г. Москва |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А40-115158/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Объединения Административно-технических инспекций г.Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2020 г. по делу N А40-115158/20,
по заявлению ФКП "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" к Объединению административно-технических инспекций г.Москвы
о признании незаконным постановления,
при участии:
от заявителя: |
Федоровская А.С. по доверенности от 25.09.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ" (далее - Заявитель, ФКП "УЗКС МО РФ", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Объединению административно-технических инспекций города Москвы (далее - Заинтересованное лицо, ОАТИ, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ОАТИ по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания N 20-44-К36-00157 от 25.06.2020 г., вынесенное заместителем начальника ОАТИ о привлечении ФКП "УЗКС МО РФ" к административной ответственности за правонарушение по части 2 статьи 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.10.2020 г. заявление ФКП "УЗКС МО РФ" удовлетворено.
ОАТИ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заинтересованного лица при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ФКП "УЗКС МО РФ" с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
ОАТИ, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что 11.06.2020 г. ОАТИ в ФКП "УЗКС МО РФ" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.18 Закона г.Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с установлением факта события правонарушения - в границах земельного участка: к/н 77:09:0005006:90, производятся земляные работы (разрытие котлована) без соответствующего ордера, что является нарушением пункта 1.2 Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП.
Постановлением по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания N 20-44-К36-00157 от 25.06.2020 г. (далее - Постановление) ФКП "УЗКС МО РФ" было привлечено к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 8.18 Закона г. Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 (пятьсот тысяч) рублей.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.18 Закона г.Москвы от 21.11.2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" - производство земляных работ и работ по организации площадок для проведения отдельных работ в сфере благоустройства без соответствующего ордера или после окончания срока его действия, самовольные строительство, снос, реконструкция или капитальный ремонт зданий, сооружений и коммуникаций, а также нарушение сроков выполнения работ в соответствии с ордером.
Согласно пункту 1.2. Постановления Правительства Москвы от 19.05.2015 г. N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение)).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ФКП "УЗКС МО РФ" не является субъектом вменяемого ему правонарушения на основании следующего.
ФКП "УЗКС МО РФ" учреждено в ведении Министерства обороны Российской Федерации распоряжением Правительства РФ от 11.03.2008 г. N 290-р. в целях оказания услуг Минобороны России в сфере организации строительства его объектов.
ФКП "УЗКС МО РФ" оказывает услуги технического заказчика Минобороны России на основании заключенных государственных контрактов.
При этом действия ФКП "УЗКС МО РФ" как технического заказчика ограничиваются Постановлением Правительства РФ от 21.06.201г. N 468, ст. 53 ГРК РФ, разделом 7 Контракта и сводятся к проверке и приемке выполненных работ.
Из содержания Контракта, разрешения на выполнение работ подготовительного периода выписки из ЕГРН следует, что строительство объекта осуществляется по заданию и за счет государственного заказчика - Минобороны России; на земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005006:90, находящемся в собственности публично-правового образования (Российской Федерации) в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно статье 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее -лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Согласно пункту 22 статьи 1 ГРК РФ технический заказчик - физическое лицо, действующее на профессиональной основе, или юридическое лицо, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключают договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливают задания на выполнение указанных видов работ, предоставляют лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждают проектную документацию, подписывают документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляют иные функции, предусмотренные настоящим Кодексом.
Как правильно указал суд первой инстанции, не являясь собственником земельного участка, стороной Контракта по заданию и за счет которой осуществляется строительство, ФКП "УЗКС МО РФ" не является застройщиком и лицом, осуществляющим строительство.
Факт оформления разрешения на выполнение работ подготовительного периода на ФКП "УЗКС МО РФ" не свидетельствует о наличии у ФКП "УЗКС МО РФ" статуса собственника или застройщика объекта.
Согласно пункту 5 статьи 51, пункту 5 статьи 55 ГрК РФ разрешение на строительство, разрешение на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности выдается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Органом, уполномоченным выдавать разрешения на строительство объектов обороны и безопасности, входящих в военную инфраструктуру Вооруженных Сил является Министерство обороны Российской Федерации (пункт 69.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации").
Согласно пункту 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 23.05.2012 г. N 1250 "Об утверждении Административного регламента Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации" заявителями на предоставление государственной услуги по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод являются органы военного управления, учреждения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, другие организации, являющиеся застройщиками (техническими заказчиками) в Министерстве обороны Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, производителем работ является ФГУП "ГВСУ N 4".
Обязанность по оформлению разрешения (ордера) на производство работ и ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами за нарушение правил и порядка ведения работ пунктом 8.2.46 Контракта возложена на ФГУП "ГВСУ N 4". Для реализации указанных обязательств, пунктом 8.1.6 Контракта предусмотрено право генподрядчика на получение доверенности от ФКП "УЗКС МО РФ".
В соответствии с пунктом 10.8 Контракта Генподрядчик самостоятельно организует производство Работ на Объекте по своим планам и графикам с соблюдением согласованных с Заказчиком сроков выполнения Работ.
Согласно пункту 10.9 Контракта согласование с органами государственною надзора порядка ведения Работ на Объекте и его соблюдение осуществляет Генподрядчик. Генподрядчик, приступая к выполнению строительных работ (в том числе путем привлечения субподрядных организаций), обязан убедиться в наличии требуемого Разрешения на строительство объекта капитального строительства.
ФГУП "ГВСУ N 4", являясь профессиональным участником рынка строительно-монтажных работ и единственным исполнителем указанных работ для нужд Министерства обороны Российской Федерации, должен быть осведомлен о требованиях градостроительного законодательства и не допускать выполнение строительно-монтажных работ без разрешения на строительство.
При этом, установив факт выполнения работ, генподрядчику выдано предписание от 06.05.2020 г., а также направлены в его адрес предписание ОАТИ от 11.06.2020 г., для устранения выявленных нарушений (оформления ордера либо приостановки работ).
ФКП "УЗКС МО РФ" не способствовало выполнению работ без разрешительной документации: не принимало выполненные по Контракту работы, не давало указание об их производстве, тем более, что согласно пункту 5.2 Контракта дата начала строительно-монтажных работ - 25.09.2020 г.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу части 1 статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что в обязанности ФКП "УЗКС МО РФ" получение ордера на производство работ не входило, состав вменяемого ему правонарушения отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о признании оспариваемого Заявителем постановления ОАТИ по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания N 20-44-К36-00157 от 25.06.2020 г. незаконным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 20.10.2020 по делу N А40-115158/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-115158/2020
Истец: федеральное казённое предприятие "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны РФ"
Ответчик: Объединение Административно-технических инспекций г.Москвы