город Ростов-на-Дону |
|
29 января 2021 г. |
дело N А32-61011/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представителя Шабашовой И.С. по доверенности от 18.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Нефтебаза сельскохозяйственных предприятий"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23 сентября 2020 года по делу N А32-61011/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтебаза сельскохозяйственных предприятий"
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтебаза сельскохозяйственных предприятий" (далее - ООО "Нефтебаза СХП", ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора N 215/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих
ОАО "РЖД", для производства грузовых операций ООО "Нефтебаза СХП", следующим образом:
- утвердить подпункты "а" и "д" пункта 18 договора в редакции ОАО "РЖД":
"а) сбор за подачу и уборку вагонов в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за календарный квартал по ставкам Тарифного руководства N 3, с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги:
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов до 1,5 вагонов в сутки (1 и 2 группы железнодорожных путей необщего пользования) по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива;
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов более 1,5 вагона в сутки (3-12 группы железнодорожных путей необщего пользования) по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3.
Группа железнодорожного пути необщего пользования и ставка сбора пересматривается каждый календарный квартал.
Группу железнодорожного пути необщего пользования и ставку сбора каждый календарный квартал пересчитывает агент СФТО станции Тимашевская, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.
При увеличении или уменьшении количества поданных и убранных вагонов за предыдущий календарный квартал перевозчик (в лице начальника станции) письменно извещает пользователя, а пользователь уплачивает перевозчику сбор за предоставляемые услуги по подаче и уборке вагонов по новой ставке с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги.
д) плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется по соглашению сторон в соответствии с "Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", утвержденным распоряжением
ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, и начисляется ежесуточно.
На момент начала действия настоящего договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 2282,82 руб./сут. (приложение N 1 к договору).
Ставка сбора за использование пути необщего пользования пересчитывается каждый календарный квартал, а также в случаях изменения количества пользователей железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "ЦРЖД" или при утверждении ОАО "РЖД" новых размеров ставки.
При изменении ставки перевозчик в лице начальника станции, уведомляет контрагента, а контрагент уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования по новой ставке без заключения дополнительного соглашения".
- утвердить пункт 19 договора в редакции ОАО "РЖД":
"Расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора об организации расчетов N 146 С-04 от 01.04.2014, заключенного между пользователем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Причитающиеся перевозчику платежи вносятся пользователем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый лицевой счет (ЕЛС) пользователя 1001751031:
- по подпункту "а" пункта 18 договора за услуги, оказываемые при подаче уборке и уборке вагонов;
- при применении ставок таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 по факту оказания услуг;
- при применении ставок таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" в первой декаде отчетного месяца;
- по подпунктам "б", "в", "г" пункта 18 по факту оказания услуг;
- по подпункту "д" пункта 18 договора посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" в первой декаде отчетного месяца.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством".
Исковые требования мотивированы тем, что между сторонами был заключен договор N 215/2 от 01.07.2014 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 26, принадлежащий ОАО "РЖД", примыкающий к пути необщего пользования ООО "Кореновскнефтесервис" при железнодорожной станции Кореновск СКЖД. Срок действия договора определен с 01.07.2014 по 31.03.2019. В связи с истечением срока действия договора ОАО "РЖД" был подготовлен проект договора N 215/2 от 28.02.2019 на подачу и уборку вагонов на срок с 01.04.2019 по 01.11.2020. Договор N 215/2 от 28.02.2019 подписан
ООО "Нефтебаза СХП" с протоколом разногласий N 1 от 28.02.2019. Разногласия между сторонами возникли по подпунктам "а", "д" пункта 18, пункту 19, пункту 21.2 договора N 215/2 от 28.02.2019 относительно порядка взимания платы за пользование железнодорожного пути необщего пользования и обязанности по содержанию железнодорожного пути необщего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2020 исковые требования удовлетворены, судом урегулированы разногласия, возникшие при заключении договора N 215/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", для производства грузовых операций ООО "Нефтебаза СХП", следующим образом:
- подпункты "а" и "д" пункта 18 договора утверждены в редакции
ОАО "РЖД":
"а) сбор за подачу и уборку вагонов в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за календарный квартал по ставкам Тарифного руководства N 3, с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги:
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов до 1,5 вагонов в сутки (1 и 2 группы железнодорожных путей необщего пользования) по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива;
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов более 1,5 вагона в сутки (3-12 группы железнодорожных путей необщего пользования) по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3.
Группа железнодорожного пути необщего пользования и ставка сбора пересматривается каждый календарный квартал.
Группу железнодорожного пути необщего пользования и ставку сбора каждый календарный квартал пересчитывает агент СФТО станции Тимашевская, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.
При увеличении или уменьшении количества поданных и убранных вагонов за предыдущий календарный квартал перевозчик (в лице начальника станции) письменно извещает пользователя, а пользователь уплачивает перевозчику сбор за предоставляемые услуги по подаче и уборке вагонов по новой ставке с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги.
д) плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется по соглашению сторон в соответствии с "Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", утвержденным распоряжением
ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, и начисляется ежесуточно.
На момент начала действия настоящего договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 2282,82 руб./сут. (приложение N 1 к договору).
Ставка сбора за использование пути необщего пользования пересчитывается каждый календарный квартал, а также в случаях изменения количества пользователей железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "ЦРЖД" или при утверждении ОАО "РЖД" новых размеров ставки.
При изменении ставки перевозчик в лице начальника станции, уведомляет контрагента, а контрагент уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования по новой ставке без заключения дополнительного соглашения".
- пункт 19 договора утвержден в редакции ОАО "РЖД":
"Расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора об организации расчетов N 146 С-04 от 01.04.2014, заключенного между пользователем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Причитающиеся перевозчику платежи вносятся пользователем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый лицевой счет (ЕЛС) пользователя 1001751031:
- по подпункту "а" пункта 18 договора за услуги, оказываемые при подаче уборке и уборке вагонов;
- при применении ставок таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 по факту оказания услуг;
- при применении ставок таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" в первой декаде отчетного месяца;
- по подпунктам "б", "в", "г" пункта 18 по факту оказания услуг;
- по подпункту "д" пункта 18 договора посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" в первой декаде отчетного месяца.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством".
С ООО "Нефтебаза СХП" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 6 000 руб. государственной пошлины по иску.
Решение суда мотивировано тем, что разногласия сторон относительно условий подпунктов "а", "д" пункта 18, пункта 19 договора возникли ввиду того, что истец настаивает на порядке внесения пользователем ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, в то время как ответчик настаивает на том, что ежесуточная плата вносится за фактическое пользование железнодорожными путями необщего пользования. Суд первой инстанции признал обоснованными требования истца, указав на то, что договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент, и в данном случае, размер такой платы может устанавливаться в договорах на подачу и уборку вагонов и договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
ООО "Нефтебаза СХП" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым условия договора N 215/2 на подачу и уборку вагонов на железнодорожных путях необщего пользования утвердить в редакции ООО "Нефтебаза СХП".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, что позиция ответчика направлена на согласование условий договора о внесение ежесуточной платы за фактическое пользование железнодорожными путями, поскольку согласно протоколу разногласий N 1 от 28.02.2019 ответчик просит исключить подпункт "д" пункта 18 из условий договора. Ответчик указывает на то, что согласно пункту 3 статьи 58 Устава РЖД сбор за подачу и уборку вагонов включает в себя плату за пользование железнодорожными путями необщего пользования, в связи с чем взимание согласно подпункту "а" пункта 18 договора сбора за подачу и уборку вагонов и согласно подпункту "д" пункта 18 договора платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования является платой за одну и ту же услугу. Ответчик полагает, что истцом навязывается дополнительная услуга по обслуживанию путей необщего пользования, в которой ответчик при получении услуги по подаче и уборке вагонов не нуждается. Также ответчик указывает на то, что расходы перевозчика по содержанию железнодорожных путей включены в состав тарифа, установленного органом государственного регулирования. Суд неправомерно признал законным определение платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии с "Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, поскольку данный документ является внутренним документом ОАО "РЖД" и не может применяться для определения платы за услуги, оказываемые в сфере естественной монополии. Установленная истцом плата за использование железнодорожного пути необщего пользования (2 282 руб. 82 коп. / сут.; 833 229 руб. 30 коп. в год) является для ответчика обременительной. Суд первой инстанции, несмотря на наличие разногласий сторон по пункту 21.2 договора, не установил содержание пункта 21.2 договора.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, отказать ответчику в удовлетворении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Ответчик в судебное заседание представителей не направил, будучи извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей указанного лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ООО "Нефтебаза СХП" был заключен договор N 215/2 от 01.07.2014 на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования N 26, принадлежащий ОАО "РЖД", примыкающий к пути необщего пользования ООО "Кореновскнефтесервис" при железнодорожной станции Кореновск СКЖД. Подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования осуществляется локомотивом перевозчика (ОАО "РЖД"). Срок действия договора определен сторонами с 01.07.2014 по 31.03.2019.
В связи с истечением срока действия договора и на основании обращения генерального директора ООО "Нефтебаза СХП" от 19.02.2019 N 30, истцом был подготовлен и направлен ответчику проект договора от 28.02.2019 N 215/2 на подачу и уборку вагонов на новый срок, с 01.04.2019 по 01.11.2020 включительно.
Согласно пункту 3 договора развернутая длина железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащая ОАО "РЖД", составляет 73,99 м.
Вышеуказанный договор подписан ответчиком с протоколом разногласий от 22.02.201.
Разногласия между сторонами возникли по подпунктам "а" и "д" пункта 18, пункту 19, а также пункту 21.2 договора.
1. По подпунктам "а" и "д" пункта 18 договора:
1.1. В редакции ОАО "РЖД" подпункты "а" и "д" пункта 18 договора изложены следующим образом:
"а) сбор за подачу и уборку вагонов в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за календарный квартал по ставкам Тарифного руководства N 3, с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги:
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов до 1,5 вагонов в сутки (1 и 2 группы железнодорожных путей необщего пользования) по ставкам таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 за каждый выход локомотива;
- при среднесуточном количестве поданных и убранных вагонов более 1,5 вагона в сутки (3-12 группы железнодорожных путей необщего пользования) по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3.
Группа железнодорожного пути необщего пользования и ставка сбора пересматривается каждый календарный квартал.
Группу железнодорожного пути необщего пользования и ставку сбора каждый календарный квартал пересчитывает агент СФТО станции Тимашевская, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.
При увеличении или уменьшении количества поданных и убранных вагонов за предыдущий календарный квартал перевозчик (в лице начальника станции) письменно извещает пользователя, а пользователь уплачивает перевозчику сбор за предоставляемые услуги по подаче и уборке вагонов по новой ставке с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги.
д) плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", в соответствии со статьей 58 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", определяется по соглашению сторон в соответствии с "Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, и начисляется ежесуточно.
На момент начала действия настоящего договора плата за использование железнодорожного пути необщего пользования составляет 2282,82 руб./сут. (приложение N 1 к договору).
Ставка сбора за использование пути необщего пользования пересчитывается каждый календарный квартал, а также в случаях изменения количества пользователей железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", или при утверждении ОАО "РЖД" новых размеров ставки.
При изменении ставки перевозчик в лице начальника станции уведомляет контрагента, а контрагент уплачивает перевозчику плату за использование железнодорожного пути необщего пользования по новой ставке без заключения дополнительного соглашения".
1.2. В редакции ООО "Нефтебаза СХП" подпункты "а" и "д" пункта 18 договора изложены следующим образом:
"а) сбор за подачу и уборку вагонов в зависимости от среднесуточного количества поданных и убранных вагонов за календарный квартал по ставкам Тарифного руководства N 3, с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги:
- в зависимости от среднесуточного числа поданных и убранных вагонов по ставкам таблицы N 9 настоящего Тарифного руководства;
- за каждый выход локомотива по ставкам таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 (применяется для 1 и 2 группы железнодорожных подъездных путей).
Группа железнодорожного пути необщего пользования и ставка сбора пересматривается каждый календарный квартал.
Группу железнодорожного пути необщего пользования и ставку сбора каждый календарный квартал пересчитывает агент СФТО станции Тимашевская, исходя из среднесуточного количества поданных и убранных вагонов на основании памяток приемосдатчика.
При увеличении или уменьшении количества поданных и убранных вагонов за предыдущий календарный квартал перевозчик (в лице начальника станции Тимашевская) письменно извещает пользователя о необходимости выбора варианта оплаты в соответствии с пунктом 2.7.1 Тарифного руководства N 3 на следующий календарный квартал, а пользователь письменно извещает перевозчика (в лице начальника станции Тимашевская) о выбранном варианте оплаты сбора за подачу и уборку и уплачивает перевозчику сбор за предоставляемые услуги по подаче и уборке вагонов по новой ставке с учетом коэффициентов, действующих на дату оказания услуги".
Подпункт "д" пункта 18 ответчик предложил исключить из договора в полном объеме.
2. По пункту 19 договора:
2.1. В редакции ОАО "РЖД" пункт 19 договора изложен следующим образом:
"Расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора об организации расчетов N 146 С-04 от 01.04.2014, заключенного между пользователем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Причитающиеся перевозчику платежи вносятся пользователем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый лицевой счет (ЕЛС) пользователя 1001751031:
- по подпункту "а" пункта 18 договора за услуги, оказываемые при подаче уборке и уборке вагонов:
- при применении станок таблицы N 10 Тарифного руководства N 3 по факту оказания услуг;
- при применении ставок таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" в первой декаде отчетного месяца;
- по подпунктам "б", "в", "г" пункта 18 по факту оказания услуг.
- по подпункту "д" пункта 18 договора посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" первой декаде отчетного месяца.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством".
В редакции ООО "Нефтебаза СХП" пункт 19 договора изложен следующим образом:
"Расчеты по настоящему договору производятся в соответствии с условиями договора об организации расчетов N 146 С-04 от 01.04.2014, заключенного между пользователем и ОАО "РЖД" в лице Северо-Кавказского Территориального центра фирменного транспортного обслуживания. Причитающиеся перевозчику платежи вносятся пользователем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый лицевой счет (ЕЛС) пользователя 1001751031:
по подпункту "а" пункта 18 за услуги, оказываемые при подаче уборке вагонов:
- при применении ставок таблицы N 9 Тарифного руководства N 3 по факту оказания услуг;
- при применении ставок таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 посредством ежемесячных авансовых платежей и списанием денежных средств ОАО "РЖД" в первой декаде отчетного месяца;
- по подпунктам "б", "в", "г" пункта 18 по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей пользователь несет ответственность в соответствии с действующим законодательством".
В соответствии с требованиями статьи 64 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) 26.03.2019 сторонами были рассмотрены разногласия к договору, по результатам которых составлен протокол рассмотрения разногласий, однако стороны к согласию не пришли, в связи с чем спор передан на рассмотрение Арбитражного суда Краснодарского края.
В целях соблюдения досудебного порядка истцом 19.04.2019 в адрес ответчика была направлена претензия N 288 /АФТО-2, в которой ответчику предложено принять условия договора в редакции истца, однако данная претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Отношения сторон по спорному договору регулируются статьями 10, 60 УЖТ РФ.
На основании абзаца 3 статьи 60 УЖТ РФ отношения между контрагентом и перевозчиком при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивами, принадлежащими перевозчику, регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов. Указанные договоры могут быть заключены только при согласии владельца железнодорожного пути необщего пользования.
Из материалов дела следует, что истец просит взыскивать ежесуточную плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, в то время как ответчик просит взыскивать ежесуточную плату за фактическое пользование железнодорожными путями.
В силу части 3 статьи 58 УЖТ РФ условие договора о подаче и уборке вагонов о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с частью 3 статьи 58 УЖТ РФ перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
Размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 58 УЖТ РФ).
Таким образом, из буквального толкования вышеуказанных норм УЖТ РФ следует, что подобные условия договора сами по себе не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с разъяснениями Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881 до законодательного закрепления размера указанной платы ее взимание должно осуществляться исходя из количества потребителей, в отношении некоторых перевозчик предоставляет услуги по подаче и уборке вагонов, не принадлежащих перевозчику железнодорожных путях необщего пользования, при том плата за пользование ж/д путями необщего пользования взимается круглосуточно, вне зависимости от выхода локомотива или занятия железнодорожных путей необщего пользования вагонами.
В связи с изложенным, отсутствие государственного регулирования не исключает компенсацию расходов ОАО "РЖД" на содержание инфраструктурной составляющей и является оплатой за одну из оказываемых перевозчиком услуг.
Соответствующая правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 08.10.2020 по делу N А34-15929/2019.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ) тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах необщего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу положений пункта 2 статьи 8 Закона N 17-ФЗ, тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте, не регулируемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются на договорной основе и контролируются государством в соответствии с законодательством о конкуренции и об ограничении монополистической деятельности на товарных рынках.
Таким образом, договорная плата за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", предусмотренная в договоре, уплачивается в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, при этом ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент.
Поскольку размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику, к моменту рассмотрения дела арбитражным судом законодательно не определен, размер такой платы на может устанавливаться в договорах на подачу и уборку вагонов и договорах на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования.
Таким образом, согласование в договоре размера платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Указанная плата вносится в возмещение расходов перевозчика на содержание принадлежащего ему железнодорожного пути необщего пользования, не привязана к количеству выходов локомотива или занятию железнодорожных путей необщего пользования вагонами, обусловлена необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент. То есть истец в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузоотправителям (грузополучателям) пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути. Следовательно, услуга по предоставлению пути оказывается также каждый день (каждые сутки).
Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 09.12.2019 N 309-ЭС19-23316 по делу N А76-25948/2018, от 23.05.2019 N 305-ЭС19-1465 по делу N А40-249218/2016, от 13.04.2020 N 306-ЭС18-18399 по делу N А57-19014/2017.
При наличии разногласий сторон при заключении договора о содержании договорного условия применяются общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснения, изложенные в пунктах 38 - 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В соответствии с указанными разъяснениями суд должен вынести на обсуждение сторон вопрос о размере такой платы, ее соответствии встречному характеру обязательств, возникающих из договора, и принципу недопустимости произвольного обогащения одной стороны за счет другой.
Применительно к рассматриваемому спору суд не связан ни правовой позицией перевозчика, указывающего на необходимость применения принятых им в одностороннем порядке правил определения платы, ни правовой позицией общества, указывающего на необходимость исключения данной платы из договора. Размер указанной платы определяет суд с учетом позиций сторон и представленных ими доказательств, в том числе доказательств экономической обоснованности размера платы и ее составляющих и доказательств ее чрезмерности и неразумности, с назначением в случае необходимости соответствующей экспертизы для определения экономически обоснованного размера платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2019 N 307-ЭС18-22127 по делу N А05-13331/2017.
Из материалов дела следует, что сторонами не был инициирован вопрос о назначении по делу судебной экспертизы, направленной на определение экономически обоснованного размера платы за использование принадлежащего перевозчику пути необщего пользования.
Как указано в пункте 3 постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", если при рассмотрении дела возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, и согласно положениям Кодекса экспертиза не может быть назначена по инициативе суда, то при отсутствии ходатайства или согласия на назначение экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле, суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства (отсутствия согласия).
В случае если такое ходатайство не поступило или согласие не было получено, оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 88 Устава ОАО "РЖД" к компетенции правления общества относится утверждение внутренних расчетных тарифов, сборов и платы за работы (услуги), выполняемые (оказываемые) обществом, не относящиеся к сфере естественной монополии.
Поскольку размер платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих перевозчику, к моменту рассмотрения судом настоящего дела законодательно не определен, размер такой платы может устанавливаться в договоре N 215/2 от 28.02.2019 на подачу, уборку вагонов в соответствии с Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р.
На 2019 год среднесетевая ставка платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", в размере 3 343,0 руб./км в сутки утверждена протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 05.12.2018 года N 62.
Единая среднесетевая ставка платы за использование железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД"", рассчитана на основании: Методических рекомендаций по определению договорных тарифов на работы и услуги, выполняемые железными дорогами по просьбам грузоотправителей, грузополучателей, цены на которые не указаны в тарифном руководстве (формула 3.4), утвержденных МПС России от 21.12.2001 N И-1947у, с учетом методологических принципов построения ставок Тарифного руководства N 3; данных о расходах по текущему содержанию пути и постоянных устройств, одиночной смене материалов верхнего строения пути, пополнению и замене балласта, работам по снего-, водо-, пескоборьбе, в части, соответствующей доле протяженности путей необщего пользования в общей протяженности путей ОАО "РЖД", расходах на капитальные виды ремонта и амортизацию путей необщего пользования, а также расходах на оплату труда причастных работников, отчисления на социальные нужды, материальные затраты на топливо, материалы, электроэнергию, эксплуатацию машин и механизмов за 2010 год в соответствии с Порядком ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", утвержденным приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311, по статьям расходов 2101, 2102, 2106, 2112, 2117 (представлены Департаментом экономики); с учетом индексации ставки, а также рентабельности грузовых перевозок в соответствии с прогнозными показателями, заложенными в финансовом плане ОАО "РЖД" на 2012 год, в размере 4,3%.
В установленном порядке ставки договорных сборов ежегодно индексируются не ниже уровня, одобренного Правительством Российской Федерации для тарифов, платы и сборов на грузовые железнодорожные перевозки. В 2017 году индексация ставки указанной платы по отношению к 2016 году не производилась.
Как следует из представленного истцом в материалы дела расчета ставок платы за пользование путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", истцом при определении соответствующей платы учитывается количество пользователей путем необщего пользования (ОАО "Кореновскнефтесервис" и ООО "РегионДорСтрой"), расстояние подачи и уборки вагонов в оба конца (км), среднесуточное число поданных и убранных вагонов, с учетом работы по трехсторонним договорам, среднесуточная вагонокилометровая работа по подаче и уборке вагонов, коэффициент использования железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", развернутая длина пути необщего пользования ОАО "РЖД", совместно используемая при подаче и уборке вагонов.
Установленная протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69 ставка является одинаковой для всех организаций, с которыми истец заключает аналогичные договоры.
В подтверждение данного довода истцом в материалы дела представлены: договор N 411/2 от 10.07.2018, заключенный с Министерством обороны Российской Федерации; договор N 101/7т от 13.09.2019, заключенный с ООО "БАТО"; договор N 531/2 от 28.02.2018, заключенный с ООО "Лукойл-Югефтепродукт", из которых следует, что плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования начисляется ежесуточно в соответствии с Временным порядком определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", при осуществлении операций по подаче и уборке вагонов, утвержденный распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р, исходя из доли пути необщего пользования, который эксплуатируется пользователем.
Довод апелляционной жалобы о том, что взимание согласно подпункту "а" пункта 18 договора сбора за подачу и уборку вагонов и согласно подпункту "д" пункта 18 договора платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования является платой за одну и ту же услугу, отклоняется апелляционным судом, поскольку содержание условий заключаемого сторонами договора свидетельствует о согласовании именно условий аренды участка пути необщего пользования.
Учитывая, что ОАО "РЖД" в круглосуточном режиме осуществляет предоставление грузополучателям, грузоотправителям железнодорожные пути в состоянии надлежащего качества, а также осуществляет работы, связанные с поддержанием пути, сбор за предоставление железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих ОАО "РЖД", начисляется ежесуточно независимо от выхода локомотива (по аналогии с пунктом 2.7.13 Тарифного руководства N 3).
Взыскание сбора за подачу и уборку вагонов, исчисляемого как сумма ежесуточной платы за работу локомотива и ежесуточной платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, является правомерным и соответствует статье 58 УЖТ РФ.
При использовании железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", несколькими владельцами и пользователями железнодорожных путей необщего пользования, каждый из них оплачивает плату в доле, соответствующей интенсивности использования пути при подаче и уборке вагонов в его адрес.
Ежесуточное взимание такой платы, не привязанное к количеству выходов локомотива, обусловлено необходимостью для перевозчика содержать принадлежащий ему железнодорожный путь и поддерживать его в надлежащем состоянии на постоянной основе с целью обеспечения исполнения своих обязательств по договору в части подачи и уборки вагонов в любой момент, что соответствует принципу безубыточности деятельности организаций железнодорожного транспорта.
Ответчик не может освободить себя от обязанности по внесению ежесуточной платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования, так как эта обязанность установлена законом.
Возражая против редакции истца спорных пунктов договора, ответчик не представил доказательств явной обременительности для него условий, предлагаемых ОАО "РЖД" (пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017).
Ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предложен иной экономически обоснованный размер платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что спорные пункты договора (подпункты "а" и "д" пункта 18 договора, пункт 19 договора) подлежат урегулированию в редакции ОАО "РЖД".
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции, несмотря на наличие разногласий сторон по пункту 21.2 договора, не установил содержание пункта 21.2 договора, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку ОАО "РДЖ" в исковом заявлении не было заявлено требование об урегулировании разногласий сторон по пункту 21.2 договора. Суд первой инстанции не вправе выходить за пределы заявленных требований и самостоятельно устанавливать содержание условий договора, которые не были переданы арбитражному суду для разрешения преддоговорного спора.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года по делу N А32-61011/2019 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-61011/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
Ответчик: ООО "Нефтебаза сельскохозяйственных предприятий"