г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 июня 2021 г. N Ф07-5240/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А56-9383/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Ветрогонский С.С. - доверенность от 15.01.2021
от ответчика (должника): Козлокова Е.В. - доверенность от 11.01.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21052/2020) ООО "Специализированный застройщик "Сэтл Сити" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2020 г. по делу N А56-9383/2020 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ООО "Специализированный застройщик "Сэтл Сити"
к МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу
об оспаривании решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "Сэтл Сити" (далее - налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) от 03.07.2019 N 2787 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2020 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель инспекции с жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность проверены в апелляционном порядке и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела Обществом в налоговый орган представлена налоговая декларация по земельному налогу за 2018 года. В налоговой декларации налогоплательщик исчислил земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:12:0007125:230, 78:12:0007125:229, 78:12:0007125:3 по ставке 0,01% от кадастровой стоимости, указав, что с момента получения разрешения на строительство подлежит применению ставка, определенная Законом Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге".
По итогам камеральной проверки налоговой декларации инспекцией составлен акт проверки N 997 от 30.04.2019. На акт проверки налогоплательщиком представлены возражения.
По результатам рассмотрения материалов проверки, возражений налогоплательщика, инспекцией принято решение N 2787 от 03.07.2019 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 411 255 рублей. Указанным решением налогоплательщику доначислен земельный налог в сумме 2 066 838 рублей, пени в сумме 113174,25 рублей.
Основанием доначисления земельного налога явился вывод налогового органа о неправильном применении ставки земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 78:12:0007125:230, 78:12:0007125:229, 78:12:0007125:3. Инспекцией сделан вывод об отсутствии правовых оснований для применения пониженной ставки земельного налога, в связи с чем применена ставка 1,5% от кадастровой стоимости.
Апелляционная жалоба Общества решением Управления ФНС России по Санкт-Петербургу от 11.10.2019 N 16-13/66240 оставлена без удовлетворения.
Считая, что решение инспекции не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы хозяйствующего субъекта, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного акта налогового органа.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В ходе проверки налоговым органом на основании информации, полученной из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) установлено, что Общество в 2018 году являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами 78:12:0007125:230, 78:12:0007125:229, 78:12:0007125:3 с видом разрешенного использования "для размещения промышленных объектов".
При расчете земельного налога по указанным земельным участкам Общество применило налоговую ставку - 0,01%, определенную статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (для земельных участков приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства) с учетом полученного разрешения на строительство многоквартирных жилых домов.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (статья 15), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (пункт 1 статьи 387); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (пункт 2 статьи 387).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 НК РФ).
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
В силу пункта 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Кодекса налоговым периодом признается календарный год.
На основании пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 396).
Налоговые ставки по земельному налогу Санкт-Петербурга установлены статьей 2 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 N 617-105 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 617-105).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Закона N 617-105 в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, налоговая ставка устанавливается в размере 0.01% от кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 2 указанного Закона в отношении прочих земельных участков (не поименованных в статье 2), применяется налоговая ставка в размере 1,5%.
Налоговая база, в том числе на основе которой формируется итоговый размер налогового обязательства налогоплательщика по земельному налогу, тесно связана с такими элементами налогообложения, как налоговый период и налоговая ставка. При этом ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости.
Согласно пункту 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН); документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктами 13 - 14 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) (далее - Закон N 221-ФЗ) сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, а также о его разрешенном использовании вносятся в ГКН.
Виды земельных участков классифицируются по их правовому режиму на основании сочетания двух признаков: целевое назначение земли и вид разрешенного использования. Иных критериев, помимо категории земель и разрешенного использования земельного участка, для установления дифференцированных ставок земельного налога законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не допускает.
Анализ статьи 85 ЗК РФ и статей 387, 388, 394 НК РФ, позволяет сделать вывод, что действующим законодательством, устанавливается общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 и пунктами 12 и 14 статьи 396 НК РФ налоговая база определяется на конкретную дату (I января года, являющегося налоговым периодом).
Таким образом, для применения пониженной ставки земельного налога в размере 0,01% законодателем оговорены обязательные условия: земельный участок должен быть приобретен (предоставлен) для жилищного строительства, категории земель и вид разрешенного использования земельного участка должен соответствовать цели приобретения.
Основанием для такой квалификации земельных участков как приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства являются градостроительная документация, правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, первичные документы, являющиеся основанием для постановки объектов на бухгалтерский учет, а также сведения, поступающие в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимости.
Исходя из позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2012 N 7943/12, сам факт приобретения по договору купли-продажи земельных участков и получение разрешения на строительство не является достаточным для применения пониженной ставки земельного налога. Для применения пониженной ставки земельного налога также необходимо подтвердить соответствующий вид использования земельного участка. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и соответствовать сведениям, внесенным в кадастр.
Из представленных в материалы дела документов следует, что земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет с разрешенным видом использования "для размещения промышленных объектов".
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502, применение соответствующей ставки земельного налога не может производиться произвольно, в отсутствие документов, подтверждающих соответствие данной налоговой ставки категории земель и виду разрешенного использования земельных участков, внесенных в реестр государственного кадастрового учета.
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор) для земельных участков предназначенных для размещения многоквартирных домов этажностью девять этажей и выше установлен вид разрешенного использования "многоэтажная жилая застройка" (2.6).
Поскольку спорные земельные участки не имеют вида разрешенного использования, соответствующего требованиям о применении пониженной ставки земельного налога, правовые основания для применения ставки в размере 0,01% отсутствуют.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого решения налогового органа требованиям НК РФ и отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2020 по делу N А56-9383/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9383/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "СЭТЛ СИТИ"
Ответчик: МИФНС N 24 по Санкт-Петербургу