г. Саратов |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А06-286/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Волковой Т.В., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рашевским Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ильясова Кибадуллы Жаксылаковича на решение Арбитражного Астраханской области от 12 ноября 2020 года по делу N А06-286/2020
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Елесиной Любови Ивановны (ИНН 301601341929, ОГРН 304301606400071)
к Министерству промышленности и природных ресурсов Астраханской области; индивидуальному предпринимателю Ильясову Кибадулле Жаксылаковичу (ИНН301600928802, ОГРН 304301604000129),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области,
о признании недействительными результатов открытого конкурса и прекращении действия свидетельства на осуществление перевозок, выданного по результатам этого конкурса,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась индивидуальный предприниматель Елесина Любовь Ивановна (далее - ИП Елесина Л.И., истец) к Министерству промышленности и природных ресурсов Астраханской области и индивидуальному предпринимателю Ильясову Кибадулле Жаксылаковичу (далее - ИП Ильясов К.Ж.) с исковым заявлением о признании недействительными результатов открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок на территории Астраханской области по межмуниципальному маршруту N 122 "Астрахань - Нариманов", отраженные в протоколе от 20.11.2019 "рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Астраханской области" (лот N 4) и о прекращении действия свидетельства серии 000030 N 000048 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 122-н "Астрахань - Нариманов", выданного по результатам открытого конкурса.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 12.11.2020 признаны недействительными результаты открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок на территории Астраханской области по межмуниципальному маршруту N 122 "Астрахань - Нариманов", отраженный в протоколе от 20.11.2019 "рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам на территории Астраханской области" (лот N 4).
Прекращено действие свидетельства серии 000030 N 000048 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 122-н "Астрахань - Нариманов", выданного по результатам открытого конкурса.
С ИП Ильясова К.Ж. в доход федерального бюджета взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области без удовлетворения.
12.12.2020 ИП Ильясовым К.Ж. была направлена апелляционная жалоба на вышеуказанное решение суда в адрес Арбитражного суда Астраханской области, куда поступила 17.12.2020.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Ильясов К.Ж. просил решение Арбитражного суда Астраханской области отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что суд первой инстанции, прекратив действие свидетельства об осуществлении перевозок, фактически лишил ИП Ильясова К.Ж. права в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу участвовать в открытых конкурсах, что считает нарушением прав предпринимателя, а также не является справедливым способом восстановления нарушенных прав истца. Кроме того, указывает, что суд первой инстанции при наличии нескольких ответчиков взыскал государственную пошлину только с ИП Ильясова К.Ж.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в абзаце пятом пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае когда после рассмотрения апелляционной жалобы и принятия по результатам ее рассмотрения постановления суд апелляционной инстанции принял к своему производству апелляционную жалобу лица, участвующего в деле и подавшего жалобу в срок, установленный процессуальным законодательством, либо лица, не привлеченного к участию в деле, права и обязанности которого затронуты обжалуемым судебным актом (статья 42 АПК РФ), такую жалобу следует рассматривать применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в вышеприведенном порядке.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 08.10.2019 в соответствии с распоряжением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области N 114-р от 04.10.2019 был объявлен открытый конкурс на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области по 18 лотам.
С целью участия в указанном конкурсе ИП Елесина Л.И. представила организатору все необходимые для участия в конкурсе документы в отношении лота N 4 по маршруту N 122 "Астрахань - Нариманов", что подтверждается протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие от 12.11.2019, подписанного членами комиссии без участия председателя.
20.11.2019 были оглашены результаты указанного конкурса: по лоту N 4 победителем признан ИП Ильясов Кибадулла Жаксылакович.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 20.11.2019 заявка ИП Елесиной Л.И. не была допущена к участию в конкурсе.
Согласно пунктам 7.3 и 7.4 конкурсной документации конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в открытом конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику открытого конкурса, указанным в конкурсной документации или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации, а также в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых документах, представленных участником конкурса в соответствии с настоящей конкурсной документацией.
Конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в Федеральном законе от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статье 7 Закона Астраханской области от 28.12.2015 N 114/2015-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Астраханской области".
Организатор в качестве основания для отклонения заявки сослался на полученные от ГИБДД УМВД России по Астраханской области сведения о ДТП, произошедшем 23.11.2018 с участием водителя истца, повлекшем причинение вреда здоровью пассажира.
Как следует из материалов дела, указанная информация является недостоверной, поскольку виновником ДТП, имевшего место 23.11.2018, признан водитель автомобиля Лада Приора, государственный регистрационный знак К 550 КН 30, Ргакбаев Ю.Т., совершивший столкновение с автомобилем ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак АК 443 30, под управлением водителя Байтемирова М.М.
Автобус ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак АК 443 30, принадлежит ИП Елесиной Л.И.
Посчитав отклонение заявки организатором конкурса незаконным, истец 28.11.2019 обратился в УФАС по Астраханской области с жалобой на действия организаторов конкурса.
По результатам рассмотрения УФАС решением N 030/10/18.1-1437/2019 от 05.12.2019 признало жалобу обоснованной, предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавалось в связи с выдачей победителю конкурса свидетельства на право осуществления регулярных перевозок в отношении лота N 4.
Не согласившись с результатами конкурса, истец обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктами 1 и 4 статьи 447 ГК РФ предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
В силу частей 1, 2 статьи 21 Закона N 220-ФЗ предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
Открытый конкурс проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления, установившими муниципальный маршрут регулярных перевозок, межмуниципальный маршрут регулярных перевозок или смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок.
Главой 3 Закона N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 - 20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
Законом Астраханской области от 28.12.2015 N 114/2015-ОЗ "Об отдельных вопросах правового регулирования отношений по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на территории Астраханской области" (далее - Закон Астраханской области), Постановлениями Правительства Астраханской области от 19.05.2010 N 210-П "О министерстве промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области", от 03.06.2016 N 161-П "О правилах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области" утверждены Правила организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории на территории Астраханской области
Распоряжением министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области N 114-р от 04.10.2019 года утверждена конкурсная документация для проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Астраханской области.
Согласно пункту 3.1. конкурсной документации в соответствии со статьей 23 Закона N 220-ФЗ к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
1) наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) принятие на себя обязательства в случае предоставления участнику открытого конкурса права на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок подтвердить в сроки, определенные пунктом 7.11 настоящей конкурсной документации, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе;
3) непроведение ликвидации участника открытого конкурса - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
4) отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
5) наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества);
6) отсутствие в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, участника договора простого товарищества обстоятельств, предусмотренных частью 8 статьи 29 Федерального закона.
В пункте 4.2 конкурсной документации указано, что предложение участника открытого конкурса подается в произвольной письменной форме, содержащее следующие сведения, необходимые для оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по шкале критериев, установленной Законом Астраханской области:
- сведения о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса по муниципальным маршрутам, межмуниципальным маршрутам на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- сведения об опыте осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден сведениями об исполненных государственных или муниципальных контрактах либо нотариально заверенными копиями свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления договоров, предусматривающих осуществление перевозок по маршрутам регулярных перевозок, или иных документов, предусмотренных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами;
- сведения о влияющих на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок;
- сведения о максимальном сроке эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок но маршруту регулярных перевозок;
- сведения о среднем количестве транспортных средств, предусмотренных говорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса;
- сведения о государственных регистрационных знаках транспортных средств. предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности, действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса.
Сведения, указанные в абзацах 6-7 настоящего пункта предоставляются в виде справки согласно приложению N 2 к настоящей конкурсной документации.
Судом установлено, что согласно ответу ОБДПС N 1 ГИБДД УМВД России по Астраханской области N 3/196105206796, поступившему 19.11.2019 в адрес министерства, 23.11.2018 на дороге Каспийск М-4 "Дон - Тамбов - Волгоград - Астрахань" произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой причинение вреда здоровью граждан, имевшее место на транспортном средстве ГАЗ 322132, государственный регистрационный знак АК 443 30, под управлением Байтемирова М.М., в результате чего водитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.24 КоАП РФ.
В связи с тем, что ОБДПС N 1 ГИБДД УМВД России по Астраханской области уведомило министерство о наличии дорожно-транспортного происшествия на транспортном средстве, принадлежащем истцу, конкурсной комиссией принято решение о предоставлении ИП Елесиной Л.И. недостоверной информации. Кроме того, в указанные в абзацах 6-7 пункта 4.2. конкурсной заявки сведения ИП Елесиной Л.И. представлены не по утвержденной форме.
В этой связи конкурсной комиссией принято решение о том, что заявка не соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией, представленная справка не соответствует утвержденной форме (приложение N 2 к конкурсной документации, абзац 8 пункта 4.2 конкурсной документации).
Принимая во внимание, что на предпринимателя не могут быть возложены неблагоприятные последствия неполного (недостоверного) отражения информации в представленных организатору торгов при проведении конкурса сведениях, суд первой инстанции правомерно признал требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку открытый конкурс на право осуществления перевозок по лоту N 4 признан недействительным, действие свидетельства об осуществлении перевозок, выданного ИП Ильясову К.Ж., прекращено.
Апеллянт полагает, что прекратив действие свидетельства об осуществлении перевозок, фактически лишил ИП Ильясова К.Ж. права в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу участвовать в открытых конкурсах, что нарушает права предпринимателя и не является справедливым способом восстановления нарушенных прав истца.
Судебная коллегия не соглашается с указанным доводом апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещается нарушение порядка определения победителя торгов, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных указанной статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Пунктами 1, 4 статьей 447 ГК РФ предусмотрено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов (пункт 1).
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (пункт 2).
В соответствии со статьей 19 Закона N 220-ФЗ по результатам открытого конкурса его победителю выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Таким образом, в силу закона признание недействительным проведенного конкурса по лоту N 4 влечет прекращение действия свидетельства, выданного по результатам этого открытого конкурса ИП Ильясову К.Ж.
Действие указанного свидетельства подлежит прекращению на будущее время.
Рассматривая довод относительно неправильного распределения судебных расходов по иску, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", при предъявлении иска совместно несколькими истцами или к нескольким ответчикам (процессуальное соучастие) распределение судебных издержек производится с учетом особенностей материального правоотношения, из которого возник спор, и фактического процессуального поведения каждого из них (статья 40 ГПК РФ, статья 41 КАС РФ, статья 46 АПК РФ).
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре государственная пошлина составляет 6 000 руб.
Поскольку к участию в деле привлечены два ответчика, то государственная пошлина, подлежащая взысканию с ИП Ильясова К.Ж., составила 3000 руб., что соответствует вышеприведенным требованиям и вопреки доводам апелляционной жалобы не нарушает процессуальных прав апеллянта.
Суд апелляционной инстанции считает, что разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 12 ноября 2020 года по делу N А06-286/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Ильясова Кибадуллы Жаксылаковича (ИНН 301600928802, ОГРН 304301604000129) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
Т. В. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-286/2020
Истец: ИП Елесина Любовь Ивановна
Ответчик: ИП Ильясов Кибадулла Жаксылакович, Министерство промышленности и природных ресурсов Астраханской области, Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области, Министрерство промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, 12 Арбитражный Апелляционный суд, Арбитражный суд Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
17.05.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3621/2021
01.02.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11618/20
24.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10734/20
12.11.2020 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-286/20