г. Ессентуки |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф08-3111/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А63-11267/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола секретарем Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафян Армана Маисовича на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2020 по делу N А63-11267/2020, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Сафяна Армана Маисовича (г. Пятигорск, ИНН 263214239892, ОГРНИП 308263205200061) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорску Ставропольского края (г. Пятигорск, ИНН 2632000016 ОГРН 1042600229990) об оспаривании сообщения налогового органа, при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Сафян Армана Маисовича - Мирзоева Ю.С. - (доверенность от 29.07.2020), представителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Пятигорск - Некрасова М.Ю. (доверенность от 12.10.2020), в отсутствие представителей иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сафян Арман Маисович (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Пятигорску Ставропольского края (далее - инспекция) о признании незаконным отказа налогового органа, изложенного в сообщении от 07.05.2020 N 1 в предоставлении субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления предпринимателя.
Решением от 02.11.2020 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.
Не согласившись с решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в апелляционный суд. Доводы жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции неверно применил нормы материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в судебном заседании, поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыва на нее.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена 07.12.2020 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в инспекцию с заявлением от 06.05.2020 N 1 о предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" за апрель 2020 года.
07 мая 2020 года инспекцией в адрес предпринимателя направлено сообщение об отказе в выплате субсидии.
Предприниматель обратился с жалобой от 08.06.2020 (вх. N 007071 от 11.06.2020) на вышеназванное сообщение. По результатам рассмотрения жалобы от 08.06.2020 инспекцией в адрес заявителя направлено письмо от 23.06.2020 N 09-16/007782@ с разъяснением порядка получения субсидий, в котором так же было рекомендовано проверять информацию в специальном сервисе на сайте налоговой службы и личном кабинете.
Предприниматель, не согласившись с законностью и обоснованностью отказа инспекции, обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у предпринимателя права на получение субсидии, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции верным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий).
Согласно пункту 1 Правил предоставления субсидий данные Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
В целях настоящих Правил получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.03.2020.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года
Пунктом 3 Правил предоставления субсидий определены основные условия для получения субсидии, а именно: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2; б) включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 Правил предоставления субсидий; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей, при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Согласно пункту 5 Правил предоставления субсидий налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил предоставления субсидий, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае отрицательного результата проверки, установленной пунктом 5 Правил предоставления субсидий, налоговый орган формирует сообщение об отказе в предоставлении субсидии и направляет его получателю субсидии по телекоммуникационным каналам связи, через кабинет налогоплательщика или в виде почтового отправления (пункт 6 Правил предоставления субсидий).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Инспекция, отказывая предпринимателю в предоставлении субсидий, указала, что отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии, не относится к отраслям российской экономически, указанным в пункте 1 Правил предоставления субсидий.
Из представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что основным видом деятельности предпринимателя является деятельность "Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках" (ОКВЭД 47.8).
Данный вид деятельности в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434, не включен.
Довод предпринимателя о том, что указание в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности подкласса свидетельствует о том, что все входящие в него группы, подгруппы, виды являются основным видом деятельности юридического лица, а именно предприниматель ранее осуществлял и в настоящее время продолжает осуществлять деятельность только по торговле женской одеждой и обувью, что соответствует кодам ОКВЭД 47.82 и 47.89, отклоняется.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается сторонами, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, основным видом деятельности ИП Сафян Арман Маисович по состоянию на 01.03.2020 являлся "Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках" (ОКВЭД 47.8)., который законодательно не отнесен к сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 1 марта 2020 года, осуществляется в силу прямого указания Постановления N 576, не предусматривающего иного порядка определения основного вида деятельности.
Поскольку вид деятельности согласно ЕГРИП, заявленный как основной по состоянию на 01.03.2020 (47.8 - "Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках"), не поименован в вышеуказанном постановлении Правительства РФ N 434, то условия для включения в реестр на предоставление субсидии, определенные Постановлением N 576, не выполнены, что исключает возможность получения субсидии. При этом, налоговые органы не вправе принимать решения о выплате субсидий по основаниям, не поименованным в Постановлении N 576.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.
Таким образом, налоговый орган осуществляет проверку соответствия получателя субсидии критериям, указанным в пункте 3 Правил.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРИП или ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами не предусмотрено.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает, что законодатель не устанавливает правовых механизмов получения и проверки информации о хозяйственной деятельности получателя субсидии для дальнейшего сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду. Законодателем не устанавливается временной период, за который подлежит анализу информация (документация) о хозяйственной деятельности получателя субсидии в целях сопоставления заявленного основного вида деятельности, фактически осуществляемому виду. Также, законодатель не наделяет правом потенциальных получателей субсидии перед обращением с заявлением о предоставлении субсидии изменить основной код ОКВЭД 2 на основании проведенного сопоставления осуществляемых видов деятельности с основным видом деятельности, внесенным в ЕГРИП или в ЕГРЮЛ. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что для определения получателя субсидии используется исключительно тот основной код ОКВЭД 2, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРИП и в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию заявителя с оценкой судами представленных доказательств и сделанными на их основании выводами об обстоятельствах дела. Оснований для переоценки выводов суда у апелляционной коллегии не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.11.2020 по делу N А63-11267/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11267/2020
Истец: Сафян Арман Маисович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ПЯТИГОРСКУ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ