г. Красноярск |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 мая 2021 г. N Ф02-2281/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А74-5132/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рукосуевым Л.В.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле (их представителей),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "16" ноября 2020 года по делу N А74-5132/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327, далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (ИНН 1901114911, ОГРН 1131901004025, далее -министерство, ответчик) о признании незаконными решения, изложенного в письме от 24.04.2020 N 010-3058-СГ, об отказе в выдаче решения о размещении ВЛ-10 кВ и СТП 10/0,4 кВ на территории кадастрового квартала N 19:07:050502.
Определениями к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Добычин Николай Викторович, Федеральное агентство лесного хозяйства.
Определением изменено наименование заявителя публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на публичное акционерное общество "Россети Сибирь".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16 ноября 2020 года заявление удовлетворено, решение Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, изложенное в письме от 24.04.2020 N 010-3058-СГ, признано недействительным, на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия возложена обязанность в срок не позднее 10 рабочих дней со дня вступления настоящего решения в законную силу принять решение по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" от 27.12.2019 N 1.7/1/7919-исх о размещении объектов передачи электрической энергии ВЛ-10 кВ и СТП 10/0,4 кВ на территории кадастрового квартала N 19:07:050502 сроком на 11 месяцев.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство со ссылкой на пункт 3.4 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 и статью 82 Лесного кодекса Российской Федерации, указывает на отсутствие полномочий по предоставлению участка лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации.
По мнению ответчика, существование "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений", утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565 не может являться безусловным доказательством наличия у министерства полномочий на выдачу разрешений использования земельного участка в целях размещения линейных объектов.
Как указывает министерство, пунктом 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации определяются конкретные перечни случаев использования лесов в указанных целях без их предоставления на каком-либо праве, перечисленном в статье 9 данного кодекса. Указанный перечень случаев устанавливается федеральным органом исполнительной власти и на момент рассмотрения настоящего спора, не был утвержден.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество не согласилось с ее доводами, просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица, отзывы на апелляционную жалобу не направили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не направили своих представителей, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru). В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3.2 Устава общества, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, общество является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности общества является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
13.07.2018 между обществом и физическим лицом заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям N 20.1900.2630.18, по условиям которого стороны приняли на себя обязательства в части технологического присоединения к электрическим сетям кошары, расположенной (которая будет располагаться) по адресу: Республика Хакасия, Боградский район, АО "Карасукское", кадастровый номер земельного участка: 19:07:050502:19.
Для технологического присоединения кошары обществу требуется выполнение работ по строительству линейных объектов - воздушной линии электропередач В Л 10 кВ и столбовой трансформаторной подстанции СТП 10/04 кВ на территории кадастрового квартала 19:07:050502.
Строительство линейных объектов предполагает осуществлять на землях лесного фонда, в связи с этим общество обратилось в министерство с запросом от 27.12.2019 N 1.7/1/7919-исх о выдаче решения о размещении указанных линейных объектов на территории кадастрового квартала 19:07:050502 сроком на 11 месяцев.
Письмом от 21.01.2020 N 010-280-ВД Минприроды Хакасии проинформировало общество о том, что по итогам совместного обследования испрашиваемого лесного участка будет составлен акт натурного технического обследования и при отсутствии запретов, руководствуясь частью 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, будет выдано разрешение на размещение В Л 10 кВ и СТП 10/04 кВ сроком на 11 месяцев.
24.04.2020 в адрес общество поступило письмо Минприроды Хакасии N 010-3058-СГ об отказе в выдаче решения в связи с тем, что федеральным органом государственной власти не разработаны предусмотренные частью 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Не согласившись с решением, изложенным в письме от 24.04.2020 N 010-3058-СГ, об отказе в выдаче решения о размещении ВЛ-10 кВ и СТП 10/0,4 кВ на территории кадастрового квартала N 19:07:050502, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит основания для его изменения или отмены, исходя из следующего.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что нормы лесного и земельного законодательства допускают возможность использования лесного участка для строительства линейных объектов (для которых не требуется получение разрешения на строительство) без предоставления земельного участка или установления сервитута. При этом отсутствие порядка и условий размещения объектов, которые могут быть осуществлены на землях, находящихся государственной или муниципальной собственности без предоставления земельного участка не должно препятствовать лицу, объект которого предполагается к размещению правом на использование земельного участка.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу пункта 1 статьи 24 Лесного кодекса Российской Федерации допускается использование лесов без предоставления лесного участка или без установления сервитута.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов (пункт 2 данной статьи).
Согласно пункту 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно пункту 2 данных Правил, под линейными объектами понимаются линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Пунктом 1 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.06.2013 N 346 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее - Положение), согласно которому министерство является органом исполнительной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции в области лесных отношений. Пунктом 2.1.8.5 урегулированы полномочия министерства в части вопросов: предоставления лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, о том, что министерство праве выдавать разрешения на использование лесов для строительства линейных объектов без предоставления лесного участка, поскольку из указанных нормативных актов следует, что ответчик уполномочен распоряжаться участками земель лесного фонда.
Возможность выдачи разрешения на использование земельных участков лесного фонда без их предоставления или установления сервитута в законодательно установленных целях следует также из приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.12.2015 N 565, которым утверждены "Формы отчетности об осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений" (далее - Приказ от 28.12.2015 N 565). Так, Приложением N 4 к Приказу от 28.12.2015 N 565 утверждена специальная "Форма N 4-ОИП полугодовая", по которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, отражают сведения о выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, предусмотренных статьями 39.33 - 39.35 Земельного кодекса Российской Федерации на землях лесного фонда, и предоставляют их в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Кроме того, имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300). Согласно пункту 5 указанного Перечня, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется размещение объектов, в числе которых линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Таким образом, нормы Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами земельного законодательства предусматривают возможность использования лесных участков без их предоставления или установления сервитута в целях, обусловленных необходимостью строительства линейных объектов, на размещение которых не требуется получения разрешения на строительство.
В случае с линейными объектами применение норм земельного законодательства к рассматриваемым правоотношениям напрямую исходит из положений статей 9, 21, 24 и 45 Лесного кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации: в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244 утверждены Правила выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Правила N 1244). Согласно пункту 7 Правил N 1244 решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 25 дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
В рассматриваемом деле, лесной участок испрашивался обществом для строительства воздушной линии электропередачи ВЛ 10 кВ и столбовой трансформаторной подстанции СТП 10/04 кВ, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, для строительства таких линейных объектов электропередачи использование лесного участка может осуществляться без его предоставления или установления сервитута на основании разрешения на использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, выданного уполномоченным органом.
Доказательств нахождения испрашиваемого земельного участка в пользовании иных лиц министерством ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представлено. Разрешение на использование земельного участка испрашивается заявителем для строительства линейного объекта, что соответствует целям использования земель, предусмотренным в пункте 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом, как справедливо отмечено судом первой инстанции Порядком и условиями размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута на территории Республики Хакасия, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.03.2016 N 139, в нарушение пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован вопрос о порядке и условиях размещения объектов, перечень которых установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на лесных участках, находящихся в федеральной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Однако данное обстоятельство не должно препятствовать лицу, объект которого может быть размещен на землях и земельных участках, находящихся в федеральной собственности, воспользоваться правом на использование земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации без его предоставления и установления сервитута.
Таким образом, у министерства не имелось оснований для отказа обществу для выдачи разрешения.
По мнению министерства, пунктом 5 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации определяются конкретные перечни случаев использования лесов в указанных целях без их предоставления на каком-либо праве, перечисленном в статье 9 данного кодекса. Указанный перечень случаев устанавливается федеральным органом исполнительной власти и на момент рассмотрения настоящего спора, не был утвержден.
Вместе с тем, по состоянию на дату обращения общества в министерство с заявлением о выдаче решения о размещении объектов передачи электрической энергии ВЛ-10 кВ и СТП 10/0,4 кВ на территории кадастрового квартала 19:07:050502 перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута не был установлен уполномоченным органом, Лесной кодекс Российской Федерации не предусматривал иного правового регулирования правоотношений в части использования лесных участков без их предоставления для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, отличного от того, которое предусмотрено нормами земельного законодательства. В связи с тем, что земельное законодательство прямо устанавливает возможность размещения на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без их предоставления линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ (на территории Республики Хакасия - напряжением до 20 кВ включительно), а также относящихся к ним трансформаторных подстанций, отказ в выдаче такого решения является незаконным.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации министерство освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "16" ноября 2020 года по делу N А74-5132/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5132/2020
Истец: ПАО "РОССЕТИ СИБИРЬ"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Третье лицо: Добычин Николай Викторович, Федеральное агентство лесного хозяйства, ПАО Филиал "МРСК Сибири" - "Хакасэнерго"