г. Москва |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А41-74492/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Семушкиной В.Н., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
в судебном заседании участвуют представители:
от Администрации городского округа Серпухов Московской области (ОГРН 1025005604865, ИНН 5043014695): Мкртумян Р.М. представитель по доверенности от 30.12.2020;
от Комитета лесного хозяйства: (ИНН 5024129468, ОГРН 1125024004918); Игнатович А.В., представитель по доверенности от 28.12.2020;
от Федерального агентства лесного хозяйства Московской области: Калмыченко Е.С., представитель по доверенности от 26.08.2020);
от Министерства экономики и финансов Московской области:: представитель не явился, извещен;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: представитель не явился, извещен.
рассмотрев апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2020 года по делу N А41-74492/19
по заявлению Администрации городского округа Серпухов Московской области к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в суд с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства со следующими требованиями (с учетом принятых уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ): Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Пирогово площадью 6 623 кв. м, путем исключения из его состава земельного участка, согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
X, м |
Y, м |
|
1 |
358280,78 |
2202022,82 |
2 |
358250,45 |
2202114,06 |
3 |
358183,82 |
2202105,19 |
4 |
358173,09 |
2202043,16 |
Установить границы земельного участка, расположенного в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" площадью 4 378 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенного по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Пирогово, в соответствии с геодезическими данными:
Номер точки |
Координаты |
|
X, м |
Y, м |
|
1 |
358265,00 |
2202097,10 |
2 |
358186,74 |
2202105,02 |
3 |
358181,39 |
2202046,65 |
4 |
358210,04 |
2202040,71 |
5 |
358252,70 |
2202044,37 |
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 площадью 4 378 кв. м, путем установления границ земельного участка согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
X, м |
Y, м |
|
1 |
358265,00 |
2202097,10 |
2 |
358186,74 |
2202105,02 |
3 |
358181,39 |
2202046,65 |
4 |
358210,04 |
2202040,71 |
5 |
358252,70 |
2202044,37 |
Внести изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 4 378 кв. метров, фактически занятый Пироговским кладбищем, расположенный в деревне Пирогово в границах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" путем исключения из состава земель лесного фонда земельного участка площадью 46 кв. м, согласно геодезическим данным:
Номер точки |
Координаты |
|
|
X, м |
Y, м |
1 |
358265,00 |
2202097,10 |
2 |
358261,43 |
2202097,46 |
3 |
358259,04 |
2202071,58 |
Признать за муниципальным образованием "Городской округ Серпухов Московской области" право собственности на земельный участок площадью 4 378 кв. м, категории земли: земли особо охраняемых территорий и объектов, с видом разрешенного использования: ритуальная деятельность, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Пирогово, необходимый для использования по назначению под размещение кладбища;
Взыскать с ответчиков в пользу Администрации городского округа Серпухов Московской области судебные расходы, связанные с оплатой услуг экспертов по составлению заключения экспертов в размере 98 000 рублей, дополнительного заключения экспертов в размере 15 000 рублей, а всего в размере 113 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство экономики и финансов Московской области, ТУ ФАУГИ в МО.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2020 года по делу N А41-74492/19 заявленные требования к Федеральному агентству лесного хозяйства Московской области удовлетворены в полном объеме В удовлетворении требований к Комитету лесного хозяйства Московской области отказано (т. 2 л.д. 139-145).
Не согласившись с указанным судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства и Комитет лесного хозяйства Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ответчиков поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований.
Представитель Администрации против удовлетворения апелляционной жалобы истца возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей истца и ответчиков, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов на территории Московской области расположен земельный участок с кадастровым номером 50:32:0070212:7, общей площадью 6623 +/- 28 кв.м., вид разрешенного использования "ритуальная деятельность", категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, (т. 1, л.д. 9), расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, д. Пирогово. Сведения о правах отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 08.08.2019 г. (т. 1, л.д. 42-45).
Границы участка установлены на основании Постановления Администрации Серпуховского муниципального района Московской области N 1570 от 21.10.2015 (т. 1, л.д. 55), которым утверждена схема расположения участка.
Согласно выписке из Правил землепользования и застройки территории (части территории) сельского поселения "Липицкое" Серпуховского муниципального района Московской области, утвержденных решением Совета депутатов Серпуховского муниципального район Московской области от 01.05.2018 N 6/53 (т. 1, л.д. 17), участок находится в зоне двойного учета: земли лесного фонда и СП-1 (зона мест погребения - для обеспечения условий использования участков, предназначенных для специализированного размещения и функционирования мест погребения (кладбищ, крематориев, иных мест захоронения).
Как указывает Администрация городского округа Серпухов Московской области, участок используется под Пироговское кладбище, захоронения на котором производятся с 1947 года, о чем составлен акт осмотра от 04.03.2019 (т. 1, л.д. 7).
Согласно сведениям ГКУ МО "Мособллес" (т. 1, л.д. 38), участок с кадастровым номером 50:32:0070212:7 почти полностью расположен в квартале 21 Серпуховского сельского участкового лесничества филиала "Русский лес", площадь наложения 964,66 кв.м. В целях разрешения межевого спора, препятствующего распоряжению земельным участком с кадастровым номером 50:32:0070212:7 Администрация городского округа Серпухов Московской области обратилась в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования к Россельхозу, суд первой инстанции, признал их обоснованными
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Комитет указывает на то, что суд первой инстанции необоснованно отказал в части требований.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства Московской области, указывает,что администрация обоснованно отказала в предоставлении земельного участка в аренду в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земель лесного фонда.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционных жалоб в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", и абзаца 2 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
Такой иск представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Предметом доказывания по делам об установлении границ земельных участков является в том числе: факт и момент возникновения у истца права на смежный земельный участок; факт наложения границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, и земельного участка, принадлежащего ответчику. В рассматриваемом случае права истца на участок с кадастровым номером 50:32:0070118:1033 подтверждены следующим.
Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пункт 2 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс РФ) предусматривает разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; - земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27 сентября 2013 года N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; - земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1). В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; - земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; - земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве; - иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 2).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: - земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; - земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; - иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли (пункт 3).
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно.
Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию. Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения. Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о погребении местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Согласно части 2 статьи 15 Закона о погребении решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации.
Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
Пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Согласно тому же пункту статьи 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 9 Закона Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища.
Из совокупности приведенных положений следует, что спорный земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища и ранее выделенный под него, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
Действия органа местного самоуправления с 1945 года по настоящее время подтверждают, что он открыто и добросовестно осуществлял делегированные ему полномочия на соответствующей территории площадью, не предполагал и не знал, что государственный орган в сфере лесных отношений осуществил по факту кадастровые работы и часть участка в земли лесного фонда.
При этом, в данном случае речь идет не о самовольном занятии земель лесного фонда, а о законно размещенных на землях лесного фонда с 1945 года кладбища.
В целях определения наличия пересечения участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 с землями лесного фонда определением от 04.12.2019 г. назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам экспертной организации Обществу с ограниченной ответственностью "Экспертиза и управление недвижимостью" Боброву Денису Вадимовичу и Покарееву Александру Альбертовичу.
На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:
1.Установить с учетом санитарных норм фактическую границу Сенькинского кладбища, расположенного в деревне Сенькино Серпуховского района Московской области Московской области.
.2. С учетом ответа на вопрос N 1 установить, соответствует ли граница земельного участка, фактически занятая кладбищем, границам земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7.
3. В случае, если граница земельного участка, определенная при ответе на вопрос N 1, не совпадает с границей земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7, внесенной в ЕГРН, установить границы земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого кладбищем (с приложением графического материала).
4. Установить на основании материалов лесоустройства, имеется ли наложение границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7, фактически занятого кладбищем, установленного в рамках проведения настоящей экспертизы, на границы участка государственного лесного фонда. Если да, то определить площадь наложения и границы, с приложением графического материала. Экспертиза поступила в адрес суда, из нее усматриваются следующие выводы экспертов.
По данным геодезических работ, проведенных в ходе экспертного осмотра, материалам дела N А41-74492/19, экспертами были определены координаты контура фактической границы Пироговского кладбища, расположенного по адресу: Московская
Номер точки |
Координаты |
|
|
Х,м |
Y.M |
1 |
358265,00 |
2202097,10 |
2 |
358186,74 |
2202105,02 |
3 |
358181,39 |
2202046,65 |
4 |
358210,04 |
2202040,71 |
5 |
358252,70 |
2202044,37 |
Площадь участка |
4 378 кв. м |
По данным фактического расположения Пироговского кладбища, определена санитарно-защитная зона в 100 м, Пироговского кладбища, расположенного в деревне Пирогово Серпуховского района Московской области
Номер точки |
Координаты |
|
Х,м |
Y,M |
|
1 |
358388,18 |
2202185,14 |
2 |
358096,39 |
2202214,68 |
3 |
358073,64 |
2201966,84 |
4 |
358204,05 |
2201939,83 |
5 |
358333,62 |
2201950,95 |
Площадь участка |
69 844 кв. м |
Экспертами были определены координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым N 50:32:0070212:7 фактически занятого Пироговским кладбищем, а
Номер точки |
Координаты |
|
|
Х,м |
Y,M |
1 |
358255,78 |
2202098,03 |
2 |
358261,32 |
2202081,36 |
3 |
358252,70 |
2202044,37 |
4 |
358210,04 |
2202040,71 |
5 |
358181,39 |
2202046,65 |
6 |
358186,74 |
2202105,02 |
Площадь участка |
4 304 кв. м |
На основании проведенного исследования эксперты приходят к выводу, что граница земельного участка, фактически занятая кладбищем не соответствует границам земельного участка с кадастровым N 50:32:0070212:7.
Путем сопоставления контура земельного участка с кадастровым N 50:32:0070212:7 фактически занятого Сенькинским кладбищем с контуром государственного лесного фонда, по данным ЕГРН, экспертами были определены координаты и контур наложения границ, а также составлена обзорная схема наложения границ.
Номер точки |
Координаты |
|
|
Х,м |
Y,M |
1 |
358259.04 |
2202071.58 |
2 |
358261.32 |
2202081.36 |
3 |
358260.24 |
2202084.60 |
Площадь участка |
9 кв. м |
В связи с возникновением в процессе рассмотрения дела дополнительных вопросов, требующих специальных знаний, в соответствии со статьей 82 АПК РФ, определением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2020 г. по делу N А41-74492/19 назначена дополнительная судебная экспертиза для установления границ земельного участка, фактически занятого кладбищем (не только в пределах сформированного земельного участка), налагаемого на фактические границы земель лесного фонда.
Проведение дополнительной экспертизы поручено экспертам экспертной организации Обществу с ограниченной ответственностью "Экспертиза и управление недвижимостью" Боброву Денису Вадимовичу и Покарееву Александру Альбертовичу.
На разрешение экспертов поставлен следующий вопрос: Установить границы земельного участка с указанием площади и координат поворотных точек, фактически занятого Пироговским кладбищем в пределах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области" (полностью занятого Сенькинским кладбищем, не только в пределах земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7, налагаемые на фактические границы участка государственного лесного фонда. Экспертиза поступила в адрес суда.
На основании проведенного исследования экспертами были установлены границы наложения земельного участка, фактически занятого Пироговским кладбищем в пределах муниципального образования "Городской округ Серпухов Московской области", на фактические границы участка государственного лесного фонда, площадь наложения составляет 46 кв.м.
Названное заключение в силу положений части 1 статьи 64, статей 67 и 68 АПК РФ признано арбитражным судом надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что факт наличия пересечений земель лесного фонда и участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 подтвержден.
Согласно пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
Принимая решение, суд в силу части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. Требования, изложенные в редакции администрации, являются некорректными, однако это не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Суд учитывает, что настоящий иск связан с установлением границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7.
Из анализа положений статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что способы защиты гражданских прав сформулированы в ней в общем виде и подлежат уточнению при выборе субъектами конкретных гражданских прав способов их защиты (в частности, в случае защиты субъективного права посредством признания права следует указать конкретное нарушенное право).
Кроме того, при выборе способа защиты нарушенного права необходимо учитывать, что судебный акт должен обладать свойством исполнимости, в случае, если принятие решения по такому делу не позволяет восстановить нарушенные права и не изменяет сложившуюся правовую ситуацию, отказ в иске является правомерным, поскольку способ защиты не приводит к восстановлению прав и имущественных интересов лиц.
Избранный истцом способ судебной защиты установлении границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 и внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости в части указания координат поворотных точек местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 площадью 4 378 кв. м, путем установления границ, идентичны.
Результатом разрешения судом заявленного требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику. Таким образом, граница участка с кадастровым номером 50:32:0070212:7 подлежит уточнению в соответствии с результатами экспертного заключения, а из земель лесного фонда надлежит исключить участок в площади наложения.
Пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным.
Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
При этом, поскольку граница земель лесного фонда может быть изменена лишь после вступления в законную силу настоящего решения, Комитет лесного хозяйства Московской области может внести соответствующие изменения в сведения Государственного лесного реестра в целях исключения наложения границ земель лесного фонда на земельный участок площадью 5 033 кв. метров, фактически занятый Митинским кладбищем, лишь в порядке исполнения настоящего судебного акта.
В рамках настоящего дела не оспариваются действия Комитета лесного хозяйства по правилам главы 24 АПК РФ по невнесению сведений в ГЛР. Настоящие требования рассматриваются в порядке искового производства, оценка законности действий Комитета не является предметом рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах в требованиях к комитету обоснованно отказано.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 октября 2020 года по делу N А41-74492/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-74492/2019
Истец: Администрация города Серпухова Московской области
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Министерство экономики и финансов Московской области, ТУ ФАУГИ в МО, Управление Росреестра по МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8932/2021
03.02.2021 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-19714/20
16.10.2020 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-74492/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-74492/19