город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-2018/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Новороссийской таможни: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Зубко А.О., паспорт, по доверенности от 15.01.2021 N 04-59/006,
от ООО "Став Руно": посредством системы веб-конференции ИС "КАД" адвокат Сорокин Т.В., паспорт, по доверенности от 24.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.11.2020 по делу N А32-2018/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Став Руно" (ИНН 2631035288, ОГРН 1162651063541)
к Новороссийской таможне (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Став Руно" (далее - ООО "Став Руно") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным бездействия таможни по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317120/150119/0069215 в сумме 1 049 400,39 руб., выраженном в письме от 02.12.2019 N N13-26/34400, и обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Решением от 11.11.2020 суд признал незаконным бездействие Новороссийской таможни, выразившееся в невозврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317120/150119/0069215, как не соответствующие Таможенному кодексу ЕАЭС и таможенному законодательству Российской Федерации. Суд обязал Новороссийскую таможню устранить допущенное нарушение прав ООО "Став Руно" путём возврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317120/150119/0069215 в размере 1 049 400,39 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что с заявлением на внесение изменений (дополнений) в ДТ N 10317120/15102019/0069215 и соответствующими документами общество в таможенные органы не обращалось. Как следует из реквизитов общества, местом его налогового учета является Северо-Кавказский федеральный округ. Соответственно, администрирование лицевого счета данной организации осуществляет Северо-Кавказское таможенное управление.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления.
Представитель ООО "Став Руно" в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "Став Руно" во исполнение внешнеторгового контракта от 06.05.2019 N 6, заключенного с компанией "M/S TIRURATI BALAJI PVT.LTD" (Индия, Покупатель) на условиях поставки CIF Мундра на Северо-Кавказском таможенном посту (ЦЭД) Северо-Кавказской электронной таможни в ДТ N 10805010/240619/0029659 задекларирован товар "Шерсть овечья, не подвергнутая кардо и гребнечесанию..." (далее - товар), помещенный под таможенную процедуру экспорта, и вывезен с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). Перемещение товара осуществлялось морским судном в контейнере TLLU 5031232.
В связи с отказом покупателя от своевременной оплаты товара, контейнер TLLU 5031232 был переадресован заявителем обратно в Россию в порт Новороссийск.
Впоследствии обществом на Новороссийском таможенном посту Новороссийской таможни указанный товар задекларирован по ДТ N 10317120/15102019/0069215, и помещен под таможенную процедуру реимпорта.
По требованию таможенного органа платежным поручением от 18.10.2019 N 234 обществом был уплачен налог на добавленную стоимость в размере 1 049 400,39 руб.
27.11.2019 общество обратилось в Новороссийскую таможню с заявлением от 18.11.2019 о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей по ДТ N 10317120/15102019/0069215 в размере 1 049 400,39 рублей.
Новороссийской таможней указанное заявление оставлено без рассмотрения, о чем заявитель уведомлен письмом таможни исх. 13-26/34400 от 02.12.2019.
В письме таможня указала, что в целях осуществления возврата сумм пошлин и налогов при помещении товаров под таможенные процедуры реэкспорта и реимпорта необходимо внести изменения в сведения об исчисленных соответствующих пошлинах, налогах, заявленных в графах 47 и "В" декларации.
Считая незаконным отказ в возврате излишне уплаченных сумм налога, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти (органа местного самоуправления) необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных ТК ЕАЭС, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Нормы, регулирующие уплату сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, субсидий и иных сумм при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта, установлены статьей 235 ТК ЕАЭС и статьей 175 Федерального закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 235 ТК ЕАЭС реимпорт - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары, ранее вывезенные с таможенной территории Союза, ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Статьей 175 Закона N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в отношении товаров, ранее вывезенных с таможенной территории Союза в соответствии с таможенной процедурой экспорта и помещаемых под таможенную процедуру реимпорта, с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации у декларанта возникает обязанность по уплате налогов и (или) процентов по ним, а также обязанность по уплате или возмещению субсидий и иных сумм, неуплаченных либо ранее полученных прямо или косвенно в качестве выплат, льгот либо возмещений в связи с вывозом товаров с таможенной территории Союза, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены таким законодательством.
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации, установлены в статье 151 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой предусмотрено, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при помещении товаров под таможенную процедуру реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с указанным Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле (п.п. 2 п. 1 статьи 151 НК РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Исходя из смысла указанных норм закона, при ввозе на территорию Российской Федерации собственного товара в порядке реимпорта объекта налогообложения не возникает.
В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов.
На основании части 1 статьи 147 Закона N 311 -ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что согласно платежному поручению N 234 от 18.10.2019, по требованию Новороссийской таможни, для выпуска товара в обращение обществом уплачен налог на добавленную стоимость в размере 1 049 400,39 рублей.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, наличие переплаты суммы НДС в указанном размере, отсутствие у общества задолженности по таможенным платежам и отсутствие обязанности по уплате налога, по существу таможней не были оспорены.
Исходя из приведенных ранее норма законодательства, при процедуре реимпорта НДС подлежит уплате только с целью возврата тех налогов, от которых участник внешнеэкономической деятельности был либо освобожден, либо в случае, когда ему были возмещены какие-либо суммы налога в связи с экспортом товара.
Письмом (исх. N 36 от 13.09.2019) общество проинформировало Новороссийскую таможню о том, что по ДТ N 10805010/240619/0029656 НДС к возврату не предъявлялся.
При помещении товара под таможенную процедуру экспорта НДС обществом не уплачивался, что подтверждается сведениями, указанными в ДТ N 10805010/240619/0029656 (графа 47).
Согласно письму Межрайонной ИФНС N 8 по Ставропольскому краю от 15.06.2016 N 2859, ООО "Став Руно" не является плательщиком НДС и находится на упрощенной системе налогообложения.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных и иных платежей 18.11.2019 (вх. номер в таможенном органе 28303 от 27.11.2019).
При совокупности приведенных обстоятельств у таможенного органа не имелось оснований для фактического отказа заявителю в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317120/15102019/0069215.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы таможни о том, что с заявлением на внесение изменений (дополнений) в ДТ N 10317120/15102019/0069215 и соответствующими документами общество в таможенные органы не обращалось.
Согласно абз. 2 п. 13 "Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии", утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, в случае если обращение содержит сведения, необходимые в соответствии с законодательством государства-члена для возврата (зачета) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей, оно рассматривается в качестве заявления на возврат (зачет), если в соответствии с законодательством государства-члена возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных, иных платежей производится по заявлению плательщика.
Судом первой инстанции также обоснованно были отклонены доводы таможни о необходимости обращения с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в Северо-Кавказское таможенное управление в связи с администрированием единого лицевого счёта, согласно приказа ФТС РФ от 26.06.2019 N 1039 "Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств "Лицевые счета - ЕЛС".
Расчет суммы, подлежащей уплате (взысканию) или возврату в размере 1049400 руб. совершён Новороссийской таможней в связи с подачей ДТ N 10317120/15102019/0069215 в зоне действия Новороссийской таможни и указанный платёж произведён обществом на основании требования от 16.10.2019 выставленного должностным лицом Новороссийской таможни, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что обязанным лицом по возврату излишне уплаченных платежей выступает именно Новороссийская таможня.
Суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что процедура осуществления возврата носит не правовой, а технический характер, поэтому таможенные органы, представляющие собой единую централизованную систему органов государственной власти, правомочны в рамках ведомственного взаимодействия решить технический вопрос о выплате.
Таким образом, общество обосновало требование о незаконности бездействия Новороссийской таможни в части невозврата излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10317120/150119/0069215 в сумме 1 049 400,39 руб., выраженного в письме от 02.12.2019 N N13-26/34400.
В указанной части требования подлежат удовлетворению на основании ст.ст. 198-201 АПК РФ.
В свою очередь, таможня не обосновала наличие законных оснований по удержанию суммы НДС.
Суд также обоснованно обязал таможню возвратить излишне уплаченные суммы НДС в размере 1 049 400,39 рублей.
В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 К АС РФ).
Трёхлетний срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, задолженности перед бюджетом заявитель не имеет.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы, и принято законное решение об удовлетворении заявления.
Решение суда от 11.11.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2020 по делу N А32-2018/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2018/2020
Истец: ООО "Став Руно"
Ответчик: Новороссийская таможня