за нарушение срока выполнения работ после истечения периода продления срока.
Таким образом, обязательство по выполнения строительно-монтажных работ - до 04.05.2018 г. подлежит соразмерному переносу на срок просрочки Истца и подлежит выполнению в новые сроки с 28.11.2018 г. по 17.03.2019 года.
Заявленная Истцом неустойка за нарушение срока выполнения строительно-монтажных за период с 05.05.2018 г. по 01.06.2018 г. полностью попадает в данный период и взысканию не подлежит.
Вышеуказанные обстоятельства привело к увеличению срока выполнения работ и, как следствие, к увеличению срока подписания итогового акта приемки выполненных работ.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.10.2020 г. (резолютивная часть от 16.10.2020 г.) по делу N А40-129888/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-129888/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"