г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2021 г. N Ф05-10364/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А40-68105/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей О.Н. Лаптевой, Е.А. Птанской,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28 октября 2020 года
по делу N А40-68105/20, принятое судьей Куклиной Л А.,
по иску Министерства обороны Российской Федерации
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Нагаева Л.А. по доверенности от 25.11.2020
от ответчика: Гулимова Е.Б. по доверенности от 15.07.2020
УСТАНОВИЛ
Министерство обороны Российской Федерации (далее - Истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - Ответчик) о взыскании 143 669 762 руб. 90 коп. неустойки по государственному контракту от 04 апреля 2019 г. N 257/6/3861/3393684 на основании ст.ст.309,310,330 ГК РФ.
Решением суда от 28 октября 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано в виду истечения сроков исковой давности.
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик просит решение суда оставить в силе, представил отзыв на апелляционную жалобу.
Заслушав доводы и возражения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все доказательства по делу, судебная коллегия находит решение суда от 28 октября 2020 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, между Министерством обороны Российской Федерации (Заказчик) и ОАО "РЖД" (Исполнитель) заключен государственный контракт 04 апреля 2019 г. N 257/6/3861/3393684 на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении.
Цена Контракта составляет 14 500 000 000 руб., включая НДС (пункт 4.1 Контракта).
Согласно пункту 2.2 Контракта Исполнитель обязуется в установленный Контрактом срок оказать Услуги, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным Контрактом.
В соответствии с пунктом 11.2 Контракта срок оказания услуг по Контракту - с 01.12.2018 по 31.12.2019.
Согласно пункту 7.2 Контракта в случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
В обоснование исковых требований истец указывает, что услуги по доставке грузов Исполнителем оказаны с просрочкой, что подтверждается представленными в материалами дела дорожными ведомостями на доставку грузов, нормативный срок доставки по которым определен с 02 марта 2019 г. по 30 марта 2019 г.
Ключевая ставка ЦБ РФ с 02 марта 2019 г. по 30 апреля 2019 г. равна 7,75%.
Общая сумма неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту согласно расчету истца составила 143 669 762 руб. 90 коп.
В соответствии с пунктом 8.4 Контракта Заказчиком Исполнителю предъявлена претензия от 13 ноября 2019 г. N 207/8/3238, которая оставлена без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Заключенный между Истцом и Ответчиком государственный контракта на оказание услуг по выполнению воинских железнодорожных грузовых перевозок для нужд Министерства обороны Российской Федерации во внутригосударственном сообщении, не содержит конкретных сроков доставки грузов либо порожних грузовых вагонов, как не содержит и сроков подачи и уборки вагонов.
В отсутствие предусмотренного Контрактом обязательства осуществить перевозку, подачу-уборку вагонов в конкретные сроки суд считает невозможным применение ответственности по п. 7.2 Контракта, поскольку в противном случае сторона будет нести ответственность за неисполнение обязательства, которое она в соответствии с условиями Контракта на себя не принимала.
К рассматриваемым правоотношениям сторон подлежат применению нормы Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предусматривающие специальную ответственность.
В силу п. 1 ст. 785, ст. 792 ГК РФ, ст. 33 УЖТ РФ перевозчик обязан доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов, порожних грузовых вагонов.
Из содержания п. 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2010 N 37) следует, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пени за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Таким нормативным актом являются Правила исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что в соответствии с Уставом перевозчики обязаны доставлять грузы и порожние вагоны по назначению и в установленные сроки.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 часов 00 минут дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в оригинале транспортной железнодорожной накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза и порожних вагонов в графе "Календарный штемпель перевозчика на станции отправления".
Дата истечения срока доставки груза и порожних вагонов, определенная исходя из положений настоящих Правил, указывается перевозчиком во всех листах транспортной железнодорожной накладной.
Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в Правилах (п.2.1).
Нормативный срок доставки определяется исходя из норм суточного пробега вагона в километрах на весь путь следования железнодорожным транспортом (п.2.2 Правил).
Случаи для увеличения сроков доставки грузов, порожних вагонов на все время задержки определены в п.п. 6.1-6.11 Правил, перечень которых является исчерпывающим.
В этой связи расчет неустойки, выполненной на основании п. 7.2 Контракта, нельзя признать верным.
Также не может быть принят во внимание альтернативный расчет неустойки по ст.97 УЖТ РФ в общей сумме 6 037 002,45 руб., содержащей в качестве базы для начисления пени, помимо провозной платы, дополнительные сборы и платы как противоречащий буквальному толкованию ст.97 УЖТ РФ, предусматривающей начисление пени в процентах от платы за перевозку грузов.
В этой связи судебная коллегия считает методологически верным расчет пени, выполненный на основании ст.97 УЖТ РФ, без включения дополнительных сборов и плат в размере 3 761 113,14 руб.
Между тем, из указанного расчета подлежит исключению требование по железнодорожным накладным N N Т518631, Х122650, Х249503, Х249504, Т518632, Х122651 в общей сумме 121 197,69 руб., срок исковой давности по которым пропущен.
В отношении железнодорожных накладной Х244166 исковая давность применена судом первой инстанции не правомерно, так как о просрочке в доставке по указанной накладной истец мог узнать не ранее 19 марта 2020 года (дата фактического прибытия грузов на станцию назначения), в связи с чем годичный срок исковой давности, увеличенный на претензионный порядок урегулирования спора, истекал 20 апреля 2020 года (ст.196 ГК РФ), тогда как настоящий иск предъявлен 17 апреля 2020 года (т.1, л.д. 143).
Таким образом, размер правомерно заявленных требований составляет 3 639 915,45 руб. (3 761 113,14 - 121 197,69).
Оснований для применения ст.333 ГК РФ судебная коллегия не усматривает в виду отсутствия доказательств несоразмерности взысканной судом апелляционной инстанции пени.
Госпошлина за рассмотрение иска, от оплаты которой истец освобожден, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в сумме 5 067 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи ст.270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 октября 2020 года
по делу N А40-68105/20 отменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу Министерства обороны Российской Федерации 3 639 915 руб. - пени, в остальной части иска отказать.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" 5 067 руб. - госпошлины за рассмотрение иска в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-68105/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"