28 января 2021 г. |
А79-5687/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (429956, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 68, ОГРН 1132124000238, ИНН 2124036853)
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2020
по делу N А79-5687/2020,
принятое по заявлению Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 19.03.2020 по делу N 021/06/104/319/2020,
при участии в судебном заседании представителей:
Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - Инголов С.Ю. по доверенности от 04.06.2020 сроком действия один год, диплом о высшем юридическом образовании,
общество с ограниченной ответственностью "СКИМ" - Красновой М.П. по доверенности от 01.01.2021 сроком действия до 31.12.2021, диплом о высшем юридическом образовании,
и установил:
Бюджетное учреждение Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Учреждение, БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии, Заказчик) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление, антимонопольный орган) от 19.03.2020 по делу N 021/06/104/319/2020.
К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "СКИМ" (далее - ООО "СКИМ", Общество).
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2020 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Учреждение обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права.
Учреждение настаивает на том, что у антимонопольного органа имелись все основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об ООО "СКИМ". Суд первой инстанции также не принял во внимание доводы Учреждения, не исследовал надлежащим образом представленные в материалы дела доказательства, что привело к принятию незаконного судебного акта.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность судебного акта, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи через Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии.
В судебном заседании представители Учреждения и Общества поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что в антимонопольный орган поступило обращение БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии от 10.03.2019 о внесении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (далее- РНП) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По результатам рассмотрения обращения Управление приняло решение от 19.03.2020 по делу N 021/06/104/319/2020 об отказе во включении сведений об Обществе в РНП.
Не согласившись с таким решением антимонопольного органа, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 и исходил из того, что Управление доказало законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба (пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 в редакции от 15.06.2010).
Положениями части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 утвержден Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок N 1062), в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), согласно пункту 4 которого такие действия осуществляются Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 8 Порядка N 1062 в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3 рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в уполномоченный орган информацию и документы, предусмотренные частью 6 статьи 104 Федерального закона.
Пункт 10 Порядка N 1062 предусматривает, что уполномоченный орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 11 Порядка N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Согласно пункту 12 Порядка N 1062 рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Частью 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (пункт 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 26 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
В силу положений статьи 104 Закона о контрактной системе и Правил N 1062 реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений Закона о контрактной системе.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О).
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Установлено по делу, что уполномоченный орган - Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам разместила 12.07.2019 в 14 час. 05 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru извещение N 0115200001119001884 о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт пятиэтажного здания стационара для нужд БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 70.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 733 333,33 рублей.
В соответствии с протоколом подтверждения итогов электронного аукциона от 29.07.2019 N 0115200001119001884-3 победителем закупки признано ООО "СКИМ" с предложением о цене контракта в размере 1 557 999,99 рублей.
БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии (Заказчик) и ООО "СКИМ" (Исполнитель) заключили контракт от 13.08.2019 N 84 ЭА-19 (далее - Контракт).
Предметом Контракта являлось выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт пятиэтажного здания стационара для нужд БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д. 70.
Согласно пункту 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт пятиэтажного здания стационара для нужд БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии.
Пунктом 1.2 Контракта Исполнитель оказывает услуги по настоящему контракту в соответствии с требованиями действующих нормативных актов в области строительства, согласно приложению N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта требования к содержанию и результатам оказания услуг, являющихся предметом Контракта, указаны в Техническом задании (Приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью настоящего контракта. Результатом оказанных услуг является разработанная проектная документация (стадия "Рабочая документация") на Объект с положительным заключением проверки достоверности стоимости работ по капитальному ремонту в АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Минстроя Чувашии. Расходы на получение заключения в соответствии с настоящим пунктом несет Исполнитель.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что срок оказания услуг: в течение 120 календарных дней с момента заключения контракта, то есть не позднее 12.12.2019.
Согласно пункту 3.1.1 Контракта Исполнитель обязуется своевременно и надлежащим образом оказать услуги и представить Заказчику проектную и сметную документацию по итогам исполнения настоящего контракта.
Согласно пункту 3.1.10 Контракта Исполнитель по окончании оказания всех предусмотренных настоящим Контрактом услуг направляет в адрес Заказчика, подписанный со своей стороны Акт об оказании услуг (Приложение 2) в двух экземплярах, оставшиеся экземпляры отчетных документов и результаты (электронные носители).
В соответствии с пунктом 3.1.11 Контракта Исполнитель обеспечивает соответствие результатов оказания услуг требованиям качества, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, установленным действующим законодательством.
В установленные Контрактом сроки ООО "СКИМ" не исполнило обязательства по контракту.
Пунктом 12.5 Контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик с учетом права, предусмотренного пунктом 12.5 Контракта, на основании статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 21.02.2020.
В этот же день 21.02.2020 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено в адрес Исполнителю нарочно, о чем свидетельствует штемпель входящей корреспонденции (вх.N 52 от 25.02.2020), полученный ООО "СКИМ".
26.02.2020 решение об одностороннем отказе размещено в Единой информационной системы.
Согласно части 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность заказчика по договору на выполнение проектных и изыскательских работ, если иное не предусмотрено договором, оказывать содействие подрядчику в выполнении работ; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими органами.
Подрядчик отвечает за недостатки в технической документации или в изыскательских работах и обязан по требованию заказчика безвозмездно переделать техническую документацию и, соответственно, произвести необходимые дополнительные изыскательские работы (пункт 2 статьи 761 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Фактические действия сторон и условия договора указывают на то, что Общество приступило к выполнению работ непосредственно после заключения Контракта. Однако в ходе исполнения Контракта были выявлены обстоятельства, препятствовавшие завершению работ в установленный срок.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно пункту 3 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и переписку сторон Контракта, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что Общество предпринимало все необходимые действия, направленные на выполнение работ по Контракту.
При этом суд правомерно согласился с выводом антимонопольного органа о том, что неисполнение Обществом обязательств по Контракту напрямую было связано с действиями либо бездействием обеих сторон Контракта, как Заказчика, так и Подрядчика.
В данном случае результатом оказанных услуг является разработанная проектная документация (стадия "Рабочая документация") на объект с Положительным заключением проверки достоверности стоимости работ по капитальному ремонту в АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Минстроя Чувашии.
Антимонопольный орган установил, что
письмами от 22.08.2019, 29.08.2019, 02.09.2019 N 446, от 10.09.2019 N 469, от 23.09.2019, от 02.10.2019 N 514 Общество направило на согласование Заказчика перепланировки 1 этажа, варианты фасадов (чертежи), также провело обмерные работы и детально-инструментальное обследование строительных конструкций здания и помещений, инженерных сетей, эскизный проект.
Со своей стороны Заказчик не рассмотрел ни один из указанных документов, препятствуя своим бездействием возможности продолжить выполнение работ по Контракту.
Письмом от 14.10.2019 N 532 ООО "СКИМ" направило Заказчику топографический план, отчет по обследованию строительных конструкций, эскизный проект, предложив представить замечания к эскизному проекту.
Письмом от 31.10.2019 N 570 ООО "СКИМ" направило Заказчику на согласование планы помещений с 1 по 5 этаж здания, одновременно сообщив, что без согласования дальнейшее исполнение Контракта невозможно. Такое письмо было направлено в электронном виде в 15-42 часов.
Электронным письмом от 01.1.2019 в 16-19 часов ООО "СКИМ" в очередной раз направило Заказчику на согласование планировки подвала и фасадов здания.
Заказчик начал рассматривать представленную документацию и представлять свои замечания и предложения только в ноябре 2019 года.
Письмами от 18.12.2019, 20.12.2019 Заказчик согласовал цветовое решение фасады здания "Стационар", а также поэтажные планы здания.
Письмом от 20.12.2019 N 2532 БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии согласовало без замечаний разработанную проектно- сметную документацию.
23.12.2019 разработанная проектно - сметная документация (далее- ПСД) согласно заявлению ООО "СКИМ" и договору на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости от 23.12.2019 N 974/Дс была направлена на проведение проверки достоверности сметной стоимости в АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Минстроя Чувашии.
В ходе своей работы АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Минстроя Чувашии затребовало нормативный правовой акт либо решение главного распорядителя средств о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства или в случае отсутствия решения - письмо, подтверждающее указанную сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования (подп. "з" или "3.1" п. 8 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 (далее - Положение).
Письмом от 26.12.2019 N 681 ООО "СКИМ" обратилось к Заказчику с просьбой предоставить нормативный правовой акт либо решение главного распорядителя средств о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объект капитального строительства или в случае отсутствия решения -письмо, подтверждающее указанную сметную или предполагаемую (предельную) стоимость строительства объекта, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования.
Однако письмом от 31.12.2019 N 2581 БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии отказало в предоставлении испрашиваемого документа, необходимого для проведения экспертизы достоверности сметной стоимости, указав на возникшие замечания к проектной документации.
Впоследствии ООО "СКИМ" неоднократно устно, а также письмами N 7 от 13.01.2020, N 24 от 21.01.2020, N 34 от 27.01.2020, N 46 от 31.01.2020 указывало Заказчику на необходимость представления правового акта либо решения, либо письма, подтверждающего предполагаемую стоимость строительства объекта, содержащее информацию о предполагаемых источниках финансирования, и зависимость получения Положительного заключения проверки достоверности сметной стоимости от наличия либо отсутствия данного документа.
04.03.2020 АУ Чувашской Республики "Центр экспертизы и ценообразования в строительстве Чувашской Республики" Минстроя Чувашии подготовило Отрицательное заключение проверки достоверности сметной стоимости объекта, согласно пункту 1.7 которого сведения об источниках финансирования не представлены. При этом в силу пункта 3.1. Отрицательного заключения расчеты в сметной документации соответствуют действующим сметным нормативам.
Таким образом, сметная стоимость определена недостоверно в связи с непредставлением сведений об источниках финансирования, а также отсутствием согласования ведомости объемных работ, дефектных ведомостей.
Данные ведомости ООО "СКИМ" также просило согласовать БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии 26.12.2019.
При установленных обстоятельствах в их совокупности антимонопольный орган и суд первой инстанции обоснованно заключили, что ООО "СКИМ" было лишено возможности окончательно завершить работы по контракту с представлением Положительного заключения проверки достоверности сметной стоимости объекта в связи с непредоставлением БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии испрашиваемых сведений.
Контракт в части, зависящей от воли и действий ООО "СКИМ", исполнен в полном объеме. В то же время со стороны БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии не последовало своевременно встречных действий, направленных на завершение исполнения контракта.
Письмом от 27.12.2019 N 684 в соответствии с пунктом 4.8 контракта ООО "СКИМ" передало БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии разработанную проектную документацию в полном объеме на бумажном носителе в 4 экземплярах, также направило акт выполненных работ и счет на оплату.
Мотивированный отказ Заказчик не представил, и после согласования проектной документации Заказчик начал представлять к ней замечания.
Письмом от 31.12.2019 N 2581 БУ "Новочебоксарский медицинский центр" Минздрава Чувашии сообщило о невозможности представления документа о предполагаемых источниках финансирования в связи с отсутствием полного пакета документов в соответствии с Контрактом.
Всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному заключению о том, что фактические действия ООО "СКИМ" свидетельствуют о предпринятых им мерах по исполнению Контракта.
При установленных обстоятельствах в их совокупности у Управления имелись основания для принятия решения об отказе во включении ООО "СКИМ" в РНП, поскольку Общество не только имело намерение исполнить заключенный с Учреждением контракт, но и предпринимало для этого все соответствующие меры, в связи с чем сам факт одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не может рассматриваться в качестве достаточного основания для принятия решения о включении сведений об Обществе в РНП.
Оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует Федеральному закону N 44-ФЗ, Порядку N 1082 и не нарушает права и законные интересы Учреждения, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии правомерно отказал органу местного самоуправления в удовлетворении требования.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Апелляционная жалоба Учреждения признается не подлежащей удовлетворению, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства о контрактной системе.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2020 по делу N А79-5687/2020 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 28.10.2020 по делу N А79-5687/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Бюджетного учреждения Чувашской Республики "Новочебоксарский медицинский центр" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.