город Ростов-на-Дону |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2021 г. N Ф08-3189/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
дело N А32-23620/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.,
судей Пименова С.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от Министерства природных ресурсов КК: посредством системы веб-конференции ИС "КАД" Неровных Г.В., паспорт, по доверенности от 30.12.2020 N 202-08.1-11-37004/20,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КубаньНедра"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.11.2020 по делу N А32-23620/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КубаньНедра" (ИНН 2314025190, ОГРН 1112314000743)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "КубаньНедра" (далее - ООО "КубаньНедра") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 13.02.2020 N 1.20/56Н о привлечении ООО "КубаньНедра" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением от 18.11.2020 суд отказал в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "КубаньНедра" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что объем добычи полезных ископаемых для 2018 года был установлен для общества следующий: не менее 300 тыс. м3. При этом верхняя граница объема ежегодной добычи на 2018 год не установлена. В 2018 году общество добыло полезного ископаемого в объеме 719,2 тыс. м3., что соответствует пункту 1 Изменений в условия лицензии. Постановление принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. К рассматриваемым правоотношениям подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый со дня совершения правонарушения (с 31.12.2017 и с 31.12.2018). Допущенное правонарушение является малозначительным, поскольку невыполнение минимального объема добычи в 2017 году компенсировано существенным увеличением объема добычи в 2018 году.
В судебное заседание не явились представители ООО "КубаньНедра", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ООО "КубаньНедра".
Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением информации из Лабинской межрайонной прокуратуры (24.12.2019 вх. N 202-53892/19), Министерством природных ресурсов Краснодарского края в период с 26.11.2019 по 03.12.2019 была проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых, в ходе которой установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "КубаньНедра" имеет лицензию на право пользования недрами от 01.10.2012 КРД 80296 ТР (срок окончания действия лицензии 22.03.2030) с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча песчано-гравийной смеси на южном фланге Аленовского месторождения. Участок недр расположен в 1,5 км западнее ст. Владимирской муниципального образования Лабинский район.
Согласно п.п. 3 п. 3.1, ст. 3 Условий пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на южном фланге Аленовского месторождения (приложение N 1 к лицензии на право пользования недрами КРД 80296 ТР), владелец лицензии должен осуществлять добычу полезного ископаемого на лицензионном участке в соответствии с основными условиями пользования участком недр; по объемам, основным видам работ и срокам их проведения владелец лицензии обязуется обеспечить ежегодную добычу не менее 400 тыс.м3 полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
ООО "КубаньНедра" представлен акт маркшейдерского замера объемов добычи по Южному флангу Аленовского месторождения за 2017 и 2018 годы.
Согласно отчетности N 5-гр, установлено, что ООО "Кубаньнедра" осуществило добычу в 2017 году 17,1 тыс.м3, в 2018 году 719,2 тыс.м3, что является нарушением требований лицензии КРД 80296 ТР от 01.10.2012, согласно которой годовая мощность добычи составляет не менее 300 тыс.м3, в 2019 году не менее 400 тыс.м3.
План развития горных работ, утвержденный в установленном порядке, юридическим лицом не представлен.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов Краснодарского края в отношении ООО "КубаньНедра" составлен протокол об административном правонарушении от 30.01.2020 N 1.20/5 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения 16.01.2020 уведомления (л.д. 58-59 том 1).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Краснодарского края в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края вынесено постановление от 13.02.2020 N 1.20/56Н о привлечении ООО "КубаньНедра" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
В силу части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной указанного административного правонарушения является пользование недрами с нарушением условий лицензии.
Таким образом, для квалификации правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ необходимо наличие одновременно двух условий - непосредственно пользование недрами (осуществление какого-либо или каких-либо видов пользования, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и совершение при этом действий или бездействия, повлекших нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) государственный фонд недр составляют как используемые участки недр, так и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
В соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно части пятой статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части второй статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить:
соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр;
соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых.
Аналогичные требования содержатся в пункте 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71.
Согласно пунктам 2 и 12 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах (п. 2), в проектную документацию включаются мероприятия по рациональному использованию и охране недр (подпункт "б" пункта 12).
Статьей 23.2 Закона о недрах установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляются в соответствии с утвержденными техническими проектами. Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
В соответствии с пунктом 50 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71 (далее - Правила охраны недр), годовые планы горных работ, включая годовые планы развития горных работ и годовые программы работ (далее - годовой план), определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
Согласно пункту 31 Правил охраны недр строительство и эксплуатация объектов, ведение работ по добыче и первичной переработке полезных ископаемых геологических и маркшейдерских работ при отсутствии или с отступлениями от утвержденной в установленном порядке проектной документации не допускается.
В соответствии с пунктами 54 и 55 Правил охраны недр производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана не допускается. Нормативы потерь и полезных ископаемых при добыче устанавливаются на основании технико-экономических расчетов для каждой выемочной единицы, вовлекаемой в отработку в планируемом периоде, в соответствии с установленными требованиями.
Согласно статье 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Статьей 49 Закона о недрах установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о недрах, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 N 814, подготовка планов и схем развития горных работ осуществляется пользователем недр или организацией, привлекаемой пользователем недр, которые имеют лицензию на производство маркшейдерских работ.
В силу пункта 13 этих Правил подготовки заявление о согласовании планов и схем развития горных работ пользователи недр представляют в орган государственного горного надзора до 1 сентября текущего года. Рассмотрение планов и схем развития горных работ осуществляется в период с 20 сентября по 25 декабря года, предшествующего планируемому, в соответствии с графиком, утверждаемым органом государственного горного надзора
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что общество "КубаньНедра" осуществляет деятельность на основании лицензии на право пользования недрами с нарушением лицензионных требований.
Таким образом, наличие в действиях ООО "КубаньНедра" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, является доказанным.
ООО "КубаньНедра" как лицо, осуществляющее добычу недр с нарушением лицензионных требований, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не обеспечило их выполнение.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что объем добычи полезных ископаемых для 2018 года был установлен для общества следующий: не менее 300 тыс. м3. При этом верхняя граница объема ежегодной добычи на 2018 год не установлена. В 2018 году общество добыло полезного ископаемого в объеме 719,2 тыс. м3., что соответствует пункту 1 Изменений в условия лицензии.
Согласно п.п. 3 п. 3.1, ст. 3 Условий пользования недрами с целью разведки и добычи песчано-гравийной смеси на южном фланге Аленовского месторождения (приложение N 1 к лицензии на право пользования недрами КРД 80296 ТР), владелец лицензии должен осуществлять добычу полезного ископаемого на лицензионном участке в соответствии с основными условиями пользования участком недр; по объемам, основным видам работ и срокам их проведения владелец лицензии обязуется обеспечить ежегодную добычу не менее 400 тыс. м3 полезного ископаемого; возможно увеличение объемов добычи согласно планам развития горных работ, утвержденным в установленном порядке.
Отсутствие установленной верхней границы объемов добычи (при существующей формулировке - объем не менее 300 тыс.м3), не свидетельствует о наличии у общества права на осуществление добычи в 2018 году полезного ископаемого в объеме, превышающем 300 тыс. м3, как и на добычу в 2017 году полезного ископаемого в меньшем объеме.
Изменения в условия об объемах добычи подлежат внесению в установленном порядке с учетом разрабатываемых и утверждаемых ежегодно планов развития горных пород.
Доказательств того, что добыча производилась в соответствии с показателями плана развития горных пород, не представлены.
Министерство соглашается, что годичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение согласованных объемов добычи полезного ископаемого в 2017 и 2018 годах истек на дату принятия постановления от 13.02.2020.
Вместе с тем, согласно протоколу об административном правонарушении обществу также вменяется осуществление работ при отсутствии плана развития горных пород.
Заявление на согласование плана развития горных работ на 2019 год подлежало подаче в уполномоченный орган до 01.09.2018, заявление подлежало рассмотрению до 25.12.2018.
Независимо от данных сроков, в силу пунктов 54 и 55 Правил охраны недр и п.п. 3 п. 3.1 ст. 3 Условий пользования недрами установлен прямой запрет на производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана.
Фактически при проведении проверки в период с 26.11.2019 выявлено осуществление работ в отсутствие плана развития горных работ на 2019 год.
Данное правонарушение является длящимся и было выявлено в ноябре 2019 года.
Таким образом, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок давности привлечения к административной ответственности истек в ноябре 2020 года.
В связи с изложенным судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о том, что постановление принято за пределами срока давности привлечения к административной ответственности. К рассматриваемым правоотношениям подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности, исчисляемый со дня совершения правонарушения (с 31.12.2017 и с 31.12.2018).
Судом апелляционной инстанции также отклоняются доводы жалобы о том, что допущенное правонарушение является малозначительным, поскольку невыполнение минимального объема добычи в 2017 году компенсировано существенным увеличением объема добычи в 2018 году.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. При этом суд исходит из того, что зная о недопустимости осуществления добычи недр с нарушением требований лицензии, общество осуществляло недропользование с нарушением установленных требований. Вину в совершении правонарушения общество не признает.
Доказательств исключительности обстоятельств совершения правонарушения обществом не представлено.
Административное правонарушение, совершённое предприятием, посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в области охраны собственности государства на недра.
Согласно преамбуле Закона о недрах, этот закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для снижения назначенного обществу размера штрафа ниже низшего предела, определенного санкцией части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Рассмотрев в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, его последствия и степень вины общества, суд не установил оснований для снижения размера административного наказания ниже низшего предела.
Суд установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 300 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
При этом, судом также учитывается, что законом предусмотрен механизм предоставления рассрочки уплаты административного штрафа.
Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 300 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица. Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции принято законное решение об отказе в удовлетворении заявления.
Решение суда от 18.11.2020 является законным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2020 по делу N А32-23620/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
С.В. Пименов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23620/2020
Истец: ООО "КубаньНедра"
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края