город Томск |
|
29 января 2021 г. |
Дело N А27-29589/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.,
Павлюк Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области (07АП-11415/2020) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 октября 2020 года по делу N А27-29589/2019 (судья Дружинина Ю.Ф.) по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН 1024200705242, ИНН 4200000446) к обществу с ограниченной ответственностью "Доктор-Барс", г. Кемерово (ОГРН 1184205002300, ИНН 4205365232) о взыскании 6 944 746,20 руб.
третье лицо: Министерство здравоохранения Кузбасса, город Кемерово (ОГРН 1034205005020, ИНН 4207022150)
В судебном заседании приняли участие представители общества с ограниченной ответственностью "Доктор-Барс": Георгинский Е.В. по доверенности от 28.01.2020 (на 2 года), Зубарев С.С. по доверенности от 28.01.2020 (на 2 года).
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области - Кузбасса (далее - истец, Фонд) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Доктор-Барс" (далее - ответчик, общество, ООО "Доктор-Барс") 6 122 765 руб., использованных не по целевому назначению, 209 704, 70 руб. пени и 612 276,50 руб. штрафа.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Кузбасса (далее - третье лицо).
Решением суда от 09.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
Указывает, что поскольку углубленные медицинские осмотры (далее - УМО) и диагностика направлены на определение состояния здоровья лица, отнесение спорной деятельности к профилактическим мероприятиям противоречит законодательству в сфере охраны здоровья населения, следовательно, проведение УМО не финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), тарифы на их проведение не предусмотрены Тарифными соглашениями на 2018 и 2019 годы, должны финансироваться за счет бюджета субъекта.
При осуществлении своей деятельности ответчик использовал бланки другой медицинской организации (ГБУЗ КО "Кемеровский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины") и заверял печатью третьей организации (ООО "Доктор Барс" ИНН 4205310628).
Кроме того, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ ответчик представил суду и истцу новые доказательства (дополнения от 01.10.2020 N 7) непосредственно в судебном заседании после перерыва.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит состоявшийся судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу от третьего лица, в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не поступил.
В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Фонд и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда), в судебное заседание апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1 и 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей Фонда и третьего лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ТФ ОМС Кемеровской области на основании приказов ТФОМС Кемеровской области от 25.05.2019 N 179, от 29.05.2019 N187, от 25.06.2019 N228 в период с 03.06.2019 по 12.07.2019 проведена проверка целевого и эффективного использования средств ОМС в ООО "Доктор-Барс" за период с 01.05.2018 по 31.05.2019.
В ходе проверки Фонд пришёл к выводу о том, что в нарушение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС), Территориальной программы на 2018 и 2019 года, Тарифного соглашения в системе ОМС Кемеровской области на 2018 и 2019 года, имеет место нецелевое использование средств ОМС в 2018 году в размере 3 004 032 руб., в 2019 году - 3 118 733 руб. - включение в реестр счетов и счета на оплату медицинской помощи медицинских услуг, подлежащих оплате за счет иных источников.
Кроме того, в обоснование нецелевого характера использования денежных средств истцом указано на оказание медицинских услуг вне места лицензирования.
В заключительную часть акта проверки включена обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств ОМС с требованием о возврате ответчиком в десятидневный срок средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 6 122 765 руб. и уплате штрафа за использование ответчиком не по целевому назначению средств, полученных им по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в сумме 612 276,50 (10% от суммы средств, использованных не по нецелевому назначению).
В связи с неудовлетворением указанных требований Фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование УМО в 2018 и 2019 году должно было осуществляться за счёт средств ОМС.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Согласно статье 3 Закона об ОМС обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статей 2, 6, 10, 11, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты фондов обязательного медицинского страхования относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с использованием средств фонда, применяются положения БК РФ.
Согласно статье 38 БК РФ бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования (принцип адресности и целевого характера бюджетных средств).
Частью 1 статьи 147 БК РФ установлено, что расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона об ОМС медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом.
Одновременно пункт 5 части 2 той же статьи Закона об ОМС возлагает на медицинские организации обязанность использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из указанной нормы, а также статей 35 и 36 Закона об ОМС следует, что средства ОМС медицинская организация обязана использовать в соответствии с программами обязательного медицинского страхования, в том числе базовой программой обязательного медицинского страхования и территориальной программой обязательного медицинского страхования, являющихся составной частью программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Указанные программы в числе прочего определяют виды медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" (далее - положение N 73) Фонд полномочен осуществлять контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе на предмет проверки направления использования средств, полученных медицинскими организациями на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования и использование целевых средств, полученных в проверяемом периоде.
Согласно части 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В обоснование своей позиции об использовании денежных средств не по целевому назначению истец указывает на то, что проведение УМО в соответствии с Приказом Минздрава России от 01.03.2016 N 134н не подлежит оплате за счет средств ОМС, а при оказании соответствующих медицинских услуг ответчиком допущены многочисленные нарушения.
Правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определены Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
Под медицинской помощью Федеральный закон N 323-ФЗ понимает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2).
Статья 32 поименованного федерального закона закрепляет, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам оказания такой помощи.
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктами 1 и 2 части 3 статьи 21 названного закона закреплено, что оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется: по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 этой статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.03.2016 N 134н (далее - Приказ N134н) утверждён Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Порядок N134н).
В соответствии с Порядком N 134н медицинская помощь лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), оказывается в виде: - первичной медико-санитарной помощи; - специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи; - скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию (пункт 2).
Первичная медико-санитарная помощь включает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации, а также систематический контроль за состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), оценку адекватности физических нагрузок состоянию здоровья данных лиц, восстановление их здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в медицинских пунктах объекта спорта (для спортсменов, для зрителей), в структурных подразделениях по спортивной медицине (кабинет, отделение) медицинской организации, во врачебно-физкультурном диспансере и включает:
- первичную доврачебную медико-санитарную помощь;
- первичную врачебную медико-санитарную помощь;
- первичную специализированную медико-санитарную помощь (пункт 7)
Согласно части 5 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В обоснование своей позиции истец ссылается на то, что в данном случае отсутствовали направления от врача - педиатра несовершеннолетних, а также на то, что при проведении медицинских осмотров не были учтены результаты диспансеризации и профилактических осмотров.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Закона об ОМС определено, что застрахованные лица имеют право на выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы ОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 21 Закона об ОМС закреплено право гражданина на выбор врача и медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. При этом в пункте 3 статьи 21 Закона об ОМС определено, что оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 названной статьи, с учётом порядков оказания медицинской помощи.
Как следует из представленных в материалы дела реестров, врач педиатр участвовал в оказании медицинских услуг несовершеннолетним, в связи с чем дополнительное направление от педиатра участкового в данном случае им не требовалось.
Истец ссылается на то, что проводя медицинские осмотры, ответчик указывал в реестрах приёмы отдельных врачей - специалистов и не учитывал результаты диспансеризации или профилактических медицинских осмотров.
Поскольку медицинские осмотры, проводившиеся ответчиком, не являются профилактическими осмотрами основания для применения к данным услугам правил и расценок профилактических осмотров не имеется, в связи с чем реестры на оплату были составлены исходя из расчёта стоимости приёма каждого врача - специалиста.
В соответствии со статьёй 46 Федерального закона N 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров являются, в том числе, профилактический медицинский осмотр, проводимый в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Порядок допуска несовершеннолетних к занятиям физической культурой в рамках программы обучения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 N 514н "О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" (далее - Порядок N514н).
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 514н профилактические осмотры проводятся в установленные возрастные периоды в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для несовершеннолетних и их родителей или иных законных представителей.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Порядку N 134н целью медицинского осмотра лица, желающего пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - комплекс ГТО), является определение состояния здоровья и функциональной группы для допуска к указанным мероприятиям.
Медицинский осмотр лица, желающего пройти спортивную подготовку, желающего заниматься спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий спортом, проводится по программам углублённых медицинских обследований и в сроки согласно приложению N 2 к Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, утверждённому настоящим приказом, в соответствии с этапом спортивной подготовки, на которое зачисляется лицо в организацию (пункт 4 Порядка).
Таким образом, медицинские осмотры, проводимые по Порядку N 134н, не могут являться профилактическими осмотрами и/или диспансеризацией, а, следовательно, представляют собой самостоятельный вид медицинских осмотров. Поскольку прямо такой вид медицинского осмотра в статье 46 Федерального закона N 323-ФЗ не поименован, данные медицинские осмотры должны быть отнесены к иным установленным законодательством Российской Федерации видам медицинских осмотров (пункт 6 части 2 статьи 43 Федерального закона N 323-ФЗ).
Что касается довода о не учёте при проведении медицинских осмотров результатов диспансеризации или профилактического медицинского осмотра, то в соответствии с пунктом 4 Приложения N 1 к Порядку N 134н они проводятся по программам углубленных медицинских обследований и в сроки согласно приложению N 2 к Порядку N134н в соответствии с этапом спортивной подготовки, на которое зачисляется лицо в организацию.
В соответствии с пунктом 6 Приложения N 1 к Порядку N 134н медицинский осмотр лица, желающего заниматься физической культурой в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) комплекса ГТО, проводится на основании результатов диспансеризации или профилактического медицинского осмотра. Таким образом, указанные пункты посвящены медицинским осмотрам, проводимым в различных ситуациях: пункт 4 в случае занятий спортом, а пункт 6 - в случае занятий физкультурой и сдачи норм ГТО.
Фонд указывает на то, что Территориальными программами на соответствующие периоды не была предусмотрена оплата медицинских осмотров лиц, занимающихся физической культурой и спортом за счёт средств ОМС.
При этом истец ссылается на Письмо Минздрава России от 13.12.2017 N 11-7/10/2- 8616 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", в соответствии с которым проведение медицинского наблюдения и контроля за состоянием здоровья лиц, занимающихся спортом и выступающих на соревнованиях в составе сборных команд, оценка уровня их физического развития, выявление состояний и заболеваний, являющихся противопоказаниями к занятиям спортом, не подлежат оплате за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Ответчик факт оказания медицинской помощи лицам, занимающихся спортом и выступающих на соревнованиях в составе сборных команд, отрицает. Доказательств того, что несовершеннолетние, которым были оказаны спорные медицинские услуги, являются членами сборных команд, суду не представлено.
Согласно пункту 3.2 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утверждённой Законом Кемеровской области от 26.12.2018 N 126-ОЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные категории граждан имеют право на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом - несовершеннолетние.
В соответствии с пунктом 4.1 Территориальной программы в рамках территориальной программы ОМС осуществляются профилактические медицинские осмотры отдельных категорий граждан, указанных в разделе 3 Территориальной программы (за исключением предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда).
В соответствии с пунктом 5.2 Территориальной программы за счёт средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС осуществляется финансовое обеспечение профилактических мероприятий, включая профилактические медицинские осмотры граждан и их отдельных категорий, указанных в разделе 3 Территориальной программы.
В соответствии с пунктом 5.4 Территориальной программы за счёт бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу ОМС (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека, синдром приобретенного иммунодефицита, туберкулез, психические расстройства и расстройства поведения, связанные, в том числе, с употреблением психоактивных веществ, включая профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего (своевременного) выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ), и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальной программе ОМС.
Аналогичное регулирование содержалось в пунктах 3.2, 4.1, 5.2, 5.4 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, утверждённой Законом Кемеровской области от 28.12.2016 N 109-ОЗ.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская услуга это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания; диагностика - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий; лечение - комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
В соответствии со статьёй 45 Федерального закона N 323-ФЗ медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Таким образом, все медицинские осмотры можно отнести к профилактическим мероприятиям (поскольку они не являются ни диагностикой, ни лечением), при этом профилактический медицинский осмотр является частным случаем медицинского осмотра, и проводится в целях раннего (своевременного) выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Иные медицинские осмотры преследует другие цели. В частности углублённые медицинские осмотры, предусмотренные Порядком N 134н, проводятся для определения состояния здоровья и функциональной группы для допуска к занятиям физической культурой и спортом в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, иных организациях для занятий физической культурой и спортом, и (или) выполнения нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне".
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в соответствии с пунктом 5.2 Территориальной программы на 2018 и Территориальной программы на 2019 года финансовое обеспечение УМО должно осуществляться за счёт средств ОМС.
Конечная цель всех медицинских осмотров (в том числе УМО) является сохранение и укрепление здоровья, поэтому отнесение УМО к профилактическим мероприятиям является обоснованным. Следовательно, утверждение истца о том, что отнесение спорной деятельности ответчика к профилактике противоречит законодательству в сфере охраны здоровья населения не основано на законе.
Учитывая, что истец не оспаривает финансирование профилактических мероприятий за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС, то ответчик правомерно возместил расходы за проведенные УМО несовершеннолетним, занимающимся спортом, за счет средств ОМС.
Судом также дана оценка иным, косвенным доказательствам: плакату ТФОМС "Платно-бесплатно" и программному комплексу "Арена".
Плакат является средством информирования граждан и опубликован непосредственно истцом, а содержание плаката подтверждает право получать медицинскую помощь за счет ОМС в целях прохождения медицинских осмотров несовершеннолетним, занимающимся физкультурой и спортом.
С помощью программного комплекса "Арена" истцом осуществляется контроль текущей деятельности медицинских организаций, входящих в систему ОМС. Данный программный продукт разработан по заказу ТФОМС, что исключает вмешательство ответчика в содержание программы. Формируемые отчеты выгружаются в центр обработки данных ТФОМС, где и проходят контроль.
Указание апеллянтом на то, что одно из заключений оформлено на бланке иной медицинской организации не относится к предмету спора, ввиду того, что заключение было выдано застрахованному лицу, проживающему в г. Кемерово, в то время как ТФОМС проводил проверку деятельности ответчика на территориях г. Анжеро-Судженска и г. Березовского. Данное заключение получено не от проверяемого лица (ответчика), а от законного представителя застрахованного лица, что является не надлежащим доказательством. Само же заключение заполнено в дополнение к основному по желанию застрахованного лица.
Фонд неверно трактует письменную позицию Минздрава Кузбасс, в которой последний, якобы, указывает, что проведение УМО должно финансироваться за счет бюджета субъекта. Исходя из письменных пояснений от 30.08.2020 третье лицо указало буквально следующее: 1) ГБУЗ КО "Кемеровский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины" осуществляет медицинские осмотры в соответствии с Приказом от 01.03.2016 N 134н, 2) финансовое обеспечение деятельности данного учреждения осуществляется за счет средств бюджета субъекта.
Изложенное не означает, что медицинские осмотры по программе УМО должна проводить только одна единственная медицинская организация. Это следует из толкования статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ и Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи" граждане вправе выбрать любую медицинскую организацию для оказания первичной медико-санитарной помощи. Отношения по выбору пациентом медицинской организации основаны на частноправовых началах (при этом порядок оказания медицинской помощи на публичных). Равенство участников частноправовых отношений является правовой аксиомой (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с уставом ГБУЗ КО "КЦЛФК и СМ" его финансирование осуществляется в форме бюджетных субсидий на основании бюджетного задания, поэтому Минздрав Кузбасса правомерно указал, что финансовое обеспечение деятельности данного учреждения осуществляется за счет средств бюджета субъекта.
Указанные доводы не позволяют утверждать, что ответчик необоснованно осуществлял бесплатную медицинскую помощь для застрахованных и в последующем возмещал расходы за счет ОМС, а также не доказывают, что данная медицинская помощь должна оплачиваться за счет средств бюджета субъекта.
Представленное в судебное заседание приложение к дополнениям N 7 не является каким-либо доказательством по делу, а лишь подкрепляет позицию ответчика, изложенную письменно до перерыва. В тоже время, у истца имелось право обратиться к суду с ходатайством о перерыве для ознакомления с поступившими письменными пояснениями, но истец не воспользовался своим правом.
Доводы апелляционной жалобы сводятся лишь к несогласию с правовой оценкой, установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены вынесенного по делу судебного решения.
Все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 09 октября 2020 года по делу N А27-29589/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-29589/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кемеровской области
Ответчик: ООО "ДОКТОР-БАРС"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Кузбасса