город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А53-8425/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А., Абраменко Р.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Насека Андрея Николаевича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 октября 2020 года по делу N А53-8425/2020 по заявлению индивидуального предпринимателя Насека Андрея Николаевича (ИНН 615509465219) к Администрации города Шахты при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Радиус", о признании недействительным постановления Администрации,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Насека Андрей Николаевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд Ростовской области к Администрации города Шахты (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным постановление от 09.12.2019 N 4810 "О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 28.05.2014 N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" по состоянию на 20.11.2019 г., в связи с его несоответствием в указанной части Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772; обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" по состоянию на 20.11.2019 г. место размещения НТО по адресу г. Шахты, ул. Советская, дом между д. д.134 и 136: площадь земельного участка, торгового объекта (здания, строения, сооружения) или его части (кв. м) 30 кв. м; количество размещенных нестационарных торговых объектов-1; сроки осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО-31.12.2020; специализация торгового объекта - павильон; иная дополнительная информация- 61:59:0020601:89.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.10.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт настаивает на доводах о неправомерности постановление от 09.12.2019 N 4810, указывает, что постоянно действующая комиссия по благоустройству не является органом, который вправе принимать решение об исключении мест размещения НТО из схемы и направлять уведомления об исключении из схемы и досрочном расторжении договором на размещение НТО.
Администрацией в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что она находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
При названных обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 11.03.2015 индивидуальный предприниматель Насека Андрей Николаевич приобрел у ООО "Радиус" торговый павильон N 1276, расположенный на земельном участке по адресу г. Шахты, ул. Советская, между д. д.134 и 136.
03.04.2015 между индивидуальным предпринимателем Насекой Андреем Николаевичем и Администрацией г. Шахты был заключен договор N 6 на размещение нестационарного торгового объекта для осуществления реализации непродовольственными товарами по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов: г. Шахты, Советская (между д. 134 и д. 136), площадью в соответствии со схемой 30 кв. м, габаритные размеры НТО 3х10 кв. м без проведения торгов.
31.12.2015 между Администрацией г. Шахты (распорядитель) и индивидуальным предпринимателем Насекой А.Н. (участник) был перезаключен договор о размещении нестационарных торговых объектов N 4, в соответствии с которым распорядитель предоставляет участнику право на размещение нестационарного торгового объекта для осуществления реализации непродовольственными товарами по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов: г. Шахты, Советская (между д. 134 и д. 136), площадью в соответствии со схемой 30 кв. м, габаритные размеры НТО 3х10 кв. м, на срок с 01.01.2016 по 31.12.2020.
Ранее данный земельный участок находился у ООО "Радиус" на основании договора аренды земельного участка от 19 декабря 2002 г. N 398.
С апреля 2014 года согласно постановлению Администрации г. Шахты от 02.11.2018 г. N 5570 "О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 28.05.2014 г. N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" торговый павильон с местом расположения: г. Шахты, ул. Советская, дом между д. д.134 и 136 площадью 30 кв. м, с кадастровым номером 61:59:0020601:89 включен за N 169 в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Шахты.
Письмом от 08.02.2019 N 61/6.1/149 администрация уведомила предпринимателя о принятом комиссией по благоустройству территории в городе Шахты от 21.12.2018 решении об утверждении схемы благоустройства общественного пространства по адресу: г. Шахты, ул. Советская, 136 (радом с УПФР). Также уведомило об исключении через 3 месяца НТО по адресу: ул. Советская, между домами 134 ми 136 из Схемы, наличием возможности предоставления права на размещение НТО на компенсационном (свободном) месте.
06.06.2019 на заседании постоянно действующей комиссии по благоустройству территории в г. Шахты принято решение направить ИП Насеке А.Н. уведомление об исключении из Схемы размещения НТО, размещенного по ул. Советская (между д. 134 и д. 136).
Письмом от 07.06.2019 N 61/6.1/766 администрация уведомила предпринимателя о досрочном прекращении договора о размещении НТО от 31.12.2015 N 4 ввиду исключения через три месяца места размещения НТО предпринимателя их Схемы, утвержденной постановлением администрации г. Шахты от 28.05.2014 N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты". Администрацией предложено заключить с предпринимателем договор на компенсационном месте без проведения торгов на срок, равный оставшейся части срока действия досрочно расторгаемого договора. Одновременно направлена Схема компенсационных (свободных) мест размещения НТО на территории муниципального образования "Город Шахты".
Постановлением Администрации г. Шахты от 09.12.2019 г. N 4810 были внесены изменения в постановление Администрации города Шахты от 28.05.2014 г. N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты", согласно которому произошло исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" по адресу г. Шахты, ул. Советская, дом между д. д.134 и 136: площадь земельного участка, торгового объекта (здания, строения, сооружения) или его части (кв. м)- 30 кв. м; количество размещенных нестационарных торговых объектов- 1.
Не согласившись с постановлением от 09.12.2019 г. N 4810 "О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 28.05.201 г. N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" в части исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" по состоянию на 20.11.2019 г., в связи с его несоответствием в указанной части Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772, ИП Насека А.Н. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления от 09.12.2019 г. N 4810 недействительным, обязании включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" по состоянию на 20.11.2019 г. место размещения НТО по адресу г. Шахты, ул. Советская, дом между д. д.134 и 136: площадь земельного участка, торгового объекта (здания, строения, сооружения) или его части (кв. м)- 30 кв. м; количество размещенных нестационарных торговых объектов- 1; сроки осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО-31.12.2020 г.; специализация торгового объекта - павильон; иная дополнительная информация- 61:59:0020601:89.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При этом, отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
На основании пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 2, 3 и 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а, равно, как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Постановление администрации города Шахты от 28.05.2014 N 3257, которым в схеме утверждены нестационарные торговые объекты, расположенные по адресу ул. Советская (между д. 134 и д. 136). принято во исполнение Федерального закона N 381-ФЗ, постановления Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663).
Постановление администрации города Шахты от 28.05.2014 N 3257 опубликовано и размещено на официальном сайте Администрации города Шахты.
Постановлением от 09.12.2019 N 4810 указанный торговый объект исключен из схемы размещения торговых мест.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.
Обжалуемое заявителем исключение из Схемы места размещения ее торговых мест не является обязательным для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение. Указанное исключение из схемы касается непосредственно только заявителя и носит в данном случае однократный характер.
Как было отмечено выше, на основании п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно ч. 1, 2, 3 и 6 ст. 10 Закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в ч. 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
На основании п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Порядок включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (в федеральной собственности или в собственности субъекта Российской Федерации) (далее - объекты), в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждаемую органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 (далее - Правила).
В силу п. 4. Правила, для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (далее - заявление).
При этом, в заявлении указываются следующие сведения: а) нормативы и фактические показатели минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на территории муниципального образования; б) цель использования объектов, включаемых в схему размещения; в) виды объектов, планируемых к включению в схему размещения; г) планируемые сроки размещения объектов (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 6 Правил, орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
Как следует из содержания п. 9 указанных Правил, внесение изменений в схему размещения осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 6 настоящих Правил для включения объектов в схему размещения.
Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности утвержден постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов" В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 определенный в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления осуществляет планирование по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учетом существующей дислокации нестационарных торговых объектов и обеспечения населения товарами первой необходимости.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 на основании сформированного плана по размещению нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку.
Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не чаще одного раза в квартал в порядке, установленном для ее разработки и утверждения (пункт 6 Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663).
Системный анализ вышеназванных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что они не предусматривают конкретных оснований для исключения объектов из схемы. Вместе с тем, обстоятельства, требующие внесения изменений в утвержденную схему размещения (в том числе путем исключения объекта), могут быть вызваны: изменением критериев включения мест размещения нестационарных объектов в схему размещения; наличием ошибок, допущенных при разработке схемы размещения.
Из материалов дела следует, что на заседании постоянно действующей Комиссии по благоустройству нестационарных торговых объектов на территории город Шахты (далее-Комиссия) 21.12.2018 года была утверждена графическая схема благоустройства общественного пространства по адресу ул. Советская д. 136 (рядом с УПФР). (лд. 98 том 1).
Как следует из сообщения Государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области от 17.01.2018 года в адрес Администрации города Шахты, в связи с проведением капитального ремонта здания УПФР фонд просит рассмотреть вопрос о согласовании цветового решения по окраске фасадов, рассмотреть вопрос демонтажа реклам и вывесок, а также переноса торговых павильонов в связи с невозможностью выполнения работ по отмостке стен вокруг здания, ремонту цоколя, штукатурке фасада.
Письмом от 25.06.2019 года Пенсионный фонд ходатайствовал о принятии мер по освобождению территории в районе УПФР со стороны улицы Советская от нестационарных торговых объектов для проведения капитального ремонта и благоустройства указанной территории, указывая, что проведение ремонта невозможно в связи с размещением НТО, кроме того, данная территория необходима для организации мест оживания и отдыха посетителей пенсионного фонда.
В соответствии с сообщением от 16.04.2019 года ГУ МЧС РФ по Ростовской области о возможности размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в непосредственной близости от административного здания по адресу ул. Советская 136 в г Шахты установлено, что временные сооружения расположены от стены капитального строения на расстоянии менее 15 метров, что является нарушением п. 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 930 от 25.04.2012.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что Комиссия располагала достаточными основаниями для вывода об объективной необходимости исключения объекта из схемы размещения НТО.
В рамках осуществления комплексных мероприятий по благоустройству территории Комиссия протоколом N 12 от 06.06.2019 года разрешила вопрос об исключении из схемы размещения НТО место размещения по адресу ул. Советская между домом 134 и 136, мотивируя данное исключение необходимостью организации общественного пространства по адресу г. Шахты, ул. Советская 126 (рядом с УПФР) поручив отделу потребительского рынка направить уведомления об исключении из схемы размещения НТО мест размещения объектов и о досрочном прекращении действия договора о размещении НТО с предложением заключить договор на компенсационном месте.
В соответствии со статьей 14.1. Правил благоустройства установлен порядок размещения, установки и содержания нестационарных торговых объектов.
В соответствии с ч. 2 статьи 14.1. Правил (изменения внесены на основании решения Шахтинской городской Думы от 19.12.2017 г. N 350) размещение НТО не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие городской среды и благоустройство территории, соответствовать характеру окружающей застройки.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При заключении с Администрацией г. Шахты Договоров о размещении нестационарных торговых объектов, индивидуальный предприниматель был ознакомлен с условиями Договора: правами и обязанностями сторон (р.2) и условиями прекращения Договоров (гл.5), из смысла которого следовало временное предоставление объекта индивидуальному предпринимателю.
Пунктом 2.2.2 вышеназванного договора предусмотрено, что не позднее, чем за три месяца известить Участника об изменении Схемы, в случае исключения из нее места размещения Объекта, указанного в пункте 1.1 настоящего Договора.
Администрацией г. Шахты было исполнено данное условие Договора, что подтверждается представленными в материалы дела письмами, уведомлениями, направленными индивидуальному предпринимателю.
Пунктом 2.2.3 вышеназванного договора предусмотрена обязанность Распорядителя (Администрации): в случае исключения места размещения нестационарного торгового объекта из Схемы вследствие ее изменения по основаниям и в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области, муниципальными правовыми актами, предложить хозяйствующему субъекту, а в случае согласия последнего, предоставить право на размещение нестационарного торгового объекта на компенсационном (свободном) месте, предусмотренном Схемой, без проведения торгов.
Администрацией г. Шахты также было исполнено и данное условие Договора, что подтверждается представленными в материалы дела уведомлениями, письмами, направленными индивидуальному предпринимателю.
В пункте 2.4.6. Договора закреплена обязанность предпринимателя "своевременно освободить территорию от Объекта и привести землю, на которой был размещен Объект в первоначальное состояние в течение 10 календарных дней со дня окончания срока действия договора...".
Пунктом 5.2.3 Договора предусмотрено прекращение действия Договора происходит по инициативе Распорядителя, в случае принятия органом местного самоуправления решения об использовании территории, занимаемой нестационарным торговым объектом, для целей, связанных с развитием уличпо-дорожной сети, размещением остановок городского общественного транспорта, оборудованием бордюров, организацией парковочных мест, иных элементов благоустройства.
Вышеназванная норма продублирована в п. 5.2.3 Приложения N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583, которым утверждена типовая форма договора о размещении нестационарного торгового объекта, и в п. 5.2.3 Приложения N 1 к постановлению Администрации города Шахты от 10.11.2015 N 6113 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты".
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. Согласно статье 450.1. предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченпой стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В связи с принятием органом местного самоуправления решения об использовании территории, занимаемой объектом, в целях благоустройства общественного транспорта, предпринимателю были направлены уведомления о прекращении действия договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, которой настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором предоставлено право на отказ от договора (исполнения договора), должна при осуществлении этого права действовать добросовестно и разумно в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Органы местного самоуправления на территории Российской Федерации вправе принимать решения по организации благоустройства своей территории в соответствии с Правилами благоустройства, чистоты и порядка, действующими на территории городского округа.
0.07.2019 были утверждены в повой редакции "Правила благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты" Решением городской Думы г. Шахты от 30.07.2019 N 565.
В соответствии с п. 5.8.2. Правил от 30.07.2019 г. "размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" определяется схемой их размещения и осуществляется в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом Администрации города Шахты.
В центральной части города, на основных магистральных улицах общегородского значения (приложение 1) не допускается внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части увеличения их количества.
Требования к размещению и внешнему виду нестационарных торговых объектов, исходя из архитектурно-градостроительной значимости территории, устанавливаются дизайн - кодом муниципального образования "Город Шахты", утвержденным постановлением Администрации города Шахты.
Нестационарные торговые объекты могут также размещаться на территориях парков, скверов и бульварах (территориях общего пользования) в соответствии со схемой их размещения. Размещение нестационарных торговых объектов на территориях населенных пунктов не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды города и благоустройство территории и застройки. При размещении сооружений на территории природного комплекса параметры сооружений (высота, ширина, протяженность), функциональное назначение и прочие условия их размещения должны быть согласованы с уполномоченными органами охраны памятников, природопользования и охраны окружающей среды.
На территории исторического центра города могут размещаться только нестационарные торговые объекты по индивидуально разработанным проектам, согласованным с Департаментом архитектуры, градостроительства и территориального развития г. Шахты, отвечающие целостности архитектурного облика территории исторической застройки города либо зарегистрированные в патентном бюро.
Центральная часть города (ул. Советская - пр.Победы Революции) является историческим центром города Шахты, и НТО индивидуальных предпринимателей не отвечает целостности архитектурного облика территории исторической застройки города.
При вынесении оспариваемого постановления от 09.12.2019 г. N 4810 Администрация г. Шахты руководствовалась: п. 15, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"; п. 15, 25 ч. 1 ст. 6, ст. 39 Устава муниципального образования "Город Шахты" - городского округа Ростовской области" (утв. Решением городской Думы г. Шахты от 08.1 1.2005 N 106); статьей 209, 309, 450 Гражданского кодекса РФ; постановление Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 "О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена"; постановление Администрации города Шахты от 10.1 1.2015 N 61 13 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты"; в соответствии с условиями договоров о размещении НТО, заключенными индивидуальными предпринимателями с Администрацией г. Шахты; в соответствии с ч. 2 статьи 14.1. Правил благоустройства, чистоты и порядка в городе Шахты (утв. Решением городской Думы г. Шахты от 24.11.2011 г. N 187, с изм. внесенными на основании решения Шахтинской городской Думы от 30.07.2019 N 565).
В этой связи постановлением Администрации города Шахты от 09.12.2019 N 4810 "О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 28.05.2014 N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты", в схему размещения нестационарных торговых объектов в г. Шахты внесены изменения, а именно: исключение места размещения НТО- ул. Советская, между домом 134 и 136.
Исходя из изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что обжалуемое постановление соответствует закону.
Отделом потребительского рынка Администрации г. Шахты во исполнение п. 1 указанного решения протокола Комиссии по размещению НТО было направлено индивидуальным предпринимателям уведомление со схемой компенсационных (свободных) мест размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты", утвержденная постановлением Администрации от 30.05.2019 N 2054 "О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 28.05.2014 N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты".
Предпринимателю Насека A.M. было предложено Администрацией г. Шахты самостоятельно подобрать компенсационное место размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты", что подтверждается протоколом N 1 от 08.02.2019 г. Комиссии, уведомлением от 08.02.2019 г. От предложенных вариантов Администрацией г. Шахты индивидуальный предприниматель отказался.
Требование предпринимателя включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты" по состоянию на 20.11.2019 г. место размещения НТО по адресу г. Шахты, ул. Советская, дом между д. д.134 и 136: площадь земельного участка, торгового объекта (здания, строения, сооружения) или его части (кв. м)- 30 кв. м; количество размещенных нестационарных торговых объектов- 1; сроки осуществления торговой деятельности в месте размещения НТО-31.12.2020 г.; специализация торгового объекта - павильон; иная дополнительная информация- 61:59:0020601:89. - удовлетворению не подлежит с учетом ранее изложенного вывода суда о правомерности постановления от 09.12.2019 г. N 4810 "О внесении изменений в постановление Администрации города Шахты от 28.05.201 г. N 3257 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Шахты", Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19 октября 2020 года по делу N А53-8425/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8425/2020
Истец: Насека Андрей Николаевич
Ответчик: Администрация г. Шахты
Третье лицо: ООО "РАДИУС"