г. Челябинск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 23 апреля 2021 г. N Ф09-2557/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А47-8976/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Аникина И.А., Томилиной В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2020 по делу N А47-8976/2020.
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Оренбургской области, приняли участие представители:
Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - Мигунова Наталья Валерьевна (доверенность от 26.05.2020 N 01-01-04/1794, диплом);
общества с ограниченной ответственностью "Колганское" - Ахмедов Алишер Мижонович (доверенность от 30.09.2020, диплом).
Министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Колганское" (далее - ООО "Колганское", ответчик) о взыскании суммы субсидии в размере 2 922 309 руб. 42 коп. (л.д. 4-9).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2020 в удовлетворении исковых требований Министерства отказано (л.д. 105-111).
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в соответствии с пунктом 2, пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, в частности должны определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушений условий, установленных при их предоставлении. Таким образом, бюджетное законодательство прямо устанавливает, что основанием для возврата субсидии являются нарушение условий, установленных при их предоставлении.
Поскольку право на получение субсидии на компенсацию затрат на определенный вид техники возникает при наличии определенного количества и вида животных, а при отсутствии животных и наличии только засевов возникает право на компенсацию затрат только на тракторы, вывод суда о применении союза и (или) на свое усмотрение, противоречит смыслу, условиям и порядку, определенными в нормативном правовом акте. Согласно представленным в материалы дела доказательствам, ответчик осуществлял деятельность по возделыванию яровых и (или) озимых зерновых культур и производству продукции животноводства. При этом, судом не учтены представленные истцом сведения о посевных площадях яровых и (или) озимых зерновых культур и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных, которые содержат информацию по количеству сельскохозяйственных животных и площади засевов по состоянию на 01.01.2019 и на 01.01.2020. Выводы суда об отсутствии императивной обязанности ответчика сохранить посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур и поголовье сельскохозяйственных животных, является необоснованным. Площадь засевов ответчиком не сохранена, соответственно, показатель результативности не выполнен, а, следовательно, ответчик обязан вернуть в бюджет полученную субсидию в полном объеме.
ООО "Колганское" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.05.2019 между Министерством и ООО "Колганское" (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п (далее - Порядок предоставления субсидии) подписано соглашение N 25 (л.д. 12-15).
В соответствии с п. 1.1 соглашения, его предметом является предоставление из областного бюджета получателю субсидий компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства (далее - субсидия).
Согласно п. 2.1 соглашения субсидия предоставляется Министерством в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья: 1830190690 вид расходов 811 в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года N 918-пп, на цели, указанные в разделе 1 соглашения в 2019 году в размере 2 754 325 руб. 55 коп.
По условиям п. 3.1 соглашения получателем соблюдены следующие условия предоставления субсидии:
- наличие у получателя сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов животных в целях получения субсидии в соответствии с пп.5.2 п. 5 Порядка предоставления субсидии (п. 3.1.7);
- наличие у получателя поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, в том числе молочных коров, по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 1000 и более голов (п. 3.1.8).
В соответствии с п. 4.1 соглашения Министерство обязуется:
- рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии, представленные получателем документы (п. 4.1.1);
- обеспечить предоставление субсидии в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных соглашением (п. 4.1.2);
- обеспечить в установленном порядке перечисление субсидии (п. 4.1.3);
- определить показатели результативности использования субсидии (п. 4.1.4);
- осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии (п. 4.1.5);
- в случае если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидии и соглашением, направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и денежной суммы, подлежащей возврату в областной бюджет (п. 4.1.6);
- выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий и соглашением (п. 4.1.7);
Согласно п. 4.3 соглашения получатель обязуется:
- обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии, соглашением (п. 4.3.1);
- предоставить необходимые для предоставления субсидии документы в соответствии с требованиями, установленными пунктами 7 и 8 Порядка предоставления субсидии (п. 4.3.2);
- обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 13 617 гектаров и (или) сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии (крупнорогатый скот - 1119 голов, 394 коровы, 74 лошади) (п. 4.3.3);
- обеспечить представление Министерству не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии необходимых отчетов и сведений о достижении значений показателей результативности, предусмотренных п. 19 Порядка предоставления субсидии (п. 4.3.4).
Как указывает истец, 19.04.2019 ответчик направил в Министерство заявление с N 25/20 с документацией о предоставлении субсидии (л.д. 11). После проверки документов Министерством принято решение о выплате субсидий.
Платежным поручением N 301589 от 29.05.2019 (л.д. 19) денежные средства в размере 2 754 325 руб. 55 коп. перечислены на расчетный счет ответчика.
Из сведений представленных в Министерство следует, что на 1 января года следующего за годом получения субсидии ООО "Колганское" не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур. Площадь засевов составила на 1 января года, следующего за годом получения субсидии - 12 885 гектар (л.д. 27).
Кроме того, 28.05.2019 между Министерством и ООО "Колганское" (получатель) в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства, утвержденного постановлением Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п (далее - Порядок предоставления субсидии) подписано соглашение N 28 (л.д. 21-24).
В соответствии с п. 1.1 соглашения предметом соглашения является предоставление из областного бюджета получателю субсидий компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства (субсидия).
Согласно п. 2.1 соглашения субсидия предоставляется Министерством в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств областного бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств областного бюджета 842, раздел 04, подраздел 05, целевая статья: 1830292190 вид расходов 811 в рамках подпрограммы "Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие" государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области", утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 29 декабря 2018 года N 918-пп, на цели, указанные в разделе 1 соглашения в 2019 году в размере 167 983 руб. 87 коп.
По условиям п. 3.1 соглашения получателем соблюдены следующие условия предоставления субсидии:
- наличие у получателя сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов животных в целях получения субсидии в соответствии с пп.5.2 п. 5 Порядка предоставления субсидии (п. 3.1.7);
- наличие у получателя поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, в том числе молочных коров, по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 1000 и более голов (п. 3.1.8).
В соответствии с п. 4.1 соглашения Министерство обязуется:
- рассмотреть в порядке и в сроки, установленные Порядком предоставления субсидии, представленные получателем документы (п. 4.1.1);
- обеспечить предоставление субсидии в порядке и при соблюдении получателем условий предоставления субсидии, установленных соглашением (п. 4.1.2);
- обеспечить в установленном порядке перечисление субсидии (п. 4.1.3);
- определить показатели результативности использования субсидии (п. 4.1.4);
- осуществлять контроль за соблюдением получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии (п. 4.1.5);
- в случае если получателем допущены нарушения условий, целей и порядка предоставления субсидии, предусмотренные Порядком предоставления субсидии и соглашением, направить получателю требование об обеспечении возврата субсидии с указанием срока и денежной суммы, подлежащей возврату в областной бюджет (п. 4.1.6);
- выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидий и соглашением (п. 4.1.7).
Согласно п. 4.3 соглашения получатель обязуется:
- обеспечить выполнение условий предоставления субсидии, установленных Порядком предоставления субсидии, соглашением (п. 4.3.1);
- предоставить необходимые для предоставления субсидии документы в соответствии с требованиями, установленными пунктами 7 и 8 Порядка предоставления субсидии (п. 4.3.2);
- обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 13 617 гектаров и (или) сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне голов, имеющихся на 1 января года, в котором предоставляются документы для получения субсидии (крупнорогатый скот - 1119 голов, 394 коровы, 74 лошади) (п. 4.3.3);
- обеспечить представление Министерству не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии необходимых отчетов и сведений о достижении значений показателей результативности, предусмотренных п. 19 Порядка предоставления субсидии (п. 4.3.4).
Как указывает истец, 19.04.2019 ответчик направил в Министерство заявление N 28/20 с документацией о предоставлении субсидии (л.д.20). После проверки документов Министерством принято решение о выплате субсидий.
Платежным поручением N 301509 от 29.05.2019 (л.д. 26) денежные средства в размере 2 167 983 руб. 87 коп. перечислены на расчетный счет ответчика.
Из сведений, представленных в Министерство следует, что на 1 января года следующего за годом получения субсидии ООО "Колганское" не сохранены посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур. Площадь засевов составила на 1 января года, следующего за годом получения субсидии - 12 885 гектар (л.д. 27).
Указав, что ответчиком не исполнены обязательства, предусмотренные п. 4.3.3 соглашений N 28 от 28.05.2019, в целях исполнения п. 4.1.6. соглашения от 28.05.2019 и п. 21 Порядка N249-п Министерство в адрес ООО "Колганское" направило требование N01-04-06/1016 от 20.04.2020 о возврате в добровольном порядке суммы субсидии в размере 2 922 309 руб. 42 коп. (л.д. 28-29).
Поскольку ответчиком данная сумма в областной бюджет не возвращена, истец обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, анализируя условия пункта 18 Постановления Правительства Оренбургской области от 12.04.2019 N 249 (в ред. 19.04.2019) и пункта 4.3.3 спорных соглашений, пришел к выводу, что императивной обязанности сохранить и посевные площади и поголовье сельскохозяйственных животных сторонами соглашений не предусмотрено. Из сведений представленных ответчиком по форме N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства" (л.д. 71-80) усматривается, что на конец отчетного периода у ответчика имеется КРС - 1120, коровы - 394, лошади - 82. Указанное позволяет сделать вывод, что ответчиком выполнены условия предусмотренные соглашениями.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Спорные отношения возникли по поводу предоставления Министерством субсидии для компенсации части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства.
Статьями 28 и 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять условия, порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Оренбургской области от 12.04.2019 N 249-п утвержден Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям из областного бюджета субсидий на компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, оборудования и техники для приготовления и заготовки кормов, технологического оборудования для молочного скотоводства (далее - Порядок).
Согласно п. 5 указанного Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим на территории Оренбургской области деятельность по возделыванию яровых и (или) озимых зерновых культур и (или) производству продукции животноводства (молока, мяса крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, птицы, шерсти, пуха, яиц):
5.1. При наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, лошадей) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов сельскохозяйственных животных на компенсацию части затрат за:
а) приобретенные в 2018 году за полную стоимость, а также по договору финансовой аренды (лизинга) (за исключением договоров сублизинга), изготовленные не ранее года, предшествующего году их приобретения, новые тракторы с двигателями мощностью от 240 лошадиных сил и выше, самоходные зерноуборочные и кормоуборочные комбайны российского производства, а также новые тракторы, произведенные на территории Оренбургской области, у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца;
б) приобретенные в 2018 году за полную стоимость новые оборудование и технику для приготовления и заготовки кормов российского производства у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца;
в) приобретенное за полную стоимость в 2018 году новое технологическое оборудование для молочного скотоводства российского или зарубежного производства у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца.
5.2. При наличии у сельскохозяйственных товаропроизводителей поголовья крупного рогатого скота молочного направления продуктивности, в том числе молочных коров, по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 1000 и более голов на компенсацию части затрат за:
а) приобретенные в 2018 году за полную стоимость, а также по договору финансовой аренды (лизинга) (за исключением договоров сублизинга), изготовленные не ранее года, предшествующего году их приобретения, новые тракторы с двигателями мощностью от 240 лошадиных сил и выше, самоходные зерноуборочные и кормоуборочные комбайны российского или зарубежного производства у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца;
б) приобретенные в 2018 году за полную стоимость новые оборудование и технику для приготовления и заготовки кормов российского или зарубежного производства у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца;
в) приобретенное за полную стоимость в 2018 году новое технологическое оборудование для молочного скотоводства российского или зарубежного производства у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца.
5.3. При отсутствии у сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственных животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, козы, лошади) по состоянию на 1 января года подачи документов в количестве 200 и более условных голов сельскохозяйственных животных на компенсацию части затрат за приобретенные в 2018 году за полную стоимость, а также по договору финансовой аренды (лизинга) (за исключением договоров сублизинга), изготовленные не ранее года, предшествующего году их приобретения, новые тракторы, произведенные на территории Оренбургской области, у производителя сельскохозяйственной техники или у официально уполномоченного им продавца.
В соответствии с п. 20 данного Порядка Министерством и органами государственного финансового контроля осуществляется обязательная проверка соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, выявленного по фактам проверок, а также невыполнения показателей результативности использования субсидии (или непредставление отчета о выполнении показателей результативности использования субсидии) субсидия подлежит возврату в областной бюджет (п. 21 Порядка).
В рамках настоящего дела нецелевое использование получателем полученной за счет бюджета субсидии не доказано; доказательства, на которые сослался истец в обоснование заявленных требований, обоснованно отклонены судом, поскольку они не подтверждают нарушение условий соглашения по использованию субсидии ООО "Колганское".
По условиям п. 18 Порядка (в редакции на момент заключения соглашений и предоставления анализируемой отчетности) показателями результативности использования субсидии являются сохранение на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур и (или) сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся на 1 января года, в котором представляются документы для получения субсидии.
Пунктом 4.3.3 спорных соглашений предусмотрено, что получатель обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности использования субсидии: сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 13 617 гектаров и (или) сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне - крупный рогатый скот - 1119 голов, коров - 394 голов, лошадей - 74 голов.
В соответствии с п. 19 Порядка получатель субсидии не позднее 1 апреля года, следующего за годом получения субсидии, представляет в министерство:
а) копии отчетов по формам федерального статистического наблюдения N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" за предшествующий год, N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства" за предшествующий год с отметкой государственной статистики (для сельскохозяйственных организаций);
б) копии отчетов по формам федерального статистического наблюдения N 1-фермер "Сведения об итогах сева под урожай", N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур" и N 3-фермер "Сведения о производстве продукции животноводства и поголовье скота" за предшествующий год с отметкой органа государственной статистики (для крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, малых предприятий);
в) сведения о посевных площадях яровых и (или) озимых зерновых культур и (или) о наличии поголовья сельскохозяйственных животных по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Из материалов дела следует, что согласно представленного обществом "Колганское" отчета по форме N 24-СХ "Сведения о состоянии животноводства в 2019 г." (л.д. 71-80) на конец отчетного периода у ответчика имеется КРС - 1120, коровы - 394, лошади - 82. Указанное позволяет сделать вывод о том, что ответчиком выполнены условия предусмотренные соглашениями N 25 от 28.05.2019, N 28 от 28.05.2019.
Министерство, не оспаривая данные показатели, указывает на то, что площадь засевов ответчиком не сохранена, соответственно, показатель результативности не выполнен.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, другими положениями Кодекса, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статьи 3, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При толковании условий договора в силу абзаца первого статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
По смыслу абзаца второго статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при неясности условий договора и невозможности установить действительную общую волю сторон иным образом толкование условий договора осуществляется в пользу контрагента стороны, которая подготовила проект договора либо предложила формулировку соответствующего условия. Пока не доказано иное, предполагается, что такой стороной было лицо, профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, требующей специальных познаний.
В рассматриваемом случае именно Министерство, как лицо профессионально осуществляющее деятельность в соответствующей сфере, предоставило обществу "Колганское" проекты соглашений N 25 от 28.05.2019, N 28 от 28.05.2019.
При этом общество "Колганское" при подписании и исполнении спорных соглашений исходило из тех необходимых показателей, которые обозначены в пунктах 4.3.3 соглашений (сохранить на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур на уровне 13 617 гектаров и (или) сохранив поголовье сельскохозяйственных животных на уровне - крупный рогатый скот - 1119 голов, коров - 394 голов, лошадей - 74 голов), как допускающих альтернативу сохранения посевных площадей либо поголовья сельскохозяйственных животных.
Соглашений об изменении спорного условия соглашений N 25 от 28.05.2019, N 28 от 28.05.2019 сторонами не подписывалось, а, следовательно, императивной обязанности сохранить и посевные площади зерновых, зернобобовых и кормовых культур и поголовье сельскохозяйственных животных сторонами соглашений не предусмотрено.
Оснований для применения к спорным отношениям сторон измененной с 19.03.2020 редакции п. 18 Порядка, в силу которых показателями результативности использования субсидии являются сохранение на 1 января года, следующего за годом получения субсидии, посевных площадей зерновых, зернобобовых и кормовых культур и сохранение поголовья сельскохозяйственных животных, имеющихся на 1 января года, в котором представляются документы для получения субсидии, без употребления формулировки "или", не имеется.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 24.11.2020 по делу N А47-8976/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
И.А. Аникин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-8976/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОРГОВЛИ, ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "Колганское"
Третье лицо: Арбитражный суд Оренбургской области, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд