г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 июня 2021 г. N Ф05-5506/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
29 января 2021 г. |
Дело N А40-12069/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Панкратовой Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Красный якорь"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2020
по делу N А40-12069/19-54-78, принятое судьей Голоушкиной Т.Г.
по иску Министерства лесного хозяйства Кировской области (ОГРН 1074345003963, ИНН 4345164254)
к АО "Красный якорь" (ОГРН 1024301078438, ИНН 4343004720)
о взыскании 7 253 716,50 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Сегал В.М. по доверенности от 31 января 2020 года, уд. адвоката N 17013 от 13.07.2018 года;
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее- истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Акционерному обществу "Красный якорь" (далее -ответчик, Общество) о взыскании недополученной арендной платы по договору аренды от 07.09.2009 N б/н в размере 7.253.716 руб. 50 коп., в том числе в федеральный бюджет в сумме 2.663.940 руб. 50 коп., в областной бюджет в сумме 4.589.776 руб. за период с 01.01.2013 по 15.09.2018.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-12069/19 исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскано 2.607.494 руб. задолженности, возникшей за период с 15.11.2015 по 15.09.2018. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы, содержащиеся в апелляционной жадобе, в связи с чем просил обжалуемое решение отменить и вынести по делу новый судебный акт, котором в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представителя истца.
Девятый Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Кировской области от 17.10.2008 N 438 (т. 1 л. 78-81, далее - Распоряжение N 438) утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" 2008-2014 гг." (далее - инвестиционный проект); принято решение о направлении заявки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Правительством Кировской области дано распоряжение в случае внесения проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в целях реализации проекта и обязательств Общества по модернизации действующего производства предприятия с целью увеличения объемов производства фанеры в 2008-2014 годах и создания к 2014 году современного производства фанеры в объеме 120 тыс.куб.м. в год предоставить в аренду без проведения аукциона лесные участки с ежегодным объемом использования лесов по главному пользованию - 451,62 тыс.куб.м., а с учетом рубок промежуточного пользования - не менее 600 тыс.куб. м в год.
На основании распоряжения Правительства Кировской области от 21.11.2008 N 484 (т. 1 л. 82) подпункт 4.1 пункта 4 Распоряжения N 438 дополнен условием о порядке определения размера арендной платы в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, в силу которого с учетом подпункта 1.1 пункта 1 Постановления N 310 в указанный период срока окупаемости к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.
Приказом Минпромторга РФ от 26.01.2009 N 16 (т. 1 л. 83) инвестиционный проект Общества "Модернизация производства ЗАО "Красный якорь" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
В связи с согласованием в Рослесхозе заявки Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект в части увеличения общего объема инвестиций, сокращения перечня лесных участков, выделенных для реализации проекта, и уменьшения ежегодного допустимого объема изъятия древесины на данных лесных участках до 231,7 тыс.куб.м. в Распоряжение N 438 внесены изменения, что отражено в распоряжении Правительства Кировской области от 03.07.2015 N 256 (т. 1 л. 87-93).
Между Департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодателем) и Обществом (арендатором), на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 26.01.2009 N 16 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжения Правительства Кировской области от N 438 "Об утверждении заявки ЗАО "Красный якорь" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация производства" ЗАО "Красный якорь" 2008-2014", распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от N 535 "О предоставлении лесного участка в аренду для заготовки древесины в целях реализации инвестиционного проекта" заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 07.09.2009 N б/н (зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.10.2009 за номером 43-43-01/465/2009-409) (далее - Договор) для заготовки древесины.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Договора арендатор обязался вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором (соответствующим приложением к нему, соглашением либо уведомлением об изменении арендной платы).
Согласно пункту 6 Договора арендная плата вносится в следующие сроки и размеры: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября -15%, 15 декабря - 15%.
Согласно п. 5 Договора арендная плата на момент его подписания составляла 1.538.152 руб. в год.
03.03.2017 между арендатором и арендодателем было подписано дополнительное соглашение N 4 к Договору (далее - соглашение N 4).
В соответствии с соглашением N 4, арендная плата с 10.05.2016 по 07.10.2016 составляет 1.757.716 рублей в год, с 08.10.2016 по 31.12.2016 составляет 3.093.580 руб. в год, с 01.01.2017 составляет 3.223.380 руб. в год.
Данное дополнительное соглашение было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кировской области 26.04.2017 за регистрационным номером 43:03:000000:195-43/001/2017-1.
В связи с истечением 21.05.2013 срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта с области освоения и в соответствии с пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" средний коэффициент превышения размера арендной платы на день окончания срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта составляет 1,81.
В связи с данными обстоятельствами Министерством произведен перерасчет арендной платы по Договору
В результате перерасчета на стороне арендатора возникла задолженность в виде недополученной арендной платы в федеральный и областной бюджеты за период с 01.01.2013 по 31.12.2017, по срокам уплаты 15.02.2018 по 15.09.2018 в сумме 7.253.716 руб. 50 коп., в том числе в федеральный бюджет в сумме 2.663.940.50 рублей, в бюджет Кировской области в сумме 4.589.776 руб.
Так как арендатор в порядке досудебного урегулирования спора сумму задолженности не оплатил, Министерство обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с настоящим иском.
Суд первой инстанции, приняв во внимание преюдициальное значение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Кировской области от 30.01.2018 по делу N А28-6596/2019, пришел к выводу, что арендатор вносил арендные платежи в неполном объеме, в связи с чем удовлетворил исковые требования в части, срок по которым истцом не пропущен..
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В силу ст. 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно п. 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой", по договору аренды имеет место встречное исполнение обязательств: обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора - во внесении платежей за пользование этим имуществом.
В силу ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Судебная коллегия считает, что поскольку ответчик не представил доказательств оплаты имеющейся задолженности, суд первой инстанции обосновано удовлетворил требования истца.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
В части 1 статьи 73 ЛК РФ установлено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент заключения договора) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 74 ЛК РФ определено, что в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются без проведения аукциона.
В рассматриваемом случае договор заключен с ответчиком без проведения аукциона для целей реализации инвестиционного проекта, включенного в установленном порядке в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
Оспаривая принятый судебный акт, ответчик полагает, что Министерство неверно определило срок реализации инвестиционного проекта, в связи с чем необоснованно начислена арендная плата без применения понижающего коэффициента 0,5 к установленным ставкам платы.
Вместе с тем, позицию Общества нельзя признать основанной на положениях заключенного договора, а также нормах подлежащего применению законодательства.
Согласно части 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Пунктом 1 (1) Постановления N 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным данным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов применяется коэффициент 0,5.
Аналогичное условие содержится в пункте 5 договора.
Таким образом, в силу норм Постановления N 310 (в редакции, действовавшей на момент заключения договора), а также условий договора аренды период применения пониженного коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов определяется не моментом заключения договора, а сроком окупаемости инвестиционного проекта.
Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 13.01.2020 N 301-ЭС19-24631.
Согласно части 1 статьи 22 ЛК РФ, инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Законом N 39-ФЗ.
Статьей 1 Закона N 39-ФЗ определено, что инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиционный проект определен как обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Также в статье 1 Закона N 39-ФЗ определено, что сроком окупаемости инвестиционного проекта является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Таким образом, срок реализации инвестиционного проекта начинает течь со дня осуществления инвестиционной деятельности, то есть с момента вложения первых инвестиций и осуществления практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта в проект (со дня начала финансирования).
При этом действующее законодательство императивным образом устанавливает момент начала течения срока окупаемости, определяя его как день начала финансирования проекта, и не увязывая его с другими фактами, сопутствующими реализации инвестиционного проекта. Произвольное изменение порядка определения момента начала течения такого срока прямо противоречит закону.
Договор заключался сторонами в 2011 году уже на стадии реализации инвестиционного проекта.
В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" срок окупаемости инвестиционного проекта устанавливается в заявке, инвестиционном проекте и договоре аренды лесного участка.
В рассматриваемом случае в договоре установлен срок окупаемости проекта 7 лет с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта, что соответствует простому сроку окупаемости (6,02 года) и дисконтированному сроку окупаемости (6,93 года) инвестиционного проекта Общества, утвержденному Минпромторгом России (т. 1 л. 83-86). На этапе разработки инвестиционного проекта 2008 года, а также непосредственно при заключении договора истцу были известны финансово-экономические показатели, влияющие на расчет срока окупаемости инвестпроекта, поэтому Общество при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру договора и условиям оборота, могло предвидеть и преодолеть обстоятельства, связанные с неверным, по мнению заявителя, исчислением срока окупаемости в концепции 2008 года.
Порядок внесения изменений в инвестиционный проект освоения лесов установлен Приказом Минпромторга России от 16.12.2011 N 1755, действовавшим в период направления Обществом заявки на внесение изменений в проект.
Согласно пункту 7 вышеуказанного Порядка Минпромторг России в течение 14 дней со дня получения решения заинтересованного органа принимает решение о внесении изменений в перечень приоритетных инвестиционных проектов.
Между тем, из письма Минпромторга России от 31.01.2019 N 5623/08 следует, что решение об утверждении заявки Общества на внесение изменений в инвестиционный проект Общества в Минпромторг России не поступало. Следовательно, в установленном законом порядке изменения в инвестиционный проект в части увеличения срока его окупаемости, не были внесены.
При таких обстоятельствах, аргумент заявителя о ничтожности абзаца 4 пункта 5 договора, подлежит отклонению. Более того, указанный вопрос уже был предметом исследования арбитражных судов в рамках дела N А28-6409/2019.
С учетом того, что дата начала срока окупаемости инвестиционного проекта прямо определена статьей 1 Закона N 39-ФЗ, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя о том, что датой начала срока реализации инвестиционного проекта является дата государственной регистрации договора, поскольку он не основан на нормах действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 64 и статей 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств, при оценке которых он руководствуется правилами статей 67, 68, 69 АПК РФ.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что датой начала финансирования инвестиционного проекта следует считать 15.05.2007 (дата первого перечисления денежных средств в рамках реализации инвестиционного проекта платежным поручением от 15.05.2007 N 002080 на сумму 3941573,63 рублей с назначением платежа: "оплата по сч. N 86 от 14.05.2007 г. за линию ребросклеивания. Договор N 12/1/2007 от 09.04.2007 г., в т.ч. НДС - 18% - 601256-99".
Ссылка на данное платежное поручение, представленное в материалы дела, имеется в реестре документов, подтверждающих объем инвестиций, направленных на реализацию инвестиционного проекта по состоянию на 31.12.2014.
Таким образом, простой срок окупаемости инвестиционного проекта (6 лет 7 дней) истекал 21.05.2013. При этом необходимо учитывать, что простой срок окупаемости - это безальтернативный показатель, имеющий формат правила в экономических расчетах. Дисконтированный же срок окупаемости - это элемент экономической теории, имеющий многовариативность формул и методов расчета, зависящий от субъективного мнения разработчика формулы.
В период с 15.11.2015 (с учетом срока исковой давности) по 15.09.2018, Общество утратило право на применение понижающего коэффициента.
Следовательно, требования Министерства о взыскании с Общества арендной платы в размере 2.607.494 руб. задолженности, возникшей за период с 15.11.2015 по 15.09.2018 являются законными и обоснованными.
В связи с этим доводы заявителя о злоупотреблении истцом правом требования арендной платы по результатам состоявшегося перерасчета являются несостоятельными.
К требованиям Министерства о взыскании задолженности за период с 01.01.2013 по 15.09.2015 суд первой инстанции обоснованно применил срок исковой давности, а требований о взыскании неустойки в рамках настоящего спора истцом не заявлено.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.09.2020 по делу N А40-12069/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-12069/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "КРАСНЫЙ ЯКОРЬ"