Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 31 мая 2021 г. N Ф09-2798/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А76-7210/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2020 по делу N А76-7210/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Мирошниченко К.А. (паспорт, доверенность от 29.12.2020, диплом);
Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска - Карабельникова В.О. (паспорт, доверенность от 05.10.2020, диплом).
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" (далее - заявитель, РТРС "Челябинского ОРТПЦ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным уведомления от 27.11.2019 N 4107 и об обязании выдать разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (л.д. 85).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2020 заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в лице филиала "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр" удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом Управление (далее также - апеллянт, податель жалобы) обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование доводов податель жалобы сослался на то, что заявитель является лицом, которому телебашня и подсветка переданы на хозяйственное ведение и не является их собственником. Таким образом, действия Управления являются обоснованными.
Кроме того, полагает, что наделяя РТРС "Челябинского ОРТПЦ" правом владения и пользования телебашней Росимущество не наделило правом установки рекламной конструкции на телебашне, поскольку процедура торгов, предусмотренная Законом о рекламе, не проводилась.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, РТРС "Челябинского ОРТПЦ" обратилось в Управление с заявлением N 390 от 21.11.2019 на выдачу разрешения на эксплуатацию рекламной конструкции на опоре антенной - Башне Н = 180 м в составе производственно-технологического комплекса РТПС по адресу: г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 54 В (л.д. 10-11).
Рассмотрев указанное заявление, Управление выдало заявителю уведомление о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" от 27.11.2019 N 4107 (л.д. 7-9).
Полагая, что уведомление от 27.11.2019 N 4107 не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы РТРС "Челябинского ОРТПЦ", заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые уведомление о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги является незаконными и необоснованными, нарушают права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства (часть 5 статьи 19 Закона о рекламе).
Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований. Торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, после утверждения в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи схем размещения рекламных конструкций проводятся органом государственной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа либо уполномоченной ими организацией только в отношении рекламных конструкций, указанных в данных схемах (часть 5.1 статьи 19).
В случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частью 5.1 настоящей статьи (часть 6 статьи 19).
Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 9 статьи 19).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности и свободы договора. Произвольное вмешательство в частные дела не допускается.
В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ субъекты гражданского права свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с этим Кодексом. Перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ и иными законами.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
На основании подпунктов 3 - 6 пункта 10 Положения об Управлении наружной рекламы и информации Администрации г. Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 29.09.2009 N 6/30 (далее - Положение N 6/30), в рамках решения основных задач Управление осуществляет следующие функции: принимает и рассматривает заявления заинтересованных лиц о выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций; осуществляет согласования с уполномоченными органами, необходимыми для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; принимает решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории г. Челябинска.
Аналогичные полномочия Управления установлены пунктом 9 Положения о порядке распространения наружной рекламы и информации в г.Челябинске, утвержденным решением Челябинской городской Думы от 27.02.2018 N 38/27 (далее - Положение N 38/27).
Отношения по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" урегулированы Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также постановлением Администрации г. Челябинска от 26.05.2014 N 62-п "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" (далее - Регламент, в редакции действовавшей на момент принятия уведомления).
Муниципальная услуга предоставляется заявителю непосредственно Управлением в одной из следующих форм по выбору заявителя, в том числе: путем обращения заявителя с запросом о предоставлении муниципальной услуги (далее - заявление) и документами в письменной форме в Управление либо в МФЦ для предоставления муниципальной услуги по принципу "одного окна" (пункт 6).
Пунктом 14 Регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги в случае установки рекламной конструкции на земельных участках, зданиях, ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности города Челябинска, или на земельных участках, расположенных в границах городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, которыми органы местного самоуправления города Челябинска, наделенные соответствующими полномочиями, вправе распоряжаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а равно на недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности:
1) заявление на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции по утвержденной форме (приложение 1 к административному регламенту) в количестве 3 экземпляров;
2) копия документа, удостоверяющего личность (для физических лиц);
3) эскизный проект рекламной конструкции с обязательным указанием вида, размеров, материалов, используемых при ее изготовлении, способа крепления в количестве 3 экземпляров;
4) цветные фотографии предполагаемого места установки рекламной конструкции, согласно утвержденной форме (приложение 2 к административному регламенту), в количестве 3 экземпляров;
5) цветной фотомонтаж, показывающий размещение рекламной конструкции на местности или объекте недвижимости с тех сторон, с которых воспринимается изображение на данной конструкции, согласно утвержденной форме (приложение 2 к административному регламенту), в количестве 3 экземпляров;
6) план-схема территории, на которой предполагается установка рекламной конструкции, с указанием места расположения конструкции, согласно утвержденной форме (приложение 2 к административному регламенту), в количестве 3 экземпляров;
7) эскиз рекламной конструкции с размерами, согласно утвержденной форме (приложение 2 к административному регламенту), в количестве 3 экземпляров;
8) договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный в соответствии с требованиями Закона N 38-ФЗ;
9) копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции в установленном размере;
10) сведения из Единого государственного реестра юридических лиц;
11) сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
12) документ, подтверждающий наличие согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества или их законных представителей на обработку персональных данных указанных лиц, а также полномочие заявителя действовать от имени указанных лиц или их законных представителей при передаче персональных данных указанных лиц в Управление;
13) учредительные документы юридического лица;
14) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление.
Результатом предоставления муниципальной услуги является выдача (отказ в выдаче) разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (пункт 8).
Из материалов дела следует, что Управлением уведомление о наличии препятствий для предоставления муниципальной услуги выдано со ссылкой на пункт 14 Административного регламента к поданному заявлению: не представлен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный в соответствии с частью 5.1 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Между тем, спорная опора антенная - Башня передана на праве хозяйственного ведения ФГУП "РТРС" (л.д. 34).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, РТРС "Челябинского ОРТПЦ" является филиалом ФГУП "РТРС" со 02.02.2010 (л.д. 58-59).
Уставом ФГУП "РТРС" предусмотрено, что право на имущество, закрепляемое за Предприятием на праве хозяйственного ведения собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества предприятию... Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия... являются федеральной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия (пункт 3.2).
В связи с чем, суд первой инстанции обоснованно полагает, что ФГУП "РТРС" в лице РТРС "Челябинского ОРТПЦ" наделено правами собственника на спорную опору антенную - Башню по владению и пользованию, что свидетельствует об отсутствии необходимости заключения именно письменного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с соблюдением требований части 5.1 статьи 19 ФЗ "О рекламе".
Кроме тог, в материалах дела содержится ответ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 08.07.2020, согласно которому, в данном случае владелец рекламной конструкции и собственник недвижимого имущества совпадают в одном лице, что не предполагает заключение именно договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. При этом указало на необходимость согласования данного вопроса с Росимуществом (л.д. 99-100).
Исходя из указанного обстоятельства, суд пришел к верному выводу, что приостановление спорной муниципальной услуги именно по основанию - отсутствие заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с соблюдением требований части 5.1 статьи 19 ФЗ "О рекламе" противоречит требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.10.2020 по делу N А76-7210/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-7210/2020
Истец: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - "Челябинский областной радиотелевизионный передающий центр"
Ответчик: Управление наружной рекламы и информации Администрации города Челябинска
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом