г. Красноярск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 мая 2021 г. N Ф02-1563/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А33-18930/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рукосуевым Л.В.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "РесурсСтрой"): Кошкина Д.В., представителя по доверенности от 01.06.2020,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РесурсСтрой"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "11" ноября 2020 года по делу N А33-18930/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РесурсСтрой" (ИНН 2463254849, ОГРН 1142468021926, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Енисейскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2466144107, ОГРН 1062466153342, далее - ответчик, управление) о признании незаконным отказа в снятии с регистрационного учета в качестве опасного производственного объекта карьера "Красная грива", выраженного в письме от 14.04.2020 N 361-6683.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 ноября 2020 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что этап буровзрывных работ на объекте согласно проекту "Месторождение строительного камня Красная грива" завершен, следующий этап "выемочно-погрузочные работы и транспортировка" не предполагают ведение взрывных работ, следовательно, признак опасности у объекта отсутствует.
Ответчиком представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором антимонопольный орган не согласился с ее доводами, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Ответчик, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (посредством размещения текста определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также публичных извещений о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в Картотеке арбитражных дел на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" http://kad.arbitr.ru), в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Общество с ограниченной ответственностью "РесурсСтрой" является поднадзорной организацией Енисейскому управлению Ростехнадзора, как владелец опасного производственного объекта: карьер "Красная грива" (рег.N А66-04164-0001), расположенный по адресу: Красноярский край, Новосёловский район, месторождение строительного камня "Красная грива", участок N 2.
Общество имеет лицензию N ВХ-66-001907 от 13.05.2016 на осуществление следующей деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензии: ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а так же работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющих, горючих и взрывчатых веществ. Срок действия: бессрочно.
Работы, связанные с пользованием недрами, ведутся на основании следующих документов: лицензия на пользование недрами N НВС 0447 ТЭ от 10.09.2014, дополнение N 1 от 17.09.2018, срок действия до 31.03.2022; горноотводный акт N 2272-0, сроком действия до 31.03.2022.
Общество обратилось в адрес надзорного органа с заявлением о снятии с учета опасного производственного объекта - карьера "Красная Грива" рег.N А66-04164-0001, в связи с утратой объектом признаков опасности.
Письмом от 14.04.2020 N 361-6683 административный орган уведомил заявителя об отказе в исключении из реестра указанного опасного производственного объекта ввиду отсутствия документов, подтверждающих утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, чем нарушен пункт 29 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495.
Полагая, что отказ в исключении из реестра опасного производственного объекта противоречит требованиям норм действующего законодательства, общество с ограниченной ответственностью "РесурсСтрой" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ вынесен уполномоченным лицом компетентного органа.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что временное прекращение взрывных работ не свидетельствует об утрате объектом признака опасности и появления оснований для его исключения из реестра опасных производственных объектов.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества
е) высокотоксичные вещества
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды
2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
а) пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
б) воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
в) иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более;
5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых;
6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 2 Федерального закона N 116-ФЗ).
Правила регистрации опасных производственных объектов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371 (далее - правила N 1371), устанавливают порядок регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведения государственного реестра (пункт 1).
Согласно пункту 6 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495 "Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов" (далее - Требования), отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.
В силу пункта 7 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, при осуществлении идентификации эксплуатирующей организацией должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории опасных производственных объектов. На основании данных, полученных в ходе идентификации объекта, а также проведенного анализа, указанного в пункте 8 настоящих Требований, эксплуатирующая организация обобщает сведения, характеризующие опасный производственный объект (пункт 9 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495). При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пункт 10 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495). Согласно пункту 11 приказа Ростехнадзора от 25.11.2016 N 495, по результатам идентификации эксплуатирующая организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям. Присвоение наименования опасному производственному объекту осуществляется в соответствии с признаком опасности, наиболее полно характеризующим деятельность, осуществляемую на объекте.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 7 Правила регистрации N 1371 исключение объекта из государственного реестра производится на основании заявления (за исключением случая, предусмотренного абзацем пятым настоящего пункта) эксплуатирующих его организации или индивидуального предпринимателя на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной подписью, федеральным органом исполнительной власти или Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в случаях: ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации; утраты объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасных производственных объектов.
В соответствие с пунктом 29 Требований к регистрации объектов в государственном реестре, для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра в случае его ликвидации или вывода из эксплуатации, утраты им признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также предусмотренного нормативными правовыми актами Российской Федерации изменения критериев отнесения объектов категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта эксплуатирующая организация представляет в регистрирующий орган заявление с указанием причины исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, а также копии документов (по каждому конкретному случаю), подтверждающих: ликвидацию объекта или вывод его из эксплуатации; утрату объектом признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Для исключения опасного производственного объекта из государственного реестра, осуществляемого в связи с изменениями критериев отнесения объектов к категории опасных производственных объектов или требований к идентификации опасного производственного объекта, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляются копии документов, подтверждающие отсутствие у такого объекта иных признаков опасности, указанных в приложении 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Регистрирующий орган осуществляет действия по исключению сведений об опасном производственном объекте из государственного реестра опасных производственных объектов в случае, если при проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностным лицом регистрирующего органа устанавливается, что у ранее зарегистрированного опасного производственного объекта отсутствуют признаки опасности, установленные приложением 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ, а также эксплуатирующая организация такого объекта, согласно сведениям, полученным из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исключена (физическое лицо прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя).
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, ООО "РесурсСтрой" является эксплуатантом опасного производственного объекта: карьера "Красная грива" (рег.N А66-04164-0001), расположенного по адресу: Красноярский край, Новосёловский район, месторождение строительного камня "Красная грива", участок N 2.
Общество обратилось в адрес ответчика с заявлением о снятии с учета опасного производственного объекта - карьера "Красная Грива" рег.N А66-04164-0001.
ООО "РесурсСтрой" к заявлению о предоставлении государственной услуги по исключению из реестра опасного производственного объекта представило пакет документов, в том числе копию технического проекта на разработку общераспространенных полезных ископаемых месторождения строительного камня "Красная грива", утвержденную генеральным директором С.И. Поворотным (далее - Технический проект).
В разделе 3.3.4 Технического проекта дана характеристика крепости пород по шкале профессора М.М. Протодьяконова. Данная классификация основывается на измерении трудоемкости разрушения пород при добывании. Техническим решением породы месторождения строительного камня "Красная грива" отнесены к категориям: III - крепкие породы и IV - довольно крепкие породы. Исходя из крепости пород для вскрытия данного карьерного поля проектным решением принято применение исключительно буровзрывного способа подготовки пород к выемке.
В пояснительной записке к заявлению, изложена информация о том, что общество в настоящее время не планирует применять буровзрывной способ подготовки горных пород к выемке, с приложением копии соглашения о расторжении договора на производство буровзрывных работ от 09.01.2020.
Предоставленным техническим решением не предусмотрено ведение горных работ без применения буровзрывных работ. В случае, когда крепость породы позволяет производить работы по вскрытию карьерного поля помимо буровзрывных работ, еще и механизированным способом, проектом предусматривается комбинированный способ разработки. В Техническом проекте предусмотрено применение исключительно буровзрывного способа подготовки пород к выемке.
Техническим проектом принята годовая производительность карьера по горной массе 90 т/м3. В соответствии с пунктами 3.3.2 - 3.3.4 лицензионного договора (Приложение N 2 к лицензии на недра N НВС 0447 ТЭ от 10.09.2014) недропользователь при проведении работ обязан обеспечить соблюдение требований утвержденного проекта и другой технической документации, а также не допускать выборочной отработки отдельных участков месторождения. Наличие необходимого объема взорванной горной массы не исключает ведение организацией взрывных работ в дальнейшем в силу разных обстоятельств, таких как необходимость в дроблении негабаритных кусков горной массы, доработка остаточных балансовых запасов, приведение карьера в безопасное состояние, работы связанные с консервацией, либо ликвидацией объекта.
По мнению суда апелляционной инстанции, отклонения от проекта не допускаются. Обязательства недропользователя в части соблюдения лицензионных требований установлены до полной отработки месторождения, с последующей рекультивацией. Доказательств того, что имеющиеся на месторождении запасы взорванного скального грунта обеспечат полную отработку балансовых запасов в материалы дела не представлено.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что этап буровзрывных работ на объекте, согласно проекту "Месторождение строительного камня Красная грива" завершен, следующий этап "выемочно-погрузочные работы и транспортировка" не предполагают ведение взрывных работ.
Однако доказательств того, что имеющихся запасов взорванного скального грунта будет достаточно до окончания срока лицензии общества на разработку карьера в материалы дела не представлено.
Следовательно, прекращение буровзрывных работ не свидетельствует об утрате объектом признаков опасности и появления оснований для его исключения из реестра опасных производственных объектов
Таким образом, в случае исключения карьера "Красная грива" из реестра опасных производственных объектов, общество уйдет из под надзора ответчика, тем самым может повлечь угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
При таких обстоятельствах ответчиком принято верное решение об отказе в исключении объекта из реестра опасного производственного объекта, следовательно, в удовлетворении требования отказано правомерно.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "11" ноября 2020 года по делу N А33-18930/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-18930/2020
Истец: ООО "РЕСУРССТРОЙ"
Ответчик: Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору