г. Воронеж |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2021 г. N Ф10-838/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
29 января 2021 г. |
Дело N А36-3885/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.01.2021.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2021.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капишниковой Т.И.,
судей Малиной Е.В.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Мелковой О.А.,
в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.12.2020 по делу N А36-3885/2020, принятое по заявлению Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (ОГРН 1074823008501, ИНН 4822001396) к Обществу с ограниченной ответственностью "Адванс" (ОГРН 1174827006397, ИНН 4825123642) о взыскании 3500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Липецке Липецкой области (межрайонное) (далее - заявитель, пенсионный орган, Управление, УПФР в г. Липецке) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Адванс" (далее - ответчик, ООО "Адванс", Общество) о взыскании 3500 руб.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 02.12.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить,
В обоснование апелляционной жалобы пенсионный орган указывает, что страхователем представлены не уточненные (исправленные) сведения в отношении лиц, сведения о которых представлялись ранее, а первичные сведения о лицах, сведения на которые не включены в исходную форму СЗВ-М за период январь, февраль, апрель 2019 года.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Как установлено судом, 18.02.2019 ООО "Адванс" представило в Управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме отчетности СЗВ-М (исх.) за январь 2019 г. с типом "исходная" (л.д. 28-29).
Позднее 11.12.2019 ООО "Адванс" представлена в адрес Управления отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за январь 2019 г. в отношении 2 застрахованных лиц, в отношении которых не были указаны сведения в исходной форме (л.д. 30-31).
16.12.2019 Управлением в адрес Общества направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения (л.д.49).
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ООО "Адванс" Управлением 16.12.2019 составлен акт N 058S18190007584 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д. 49-оборот-50).
Указанный акт направлен Обществу 23.12.2019.
По итогам рассмотрения акта от 16.12.2019 Управлением принято решение от 10.02.2020 N 058S19200000600 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2. ст. 11 Федеральный закон N 27-ФЗ с назначением штрафа в сумме 1000 руб.(51-оборот-52).
Из указанного решения следует, что основанием привлечения к ответственности являлось предоставление сведений в отношении двух застрахованных лиц, указанных в "дополняющей" форме.
Решение направлено страхователю 13.02.2020, вручено адресату 20.02.2020.
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 058S01200001389 от 19.03.2020, с установлением срока его исполнения до 07.04.2020 (л.д. 52-оборот-53).
01.03.2019 ООО "Адванс" представило в пенсионный орган отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за февраль 2019 в отношении 12 застрахованных лиц (л.д. 33-34).
11.12.2019 г. Обществом в адрес Управления представлена отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за февраль 2019 г. в отношении 13 застрахованных лиц (л.д. 35-37).
Управлением 16.12.2019 в адрес ООО "Адванс" направлено уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения (л.д. 55).
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении заинтересованного лица. 16.12.2019 Управлением составлен акт N 058S18190007586 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: в дополняющей форме представлены сведения в отношении 2 физических лиц, по которым не были указаны сведения в исходной форме (55-оборот-56).
Указанный акт направлен заинтересованному лицу 23.12.2019, получен 26.12.2019.
По итогам рассмотрения акта от 16.12.2019 Управлением принято решение от 06.02.2020 N 058S1920000599 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.17 Федерального закона от N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 1000 руб. (л.д.56-58).
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.03.2020 N 058S01200001384, с установлением срока его исполнения до 07.04.2020 (58-оборот- 59).
24.04.2019 г. ООО "Адванс" представило в УПФР г.Липецка отчетность по форме СЗВ-М с типом "исходная" за апрель 2019 г. в отношении 12 застрахованных лиц (л.д. 38-39).
Самостоятельно обнаружив неполноту представленных сведений, 11.12.2019 Общество представило в адрес Управления отчетность по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" за апрель 2019 г. в отношении 13 застрахованных лиц (л.д. 40-42).
16.12.2019 Управление направило в адрес ООО "Адванс" уведомление о вызове страхователя для получения акта проверки об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования с уведомлением о дате его рассмотрения (л.д. 61).
По результатам проведенной проверки правильности, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении ООО "Адванс" Управлением 16.12.2019 составлен акт N 058S18190007590 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: выявлено предоставление сведений в отношении 3 лиц, которые не были включены в исходную форму (л.д. 61-оборот-62).
По итогам рассмотрения названного акта от 16.12.2019 Управлением принято решение от 06.02.2020 N 058S19200000595 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 1500 руб. (л.д. 63-64).
На основании указанного решения Управлением выставлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.03.2020 N 058S01200001379, с установлением срока его исполнения до 07.04.2020 (л.д. 64-оборот).
Неисполнение указанных требований в добровольном порядке явилось основанием обращения Управления в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании финансовой санкции с Общества в размере 3 500 руб.
Определением арбитражного суда области от 15.05.2020 г. по делу N А36-3073/2020 в выдаче судебного приказа отказано.
11.06.2020 Управление обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии законных оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ, ввиду самостоятельного выявления и устранения неполноты в представленных сведениях.
Суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции по следующим основаниям.
Индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лицах по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Предусмотренный п. 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ перечень сведений является исчерпывающим.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального Закона N 27-ФЗ, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Статьей 15 Федерального Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Как следует из материалов дела, исходные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за январь, февраль, апрель 2019 г. были представлены Обществом в установленный законом срок, а неполнота изначально представленных сведений самостоятельно выявлена и устранена путем направления корректирующих сведений.
В соответствии с п.39 Инструкции от 21.12.2016 N 766н, утвержденной приказом Минтруда РФ в редакции, действующей в спорном периоде, (далее - Инструкция 766н), страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Частью 5 ст. 17 Федерального Закона N 27-ФЗ установлено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Кроме того, п. 37 Инструкции N 766н, также предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
Форма уведомления утверждена Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.16 N 1058п (приложение N 5).
Как усматривается из материалов дела, уведомления были направлены 16.12.2019 по указанным выше проверяемым периодам.
При этом из содержания этих уведомлений не следует, что пенсионный орган предлагал ответчику в 5-дневный срок устранить выявленные нарушения, в уведомлении указано на необходимость получения актов проверки.
Указанное свидетельствует о выявлении неполноты представленных сведений пенсионным органом уже после ее обнаружения и исправления самим страхователем.
Более того, пенсионным органом не было направлено уведомление, предусмотренное п. 37 Инструкции 766н, с предложением добровольного устранения ошибок в 5-дневный срок, что свидетельствует о существенном нарушении Управлением процедуры проверки, что исключает привлечение ответчика к ответственности, предусмотренной ст.17 Федерального закона 27-ФЗ.
Самостоятельное выявление и устранение неполноты данных в представленных сведениях формы СЗВ-М свидетельствует об отсутствии вины страхователя во вменяемом ему правонарушении.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843 указано, что официальная позиция Пенсионного Фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует, что воля законодателя направлена на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 отметил, что формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Аналогичный вывод содержится и в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.11.2018 N 306-КГ18-17679, от 05.09.2018 N303-КГ18-5702, от 05.09.2018 N303-КГ18-5700.
Анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации и судебной практикой позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок, в том числе в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений.
По смыслу ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователями и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фоном исправить ошибки. Обратный подход не будет стимулировать добросовестных страхователей к последующему контролю своей отчетности, что позволяет создать дополнительные гарантии защиты прав застрахованных лиц.
Ссылка апеллянта на п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утв. Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н, не принята арбитражным апелляционным судом, поскольку указанная Инструкция действует с 27.07.2020, обратной силы не имеет.
Кроме того, ее содержание противоречит вышеизложенным позициям Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает обоснованным вывод суда о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных ст.17 Федерального Закона N 27-ФЗ, при самостоятельном обнаружении и устранении ошибок в отчетности СЗВ-М за январь - февраль, апрель 2019 г.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной инстанцией не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 02.12.2020 по делу N А36-3885/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.И. Капишникова |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3885/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Липецке
Ответчик: ООО "Адванс"