г. Челябинск |
|
01 февраля 2021 г. |
Дело N А07-43294/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бояршиновой Е.В.,
судей Ивановой Н.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Е.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2020 по делу N А07-43294/2019.
В судебном заседании принял участие представитель:
государственного казенного учреждения Межрайонный центр занятости населения Зауралья - Багаутдинова Э.Р. (доверенность от 03.12.2020, диплом)
Государственное казенное учреждение Межрайонный центр занятости населения Зауралья (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, Управление, УФК по РБ):
- о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан N 0100-21-06/8793 от 26.11.2019;
- о признании недействительным предписания Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан N 0100-21-06/223 от 17.01.2020.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Яратовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Акмурунский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Кульчуровский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Мерясовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Нигаматовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Сибайский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Тавлыкаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Юмашевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Темясовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Абдулкаримовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Зилаирский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Тубинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения Мукасовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; Администрация сельского поселения 1 Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан; МКУ "Центр учета и отчетности МР Баймакский район РБ".
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены, представление N 0100-21-06/8793 от 26.11.2019, предписание N 0100-21-06/223 от 17.01.2020 признаны недействительными, с Управления в пользу учреждения взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что заявитель в нарушение положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" на основании недостоверных справок за счет средств федерального бюджета неправомерно назначил и выплатил пособие по безработице. Обстоятельства, приведенные заявителем при рассмотрении дела, не свидетельствуют о невозможности выполнить требования Управления о восстановлении средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства. Указывает на отсутствие иммунитета бюджета. Также приведены доводы о неверном распределении судебных расходов со ссылкой на статус заявителя.
В представленных отзывах Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Учреждение ссылалось на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2.4.12 Плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан на 2019 год, распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 31,05.2019 N 119/19 в рамках контрольного мероприятия Проверка законности и результативности использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Республики Башкортостан бюджету муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан за 2016 -2018 гг. и отдельных вопросов по иным периодам. Объектом проверки выступало МКУ Централизованная бухгалтерия сельских поселений МР Баймакский район. Предметом проверки являлся порядок оформления и предоставления справок "О средней заработной плате для определения размера пособия по безработице".
Проверкой установлено следующее: в период 2014-2018 годы должностными лицами - главами администраций сельских поселений Тубинский, Сибайский, Акмурунский, Зилаирский, 1-Иткуловский, Мерясовский, Нигаматовский, Темясовский, Абдулкаримовский, Мукасовский, Тавлыкаевский, Юмашевский, Яратовский, Кульчуровский сельсоветы муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан внесены недостоверные сведения в официальные справки "О средней заработной плате для определения размера пособия по безработице" 115 физических лиц, не состоявших в штате администраций сельских поселений.
На основании письма Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 29.08.2019 N исх-1544/19. в Государственном казенном учреждении Межрайонный центр занятости населения Зауралья была проведена выездная проверка Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан.
На основании приказов Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 26.09.2019 N 397 "О назначении внеплановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении Межрайонный центр занятости населения Зауралья", от 21.10.2019 N 429 "Об изменении состава проверочной (ревизионной) группы внеплановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении Межрайонный центр занятости населения Зауралья, назначенной приказом Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 26 сентября 2019 г. N 937" в соответствии с письмом Федерального казначейства от 13.09.2019 N 21-03-03/19699 "О согласовании внепланового контрольного мероприятия", письмом Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан от 29.08.2019 N исх-1544/19 в период с 01.10.2019 по 24.10.2019. Управлением в отношении Учреждения проведена внеплановая выездная проверка использования субвенций федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные выплаты безработным гражданам, и субсидий, полученных на реализацию мероприятий в сфере занятости населения за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 (идентификатор контрольного мероприятия: 2019-ВВ.000.0014-0100.014).
В ходе контрольного мероприятия проверкой охвачены 149 личных дел 116 получателей пособии по безработице по Филиалу ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья по Баймакскому району (до 31.12.2016 - ГКУ Центр занятости населения Баймакского района). Проверкой указанных 149 личных дел установлено, что в проверяемом периоде 116 граждан предоставили в центр занятости населения в качестве обоснования размера средней заработной платы 149 справок, выданных 14 Администрациями сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан (Тубинский, Сибайский, Акмурунский, Зилаирский, 1-Иткуловский, Мерясовский, Нигаматовский, Темясовский, Абдулкаримовский, Мукасовский, Тавлыкаевский, Юмашевский, Яратовский, Кульчуровский сельсоветы муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан).
В целях установления достоверности вышеуказанных справок о средней заработной плате проверена бухгалтерская документация (штатных расписаний, лицевых счетов по заработной плате, табелей учета рабочего времени и иных финансовых, бухгалтерских документов сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан) установлено, что вышеназванные 115 граждан с Администрациями Тубинского, Сибайского, Акмурунского, Зилаирского, 1-Иткуловского, Мерясовского, Нигаматовского, Темясовского, Абдул каримовского, Мукасовского, Тавлыкаевского, Юмашевского, Яратовского, Кульчуровского сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 в трудовых отношениях не состояли, по договорам гражданско-правового характера (контрактам) каких-либо работ или услуг не осуществляли, что также подтверждается справкой, выданной МКУ "Центр учета и отчетности" от 15.10.2019 N 85.
По результатам проверки, зафиксированном в акте от 24.10.2019, Управление пришло к выводу, что в нарушение пункта 3 статьи 133, статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в проверяемом периоде 115 гражданам, на основании недостоверных справок, выданных администрациями сельских поселений муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Государственного казенного учреждения Межрайонный Центр занятости населения Зауралья (до 31.12.2016 - Государственное казенное учреждение Центр занятости населения Баймакского района) за счет средств федерального бюджета неправомерно назначено и выплачено пособие по безработице в размере 75% от их среднемесячного заработка, вместо назначения и выплаты пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице, на общую сумму 3 512 329,21 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 2014 года на сумму 385 104,36 рублей, 2015 года на сумму 1 588 524,55 рублей, 2016 года на сумму 1 524 127,33 рублей, 2017 года на сумму 14 572,97 рублей. Неправомерно назначенная и выплаченная сумма пособия по безработице в размере 210 193,12 рублей восстановлена на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан N 04012042220 по квитанциям Башкирского отделения N 8598 ПАО "Сбербанк России"" от 30.01.2019 N 143 (162 828,52 рублей) и от 19.08.2019 N 4233 (47 364,60 рублей).
Управлением в адрес Учреждения вынесено представление N 0100-21-06/8793 от 26.11.2019 (далее - Представление) с указанием факта выявленного бюджетного нарушения, а также следующего требования: 1. Устранить бюджетное нарушение и принять меры по устранению его причин и условий до 31 декабря 2019 г., в том числе: по пункту 1 настоящего Представления устранить бюджетное нарушение путем восстановления средств, использованных с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, в доход федерального бюджета и принять меры по устранению его причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности. О результатах исполнения настоящего Представления следует проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31 декабря 2019 г. Также в Представлении содержится предупреждение что, невыполнение в установленный срок настоящего Представления влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписанием N 0100-21-06/223 от 17.01.2020 года (далее - Предписание) Управление обязало Учреждение устранить выявленное нарушение и возместить причиненный указанным нарушением ущерб в сумме 2 782 044,61 рубля в срок до 25 декабря 2020 года путем восстановления средств на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной поддержки населения Республики Башкортостан в целях дальнейшего восстановления в доход федерального бюджета по указанным реквизитам. О результатах исполнения настоящего Предписания следует проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 30 декабря 2020 г. Невыполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с Представлением и Предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявителем при выплате пособий выполнялись возложенные на него законом обязанности, при представлении необходимых документов гражданами у учреждения отсутствовали основания для иного определения размера выплат, нарушения в действиях учреждения не имеется. Кроме того, выполнить представление N 0100-21-06/8793 от 26 ноября 2019 г., а также предписание N 0100-21-06/223 от 17 января 2020 г. ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья не представляется возможным, ввиду того, что Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен специальный правовой режим - иммунитет бюджетов и невозможностью взыскания, в соответствии с регламентом, ущерба с виновного лица, так как ГКУ Межрайонный ЦЗН Зауралья является потерпевшей стороной по всем возбужденным уголовным делам.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела, действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемых ненормативных актов), под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению: требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения. Предписание содержит обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию (пункт 3 статьи 270.2 БК РФ).
В представления N 0100-21-06/8793 от 26.11.2019 и предписании N 0100-21-06/223 от 17.01.2020 учреждению вменяется нарушение пункта 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пункта 3 статьи 133 БК РФ и статьи 162 БК РФ в результате неправомерного назначения и выплаты пособия по безработице в размере 75% от их среднемесячного заработка, вместо назначения и выплаты пособия по безработице в размере минимальной величины пособия по безработице.
Согласно пункту 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
1) составляет и исполняет бюджетную смету;
2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;
3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;
5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);
6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
Положения федеральных законов, и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, должны содержать порядок определения общего объема субвенций для осуществления переданных полномочий и показатели (критерии) распределения между субъектами Российской Федерации общего объема указанных субвенций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и являются источником финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня.
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице (пункт 2 указанной статьи).
Как установлено пунктом 1 статьи 33 Закона о занятости пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:
в первом (12-месячном) периоде выплаты:
в первые три месяца - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
в следующие четыре месяца - в размере 60 процентов;
в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента";
Пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим), уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 недель, начисляется:
в первом (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента;
во втором (6-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента (пункт 1 статьи 34 Закона о занятости).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что пособие заявителем 115 физическим лицами выплачивалось на основании пункта 1 статьи 33 Закона о занятости на основании представленных обратившимися физическими лицами справок о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Правила регистрации безработных граждан утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891 (далее - Правила регистрации безработных граждан).
Согласно пункту 4 Правил регистрации безработных граждан постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения (далее - центрами занятости) при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы);
д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
Справка о среднем заработке указанных граждан, в отношении которых установлено выплата пособия в большем размере, чем предусмотрено Законом о занятости, была оформлена в соответствии с рекомендуемой Департаментом занятости населения Минтруда России формой (письма Минтруда России от 10 января 2019 года N 16-5/В-5, от 15 августа 2016 года N 16-5/В-421): был указан исходящий номер, дата выдачи, имелась печать, подпись руководителя, главного бухгалтера Администрации сельского поселения, запись о периоде работы в трудовой книжке соответствовала периоду работы, указанной в справке.
Следовательно, Учреждение, назначая пособия по безработице 115 физическим лицам на основании пункта 1 статьи 33 Закона о занятости действовало в пределах предоставленных ему полномочий и в рамках предоставленных бюджетных средств, правомерно руководствовалось информацией, указанной в справках о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, в связи с чем отсутствуют основания для признания Учреждения нарушившим пункт 2 статьи 30 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости, пункта 3 статьи 133 БК РФ и статьи 162 БК РФ, поскольку во исполнение положений БК РФ Учреждение, как получатель субвенций исполняло бюджетные обязательства согласно целям их предоставления, а выплата пособий по безработице в увеличенном размере явилась результатом виновных действий установленных третьих лиц.
Вменение в такой ситуации именно заявителю, как получателю бюджетных средств, нарушения бюджетного законодательства является избыточным с учетом установления лиц, виновных в выдаче справок о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 01.09.2020 за счет виновных лиц (главами администраций сельских поселений Баймакский район) восстановлены на лицевой счет Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан денежные средства на общую сумму 1 909 995,01 рублей (54% от общей суммы - 3512329,21 руб.).
По остальным эпизодам заявителем предпринимаются все возможные меры по устранению причин и условий бюджетного нарушения.
В правоохранительные органы предоставляются все запрашиваемые сведения и расчеты причиненного ущерба по фактам выплаты пособий по безработице гражданам, предоставившим недостоверные справки о средней заработной плате, производится содействие раскрытию и расследованию преступлений, принимаются участия на судебных заседаниях по выявленным фактам мошеннических действий.
ГКУ межрайонный ЦЗН Зауралья главам администраций сельских поселений Баймакского района 27.12.2019 вручены требования о необходимости возврата причиненного ущерба по фактам выплаты пособия по безработице на основании выданным ими недостоверных справок.
Главами администраций Тубинского и Абдулкаримовского сельских поселений Баймакского района произведено возмещение ущерба в доход федерального бюджета в полном объеме.
Главами администраций Яратовского, Кульчуровского, Тавлыкаевского, Темясовского, Зилаирского, Мукасовского, 1-иткуловского сельских поселений Баймакского района проведено частичное возмещение ущерба.
Информация по главам администраций Акмурунского, Мерясовского, Нигаматовского, Сибайского, Юмашевского, 1-иткуловского сельских поселений Баймакского района направлена в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Сибайский межрайонный отдел, на основании запроса от 15.07.2019 N 38/169-214.
Направлено письмо в Управление экономической безопасности и противодействия коррупции Сибайский межрайонный отдел с приложением акта выездной проверки Управления Федерального казначейства по РБ от 24.10.2019 и расчета суммы переплаты пособий по безработице гражданам, предоставившим недостоверные справки о средней заработной плате с указанием точной суммы, необходимой к восстановлению в доход федерального бюджета.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждением указано, что по состоянию на 20.11.2020 за счет виновных лиц в рамках уголовных дел восстановлены на лицевой счет Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан денежные средства на общую сумма 2 958 749,66 рублей (84 % от общей суммы).
С учетом изложенного, в связи с отсутствием в действиях Учреждения, как получателя бюджетных средств, виновных действий по нецелевому расходованию бюджетных средств, отсутствием нарушения со стороны Учреждения положения Закона о занятости и БК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу о несоответствии оспариваемых ненормативных актов действующему законодательству, что послужило основанием для признания недействительными представления N 0100-21-06/8793 от 26.11.2019, предписания N 0100-21-06/223 от 17.01.2020.
В связи с указанным выводы о наличии либо отсутствии иммунитета бюджета не имеют правового значения.
Поскольку доводы апелляционной жалобы в указанной части выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Между тем, заслуживают внимания доводы подателя апелляционной жалобы о неверном распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Основания и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 102 АПК РФ, глава 25.3 НК РФ).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков;
Для предоставления льготы по уплате государственной пошлины по подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ необходимо и достаточно подтвердить два признака: организационно-правовой статус лица (государственный орган, орган местного самоуправления) и его процессуальное положение (истец, ответчик).
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 15.05.2015 N 174 Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах компетенции координацию вопросов государственной семейной политики, единую государственную политику в области труда, социальной защиты населения и содействия занятости на территории Республики Башкортостан (далее - Постановление N 174).
В соответствии с пунктом 2.1.59 Постановления N 174 Министерство осуществляет социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными в виде пособия по безработице.
В ведении Министерства находятся государственные учреждения согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан. (пункт 3.1 Постановления N 174).
Согласно Уставу Учреждения, оно является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере занятости населения. в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан полномочий Министерства труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан (пункт 1.4).
Учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Министерства труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан (пункт 1.5).
Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство труда и социальной зашиты населения Республики Башкортостан.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.11.2018 N 309-ЭС18-12587 по делу N А76-29996/2017, буквальное изложение подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ для освобождения от уплаты государственной пошлины требует от истца или ответчика, обращающегося в суд, подтверждение только его статуса государственного органа или органа местного самоуправления. Оснований для ограничительного толкования указанной нормы и установления для применения льготы дополнительных признаков (в том числе цели обращения в суд) по смыслу пункта 7 статьи 3 НК РФ не имеется.
Следовательно, поскольку Учреждение реализует публичные полномочия, является учреждением, подведомственным Министерству, то в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ имеет право на освобождение от уплаты государственной пошлины.
С учетом изложенного, при рассмотрении настоящего спора, в результате удовлетворения требования учреждению, государственная пошлина не подлежала взыскания, а уплаченная Учреждением в федеральный бюджет подлежала возвращению заявителю.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 4 части 1, пункта 1 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2020 по делу N А07-43294/2019 изменить, исключив из резолютивной части решений абзац третий.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.10.2020 по делу N А07-43294/2019 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Бояршинова |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-43294/2019
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕЖРАЙОННЫЙ ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗАУРАЛЬЯ
Ответчик: Управление Федерального казначейства по РБ
Третье лицо: Администрация МО Зилаирский сельсовет МР Баймакский район, Администрация сельского поселения 1 Иткуловский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ АКМУРУНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КУЛЬЧУРОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МЕРЯСОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ НИГАМАТОВСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ СИБАЙСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация сельского поселения Тавлыкаевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, АДМИНИСТРАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТУБИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БАЙМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Администрация сельского поселения Юмашевский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрация сельского поселения Яратовский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, Администрация СП Абдулкаримовский сельсовет МР Баймакский район РБ, Администрация СП Мукасовский сельсовет МР Баймакский р-н РБ, Администрация СП Темясовский сельсовет МР Баймакский район РБ, МИНИСТЕРСТВО СЕМЬИ, ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, Министерство финансов РБ, МКУ "Управление заказами" муниципального района Баймакский район РБ, МКУ "Центр учета и отчетности МР Баймакский р-н РБ"