Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2021 г. N Ф04-2135/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
28 января 2021 г. |
Дело N А81-6551/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13832/2020) общества с ограниченной ответственностью "ТОР-Логистик" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2020 по делу N А81-6551/2020 (судья А.В. Кустов), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОР-Логистик" (ИНН 8913010243, ОГРН 1108913000173, адрес: 629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, Микрорайон 1, 15, 7,) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8911006266, ОГРН 1048900853517, адрес: 629851, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, город Тарко-Сале, улица 50 лет Ямала, дом 7,) о признании невозможной к взысканию недоимки по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "ТОР-Логистик" - представитель Манке А.Е. по доверенности N 30 от 20.11.2020 сроком действия до 31.12.2021;
в отсутствие представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТОР-Логистик" (далее - ООО "ТОР-Логистик", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании невозможной к взысканию налоговым органом недоимки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за 6 месяцев 2016 года в размере 644 240 руб., и начисленной за этот период пени в размере 167 326 руб. 56 коп.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2020 по делу N А81-6551/2020 в удовлетворении заявления отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы с учетом поступивших к ней дополнений общество указывает, что сведения о возникновении недоимки заявителя за первое полугодие 2016 года по НДФЛ у инспекции появились в 2016 году, однако заинтересованное лицо в нарушение требований законодательства своевременно не стала принимать предусмотренные меры. По итогам 2016 года в срок до 01.04.2017 заявитель подал в налоговый орган форму 6-НДФЛ (годовую), в которой отразилось наличие недоимки по НДФЛ за все отчетные периоды 2016 года, однако по ней также не была проведена в установленный срок, до 01.07.2016, камеральная проверка. По мнению общества, с учетом пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) максимальный срок направления требования по уплате недоимки по НДФЛ за все периоды 2016 года истек до 01.10.2016. При этом результаты проверки 2019 года к данному сроку, по мнению подателя жалобы, отношения не имеют. Заявление инспекции о недоимке по НДФЛ в результате проверки в 2019 году неправомерно, и требования ООО "ТОР-Логистик" необоснованно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
В письменном отзыве на жалобу налоговый орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Инспекция, надлежащим образом извещенная в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направила. На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем общества заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнения к апелляционной жалобе с приложением доказательств их направления лицам, участвующим в деле, изложено существо возражений против принятого по делу решения суда первой инстанции.
В соответствии с правилами статей 260 и 268 АПК РФ судом апелляционной инстанции приобщено к материалам дела дополнение к жалобе заявителя.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав заявителя и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) в бюджет ООО "ТОР-Логистик" налогов и сборов за период с 01.01.2015 по 31.12.2017. По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 14.05.2019 N 6ЮЛ и 11.10.2019 принято решение, согласно которому обществу доначислены НДФЛ в размере 2 885 371 руб.; транспортный налог с организаций в размере 32 440 руб.; минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, в размере 8 265 руб.; налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения, уменьшенные на величину расходов, в размере 33 843 руб.
Эти же решением общество привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 6 100 руб. за непредставление документов; пункта 1.2 статьи 126 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 9 250 руб. за непредставление налоговым агентом расчета сумм налога на доходы физических лиц; пункта 1 статьи 126.1 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 1 250 руб. за представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения; пункта 1 статьи 119 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 8 029 рублей за непредставление налоговой декларации по транспортному налогу; пункта 1 статьи 122 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 6 148 руб. за неуплату транспортного налога; пункта 1 статьи 123 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 226 378 руб. за неуплату НДФЛ; пункта 1 статьи 122 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 827 руб. за неуплату минимального налога; пункта 1 статьи 122 НК РФ с назначением санкции в виде штрафа в размере 5 659 руб. за неуплату налога по УСН.
ООО "ТОР-Логистик" начислены пени в общей сумме 1 277 090 руб. за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (1 258 983 руб.), транспортного налога (4 414 руб.), минимального налога (377 руб.), налога по УСН (13 316 руб.).
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании такового. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.06.2020 по делу N А81-1554/2020 заявление в части оспаривания взыскания недоимки по НДФЛ за первое полугодие 2016 года в размере 644 240 руб. и соответствующих сумм штрафов и пени оставлено без рассмотрения. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
В рамках настоящего дела ООО "ТОР-Логистик" обратилось в суд с требованием о признании указанной выше недоимки по НДФЛ безнадежной к взысканию.
Требования оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем заявитель не согласился, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать суммы недоимки по налогам и сборам, а также пени в порядке, установленном Кодексом.
В силу статьи 207 НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 226 Кодекса обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет НДФЛ возложена на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом. Названные организации в Российской Федерации признаются налоговыми агентами.
В соответствии со статьей 209 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками, а в силу пункта 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по данному налогу учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ. В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.
В соответствии со статьей 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. На основании пункта 2 статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ устанавливается, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом названной статьи. Требование об уплате налога по результатам проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение двадцати дней с даты вступления в силу соответствующего решения (пункт 2 статьи 70 НК РФ). Данные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней (пункт 3 статьи 70 Кодекса).
Пунктом 1 статьи 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках и его электронные денежные средства.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
На основании пункта 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу правил пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом об исполнительном производстве, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) -организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В силу условия пунктов 9, 10 статьи 46, пункта 8 статьи 47 НК РФ положения названных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
Следовательно, по смыслу приведенных норм налоговый орган обращается за взысканием налогов, пени и штрафов в суд в том случае, если он пропустил двухмесячный срок на вынесение решения в порядке, предусмотренном статьей 46 НК РФ, или годичный срок на вынесение решения в порядке статьи 47 НК РФ. Если указанные сроки не пропущены, принятые налоговым органом решения по статьям 46, 47 НК РФ являются действительными (пока они не оспорены в судебном порядке) и подлежат безусловному исполнению банками или судебными приставами-исполнителями.
Кроме того единый пресекательный срок давности взыскания налоговым органом недоимки по налогам, пеням и штрафам налоговым законодательством не установлен и определяется совокупностью сроков, предусмотренных законом для проведения мероприятий налогового контроля, и периодов, подлежащих охвату таковыми, сроков оформления результатов контрольного мероприятия, а также сроков осуществления надлежащих мер ко взысканию задолженности в бесспорном или судебном порядке.
В случае реализации налоговым органом всех мер принудительного взыскания задолженности дальнейшее взыскание осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве, которым пресекательные сроки совершения исполнительных действий не установлены.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
По смыслу разъяснений, данных в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", толкование норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ свидетельствует о том, что исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Исходя из толкования подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Кодекса, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию.
Таким образом, возможность принудительного взыскания утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке, а также при пропуске налоговым органом срока предъявления судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения постановления о взыскании налогов, пени и штрафа за счет имущества должника.
Как указано выше, в настоящем случае общество полагает подлежащей признанию невозможной к взысканию недоимки по НДФЛ, установленной применительно к первому полугодию 2016 года в результате проверки, проведенной в период с 17.12.2018 по 28.03.2019 в отношении периода деятельности общества с 01.01.2015 по 31.12.2017. По мнению заявителя, недоимка должна быть установлена в 2016 году, ввиду чего действия и меры по стимулированию налогоплательщика, предпринятые по результатам указанной выше проверки, не соответствуют закону, а налоговые обязательства общества в данной части прекращены.
В силу положений главы 14 НК РФ налоговые органы, осуществляя контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки, а также проверять представленные налогоплательщиками, налоговыми агентами данные учета и отчетности, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов; обязаны своевременно выявлять факты неуплаты налогоплательщиками и налоговыми агентами налогов в бюджет и в установленные сроки предпринимать соответствующие меры, предусмотренные Кодексом, по принудительному взысканию недоимок по налогам и соответствующих санкций.
В силу требований пункта 2 статьи 230 НК, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со статьей 80 НК РФ расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.
Материалы дела свидетельствуют о том, что обществом отчетность по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 года, полугодие 2016 года в налоговый орган не представлена (указанное обстоятельство также подтверждено представителем общества в судебном заседании апелляционного суда), ввиду чего проверочные мероприятия по соответствующим обстоятельствам за указанный период не проводились.
Статьей 88 НК РФ определен исчерпывающий перечень оснований и документов, подлежащих проверке и истребованию в рамках камеральной проверки. В силу пункта 2 указанной статьи Кодекса камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). В установленных обстоятельствах общество, не исполнившее возложенных на него законом обязанностей, не вправе ссылаться на соответствующее бездействие в обоснование тезиса о порочности выводов налогового органа относительно недоимки по НДФЛ.
При этом налоговый орган может проверить данные, отраженные в расчете по форме 6-НДФЛ, в рамках выездной налоговой проверки. Выявление задолженности налогового агента по НДФЛ и даты ее образования возможно в результате выездной налоговой проверки путем исследования первичной документации, выступающей основанием исчисления, удержания и перечисления НДФЛ в бюджет.
Вопреки утверждению общества, правовые основания для вывода о неполной уплате НДФЛ в спорном периоде получены налоговым органом в результате выездной налоговой проверки. Законом не предусмотрено возникновение таковых в связи с иными действиями и процедурами.
При этом в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Кодексом. Решение о проведении выездной налоговой проверки вынесено 17.12.2018, следовательно, правомерно определен в качестве проверяемого период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
Нарушение закона, выразившееся в неперечислении обществом как налоговым агентом сумм исчисленного и удержанного НДФЛ с выплаченных в пользу физических лиц доходов, выявлено заинтересованным лицом в результате выездной налоговой проверки, и срок давности для установления недоимки не истек. Результаты выездной налоговой проверки отражены в решении от 11.10.2019 N 6ЮЛ. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, сроки, о которых идет речь в статьях 46 - 47 НК РФ, начинают свое течение не с момента исполнения обязанности по уплате налога, а с момента приобретения правового значения решения по результатам проверочного мероприятия, возникновения соответствующих правовых последствий. В связи с рассмотрением жалобы общества решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 11.10.2019 N 6ЮЛ вступило в законную силу 20.12.2019. Срок взыскания недоимки по правилам, предусмотренным налоговым законодательством, непосредственно связан со вступлением указанного решения в силу.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции. В удовлетворении жалобы заявителя следует отказать.
В соответствии с правилами статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТОР-Логистик" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.10.2020 по делу N А81-6551/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-6551/2020
Истец: ООО "ТОР-Логистик"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральнйо налоговой службы N 3 по Ямало-Ненецкому автономному округу
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2022 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2135/2021
24.01.2022 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14691/2021
20.05.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2135/2021
28.01.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-13832/20
27.10.2020 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-6551/20