город Омск |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А81-4513/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14067/2020) акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2020 по делу N А81-4513/2020 (судья В.С. Воробьёва), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017195, ОГРН 1058900021861, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Матросова, дом 29) к акционерному обществу "ГазпромнефтьНоябрьскнефтегаз" (ИНН 8905000428, ОГРН 1028900703963, адрес: 629807, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Ноябрьск, улица Ленина, дом 59/87) о взыскании ущерба в сумму 66 925 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к акционерному обществу "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" (далее - ответчик, общество, АО "Газпромнефть-ННГ") о взыскании ущерба в размере 66 925 руб. 00 коп., причиненного лесным участкам, расположенным в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участка лесничества Таркосалинского лесничества вследствие нарушения природоохранного законодательства, а также обязании в течение 4-х месяцев с даты вступления решения в законную силу:
- разработать и согласовать проект реконструкции лесных участков площадью 0,0073 га (73 кв.м), расположенных в выделе N 94 в квартале N2916 Пурпейского участка лесничества Таркосалинской лесничества;
- рекультивировать лесные участки площадью 0,0073 га (73 кв.м), расположенных в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участка лесничества Таркосалинской лесничества;
- предоставить акт о рекультивации лесных участков площадью 0,0073 га (73 кв.м), расположенных в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участка лесничества Таркосалинской лесничества в целях оценки на предмет соответствия выпиленных работ по рекультивации требованиям приведения лесных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевыми назначением и разрешенным использованием.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2020 по делу N А81-4513/2020 с АО "Газпромнефть-ННГ" в пользу департамента взыскан ущерб, причиненный лесным участкам, расположенным в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества на площади 0,0073 га (73 кв.м) в размере 66 925 руб. 00 коп.
На ответчика возложена обязанность в течение 4 месяцев с даты вступления решения в законную силу:
- разработать и согласовать с департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН: 8901017195, ОГРН: 1058900021861) проект рекультивации лесных участков площадью 0,0073 га (73 кв.м), расположенных в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества;
- рекультивировать лесные участки площадью 0,0073 га (73 кв.м), расположенные в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества;
- предоставить департаменту акт о рекультивации лесных участков площадью 0,0073 га (73 кв.м), расположенных в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества в целях оценки на предмет соответствия выполненных работ по рекультивации требованиям приведения лесных участков в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
Этим же судебным актом с АО "Газпромнефть-ННГ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 8 677 руб. 00 коп.
Возражая против принятого по делу решения, общество в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что вред объектам охраны окружающей среды не мог быть причинен, так как загрязнение произошло в пределах буровой (кустовой) площадки, которая представляет собой очищенную от плодородной слоя почвы, лесных, кустарниковых и иных насаждений и отсыпанную песком технологическую площадку. Материалами дела не подтверждаются обстоятельства того, что нефтепродукты могли повлечь негативные последствия и привести к деградации естественных экологических систем, истцом не представлены протоколы отбора проб, результаты лабораторных исследований. Содержание нефти и нефтепродуктов в почве при значениях менее 1 000 мг/кг является допустимым уровнем концентрации нефтепродуктов. По мнению подателя апелляционной жалобы, расчет истца является не верным, так как буровая площадка не относится к составу насаждения лесного фонда.
АО "Газпромнефть-ННГ" отмечает, что акт обследования от 04.07.2019 содержит лишь одну координату WGS-84 64.209419, 74.879674, не позволяет установить всю площадь участка. Абрис места лесонарушения не является приложением к акту обследования, указанные в нем точки, отсутствуют в акте обследования. Истцом также не представлены доказательства поверки GPS-навигатора.
По мнению подателя апелляционной жалобы, установленный судом первой инстанции срок (4 месяца) на разработку и согласование с департаментом проекта рекультивации участка является неисполнимым. АО "Газпромнефть-ННГ" считает, что проведение этапов рекультивации возможно не ранее, чем в летний (вегетационный) период 2021 года (с июля по конец августа 2021 года).
В письменном отзыве на жалобу АО "Газпромнефть-ННГ" департамент просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.
В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в период с 17.06.2019 по 12.07.2019, на основании приказа департамента от 30.04.2019 N 1574 "О проведении плановой документарной и выездной проверки юридического лица" была назначена плановая документарная и выездная проверка в отношении АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз".
О проведении плановой документарной и выездной проверки общество уведомлено 06.05.2019 вх. N 7285.
Проверка проведена в присутствии представителей общества: Исмакаева А.Н., действовавшего на основании доверенности от 24.01..2019 N 89/29-H/89-2019-1-309, Саенко И.Н., действовавшего на основании доверенности от 17.06.2019 N Д-180, Шендрик С.А., действовавшего на основании доверенности от 02.07.2019 N Д - 199, Бакшеева А.В., действовавшего на основании доверенности от 16.01.2018 N Д-19, Саенко И.Н., действовавшего на основании доверенности от 20.06.2019 N Д-188, Хвыщука А.В., действовавшего на основании доверенности от 07.12.2018 N Д-293.
В рамках выездной проверки, 10.07.2019 осуществлено обследование лесных участков, предоставленных в аренду обществу на территории Северо-Янгтинского месторождения на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства.
В соответствии с лицензией СЛХ N 02134 НЭ право пользование недрами предоставлено ответчику.
В ходе осмотра лесного участка (куст N 3 Северо-Янгтинского месторождения), расположенного в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества (координаты WGS-84 64.209419, 74.879674), обнаружен песчаный лесной участок (обваловка куста), на грунте которого имеются следы нефтепроявлений с характерным запахом нефтепродуктов (по материалам лесоустройства действовавшим до 01.03.2014 участок расположен в выделе N 36 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества).
Площадь загрязненного участка местности составила 0,0073 га (73 м2). Работы по устранению загрязненного нефтепродуктами участка на момент осмотра не производились. Какая-либо техника для ликвидации загрязнения на нарушенном лесном участке отсутствовала.
В процессе обследования производилась фотофиксация, определялись географические точки координат на местности.
При наложении границ загрязненного участка, полученных при помощи GPS-навигатора, на материалы лесоустройства 2013 года в электронной картографической базе данных материалов лесоустройства программного комплекса ЛЕСГИС, установлено, что нарушенный участок расположен в границах предоставленного АО "Газпромнефть-ННГ" участка по договору аренды лесного участка, в составе земель лесного фонда от 23.11.2009 N 405/Л-09 (далее - договор аренды от 23.11.2009 N 405/Л-09).
Результаты осмотра оформлены актом обследования лесных участков и объектов производственной среды, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности от 10.07.2019.
Факт загрязнения лесного участка в составе земель лесного фонда в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества подтверждается актом обследования от 10.07.2019, фотоматериалами, абрисом места лесонарушения.
По результатам проведенной плановой документарной и выездной проверки составлен акт проверки от 16.07.2019 N 4/Н, 5/Н, 16-Т, 7-К.
Из акта проверки от 16.07.2019 следует, что по договору аренды от 23.11.2009 N 405/Л-09 АО "Газпромнефть-ННГ" в целях разработки месторождений полезных ископаемых на территории Северо-Янгтинского месторождения АО "Газпромнефть-ННГ" передан лесной участок под строительство объекта "Обустройство Северо-Янгтинского месторождения", расположенный в выделах NN 24, 25, 27, 28, 29, 36 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества.
В результате проведенной проверки установлено, что АО "Газпромнефть-ННГ" как организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, ответственной за соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды, допущены нарушения требований природоохранного законодательства.
В связи с чем, обществу выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 16.07.2019 N 6/Н, 2/Н, 12-Т, 4-К, в соответствии с пунктом 153 которого общество обязано устранить нарушение, выразившееся в загрязнении лесного участка маслянистой жидкостью вязкой консистенции темного цвета с характерным запахом нефтепродуктов в выделе N 94 в квартале N 2916 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества (координаты WGS-84 64.209419, 74.879674) в срок до 01.08.2020.
Акт проверки от 16.07.2019 и предписание от 16.07.2019 обществом не оспаривались и приняты к исполнению.
10.12.2019 протоколом об административном правонарушении N 184-215-19 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ нарушение правил санитарной безопасности в лесах.
Определением от 10.12.2019 N 206-215-19 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении.
В целях всестороннего, полного и объективного разрешения дела вынесено определение об истребовании сведений от 10.12.2019 N 206-215-19/2.
Обществом в адрес отдела Таркосалинское лесничество направлен акт обследования от 21.09.2019 с приложением фотоматериалов, свидетельствующих об устранении выявленного нарушения.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 20.12.2019 N 203-215-19 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В целях урегулирования вопроса о возмещении ущерба, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства, департаментом в адрес общества направлена претензия от 16.10.2019 исх. N 2701-17/25216 с предложением о добровольном возмещении ущерба (Приложение 23).
Претензия вручена обществу 28.10.2019, что подтверждается штампом входящей корреспонденции ответчика N 16775.
Поскольку требования претензии ответчиком добровольно исполнены не были, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Исковые требования удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме, с чем не согласился ответчик, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", далее - Закон об охране окружающей среды). Данный принцип реализован и в части 2 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), согласно которой лица, виновные в нарушении лесного законодательства, обязаны не только устранить выявленное нарушение, но и возместить причиненный этими лицами вред лесам.
Указанная норма предусматривает общее правило устранения выявленных нарушений, установленное в части 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Исходя из положений статьи 78 Закона об окружающей среде, определение размера вреда окружающей среде осуществляется при отсутствии фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Главой 13 ЛК РФ установлены последствия нарушения лесного законодательства в виде возможности привлечения виновного лица к административной, уголовной ответственности и иной ответственности, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 99 ЛК РФ), а также взыскания вреда, причиненного лесам (статья 100 ЛК РФ).
Согласно части 1 статьи 100 ЛК РФ возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (части 4 названной статьи Кодекса).
При рассмотрении требований об имущественной ответственности за лесонарушения применяются правила главы 59 ГК РФ. Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности является наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.
В подтверждение обстоятельств совершения АО "Газпромнефть-ННГ" вменяемых в вину обществу действий - загрязнения почвы лесного участка нефтепродуктами, повлекшего причинение ущерба лесному фонду - в материалы дела представлены акт обследования лесных участков и объектов производственной среды, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности от 10.07.2019, абрис места лесонарушения, постановление от 20.12.2019 N 203-215-19 в отношении юридического лица.
При этом постановление от 20.12.2019 N 203-215-19 обжаловалось обществом в судебном порядке, решением Пуровского районного суда от 19.02.2020 по делу N 12-69/2020 в удовлетворении требований ответчика отказано.
Доводы подателя жалобы о том, что наличие в действиях общества состава гражданского правонарушения не доказано, а материалами дела не подтверждаются обстоятельства того, что нефтепродукты могли повлечь негативные последствия и привести к деградации естественных экологических систем, отклоняются апелляционным судом.
Как следует из положения 2 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности производственных объектов" нефть и нефтепродукты в силу своих физико-химических свойств опасны и при попадании на объекты природной среды вызывают ее загрязнение и оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Данное свойство нефти и нефтепродуктов является общеизвестным обстоятельством и, в силу статьи 69 АПК РФ, не нуждается в доказывании. При этом сама по себе концентрация загрязняющих веществ не влияет на возможность и объем взыскания компенсации вреда.
В апелляционной жалобе податель утверждает о том, что содержание нефти и нефтепродуктов в почве при значениях менее 1 000 мг/кг является допустимым уровнем концентрации нефтепродуктов, ссылаясь на Письмо Роскомзема от 27.03.1995 N 3-15/582 "О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель".
Между тем, указанные методические рекомендации разработаны на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 555 "Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами" и определяют порядок организации и проведения работ по выявлению деградированных и загрязненных земель, и не применимы к землям лесного фонда.
В свою очередь подпунктом "а" пункта 13 постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" (действовало на момент проведения проверки) предусмотрено, что юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Таким образом, разлив нефтепродуктов на лесном участке является нарушением правил санитарной безопасности в лесах вне зависимости от концентрации нефтепродуктов.
Более того, согласно ГОСТ 17.1.4.01-80 "Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к методам определения нефтепродуктов в природных и сточных водах" нефтепродукты - неполярные и малополярные углеводороды, составляющие главную и наиболее характерную часть нефти и продуктов ее переработки, а в силу пункта 6.2, 6.6., 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 "Нефть. Общие технические условия" нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды.
Сам по себе факт попадания нефтепродуктов на лесные участки влечет негативные последствия, так как приводит к деградации естественных экологических систем и истощению природных ресурсов, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарному благополучию населения, наносит вред биологическим ресурсам и нарушает права неопределенного круга лиц-граждан Российской Федерации.
Постановление от 20.12.2019 N 203-215-19 по делу об административном правонарушении свидетельствует о том, что в ходе плановой документарной и выездной проверки АО "Газпромнефть-ННГ", проведенной Департаментом природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО в период с 17 июня по 16 июля 2019 года было выявлено нарушение правил санитарной безопасности в лесах, а именно: на лесном участке (куст N 3), расположенным в квартале N 2916 в выделе N 94 Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества (координаты WGS-84 64.209419,74.879674), обнаружен песчаный лесной участок (обвалка куста), на грунте которого имеются следы нефтепроявлений с характерным запахом нефтепродуктов. Площадь загрязненного участка местности составила 0,0073 га (73 м2). Работ по устранению загрязненного нефтепродуктами участка на момент осмотра не производилось, какой-либо техники для ликвидации загрязненного участка на участке обнаружено не было.
При наложении границ загрязненного участка, полученных при помощи GPS-навигатора, на материалы лесоустройства 2013 года в электронной картографической базе данных материалов лесоустройства программного комплекса ЛЕСГИС было установлено, что участок находится на лесных участках, предоставленных АО "Газпромнефть-ННГ" по договору аренды лесных участков от 23.11.2009 N 405/Л-09.
Аналогичные обстоятельства отражены в акте обследования лесных участков от 10.07.2019, в акте проверки от 16.07.2019.
Таким образом, вопреки доводам общества, факт наличия состава гражданского правонарушения является доказанным.
Расчет ущерба произведен в соответствии с пунктом 6 Приложения N 3 "Таксы для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 1730).
При исчислении размера ущерба применялась ставка платы за единицу объема древесины основной лесообразующей породы в субъекте Российской Федерации при этом, концентрация нефтепродуктов, которая подлежит определению на основании протоколов количественного химического анализа, готовящихся, в том числе на основании протоколов отбора проб, не учитывается при расчете ущерба лесному фонду.
Таким образом, указание подателя жалобы на то, что в материалы дела не представлены протоколы отбора проб, результаты лабораторных исследований, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку, вопреки позиции общества, сама по себе наличие нефтепродуктов на почвах земель лесного фонда является недопустимым и наносит ущерб окружающей среде, при этом уровень концентрации нефтепродуктов на исчисление размера вреда не влияет.
Кроме того, утверждение подателя жалобы о недоказанности допущенного загрязнения противоречит акту от 21.09.2019, представленному самим обществом, согласно которому нарушение было исправлено ответчиком в соответствии с запланированными мероприятиями.
Не имеет правового значения и утверждение подателя жалобы о том, что буровая (кустовая) площадка представляет собой искусственно созданное, сложное инженерное сооружение, не относящееся к составу насаждений лесного фонда, ввиду чего общество не может быть привлечено к ответственности.
Как следует из акта и приложенной к нему схемы, составленных должностным лицом лесничества, а также выписке из государственного лесного реестра загрязненный участок располагается в эксплуатационных лесах.
Обществом также не оспаривается, что место загрязнения с координатами WGS-84 64.209419, 74.879674 находится на землях лесного фонда.
Правовой режим лесов регламентирован ЛК РФ. Статья 6.1 ЛК РФ относит к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
Статьей 7 ЛК РФ установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса; эксплуатационные леса; резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса (статья 10 ЛК РФ).
Статья 117 ЛК РФ предусматривает, что к эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Кодекса. В эксплуатационных лесах допускается осуществление всех видов использования лесов, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
По смыслу главы 17 ЛК РФ правовой режим эксплуатационных лесов не изменяется в результате размещения на соответствующих участках каких-либо сооружений, включая тот объект, размещение которого на спорном участке общество полагает обстоятельством, исключающим в настоящем случае ответственность за лесонарушение.
В силу Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" нарушенные земли - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием (пункт 2). Согласно терминам, установленным "ГОСТ 17.5.1.01-83 (СТ СЭВ 3848-82) Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 13.12.1983 N 5854, нарушенными признаются земли, утратившие в связи с их нарушением первоначальную хозяйственную ценность и являющиеся источником отрицательного воздействия.
Нефтезагрязнение является источником отрицательного воздействия на окружающую среду. Иное не следует из правового регулирования и не обосновано ответчиком.
Довод ответчика о том, что истцом не доказан реальный (достоверный) размер площади нарушенного участка (0,00073 га) и соответственно размер ущерба, является несостоятельным, поскольку лесонарушение зафиксировано на схеме расположения обнаруженных нарушений на карте лесонасаждений Пурпейского участкового лесничества Таркосалинского лесничества в ходе осмотра, данная схема содержит данные о площади нарушения - 0,00073 га, о местоположении нарушения и координатах нарушения (11 точки).
В ходе осмотра истцом был применен GPS-навигатор Garmin GPSmap 62 S, который использовался не в целях проведения измерений, а только с целью фиксации координат границ загрязненного участка лесного фонда.
Ответчиком не представлено доказательств, позволяющих сделать достоверный вывод о том, что используемое средство является средством измерения, подлежащим государственному метрологическому контролю и надзору, на которое распространяется действие Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Доказательств, подтверждающих повреждение иной площади лесного фонда, ответчиком не представлено.
GPS-навигатор - устройство, которое получает сигналы глобальной системы позиционирования с целью определения текущего местоположения устройства на Земле. Устройства GPS обеспечивают информацию о широте и долготе.
Кроме того, в постановлении Верховного суда Российской Федерации от 24.08.2016 N 310-АД16-7458 (по делу N А64-4066/2015) указано, что доводы общества о том, что административный орган не представил каких-либо документов, подтверждающих отнесение GPS навигатора Garmin к средствам измерения, прошедшим метрологическую проверку, отклонены судами, поскольку указанный прибор не использовался как средство измерения, им зафиксировано только фактическое положение загрязненного земельного участка.
При камеральной обработке данных GPS-навигатора, полученных по итогам обследования, и загрузке данных в ПК Лесгис (входит в состав материалов лесоустройства) были установлены площадь лесонарушения и местоположение относительного границ арендованных лесных участков по договору N 405/Л-09 от 23.11.2009.
В соответствии со статьей 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15). Привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде").
Пунктом 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Согласно части 2 статьи 60.14 ЛК РФ подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации.
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу пункта 6 Правил N 800 рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных, в том числе ЛК РФ. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил N 800).
Подпунктом "в" пункта 15 поименованных Правил устанавливается, что проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию с исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации, в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте "б" пункта 4 настоящих Правил.
На основании пункта 26 Правил N 800 лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем 7 месяцев:
а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;
в) со дня выявления деградации земель;
г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель.
Согласно пункту 30 Правил N 800 завершение работ по рекультивации земель подтверждается актом о рекультивации земель, который подписывается лицом, обеспечившим проведение рекультивации в соответствии с пунктами 3 или 4 настоящих Правил. Акт должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель, консервации земель, а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация, консервация, в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей требованиям, предусмотренным пунктом 5 указанных Правил.
Согласно позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, проведение только одной рекультивации (либо возмещение ущерба в денежном эквиваленте) не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы, а наличие предписаний, обязывающих ответчика произвести рекультивацию нарушенных земельных участков, не исключает возмещение причиненного им вреда в полном объеме.
Как отмечено в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 N 310-ЭС15-1168, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы; закон не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния природного объекта, не являются полным возмещением вреда.
Проведение ответчиком рекультивации в будущем не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, выступая лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы АО "Газпромнефть-ННГ" о неразумности установления срока, установленного судом первой инстанции для разработки и согласования с департаментом проекта рекультивации участка, а также рекультивации участка, апелляционный суд принимает во внимание следующее.
Из смысла подпункта "в" пункта 26 Правил следует, что разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечивается лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в срок не позднее, чем 7 месяцев, в том числе со дня выявления деградации земель.
Как следует из материалов дела, в июле 2019 года обнаружен нарушенный лесной участок, в связи с чем, у общества имелась возможность провести мероприятия по восстановлению загрязненного лесного участка в бесснежный период 2019 года и 2020 года, однако, соответствующий мер ответчиком не предпринято. С учетом изложенного доводы жалобы отклоняются апелляционным судом как не свидетельствующие о наличии объективных препятствий к исполнению состоявшегося по делу судебного акта.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, ответчик не лишен возможности в порядке, предусмотренном статьей 324 АПК РФ, обратиться в суд с заявлением об отсрочке (рассрочке), исполнения судебного акта учитывая сроки проведения работ по рекультивации, согласованные в проекте.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования, поскольку возмещение вреда посредством взыскания с ответчика убытков, сумма которых определена по утвержденным таксам, является законной мерой ответственности. Соответствует действующим в сфере спорных отношений нормам и возложение на общество обязанности по проведению рекультивации загрязненного участка.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда являются обоснованными. Апелляционная жалоба АО "Газпромнефть-ННГ" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на АО "Газпромнефть-ННГ".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу акционерного общества "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.10.2020 по делу N А81-4513/2020 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-4513/2020
Истец: Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: АО "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз"