город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А53-26742/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Роскомнадзора: Гутов А.С., паспорт, по доверенности от 29.06.2020 N 117-Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Югтехмонтаж"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 19.10.2020 по делу N А53-26742/2020
по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ИНН 7705884873, ОГРН 1097746174976)
к обществу с ограниченной ответственностью "Югтехмонтаж" (ИНН 6161059567, ОГРН 1106193006688)
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЮгТехМонтаж" (далее - ООО "ЮгТехМонтаж") об аннулировании лицензии на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации от 27.10.2015 N 137089.
Решением от 19.10.2020 суд удовлетворил заявленные требования и аннулировал лицензию на оказание телематических услуг связи N 137089 от 27.10.2015, выданную обществу с ограниченной ответственностью "Югтехмонтаж" (ОГРН 1106193006688, ИНН 6161059567) Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Югтехмонтаж" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что во исполнение требований предписания, между ООО "Югтехмонтаж" и АО "Компания ТрансТелеКом" был заключен договор на подключение услуги виртуальный канал ETHERNET N 20К001481-001 (Приложение к договору N RI 0271 от 01 декабря 2015 года). Согласно "Плана реализации эксплуатационно-технических требований по обеспечению оперативно - розыскных мероприятий (ОРМ) на сети передачи данных и доступа к услугам телематических служб ООО "Югтехмонтаж" с использованием сети ПД и ТМ АО "Компания ТрансТелеКом" в Ростовской области" (далее по тексту - план), ООО "Югтехмонтаж", АО "Компания ТрансТелеКом" и Управление ФСБ России по Ростовской области приняли на себя ряд обязательств, сроком исполнения которых значится март 2020 года. Данный план был утвержден начальником Управления ФСБ России по Ростовской области, директором АО "Компания ТрансТелеКом" и директором ООО "Югтехмонтаж".
В судебное заседание не явились представители ООО "Югтехмонтаж", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "Югтехмонтаж".
Представитель Роскомнадзора в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя службы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 14.05.2020 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на основании Приказа N 195-рчс (приложение N 6 к Приказу, перечень N Н06-123) принято решение о приостановлении действия лицензии N 137089 от 27.10.2015 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, выданной ООО "Югтехмонтаж" (далее - ответчик, лицензиат).
Основанием для приостановления действия лицензии N 137089 от 27.10.2015 является п. 3 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", а именно: невыполнение лицензиатом в установленный срок предписания лицензирующего органа, которое обязывало устранить выявленное нарушение, в том числе предписания, которое было выдано при вынесении предупреждения о приостановлении действия лицензии.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", неустранение в установленный срок обстоятельств, вызвавших приостановление действия лицензии, является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке, которое осуществляется по искам заинтересованных лиц или лицензирующего органа.
В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", лицензирующий орган обязан установить разумный срок устранения лицензиатом нарушения, повлекшего за собой вынесение предупреждения о приостановлении действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в указанный срок лицензиат не устранил такое нарушение, лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и обратиться в суд с требованием об аннулировании лицензии.
При таких обстоятельствах Роскомнадзор обратилась в арбитражный суд Ростовской области с заявлением об аннулировании лицензии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", аннулирование лицензии, не являясь административным наказанием, представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Данная мера должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, пропорциональной, соразмерной и необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых, может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 указанной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона N 99-ФЗ.
В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ обязательного наличия лицензии требует предпринимательская деятельность по оказанию услуг связи.
В соответствии со статьей 29 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. В перечень лицензионных условий, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания (за исключением услуг связи для целей проводного радиовещания), если указанная деятельность осуществляется на основании договоров с абонентами, вне зависимости от используемых сетей связи включаются условия о трансляции обязательных общедоступных телеканалов и (или) радиоканалов без заключения договоров и взимания платы с вещателей таких каналов, а также без взимания платы с абонентов за право просмотра и (или) прослушивания таких телеканалов и (или) радиоканалов в соответствии с пунктом 4 статьи 46 настоящего Федерального закона.
Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области связи (далее - лицензирующий орган), который:
1) устанавливает в соответствии с перечнями лицензионных условий, указанными в пункте 1 настоящей статьи, лицензионные условия, вносит в них изменения и дополнения;
2) регистрирует заявления о предоставлении лицензий;
3) выдает лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) осуществляет контроль за соблюдением лицензионных условий, выдает предписания об устранении выявленных нарушений и выносит предупреждения о приостановлении действия лицензий;
5) отказывает в выдаче лицензий;
6) приостанавливает действие лицензий и возобновляет их действие;
7) аннулирует лицензии;
8) переоформляет лицензии;
9) ведет реестр лицензий и публикует информацию указанного реестра в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление Роскомнадзора по Ростовской области), утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 25 января 2016 года N 32 (далее - Положение), Управление Роскомнадзора по Ростовской области создано в целях исполнения государственных полномочий по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных на подведомственной территории (на территории Ростовской области).
В соответствии с п. 7.1.2.10. Положения, Управление Роскомнадзора по Ростовской области осуществляет государственный контроль и надзор за выполнением операторами связи требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.
На основании п. 8.2. Положения, Управление Роскомнадзора по Ростовской области имеет право давать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений в установленной сфере деятельности, и на основании п. 8.5. Положения выносить предупреждения о приостановлении действия лицензий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 "Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил, сети и средства связи, используемые оператором связи должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил, ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств (далее - План), в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что 02.04.2019 Управлением Роскомнадзора по Ростовской области в отношении ООО "Югтехмонтаж" выдано предписание об устранении выявленного нарушения N П-61/4/34-нд/-/1/12 и предупреждение о приостановлении действия лицензии N ПП-61/4/34-нд/137089/5593 с требованием устранить в срок до 02.07.2019 следующее допущенное нарушение - обществом не выполняются требования лицензии N 137089 от 27.10.2015 по внедрению на сети связи технических средств СОРМ.
Таким образом, ООО "Югтехмонтаж" нарушены требования действующего законодательства по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
Судом также установлено, что лицензиат привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в невыполнении требований по внедрению на сети связи технических средств СОРМ, что подтверждается решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.06.2019 по делу N А53-13280/19.
Кроме того, лицензиат привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания N П-61/4/34-нд/-/1/12 об устранении нарушений законодательства, что подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка N1 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону О.В. Довлекаевой от 12.09.2019 N 5-1-349/2019.
В установленные сроки лицензиатом не устранены указанные нарушения, в связи с чем Роскомнадзором было принято решение о приостановлении действия лицензии N . 137089 от 27.10.2015 (Приказ N 195-рчс от 14.05.2020).
В апелляционной жалобе общество указывает, что им принимались необходимые меры для устранения нарушений законодательства.
Во исполнение требований предписания, между ООО "Югтехмонтаж" и АО "Компания ТрансТелеКом" был заключен договор на подключение услуги виртуальный канал ETHERNET N 20К001481-001 (Приложение к договору N RI 0271 от 01 декабря 2015 года). Согласно "Плана реализации эксплуатационно-технических требований по обеспечению оперативно - розыскных мероприятий (ОРМ) на сети передачи данных и доступа к услугам телематических служб ООО "Югтехмонтаж" с использованием сети ПД и ТМ АО "Компания ТрансТелеКом" в Ростовской области" (далее по тексту - план), ООО "Югтехмонтаж", АО "Компания ТрансТелеКом" и Управление ФСБ России по Ростовской области приняли на себя ряд обязательств, сроком исполнения которых значится март 2020 года. Данный план был утвержден начальником Управления ФСБ России по Ростовской области, директором АО "Компания ТрансТелеКом" и директором ООО "Югтехмонтаж".
Доводы общества отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Допущенные обществом нарушения требований законодательства, а также неустранение выявленных нарушений в пределах срока, предусмотренного предписание, подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону О.В. Довлекаевой от 12.09.2019 N 5-1-349/2019; решением Роскомнадзора о приостановлении действия лицензии N. 137089 от 27.10.2015 (Приказ N 195-рчс от 14.05.2020).
Постановление суда не было признано незаконным в установленном порядке.
Решение о приостановлении действия лицензии также не было признано недействительным.
Доказательств обратного обществом не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждено неустранение в установленный срок предписания органа Роскомнадзора.
Поскольку в установленные сроки лицензиатом не устранены указанные выше нарушения, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для аннулирования лицензии.
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы и иных исключительных обстоятельств, препятствовавших устранению нарушения законодательства, обществом не представлено.
Судом полагает, что в данном случае аннулирование лицензии является мерой адекватной, соразмерной допущенным нарушениям и необходимой для защиты конституционных прав и свобод, имущественных интересов других лиц.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 19.10.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2020 по делу N А53-26742/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26742/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Ответчик: ООО "ЮГТЕХМОНТАЖ"