город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2021 г. N Ф08-3341/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
03 февраля 2021 г. |
дело N А32-40906/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей Ереминой О.А., Шапкина П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кладиновой Е.В.,
при участии:
от истца - представитель не явился, извещен;
от ответчика - директор Безнощенко М.С., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО управляющая организация "Мегасити"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 24.11.2020 по делу N А32-40906/2020
по иску ООО "ЭкоЮг"
к ООО управляющая организация "Мегасити"
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ООО УО "МегаСити" (ИНН 2304071007) о взыскании суммы основной задолженности по договору N 382-ЮЛ-Г от 09.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 048 032 руб. 35 коп., а так же 23 480 руб. возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 24.11.2020 с ООО Управляющая организация "МегаСити" (ИНН 2304071007) в пользу ООО "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220) взысканы основная задолженность по договору N 382-ЮЛ-Г от 09.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 1 048 032 руб. 35 коп., а также 23 480 руб. возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил изменить решение суда первой инстанции и уменьшить сумму долга.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что в п. 3.1 договора стороны предусмотрели, что размер платы за услуги рассчитывается как приведение к одному расчетному периоду произведения фактического объема ТКО (на основании данных приложения 1). Перечень контейнерных площадок, количество контейнеров и их объем для расчётов фактического объема ТКО отражены в Приложении 1 к Договору. Суд ошибочно сослался на положения п.п. 148(30), 148(34), 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354. Пункт 148(30) прямо указывает на субъект, в отношении которого применяется данная норма - потребителя в жилом помещении. При оказании услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами, управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги в соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил. Условия договора судом истолкованы не буквально и неверно. Ответчиком приведены расчёты размера оплаты в соответствии с п. 2.1, 2.2, 3.1, 5.1 договора и приложения 1 к договору, исходя из количества, объема контейнеров для ТКО и периодичности вывоза, согласованных сторонами в договоре, по утвержденному Приказом от 20.12.2019 г. N41/2019-ТКО Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края тарифу - 591 руб. 83 коп. за 1 м3. За период с 01.01.2020 г. по 31.05.2020 г., региональный оператор в соответствии с условиями договора обязан произвести вывоз 955,5 м3 ТКО. Общая сумма, подлежащая оплате, составляет 955,5 м3 х 591,83 руб. = 565 197,65 руб.
В судебное заседание истец, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку не обеспечил. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства ТЭК и ЖКХ Краснодарского края от 12.11.2018 N 490 ООО "ЭкоЮг" (ранее ООО "Мехуборка-Юг") присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Новороссийской зоне деятельности, в которую входят город Новороссийск и город-курорт Геленджик, на основании чего общество является единственным поставщиком указанных услуг и осуществляет свою деятельность с 01.01.2020 г.
Судом установлено, что 09.01.2020 г. между ООО УО "МегаСити" (далее по тексту - "Управляющая организация") и Региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами ООО "Мехуборка-Юг" (актуальное наименование - ООО "ЭкоЮг") (далее по тексту - "Региональный оператор") был заключен Договор N 382-ЮЛ-Г от 09.01.2020 г. на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - "Договор").
В соответствии с положениями п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Сведения о количестве проживающих были предоставлены ответчиком в заявке на заключение договора.
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 г. N 175 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 г. N 528) установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для юридических и физических лиц Краснодарского края. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц применяются для расчета по количеству проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, о чем в адрес управляющей компании неоднократно сообщалось: исх. N 1018/а от 20.03.2020; исх. N 3428 от 16.06.2020; исх. N 3503 от 25.06.2020.
За период с 01.01.2020 по 31.05.2020 региональным оператором в адрес ООО Управляющая организация "МегаСити" выставлены счета на оплату и направлены для подписания акты выполненных работ:
Счет Акт Сумма в руб.
1. N 2646 от 01.01.2020 N 2647 от 31.01.2020 209 606 руб. 47 коп.
2. N 2647 от 01.02.2020 N 2648 от 29.02.2020 209 606 руб. 47 коп.
3. N 3465 от 31.03.2020 N 3463 от 31.03.2020 209 606 руб. 47 коп.
4. N 335 от 30.04.2020 N 334 от 30.04.2020 20 209 606 руб. 47 коп.
5. N 1336 от 31.05.2020 N 1375 от 31.05.2020 209 606 руб. 47 коп.
Итого 1 048 032 руб. 35 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору ООО Управляющая организация "МегаСити" заказным письмом направлялась претензия N 1748 от 17.04.2020 об оплате задолженности на сумму 628 819 руб. 41 коп. с приложением акта сверки с задолженностью по состоянию на 17.04.2020 на сумму 628 819 руб. 41 коп. (почтовый идентификатор N 800830477280089).
Истец указал, что ответ на претензию в адрес ООО "ЭкоЮг" не поступал. Региональным оператором услуги по обращению с ТКО продолжаются оказываться надлежащим образом.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком своих обязательств по оплате оказанных услуг в полном объеме, истец обратился с настоящим иском в Арбитражный суд Краснодарского края.
Договорные правоотношения сторон по своей правовой природе относятся к договору возмездного оказания услуг и регулируются нормами, закрепленными в главе 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий не допускается (статья 310 ГК РФ).
В обоснование заявленных требований истец указал, что за период с 01.01.2020 по 31.05.2020 региональным оператором произведен вывоз ТБО на сумму 1 048 032 руб. 35 коп. согласно выставленным в адрес ООО Управляющая организация "МегаСити" счетам на оплату и актам выполненных работ.
Ответчик не согласился с расчетом, сославшись на п. 3.1 договора, согласно которому, размер платы за услуги рассчитывается как приведение к одному расчетному периоду произведения фактического объема ТКО. То есть, к расчету подлежит учету суммарный объем контейнеров, расположенных на управляемых МКД.
Суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями п. 148 (34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Сведения о количестве проживающих были предоставлены ответчиком в заявке на заключение договора.
Постановлением Главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 17.03.2017 г. N 175 (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.08.2019 г. N 528) установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов для юридических и физических лиц Краснодарского края. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов для физических лиц применяются для расчета по количеству проживающих в многоквартирных и индивидуальных жилых домах, о чем в адрес управляющей компании неоднократно сообщалось: исх. N 1018/а от 20.03.2020; исх. N 3428 от 16.06.2020; исх. N 3503 от 25.06.2020.
На основании подпункта а) п. 8 (1) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641" потребитель в многоквартирном доме или жилом доме оплачивает коммунальную услугу по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 148 (30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила 354) Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к Правилам 354.
В соответствии с п. 148 (30) Правил 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилом помещении может определяться исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров при условии наличия раздельного накопления сортированных отходов.
Суд первой инстанции указал, что за период с 01.01.2020 по настоящее время компанией ООО Управляющая организация "МегаСити" не были произведены мероприятия по организации проведения раздельного накопления сортированных отходов потребителями, в связи с чем, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с п. 148 (34) Правил 354, в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к Правилам 354, исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п. 148 (36) рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Тариф за коммунальную услугу по обращению с ТКО на 2020 год утвержден Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края Приказом N 41/2019-ТКО от 20 декабря 2019 года и составляет с 01.01.2020 г. по 31.08.2020 г. 591 руб. 83 коп. (НДС не предусмотрен) за 1 куб. м, с 01.09.2020 г. по 31.12.2020 г. 588 руб. 70 коп. (НДС не предусмотрен) за 1 куб. м.
На основании изложенного, суд первой инстанции признал верной начисленную истцом сумму 1 048 032 руб. 35 коп. и удовлетворил заявленные требования в указанном размере.
Между тем, суд не учел следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями".
В соответствии с п. "а" ст. 5 Постановления Правительства РФ от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
При оказании услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами, управляющая организация является исполнителем коммунальной услуги в соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Обязанности Исполнителя коммунальной услуги приведены в п. 148(22) Правил, в частности, в п.п. "б" - заключать с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами; п.п. "м" - нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг
На основании ст. 431 Гражданского Кодекса РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Условия, сроки и порядок оплаты определены в п. 3.1. Договора.
В соответствии с п. 3.1 договора размер платы за услуги рассчитывается как приведение к одному расчетному периоду произведения фактического объема ТКО (на основании данных приложения 1) и размера единого тарифа на услугу Регионального оператора после вступления в силу нормативного правового акта, утвержденного Региональной энергетической комиссией - Департамента цен и тарифов Краснодарского края.
Перечень контейнерных площадок, количество контейнеров и их объем для расчётов фактического объема ТКО отражены в Приложении 1 к Договору.
Ответчик указал, что неоднократно направлял возражения в отношении предъявляемых к оплате сумм на адрес электронной почты eco.yug@mail.ru и нарочно (10.04.2020 г., 13.04.2020 г., 06.05.2020 г., 15.06.2020 г., 16.06.2020 г., 02.07.2020 г., 30.09.2020 г.), но ответ по существу получен не был.
С учетом изложенного, ответчиком приведены расчёты размера оплаты в соответствии с п. 2.1, 2.2, 3.1, 5.1 договора и приложения 1 к договору, исходя из количества, объема контейнеров для ТКО и периодичности вывоза, согласованных сторонами в договоре, по утвержденному Приказом от 20.12.2019 г. N 41/2019-ТКО Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края тарифу - 591 руб. 83 коп. за 1 м3. Данная сумма составляет фактически оказанные услуги истцом.
Апелляционный суд признает обоснованным и верным выполненный ответчиком контррасчет за период с 01.01.2020 г. по 31.05.2020 г. за объем вывоза 955,5 м3 ТКО., выполненный согласно согласованным сторонами в договоре условиям (п. 3.1).
В данном случае суд апелляционной инстанции исходит из того, что в договоре сторонами определен расчетный способ учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Таким образом, стороны определили производить оплату услуг в соответствии с фактическим количеством вывезенного мусора, а не рассчитанным по нормативам.
В связи с чем, исполнитель неправомерно начислил плату на основании нормативов накопления отходов.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат удовлетворению судом в сумме 565 197, 65 руб. (955,5 м3 х 591,83 руб.). В остальной части иска надлежит отказать.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.10.2020 по делу N А53-42941/2019.
Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению пропорционально удовлетворенным требованиям в порядке, установленном статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При подаче иска истцом в доход федерального бюджета РФ уплачено 23 480 руб. госпошлины по платежному поручению N 1729 от 31.07.2020.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком в доход федерального бюджета РФ уплачено 3 000 руб. госпошлины по жалобе по платежному поручению N 1270 от 15.12.2020.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены на 53,93%, расходы по госпошлине по иску в размере 12 663 руб. и 1 797 руб. по жалобе, подлежат отнесению на ответчика, расходы по госпошлине по иску 10 817 по жалобе в размере 1203 руб. подлежат отнесению на истца.
С учетом взаимозачета, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 11 460 руб. расходов по оплате государственной пошлины по иску и жалобе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.11.2020 по делу N А32-40906/2020 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с ООО Управляющая организация "МегаСити" (ИНН 2304071007) в пользу ООО "ЭкоЮг" (ИНН 2337035220) задолженность по договору N 382-ЮЛ-Г от 09.01.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 565 197, 65 руб., а также 11 460 руб. возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать."
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40906/2020
Истец: ООО "ЭкоЮг"
Ответчик: ООО Управляющая организация "МегаСити"