город Омск |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А70-14483/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Грязниковой А.С., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13795/2020) государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.11.2020 по делу N А70-14483/2020, принятое по исковому заявлению автономной некоммерческой организации "Оздоровительно-образовательный центр санаторного типа "Серебряный бор" (ОГРН 1107200001380, ИНН 7202173513) к государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027200820503, ИНН 7202029421) о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.03.2020 N 126,
судебное разбирательство проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Автономная некоммерческая организация "Оздоровительно-образовательный центр санаторного типа "Серебряный бор" (далее - истец, АНО ООЦ СТ "Серебряный бор", организация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с иском к государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, Фонд, учреждение) о признании недействительным решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 24.03.2020 N 126,
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.11.2020 по делу N А70-14483/2020 исковые требования удовлетворены, признано недействительным и отменено решение государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 11.08.2020 N 254 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению детей инвалидов с болезнями нервной системы, ДЦП, с психоневрологическими заболеваниями от 24.03.2020 N 126. С государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" взысканы 6 000 руб. расходов на оплату государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её податель приводит следующие доводы: ограничения, принятые Правительством Тюменской области носили временный характер, в связи с чем обязательства по контракту могли и должны были быть исполнены АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" после снятия ограничений; введенные СП 3.1/2.4.3598-20 дополнительные требования к режиму работы организаций, осуществляющих отдых и оздоровление детей не могут расцениваться как обстоятельства непреодолимой силы для АНО ООЦ СТ "Серебряный бор", поскольку они приняты на всей территории Российской Федерации и в равной степени распространяют свое действие на все организации и учреждения осуществляющие подобную деятельность; пункт 1.2 СП 3.1/2.4.3598-20 санитарных правил устанавливает санитарно-эпидемиологические требования к особому режиму работы организаций в условиях распространения новой короновирусной инфекции, а не ограничивает их деятельность.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 24.03.2020 по результатам электронного аукциона N 19-ЭА на оказание услуг по санаторно-курортному лечению детей инвалидов с болезнями нервной системы, ДЦП, с психоневрологическими заболеваниями, на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.03.2020 N 1, между Фондом (заказчик) и АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" (исполнитель) заключен государственный контракт на оказание услуг по санаторно-курортному лечению детей инвалидов с болезнями нервной системы, ДЦП, с психоневрологическими заболеваниями N 126 (далее - контракт).
По условиям контракта исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по санаторно-курортному лечению детей-инвалидов с болезнями нервной системы, ДЦП, с психоневрологическими заболеваниями (далее - услуги) в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1), а заказчик принять и оплатить исполнителю фактические оказанные услуги в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом (пункт 3.1 контракта).
Согласно пункту 3.2 контракта объем услуг: 7980 койко-дней (что составляет количество путевок - 380 шт., продолжительность санаторно-курортного лечения - 21 день), в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1).
В соответствии с пунктом 3.3 контракта, срок оказания услуг: с даты заключения контракта по 21.12.2020 (дата последнего заезда не позднее 01.12.2020 для путевок продолжительностью 21 день), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1).
Пунктом 3.4 контракта определено место оказания услуг: Российская Федерация, Тюменская область, в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1).
Как следует из пункта 4.2.1 контракта, исполнитель обязан оказать услуги по настоящему контракту с надлежащим качеством, в установленные сроки и на условиях, предусмотренных Описанием объекта закупки (приложение N 1).
Также, исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней, после подписания контракта, согласовать с заказчиком сроки начала заездов по настоящему контракту и предоставить График заездов (приложение N 2) с указанием сроков заездов и количества и стоимости койко-дней (пункт 4.2.3 контракта).
Во исполнение пункта 4.2.3 контракта стороны согласовали график заездов (приложение N 2), в соответствии с которым установлены сроки оказании услуг с периодами: с 16.04.2020 по 06.05.2020, с 15.09.2020 по 05.10.2020, с 17.11.2020 по 07.12.2020 и указанием количества путевок по соответствующим периодам.
Согласно пункту 6.1 контракта цена услуг составляет 11 450 182 руб. 80 коп.
В соответствии с пунктом 11.1 контракт вступает в силу с даты его подписания обеими сторонами и действует до 31.12.2020 включительно.
Как следует из материалов дела, 26.03.2020 Фонд письмом N 14-11/7214-1282 сообщил исполнителю о необходимости приостановки санаторно-курортного лечения граждан-получателей набора социальных услуг, запланированного на апрель-май 2020, а также о необходимости решения вопроса о возможности переноса указанного срока заездов на осенний период 2020 года, в связи с введенным на территории Российской Федерации и на территории Тюменской области режима повышенной готовности области, в целях реализации мер направленных на предотвращение угрозы завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В ответ на указанное письмо исполнитель письмом от 26.03.2020 N 50 сообщил заказчику о том, что на данный момент в связи с загруженностью (работа в режиме обсерватора) и утвержденной циклограммой работы АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" на 2020 года, перенос заезда с 16.04.2020 по 06.05.2020 на другие сроки не представляется возможным.
08.05.2020 Фонд письмом N 14-11/7214-2108 предложил исполнителю с учетом требований пункта 9.1 контракта и части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон N 44-ФЗ) уменьшить объем услуг по контракту на 10 % (798 койко-дней, 38 путевок), путем переноса оставшихся путевок с несостоявшегося заезда с 16.04.2020 по 06.05.2020 в количестве 82 штук (1722 койко-дня) на зимний период 2020 года.
23.06.2020 в ответ на названное письмо исполнитель письмом N 129 сообщил заказчику о том, что в настоящее время АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" осуществляет деятельность в режиме обсерватора с приложением соответствующего экспертного заключения, а также о том, что по окончанию работы в режиме обсерватора будет рассмотрена возможность и принято решение о возможности переноса сроков заезда на зимний период 2020 года.
В связи с принятием 30.06.2020 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. постановления N 16, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), со сроком их действия до 01.01.2021, АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" письмом от 15.07.2020 N 152 вновь сообщило Фонду о невозможности исполнения контракта на прежних условиях с обоснованием причин невозможности его исполнения и просило рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон.
В ответ на указанное письмо от заказчика в адрес исполнителя было направлено требование от 24.07.2020 N 14-11/7205-5429 о выполнении условий контракта, в котором заказчик указал на отсутствие основания для расторжения контракта по соглашению сторон и потребовал от исполнителя выполнить следующие действия:
1. Повторно вернуться к рассмотрению вопроса об уменьшении объема услуг по контракту на 10% в соответствии с предложениями заказчика, изложенными в письме от 08.05.2020 N 14-11/7214-2108, представив свои предложения об уменьшении объема услуг на 10% (798 койко-дней - 38 путевок) по неисполненному заезду с 16.04.2020 по 06.05.2020.
2. Представить сведения о периоде, на который перенесены оставшиеся 82 путевки после уменьшения заезда с 16.04.2020 по 06.05.2020 (на 1722 койко-дня);
3. В соответствии с пунктом 4.2.4. предоставить заказчику по накладной, оформленные в соответствии с требованиями, путевки (с указанием серии и номера путевок) по согласованным заездам на периоды с 15.09.2020 по 05.10.2020 и с 17.11.2020 по 07.12.2020, а также сообщить о готовности расселения детей-инвалидов в указанные периоды.
Также, в данном требовании заказчик сообщил исполнителю о том, что в случае дальнейшего неисполнения контракта со стороны АНО ООЦ СТ "Серебряный бор", Фонд будет вынужден расторгнуть контракт в одностороннем порядке с включением информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков и применением в отношении него штрафных санкций, предусмотренных разделом 7 контракта.
10.08.2020 письмом N 172 исполнитель сообщил заказчику о том, что не отказывается от исполнения контракта, однако, в связи с принятием органами государственной власти нормативно-правовых актов регулирующих деятельность исполнителя, контракт не может быть исполнен на прежних условиях и подлежит расторжению по соглашению сторон, поскольку действующие положения Закона N 44-ФЗ не позволяют уменьшить объем оказываемых услуг более чем на 10%.
В свою очередь, Фондом принято оспариваемое решение от 11.08.2020 N 254 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению детей инвалидов с болезнями нервной системы, ДЦП, с психоневрологическими заболеваниями от 24.03.2020 N 126 (далее - решение от 11.08.2020) на основании пунктов 2-3 статьи 715, статьи 717 и статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ и пункта 9.5 контракта.
В соответствии с пунктом 9.8 контракта, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение от 11.08.2020 доставлено курьером Фонда в АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" 18.08.2020, что подтверждается штампом исполнителя с вх. N 82.
Не согласившись с данным решением Фонда, АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о правомерности исковых требований, в связи с чем удовлетворил их.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
При этом к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) если это не противоречит статьям 779 - 782 (статья 783 ГК РФ).
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 9.4 контракта стороны предусмотрели, что расторжение контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.5 контракта предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу пункта 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Из пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ следует, что предоставленное Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора).
Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Таким образом, в силу приведенных норм и условий контракта ответчик вправе отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке как при наличии допущенных исполнителем нарушений контракта, так и в отсутствие таковых при наличии исключительно воли на отказ от исполнения договора при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов и/или часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
Из разъяснений, изложенных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1 ГК РФ).
Из содержания оспариваемого решения заказчика от 11.08.2020 N 254 следует, что основанием для расторжения контракта послужил пункт 2 статьи 715 ГК Ф в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта.
Не согласившись с данным решением, исполнитель указывает на отсутствие вины в нарушении условий контракта, поскольку непосредственно после подписания сторонами контракта Правительством Российской Федерации, а также Правительством Тюменской области, в связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на всей территории Российской Федерации был введен режим повышенной готовности с полной приостановкой деятельности организаций, оказывающих услуги, как в области отдыха и оздоровления детей, так и в области санаторно-курортного лечения, что в свою очередь повлекло невозможность исполнения контракта на ранее согласованных заказчиком и исполнителем условиях.
Так, Правительством Тюменской области в целях реализации мер направленных на предотвращение угрозы завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) было принято постановление от 17.03.2020 N 120-п "О введении режима повышенной готовности" (далее - Постановление N 120-п), пунктом 1 которого установлено, что с 18.03.2020 в Тюменской области вводится режим повышенной готовности.
Кроме того, пунктом 2 Постановления N 120-п установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций".
Впоследствии в Постановление N 120-п постановлениями Правительства Тюменской области от 26.03.2020 N 139-п и от 26.03.2020 N 140-п внесены изменения, в соответствии с которыми в период с 28.03.2020 по 05.04.2020 в Тюменской области приостанавливается заезд в санатории, пансионаты, профилактории, туристские базы, базы отдыха, СПА-отели и иные санаторно-курортные объекты размещения (пункт 8.6 Постановления N 120-п в редакции постановлений Правительства Тюменской области от 26.03.2020 N 139-п и от 26.03.2020 N 140-п).
Постановлением Правительства Тюменской области от 27.03.200 N 161-п "О внесении изменений в Постановление от 17.03.2020 N 120-п" подпункт 8.6 Постановления N 120-п в редакции постановлений Правительства Тюменской области от 26.03.2020 N 139-п и от 26.03.2020 N 140-п был исключен.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Тюменской области от 27.03.2020 N 161-п "О внесении изменений в Постановление от 17.03.2020 N 120-п" Постановление N 120-п дополнено новым пунктом 10, согласно которому с 28.03.2020 до 01.06.2020 в Тюменской области приостанавливается бронирование мест, прием и размещение граждан в пансионатах, домах отдыха, санаторно-курортных организациях (санаториях), профилакториях, туристских базах, базах отдыха, отелях, санаторно-оздоровительных детских лагерях круглогодичного действия, за исключением лиц, находящихся в служебных командировках или служебных поездках.
В дальнейшем Постановлениями Правительства Тюменской области срок приостановления деятельности санаторно-оздоровительных детских лагерей круглогодичного действия неоднократно продлевался.
Постановление Правительства Тюменской области от 26.06.2020 N 419-п "О внесении изменений в постановление от 17.03.2020 N 120-п" были вновь внесены изменения в Постановление N 120-п, в том числе, касающиеся деятельности санаторно-оздоровительных детских лагерей круглогодичного действия, согласно которым деятельность данных организаций возобновляется начиная с 06.07.2020.
Однако, постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Поповой А.Ю. от 30.06.2020 N 16 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20, со сроком их действия до 01.01.2021.
Абзацем 2 пункта 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20 установлено, что количество детей в группах, отрядах (наполняемость) должно быть не более 50% от проектной вместимости.
Кроме того, СП 3.1/2.4.3598-20 установлены дополнительные требования к перевозкам детей и их последующему размещению с соблюдением мер социального дистанцирования, а также к иным обязательным организационным мероприятиям, в то числе, многократной ежедневной дезинфекции помещений и предметов, что ведет к дополнительным расходам исполнителя и удорожанию стоимости услуг.
Как указал истец, проектная вместимость АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" составляет 220 человек, таким образом, принимая во внимание абзац 2 пункта 3.3 СП 3.1/2.4.3598-20, на территорию исполнителя в рамках исполнения контракта может быть осуществлен одномоментный заезд отдыхающих в количестве, не превышающим 110 человек (2 310 койко-дней).
Таким образом, принимая во внимание возможность уменьшения контракта, в части объема оказываемых услуг не превышающем 10 % от начального объема, а также ранее согласованные сторонами сроки заездов, для полного исполнения контракта необходимо организовать не менее 4 заездов, при условии продолжительности заезда 21 день, что в свою очередь не позволяет его исполнить в срок, установленный пунктом 3.3 контракта, а именно по 21.12.2020.
Между тем, в соответствии с Протоколом заседания оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области (в расширенном составе) от 22.06.2020 N 34 утвержден порядок (алгоритм) приема и размещения граждан в организациях отдыха детей и их оздоровления в Тюменской области в 2020 году.
Названным порядком установлено, что сроки смен (заездов) в организациях отдыха детей и их оздоровления Тюменской области, а также в организациях, предоставляющих, санаторно-курортные и реабилитационные услуги не может превышать 14 дней (пункт 2.1 порядка (алгоритма) приема и размещения граждан в организациях отдыха детей и их оздоровления в Тюменской области в 2020 году).
Кроме того, Протоколом заседания оперативного штаба по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Тюменской области от 03.08.2020 N 39 утвержден Порядок организации работы в организациях, предоставляющих реабилитационные услуги, в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), пунктом 2.1 которого, также определены сроки заездов в организациях предоставляющих реабилитационные услуги не более 14 дней.
Как указывалось выше, в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%.
В этой связи суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности исполнения контракта на прежних условиях, поскольку в соответствии с пунктом 3.2 контракта, а также Техническим заданием (приложение N 1) определена продолжительность одного заезда в количестве 21 день.
При этом в силу пункта 9.1 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" полагает, что совокупность обстоятельств настоящего спора позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся ситуация является форс-мажорным обстоятельством, не позволяющим исполнить контракт без существенного изменения его условий, что не допускается действующими положениями Закона N 44-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, что единственным основанием невозможности исполнения контракта АНО ООЦ СТ "Серебряный бор" явилось распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также последующее издание органами государственной власти нормативно-правовых актов накладывающих ряд ограничений на деятельность организаций отдыха и оздоровления детей, при этом само по себе распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) признано чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, то есть обстоятельством непреодолимой силы.
Согласно статье 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Одним из обстоятельств прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения является прекращение обязательства в результате издания акта государственного органа (пункт 1 статьи 417 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, статья 401 ГК РФ устанавливает критерии, при которых то или иное обстоятельство может быть признано обстоятельством непреодолимой силы.
Верховным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" дано толкование содержащемуся в Гражданском кодексе Российской Федерации понятию обстоятельств непреодолимой силы.
Так, в пункте 8 названного постановления разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлена причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
Если указанные обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон обязательства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ.
На основании пункта 8.1 контракта стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, если оно явилось действием обстоятельств непреодолимой силы, возникших помимо воли и желания сторон, и которые нельзя было предвидеть или предотвратить, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и другие обстоятельства непреодолимой силы.
Принимая во внимание вышеизложенное, судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела отсутствие вины истца в неисполнении условий контракта в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ.
При данных обстоятельствах, решение от 11.08.2020, принятое заказчиком на основании пунктов 2-3 статьи 715, статьи 717 и статьи 783 ГК РФ является необоснованным, нарушающим права и законные интересы исполнителя.
Кроме того, судом учтено, что решением УФАС по Тюменской области по делу N РНП-72-2006/117 об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков от 22.09.2020, в связи с отсутствием вины в неисполнении условий контракта.
Довод подателя жалобы о заключении впоследствии аналогичных контрактов с иными организациями, расположенными в Свердловской и Курганской областях, не принимается апелляционным судом, поскольку каждый субъект Российской Федерации вправе принимать необходимые меры, направленные на ограничение распространения новой коронавирусной инфекции с учетом сложившейся ситуации в регионе.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции, удовлетворив требования истца о признании недействительным решения заказчика от 11.08.2020 N 254 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта на оказание услуг по санаторно-курортному лечению детей инвалидов с болезнями нервной системы, ДЦП, с психоневрологическими заболеваниями от 24.03.2020 N 126, принял законное и обоснованное.
Доводы подателя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают свое несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы материалы дела, доказательствам дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен, выводы суда первой инстанции законны и обоснованы.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Фонд освобожден от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.11.2020 по делу N А70-14483/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-14483/2020
Истец: АНО "ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР САНАТОРНОГО ТИПА "СЕРЕБРЯНЫЙ БОР"
Ответчик: ГУ Тюменское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации