г. Самара |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А65-18064/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкина А.В.,
без участия представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2020 года по делу N А65-18064/2020 (судья Шайдуллин Ф.С.),
по заявлению Волжско-Камского межрегионального Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань (ОГРН 1041628218763, ИНН 1659053849),
к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов", г.Нижнекамск (ОГРН 1071651001443, ИНН 1651050765),
о взыскании 8 459 136 руб. 94 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, 755 541 руб. 91 коп. пени,
УСТАНОВИЛ:
Волжско-Камское межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее по тексту - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов" (далее по тексту - ответчик, общество) о взыскании 8 459 136 руб. 94 коп. задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, 755 541 руб. 91 коп. пени.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2020 года исковые требования удовлетворены частично, с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов" в пользу Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования взыскано 4 481 018 (Четыре миллиона четыреста восемьдесят одна тысяча восемнадцать) руб. 07 коп. платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год и 217 478 (Двести семнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь) руб. 74 коп. пени. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2020 года по делу N А65-18064/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в рамках действующего законодательства Российской Федерации, устанавливающего порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, ответчиком представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год на общую сумму в размере 4 491 845 руб. 58 коп., в том числе:
- 10 827 руб. 51 коп. - плата за выбросы,
- 4 481 018 руб. 07 коп. - плата за размещение отходов.
При рассмотрении статистической отчетности по форме 2-тп-отходы за 2018 год Управлением выявлено, что в разделе 3.1 не произведено начисление за размещение отходов и имеется задолженность по плате за размещение отходов потребления в размере 8 459 136 руб. 94 коп.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком не внесена.
В связи с неисполнением обязательств по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме Управлением Росприроднадзора в адрес ответчика направлено требование о доначислении и довнесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации платы за негативное воздействие на окружающую среду N 08-9111 от 12.09.2019, которое оставлено ответчиком без удовлетворения (л.д. 38 - 42).
Невнесение ответчиком платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год послужило основанием для обращения Управления Росприроднадзора в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В силу абзаца 7 статьи 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 5 Закона об охране окружающей среды утверждение правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения и определения ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду и коэффициентов к ним относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Статьей 16 Закона об охране окружающей среды установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Из положений пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-О изложил правовую позицию о том, что по смыслу статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и т.п.
Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа.
Следовательно, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
Лица, обязанные вносить плату, порядок определения платежной базы, порядок исчисления, порядок и сроки внесения платы, контроль за правильностью ее исчисления определены статьями 16.1. - 16.5. Закона об охране окружающей среды.
Согласно пункту 1 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год (пункт 2 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 8 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды).
Контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 16.5 Закона об охране окружающей среды).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), в соответствии с которым контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами (далее также - администратор платы).
Указанные Правила устанавливают порядок расчета платы за НВОС в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, а также при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Согласно пункту 5 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255, плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.
Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 года N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее соответственно - постановление N 913, постановление N 758, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Ответчик, самостоятельно подготовив и представив в уполномоченный орган декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, подтвердил фактический выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух за 2018 год в указанном им объеме.
Как следует из материалов дела, заявителем по результатам проверки представленного обществом расчета платы за 2018 год установлено непроизведение начисления за размещение отходов в разделе 3.1, что повлияло на размер начисленной ответчиком суммы.
Управление Росприроднадзора, принимая во внимание вышеизложенное несоответствие, повлекшее за собой занижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также в рамках реализации полномочий администратора дохода по данному виду бюджетных платежей произвело собственный расчет, сумма начисления согласно которому составила 8 459 136 руб. 91 коп.
Объем, якобы размещенных ответчиком на полигоне твердых коммунальных и крупногабаритных отходов в 2018 году, произведен Управлением путем умножения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (238 кг) и крупногабаритных отходов (75 кг) от объектов жилищного фонда, утвержденных постановлением Кабинета министров РТ N 922 от 12.12.2016, на количество населения в Нижнекамском муниципальном районе (274 400 чел.), что составило 65 307,2 т. твердых коммунальных отходов, 20 580 т. крупногабаритных отходов. Сумма платежей соответственно определена путем умножения указанных объемов на тарифы отходов 4-го и 5-го класса опасности.
Примененный Управлением расчет суд первой инстанции правильно признал необоснованным, поскольку согласно пункту 8 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 131 б-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 года N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее соответственно - постановление N 913, ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
Пунктами 9-10 Правил N 255 определено, что платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля:
а) для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ;
б) в отношении каждого класса опасности отходов.
Согласно оборотно - сальдовой ведомости по счету 90.01.1 за 2018 год в 2018 году образовалось 69 143 тонн отходов. Перечень отходов и количество, относящихся к ТКО расписан согласно лимитам на размещение отходов. Лимиты на размещение отходов выданы Управлением Росприроднадзора по РТ согласно проведенной инвентаризации объекта размещения отходов - полигон ТБО г. Нижнекамска, который обслуживает ответчик и утверждены документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 14.03.2014 N Л.43.112.14 сроком до 14.03.2019. Из материалов дела следует, что в 2018 года ответчиком размещено на полигоне 69 143 тонны отходов, относящихся к ТКО.
Таким образом, правомерно начисленная сумма платы за размещение отходов в 2018 году составляет 4 481 018 руб. 07 коп.
Согласно пункту 3 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды плата, за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
Указанные платежи ответчиком в бюджет не внесены, как до обращения заявителя в суд, так и в ходе судебного разбирательства. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Представленные ответчиком платежные поручения об оплате частичной суммы задолженности судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку в рамках настоящего дела взыскивается плата за размещение отходов производства и потребления, тогда как в назначении платежных поручений указаны иные платежи и (или) иные периоды.
Таким образом, суд пришел к верному выводу, что исковые требования о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат удовлетворению в части 4 481 018 руб. 07 коп.
Управлением также заявлено требование о взыскании 755 541 руб. 91 коп. пени за период с 02.03.2019 по 09.09.2019.
В силу пункта 7 статьи 16.4 Закона об охране окружающей среды несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Таким образом, в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду пени начисляются начиная с 2 марта года, следующего за отчетным годом (Письмо Минприроды России от 25.03.2016 N 06-09-44/5872 "О разъяснениях по плате"), и начисляются за каждый календарный день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни.
Поскольку несвоевременное внесение платы за негативное воздействие за 2018 год подтверждается материалами дела, требование о взыскании пени заявлено Управлением обоснованно.
Суд первой инстанции самостоятельно произвел расчет суммы пени, исходя из взыскиваемой суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, согласно которому сумма пени за период с 02.03.2019 по 09.09.2019 составила 217 478 руб. 74 коп.
При таких обстоятельствах судом правомерно удовлетворены требования истца о взыскании пени за несвоевременное и неполное внесение платы за размещение отходов производства и потребления за 2018 год в части, а именно в размере 217 478 руб. 74 коп.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу о частичном удовлетворении заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются судебной коллегией.
Ответчиком представлена декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, в которой последним отражены исходные данные о природопользовании. Истец указал, что ответчик обязан внести плату за размещение отходов производства и потребления в сумме 8459136 руб. Суд первой инстанции при рассмотрении настоящего дела произвел корректировку расчета истца, указав, что плата, которую должен производить ответчик за размещение отходов в 2018 году, составляет 4481018.07 руб. Выводы арбитражного суда первой инстанции основаны на обстоятельствах настоящего дела и соответствуют Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О.
Оценивая доводы жалобы, апелляционный суд также отмечает наличие в деле письма Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20.09.2019 о направлении Информации о суммах платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, включенных в расчет тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов 2019 для операторов данной сферы (т. 1 л.д. 32-34), где п. 47 Информации содержит сведения об ООО "УК "ЭкСПО" - ответчике.
В рассматриваемый спорный период 2018 года ответчик - ООО "УК "ЭкСПО" производил размещение отходов и должен вносить соответствующую плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку при обращении в апелляционный суд ответчиком не представлено доказательств уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину за обращение в суд апелляционной инстанции в размере 3 000 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 30 октября 2020 года по делу N А65-18064/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18064/2020
Истец: Волжско-Камское межрегиональное Управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования, г.Казань
Ответчик: ООО "Управляющая компания "Экологические системы переработки отходов", г.Нижнекамск
Третье лицо: Одиннадцатый Арбитражный апелляционный суд