город Омск |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А46-13980/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14097/2020) общества с ограниченной ответственностью "Агро Внешторг" на решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2020 по делу N А46-13980/2020 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агро Внешторг" (ИНН 5504236371, ОГРН 1125543063128, место нахождения: 646811, Омская область, Таврический район, с. Сосновское, ул. Улыбина, 7) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области (ИНН 5509005681, ОГРН 1045515001388, место нахождения: 646880, Омская область, Азовский немецкий национальный район, с. Азово, ул. Комсомольская, 43), к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (ИНН 5504097209, ОГРН 1045504038140, место нахождения: 644010, Омская область, г. Омск, ул. Маршала Жукова, 72, 1) о признании незаконным решений,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Агро Внешторг" - Комаров Ю.В., представитель по доверенности от 21.02.2020 сроком действия в течение трех лет;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области - Хамкова Н.Н., представитель по доверенности от 31.12.2020 N 01-15/7051 сроком действия по 31.01.2022;
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Хамкова Н.Н., представитель по доверенности от 28.01.2020 N 01-17/01202 сроком действия по 31.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агро Внешторг" (далее - ООО "Агро Внешторг", общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области (далее - МИФНС России N 6 по Омской области, Инспекция) о признании незаконными решений от 21.02.2020 N 21 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 21.02.2020 N 1 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению; Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - УФНС России по Омской области, Управление) о признании незаконным решения от 24.04.2020 N 16-22/06526, о продлении срока для представления заявления о применении налогового вычета в сумме 3 425 339 руб. 00 коп.
Решением от 30.10.2020 Арбитражный суд Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Агро Внешторг"" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает на то, что, в связи с передачей документации конкурсному управляющему, Островский В.А. не знал и не мог знать о не реализованном праве общества на получение налогового вычета. Податель жалобы полагает что, поскольку общество действует в лице своего руководителя, который несет ответственность за своевременность и правильность исчисления налогов, отсутствие документации по хозяйственной деятельности общества является существенным обстоятельством, в связи с которым обществом не было реализовано право на налоговый вычет.
В представленном до начала судебного заседания отзыве Инспекция просит оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором вышестоящий налоговый орган не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Агро Внешторг" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, ответил на вопросы суда.
Представитель МИФНС России N 6 по Омской области и УФНС России по Омской области поддержал доводы, изложенные в отзывах на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В отношении ООО "Агро Внешторг" Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Омской области проведена камеральная налоговая проверка за 4 кварта 2017 года по налогу на добавленную стоимость, по результатам которой был составлен Акт налоговой проверки от 19.12.2019 N 1810.
Рассмотрев Акт налоговой проверки и иные материалы, налоговым органом принято решение N 21 от 21.02.2020 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику были начислены пени в сумме 99 443 руб. 00 коп., а также уменьшена сумма налога на добавленную стоимость, излишне заявленного к возмещению за 4 квартал 2017 года на сумму 3 325 896 руб. 00 коп.
Одновременно с этим было принято решение N 1 от 21.02.2020 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.
На решение от 21.02.2020 N 21 Межрайонной ИФНС N 6 по Омской области обществом подана апелляционная жалоба в Управление ФНС России по Омской области, по результатам которой принято решение от 24.04.2020 N 16-22/06526 об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Не соглашаясь с указанными решениями налогового органа, заявитель обратился в суд с соответствующим требованием.
30.10.2020 Арбитражный суд Омской области вынес оспариваемое решение.
Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что неосведомлённость конкурсного управляющего о наличии переплаты не свидетельствует о перерыве срока для подачи заявления о возврате налога либо перерыве срока исковой давности, так как при банкротстве замены стороны в налоговом правоотношении не происходит, а Обществу не могло не быть известно о переплате со дня её образования, так как Общество самостоятельно в период с 01.04.2015 по 03.08.2016 вело бухгалтерский и налоговый учёт и не могло не знать о существующей у него переплаты по налогам.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбаитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2, 3 статьи 201 АПК РФ, пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания судом решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие, а также недоказанность хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявления без удовлетворения.
При этом в силу требований части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ орган, должностное лицо должны доказать соответствие их решения, действия (бездействия) закону; обязанность по доказыванию нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в суд за его оспариванием.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика по решению налогового органа (пункт 4 статьи 78 НК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В силу пункта 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Как установлено пунктом 1 статьи 169 ГК РФ, счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Согласно пункту 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьёй 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав. Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 171 Кодекса, производятся в полном объёме после принятия на учёт данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Как следует из пункта 1.1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трёх лет после принятия на учёт приобретённых налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезённых им на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под её юрисдикцией.
Пунктом 2 статьи 173 Кодекса определено, что в случае если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трёх лет после окончания соответствующего налогового периода.
Как следует из материалов дела, камеральной налоговой проверкой установлено, что в нарушение указанных норм НК РФ в уточнённой налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2017 года Обществом необоснованно предъявлена к вычету сумма НДС в размере 3 425 339 руб. 00 коп. по взаимоотношениям с ООО "Гончаровское" (приобретение 12 объектов недвижимого имущества и 5 земельных участков в феврале 2015 года).
Из материалов проверки усматривается, что первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года представлена Обществом 03.06.2019. Сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, указанная заявителем в данной декларации, составляет 3 406 424 руб. 00 коп. (НДС от реализации товаров (работ, услуг) - 18 915 руб. 00 коп., налоговые вычеты - 3 425 339 руб. 00 коп.). Налоговые вычеты в данной декларации заявлены по счёту-фактуре от 02.02.2015 N 11 на приобретение недвижимого имущества и земельных участков у ООО "Гончаровское" на сумму 23 000 000 руб. 00 коп. (22 455 000 руб. 00 коп. (за здания)+ 545 000 руб. 00 коп. (за земельные участки), в т. ч. НДС - 3 425 339 руб. 00 коп.
Уточнённая налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2015 года (корректировка N 1) представлена заявителем 02.07.2019. Согласно её данным сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет 18 915 руб. 00 коп. (НДС с реализации товаров (работ, услуг) -18 915 руб. 00 коп., налоговые вычеты - 0 руб. 00 коп.).
Также 02.07.2019 ООО "Агро Внешторг" представлена уточнённая (корректировка N 1) налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года, согласно которой сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета - 3 325 896 руб. 00 коп. Ранее, первичная декларация по НДС за 4 квартал 2017 года, представлена Обществом 23.01.2018 в ИФНС России N2 по Центральному административному округу г. Омска. Сумма налога, заявленная к возмещению из бюджета по данной декларации, равна нулю.
Уточнённая налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2017 года (корректировка N 2) представлена заявителем 03.09.2019. Согласно её данным сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, составляет 3 325 896 руб. 00 коп. (НДС с реализации товаров (работ, услуг) - 122 728 руб. 00 коп., налоговые вычеты -
3 448 624 руб. 00 коп.). В разделе 8 налоговой декларации отражен счёт-фактура от 02.02.2015 N 11 на сумму 23 000 000 руб. 00 коп., в т. ч. НДС - 3 425 339 руб. 00 коп.
Учитывая указанные обстоятельства, исходя из вышеприведённых норм Кодекса, право на налоговый вычет, в рассматриваемой ситуации, возникло у Общества в период с 01.04.2015 по 31.03.2018.
Как верно отмечает суд нижестоящей инстанции, применение налоговых вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий.
Согласно статье 176 НК РФ в случае, если по итогам периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Статьей 176.1 НК РФ предусмотрен заявительный порядок возмещения налога, то есть осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, налогоплательщик в случае пропуска трёхлетнего срока, установленного в пункте 8 статьи 78 НК РФ для обращения в налоговый орган с письменным заявлением о возврате налога, вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, налоговая декларация, в которой отражены налоговые вычеты и заявлена сумма налога к возмещению из бюджета, подана заявителем в налоговый орган 03.06.2019 года (первичная) и 02.07.2019 (уточнённая). Имеет место пропуск срока, установленного пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Поскольку непременным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС является соблюдение трёхлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Кодекса, апелляционная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ налогового органа в возмещении НДС в настоящем случае является правомерным.
В силу правовой позиции, сформулированной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 N 540-О, предусмотренный налоговым законодательством трёхлетний срок заявления права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость не подлежит продлению на срок подачи налоговой декларации по указанному налогу, посредством которой реализуется право на применение названного вида налогового вычета.
Апелляционная коллегия отклоняет доводы подателя апелляционной жалобы о неосведомленности руководителя Общества о нереализованном праве на применение налогового вычета за 1 квартал 2015 года в период нахождения ООО "Агро Внешторг" в процедуре банкротства на основании следующего.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.08.2016 по делу N А46-165/2016 ООО "Агро Внешторг" признано несостоятельным (банкротом), в отношении Общества открыто конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Омской области от 30.05.2018 производство по делу N А46-165/2016 о несостоятельности (банкротстве) ООО "Агро Внешторг" прекращено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий осуществляет полномочия руководителя организации-должника с даты его утверждения до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего, то есть является органом управления организации после принятия решения о признании ее банкротом. При этом действующим законодательством не предусмотрено, что смена органа управления организации каким-либо образом может повлиять на ее права и обязанности как налогоплательщика. Введение процедуры банкротства и, как следствие, смена управляющего организацией лица, не влечет замены стороны в налоговом правоотношении.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерской (финансовой) отчетностью именуется информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Фактом хозяйственной жизни признается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств. Факты хозяйственной жизни подлежат бухгалтерскому учету. Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
Статьей 6 Федерального закона N 402-ФЗ предусматривается, что экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (статья 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Ввиду того, что в силу презумпции надлежащего ведения бухгалтерского учета, основанной на предусмотренной законом соответствующей обязанности, ООО "Агро Внешторг" вело бухгалтерский и налоговый учет, общество не могло не быть осведомлено об имеющемся у него праве принять уплаченные суммы налога к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. Смена органа управления Общества, в данном случае, не является основанием изменения срока, в течение которого могут быть заявлены налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 173 НК РФ.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что налогоплательщик имел возможность заявить о праве на налоговый вычет до введения конкурсного производства, то есть в период с 27.02.2015 до 19.10.2016. Вместе с тем, обществом не были представлены налоговые декларации по НДС ни в 2015 году, ни в 2016 (за исключением 4 квартала 2015 года и 4 квартала 2016 года, за которые представлены декларации с нулевыми показателями).
Таким образом, отказав в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 333.40 НК РФ излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 30.10.2020 по делу N А46-13980/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Агро Внешторг" " (ИНН 5504236371, ОГРН 1125543063128, 646811, Омская область, Таврический район, с. Сосновское, ул. Улыбина, 7) из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 1888 от 30.11.2020 государственную пошлину 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13980/2020
Истец: ООО "Агро Внешторг"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 6 ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области