г. Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 4 мая 2021 г. N Ф05-7638/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А41-29384/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Лобня Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 19.11.2020 по делу N А41-29384/2020.
В судебном заседании принял участие представитель:
Администрации городского округа Лобня Московской области: Абрамова И.В. (по доверенности N 61/Д от 30.12.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Сервис-Телеком" (далее - ООО "Сервис-Телеком", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Лобня Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо) с требованиями о признании незаконным решения администрации от 19.03.2020 N 464-ЖКХ об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ", обязании администрации выдать заявителю ордер на право производства земляных работ в соответствии с представленным заявлением N Р001 5041897097-34180390.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.11.2020 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
С вынесенным решением не согласилось заинтересованное лицо и обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе администрация (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, отмечает, что спорный земельный участок попадает в границы транспортно-пересадочного узла "Лобня", территории планируемого размещения объектов благоустройства, в радиусе 50 м от размещаемого объекта находятся многоквартирные жилые дома. Считает, что суд не учел постановление Правительства Московской области от 19.02.2020 N 66/4 "О внесении изменений в порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута".
В судебном заседании представитель подателя жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 23.09.2019 N 15ВР-1511 установлены публичные сервитуты в интересах общества сроком на 49 лет в целях устройства инженерных коммуникаций - линейно-кабельных сооружений связи (опор многофункционального значения), в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0000000:45393 по адресу: г. Лобня, ул. Ленина (идентификационный номер - 46 ОП МЗ 46Н-04889).
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 04.03.2020 N Р001 5041897097-34180390 о предоставлении муниципальной услуги: "Выдача ордера на право производства земляных работ" по прокладке инженерной коммуникации установки линейно-кабельного сооружения связи, предназначенного для размещения телекоммуникационного или иного оборудования" (установка линейнокабельного сооружения связи (опора многофункционального назначения) высотой 39-м) по адресу: Московская область, городской округ Лобня, ул.Ленина, в полосе отвода автомобильной дороги "а/д "г.Лобня, Ленина", ll тех.кат., код 4410201, км 0+040 (влево)".
По результатам рассмотрения указанного заявления администрация направила в адрес заявителя решение от 19.03.2020 N 464-ЖКХ об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ", поскольку спорный земельный участок попадает в границы транспортно-пересадочного узла "Лобня", территории планируемого размещения объектов благоустройства.
Ссылаясь на незаконность данного отказа, полагая, что решение об отказе в выдаче разрешения на земляные работы не соответствует требованиям закона, ООО "Сервис-Телеком" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из их законности и обоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания законности оспариваемого решения лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания наличия факта нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеет место совокупность обстоятельств, необходимая для удовлетворения требований заявителя.
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 указанной статьи использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 статьи 25 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог принимаются органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций. Решения об установлении публичных сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства.
В соответствии со статьей 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области" земляные работы - производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
В соответствии с частью 7 статьи 43 названного Закона проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно пункту 3.3 Положения о производстве земляных работ на территории города Лобня, утвержденного решением Совета депутатов г. Лобня МО от 25.07.2017 N 320/17, производство земляных работ на территории города Лобня без ордера запрещается.
В силу пункта 5.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории городского округа Лобня Московской области", утвержденного постановлением главы г. Лобня от 21.08.2017 N 1528, органом, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является Администрация города Лобня.
Статьей 13.1 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача ордера на право производства земляных работ на территории городского округа Лобня Московской области", утвержденного постановлением главы г. Лобня от 21.08.2017 N 1528, установлено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- 13.1.1. Наличие противоречий или несоответствий в документах и информации, представленных заявителем и/или полученных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
- 13.1.2. Представление документов, необходимых для предоставления Муниципальной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами Московской области, настоящим Административным регламентом.
- 13.1.3. Представление документов, утративших силу в случаях, когда срок действия установлен в таких документах или предусмотрен законодательством Российской Федерации, правовыми актами Московской области.
- 13.1.4. Наличие у заявителя незакрытых ранее выданных ордеров, срок действия которых истек (за исключением основания, указанного в п. 6.1.2 настоящего Административного регламента).
В соответствии с пунктом 3.12 Положения о производстве земляных работ на территории города Лобня, утвержденного решением Совета депутатов г. Лобня от 25.07.2017 N 320/17, после проверки представленных документов в рамках требований пунктов 3.7.1 и 3.7.2 настоящего Положения уполномоченное лицо в срок не более десяти рабочих дней принимает одно из следующих решений:
- о предоставлении ордера;
- об отказе в предоставлении ордера или перенести сроки выполнения работ на другой период времени.
Согласно пункту 3.13 названного Положения основаниями для отказа заявителю в выдаче ордера или продлении сроков выполнения земляных работ на другой период времени является:
- выявление в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах недостаточной, искаженной или неполной информации, в том числе представление заявителем документов, срок действия которых на момент подачи заявления в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации истек;
- отсутствие необходимых согласований проектной документации;
- подача заявления и прилагаемых к нему документов лицом, не входящим в перечень лиц, установленных в п. 3.7.1; 3.7.2 Положения;
- непредоставление заявителем одного или более документов, указанных в п. 3.7.1; 3.7.2 Положения;
- текст в заявлении и (или) в прилагаемых к нему документах не поддается прочтению либо отсутствует;
- проведение общегородских мероприятий в местах осуществления земляных работ;
- некачественное выполнение земляных работ по ранее выданным ордерам или выполнение работ с нарушением установленных сроков.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в администрацию с заявлением N Р001 5041897097-34180390 о предоставлении муниципальной услуги: "Выдача ордера на право производства земляных работ" по прокладке инженерной коммуникации установки линейно-кабельного сооружения связи, предназначенного для размещения телекоммуникационного или иного оборудования (установка линейно-кабельного сооружения связи (опора многофункционального назначения) высотой 39-м) по адресу: Московская область, городской округ Лобня, ул.Ленина, в полосе отвода автомобильной дороги "а/д "г.Лобня, Ленина", ll тех.кат., код 4410201, км 0+040 (влево)".
Отказывая заявителю, администрация указала, что выдача ордера на право производства земляных работ не представляется возможным, поскольку границы испрашиваемого земельного участка, на котором планируется размещение объекта капитального строительства, для которого не требуется получение разрешения на строительство, попадают в границы транспортно-пересадочного узла "Лобня" и подлежат благоустройству согласно утвержденному Проекту планировки ТПУ "Лобня" (постановление Правительства Московской области N 475/20 от 20.06.2019). В соответствии с утвержденным эскизным предпроектным решением, согласованным Экспертным советом Министерства благоустройства Московской области, вблизи платформ МЦД по указанным координатам запланирована установка мачт уличного освещения. С целью благоустройства прилегающих в рамках запуска МЦД территорий в районе испрашиваемой территории по адресу: улица Ленина, в полосе отвода автомобильной дороги "а/д "г.Лобня, ул.Ленина", около дома 3 предусмотрен ремонт тротуара площадью 83,5 кв.м и ремонт парковки площадью 3030 кв.м. Также администрация указала, что в радиусе равном 50 метров от размещаемого объекта расположены жилые и (или) многоквартирные дома.
Между тем, указанные основания не соответствуют приведенному выше пункту 3.12 Положения о производстве земляных работ на территории города Лобня, утвержденного решением Совета депутатов г. Лобня от 25.07.2017 N 320/17.
Ссылка администрации в обжалуемом решении на постановление Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данный нормативный правовой акт не регулирует отношения по выдаче ордера на проведение земляных работ.
Кроме того, администрация не представила в материалы дела надлежащие доказательства, подтверждающие, что границы земельного участка попадают в границы транспортно-пересадочного узла.
При этом, как отмечено выше, распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 23.09.2019 N 15ВР-1511 установлены публичные сервитуты в интересах общества сроком на 49 лет в целях устройства инженерных коммуникаций - линейно-кабельных сооружений связи (опор многофункционального значения), в том числе, на земельном участке с кадастровым номером 50:41:0000000:45393 по адресу: г. Лобня, ул. Ленина (идентификационный номер - 46 ОП МЗ 46Н-04889).
Таким образом, право заявителя на использование земельного участка на указанные цели подтверждено названным распоряжением.
Исходя из указанного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19.11.2020 по делу N А41-29384/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Лобня Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29384/2020
Истец: ООО "СЕРВИС-ТЕЛЕКОМ"
Ответчик: адмиНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОБНЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛОБНЯ