г.Москва |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2021 г. N Ф05-2615/20 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А40-132672/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Гармаева Б.П., Левиной Т.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козиным О.О.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы АО "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ", ГК "Ростех" на решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2020 по делу N А40-132672/19,
по иску 1) МИНПРОМТОРГ РОССИИ; 2) АО "НПО "ИМПУЛЬС"
к 1) АО "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ", 2) ГК "Ростех",
третьи лица: 1) АО "НПО "ИМПУЛЬС", 2) Росимущество,
о взыскании неустойки: с АО "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ" в сумме 10 206 516 руб. 67 коп. и с ГК "Ростех" в сумме 19 114 074 руб. 67 коп.
При участии в судебном заседании:
от истца: 1) Берулин А.Н. по доверенности от 22.12.2020 N МД-100908/14, 2) не явился, извещен,
от ответчика: 1) Онисенко Д.Д. по доверенности от 15.12.2020 ;010-2021, 2) Валиева Ю.И. по доверенности от 28.11.2019 N РТ44.1/1-109,
от третьих лиц: не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Министерство промышленности и торговли РФ (далее - Минпромторг России) обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с АО "Системы Управления" неустойки за нарушение срока ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию по договорам от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021, от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 и от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 в размере 18 611 883,33 руб., ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по указанным договорам.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2019, в удовлетворении исковых требований отказано.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.03.2020 отменил решение суда первой инстанции от 23.09.2019 и постановление суда апелляционной инстанции от 12.12.2019, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
С учетом необходимости выполнения указаний суда кассационной инстанции определением Арбитражного суда города Москвы от 13.08.2020 дела N А40-132672/19-82-17 и N А40-267002/19-61-2131 объединены в одно производство для совместного рассмотрения в рамках дела N А40-132672/19-82-17.
При новом рассмотрении дела Минпромторг России в порядке ч. 1 ст. 49 АПК РФ окончательно уточнил размер заявленных требований и просил взыскать неустойку с АО "Системы управления" в сумме 10 206 516,67 руб., а с ГК "Ростех" - в сумме 19 114 074,67 руб.
Решением суда от 21.10.2020 присуждена к взысканию с АО "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ" в пользу истца неустойка в сумме 1 000 000 руб.; с ГК "Ростех" в пользу истца неустойка в сумме 2 000 000 руб.
При этом суд первой инстанции исходил из наличия оснований для удовлетворения заявленных требований с применением ст.333 ГК РФ.
Не согласившись с принятым решением, ответчики обратились с апелляционными жалобами в которых просили отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, приняв по делу новый судебный акт, считают, что неустойка истребована безосновательно.
Истец в порядке ст.262 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) направил отзыв на апелляционные жалобы, считает, что решение суда первой инстанции обоснованно, а жалобы не подлежат удовлетворению, по основаниям, изложенным в отзыве.
АО "НПО "ИМПУЛЬС", третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании представители ответчиков доводы апелляционных жалоб поддержали в полном объеме, просили отменить решение суда первой инстанции в обжалованной ими части, поскольку считают его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает их необоснованными, просил решение суда первой ин6станции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.266, ч.5 ст.268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, отзывов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" (далее - Программа) между Минпромторгом России совместно с Росимуществом, с одной стороны, и АО "Системы управления", с другой стороны, заключен договор 20.12.2013 об участии Российской Федерации в собственности АО "Системы управления" для опережающего исполнения инвестиционного проекта с привлечением кредитных средств N 01-09/677дсп/021.
Во исполнение данного договора Российская Федерация обязалась предоставить АО "Системы управления" бюджетные ассигнования на финансирование расходов на капитальные вложения по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение на ОАО "Научно-производственное объединение "Импульс", г. Санкт-Петербург" (далее -
Проект), о чем указано в п. 2 дополнительного соглашения N 1 от 20.12.2016 к вышеназванному договору.
В целях выполнения данных обязательств Минпромторг России и Росимущество, выступающие от имени Российской Федерации, с АО "Системы управления" заключены договоры об участии Российской Федерации в собственности субъекта инвестиций от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 и от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23, в соответствии с п. 1.1 которых Российская Федерация предоставляет бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала АО "Системы управления" в целях осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства, принадлежащий дочернему (зависимому) акционерному обществу для реализации инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объекта капитального строительства в рамках Программы на условиях, установленных договорами, для чего АО "Системы управления" передает, а Российская Федерация принимает и оплачивает акции АО "Системы управления" в следующем количестве:
по договору от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021-99 - 300 штук;
по договору от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 - 62 600 штук;
по договору от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 - 50 000 штук.
Согласно п.3.1 вышеуказанных договоров бюджетные инвестиции предоставляются АО "Системы управления" на увеличение его уставного капитала с целью осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства.
В соответствии с п. 2.1 договора от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021 для опережающего исполнения Проекта ответчик привлекает в 2013 году кредитные средства в размере 99 300 000 руб. и направляет их на осуществление взноса в уставный капитал дочернего общества, реализующего Проект.
В соответствии с п. 2.2 договора от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021 погашение обязательств по кредиту осуществляется АО "Системы управления" в 2016 году за счет предусмотренных Программой средств, выделяемых АО "Системы управления" из федерального бюджета. Порядок и условия предоставления бюджетных средств определяются дополнительным соглашением к договору, заключаемым сторонами в 2016 году.
Согласно п. 2 дополнительного соглашения N 1 от 20.12.2016 к договору от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021 Минпромторг России предоставляет АО "Системы управления" бюджетные инвестиции на реализацию Проекта в размере 99 300 000 руб.
В соответствии с п. 2.3 и п. 4.1.1 договора от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 Минпромторг России предоставляет АО "Системы управления" бюджетные инвестиции на реализацию Проекта в размере 62 600 000 руб.
В соответствии с п. 2.3 и п. 4.1.1 договора от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 Минпромторг России предоставляет АО "Системы управления" бюджетные инвестиции на реализацию проекта в размере 50 000 000 руб.
Таким образом, сумма предоставленных истцом ответчику бюджетных инвестиции на реализацию Проекта в целом составила 211 900 000 руб.
Пунктом 3.1.3 договора от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021, а также пунктом 4.2.15 договоров от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 и от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 предусмотрена обязанность АО "Системы управления" обеспечить ввод в эксплуатацию дочерним обществом объекта капитального строительства в срок, предусмотренный программой.
В соответствии с п. 4.2.17 договора от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 и пунктом 4.2.19 договора от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 АО "Системы управления" обязуется по завершении работ по объекту капитального строительства предоставить Минпромторгу России акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией.
В соответствии с условиями Программы, срок ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию установлен в 2017 году, таким образом, акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией должен быть представлен не позднее 31.12.2017.
Кроме того, на основании договора от 18.11.2016, заключенного Минпромторгом России и ГК "Ростех", предусмотрено предоставление ГК "Ростех" субсидии из федерального бюджета в виде имущественного взноса в целях финансирования инвестиционного проекта, предусмотренного Программой, по строительству, реконструкции и техническому перевооружению АО НПО "Импульс".
Платежным поручением от 30.10.2015 N 4378752 в пользу ГК "Ростех" из федерального бюджета перечислена вышеназванная субсидия в размере 396 832 000 руб.
Согласно п. 3.2.17 договора от 18.11.2016 ГК "Ростех" также обязалось обеспечить ввод АО НПО "Импульс" объекта в срок, предусмотренный Программой, т.е. не позднее 31.12.2017.
Поскольку согласно представленному акту, объект введен в эксплуатацию 07.12.2018, истец на основании п. 6.7 договора от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17, п. 6.6 договора от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 окончательно просит взыскать с АО "Системы управления" неустойку в размере 10 206 516,67 руб.; и на основании п. 5.6 договора от 18.11.2016 - неустойку в размере 19 114 074,67 руб. с ГК "Ростех".
Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, просрочки исполнения. Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства (ст.ст.330,331 ГК РФ).
В соответствии со ст. 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (пункт 5 статьи 10, пункт 3 статьи 307 ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела, о чем указано в п. 43 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора".
В данном случае при получении бюджетного финансирования АО "Системы управления" и ГК "Ростех" приняли на себя обязательства обеспечить ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства дочерним общество АО "Системы управления" - АО НПО "Импульс" в установленные сроки, не позднее 31.12.2017. Данная обязанность прямо закреплена в п. 3.1.3 договора от 20.12.2013 N 01-09/677дсп/021, п. 4.2.15 договора от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17 и п. 4.2.15 договора от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23, заключенных с АО "Системы управления", и в п. 3.2.17 договора от 18.11.2016, заключенного с ГК "Ростех".
В соответствии с п. 6.7 договора от 15.08.2014 N 01-09/304дсп/11.17, п. 6.6 договора от 22.10.2015 N 01-09/416дсп/11.23 в случае нарушения сроков ввода объекта в эксплуатацию АО "Системы управления" уплачивает пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки ввода объекта в эксплуатацию от суммы средств федерального бюджета, предусмотренных Программой, предоставленных АО "Системы управления" на реализацию инвестиционных проектов в целом, и перечисленных в АО НПО "Импульс" (т. 1 л.д. 38, 55-56).
Согласно п. 5.6 договора от 18.11.2016 в случае нарушения установленного Программой срока ввода объекта в эксплуатацию, ГК "Ростех" за каждый день просрочки ввода в эксплуатацию соответствующего объекта уплачивает пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы предусмотренных Программой средств федерального бюджета, которые были предоставлены ГК "Ростех" на реализацию инвестиционного проекта в целом, и перечислены ГК "Ростех" в АО НПО "Импульс", допустившую нарушение сроков ввода объекта в эксплуатацию (т. 1 л.д. 15).
Толкование названных положений договоров позволяет сделать вывод о том, что АО "Системы управления" и ГК "Ростех" получили бюджетные ассигнования из федерального бюджета на условиях реализации инвестиционного проекта на объектах АО НПО "Импульс" в установленные сроки (до 31.12.2017) и на условиях уплаты договорной неустойки (пени) в случае нарушения сроков ввода объектов в эксплуатацию.
Поскольку до 31.12.2017 г. реконструкция и техническое перевооружение на АО НПО "Импульс" завершено не было и объект введен в эксплуатацию только 07.12.2018, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного начисления вышеуказанных пени (неустоек).
Вопреки положениям п. 3 ст. 330 и ст. 401 ГК РФ ответчиками не представлены доказательства отсутствия их вины в том, что реконструкция объектов АО НПО "Импульс" не была завершена до 31.12.2017, а именно, доказательства того, что данными лицами при необходимой степени заботливости и осмотрительности были приняты все меры для надлежащего исполнения обязанности по обеспечению ввода объекта в эксплуатацию.
Доводы АО "Системы управления" и ГК "Ростех" об отсутствии контроля за деятельностью АО НПО "Импульс" не могли быть приняты судом первой инстанции, поскольку по существу данные доводы сводились к оспариванию условий предоставления бюджетных ассигнований, связанных с обязанностью именно АО "Системы управления" и ГК "Ростех" обеспечить достижение необходимого результата.
В соответствии со ст.ст. 28, 34 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации, в частности, основана на принципе эффективности использования бюджетных средств, означающего что участники бюджетного процесса при исполнении бюджета в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Поэтому Минпромторг России в договорах, заключаемых с АО "Системы управления" и ГК "Ростех", был вправе предусмотреть условие о выплате неустойки на случай не достижения бюджетополучателями необходимых результатов реализации Федеральной целевой программой "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы" в установленные сроки, а для АО "Системы управления" и ГК "Ростех" соблюдение данных условий являлось обязательным и не ограничивалось только самим фактом последующего перечисления бюджетных ассигнований.
Суд апелляционной инстанции полагает необходимым отметить, что в соответствии с п.6.5 названного договора в случае нарушения срока ввода объекта в эксплуатацию, предусмотренного пунктами 1.1 и 4.3.18 договора, Общество уплачивает корпорации пени в размере 1/240 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки ввода объекта в эксплуатацию, от суммы денежных средств, предоставленных Корпорации на реализацию предусмотренного Программой инвестиционного проекта в целом, и перечисленных Корпорацией Обществу.
Ответчики имели возможность осуществлять контроль строительства объекта и привлечь к ответственности АО "НПО "Импульс" в случае нарушения срока ввода объекта в эксплуатацию.
Ответчикам при заключении договоров названные положения были известны, понятны и не оспаривались. Заявлений о признании названных пунктов договоров недействительными от Ответчиков не поступало. Заключенные с Ответчиками договоры являются действующими до настоящего времени. Соглашений о расторжении указанных договоров не заключено.
Вышеназванные пункты включены в текст договоров на основании прямого указания действующего законодательства, в связи с чем, договоры не могли быть заключены без включения в них условий об ответственности заказчика (застройщика). Соответствующие пункты договоров соответствуют цели заключенных договоров и являются обеспечительным условием надлежащего исполнения обществом своих обязательств по осуществлению работ по объекту.
Таким образом, с учетом наличия у Ответчиков обязанности обеспечить ввод Организацией объекта в срок, предусмотренный Программой, начисление штрафных санкций за нарушение принятых на себя обязательств соответствует нормам гражданского законодательства.
Размер неустойки, начисленной к взысканию с АО "Системы управления" за период с 01.01.2018 по 07.12.2018, составляет 10 206 516,67 руб., из расчета: 211 900 000 руб. х 1/300 х 4,25% х 340 дней.
Размер неустойки, начисленной к взысканию с ГК "Ростех" за период с 01.01.2018 по 07.12.2018, составляет 19 114 074,67 руб., из расчета: 396 832 000 руб. х 1/300 х 4,25% х 340 дней.
В соответствии с ч.1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Принимая во внимание, доказанный период просрочки выполнения обязательств, с учетом разъяснений Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения ст.333 ГК РФ", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств", позиций Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 15.01.2015), суд первой инстанции, при наличии мотивированного ходатайства о необходимости применения ст.333 ГК РФ, а также ввиду явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, обоснованно снизил размер подлежащей уплате неустойки взыскиваемой с ГК "Ростех" до 2 000 000 руб., а с АО "Системы управления" - до 1 000 000 руб., тем самым правомерно установил баланс между сторонами применив ст.333 ГК РФ.
Иные доводы апелляционных жалоб, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2020 по делу N А40-132672/19 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
Б.П. Гармаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132672/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ"
Третье лицо: АО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ИМПУЛЬС", ГК "Ростех", ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2615/20
02.02.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-69451/20
21.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132672/19
17.03.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2615/20
12.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68052/19
24.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132672/19