г. Самара |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 25 мая 2021 г. N Ф06-3410/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
02 февраля 2021 г. |
Дело N А55-15286/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 27 января 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 02 февраля 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Сергеевой Н.В., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сурайкиной А.В.,
с участием:
от ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго" - представитель не явился, извещено,
от ПАО "Россети Волга" - представитель Хуснутдинов Р.Р.(доверенность от 16.09.2019),
от ООО "ЖЭУ 110А" - представитель не явился, извещено,
от ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Леона Компании" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2020 года по делу N А55-15286/2020 (судья Рысаева С.Г.),
по исковому заявлению Публичного акционерного общества "Россети Волга",
к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго",
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ООО "ЖЭУ 110А", г. Самара,
ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", г.Самара,
ООО "Леона Компании", Самарская область, г.Тольятти,
о взыскании 77 815 руб. 75 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Волга" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ответчик), с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО "ЖЭУ 110А", г. Самара, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", г.Самара, ООО "Леона Компании", Самарская область, г.Тольятти, (далее - третьи лица), о взыскании 77 815 руб. 75 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2020 года приняты уточнения исковых требований. Сумма иска принята в размере 22 853 руб. 12 коп. С Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" в пользу Публичного акционерного общества "Россети Волга" взыскано 22 853 руб. 12 коп. основного долга за март 2020 года, а также расходы по госпошлине в сумме 2000 руб. Публичному акционерному обществу "Россети Волга" из федерального бюджета возвращена госпошлина в сумме 1 113 руб.
Не согласившись с выводами суда, Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью. Принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требования о взыскании задолженности, в размере 22 853,12 руб. за оказанные услуги по передаче электроэнергии в марте 2020.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права.
В жалобе указывает на то, что Спорный объем оказанных услуг по передаче электрической энергии ПАО "МРСК Волги" связан с участком сетей по потребителю ООО "ЖЭУ 110А" и ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области".
Податель жалобы полагает, что ПАО "МРСК Волги" необоснованно включило в объем услуг по передаче электроэнергии объем ООО "ЖЭУ 110А", поскольку стоимость оказанных услуг по передаче электроэнергии по потребителю ООО "ЖЭУ 110А", получающему электроэнергию с шин генераторного напряжения, должны быть определена за переданную электроэнергию в объеме 17 032 кВт/ч по уровню напряжения СН-1 по единому одноставочному тарифу на услуги по передаче электроэнергии по уровню расчетного напряжения СН-1 для прочих потребителей.
Кроме того податель жалобы указал на необоснованное включение ПАО "МРСК Волги" в объем услуг по передаче электроэнергии объем ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", поскольку 11.09.2019 N 5588/09 Дзю ПАО "Самараэнерго" были направлены в ПАО "МРСК Волги" заявки о введении ограничения по потребителю ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области" и, следовательно, с момента введения полного ограничения режима потребления в отношении ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области" ПАО "Самараэнерго" перестало являться потребителем услуг по передаче электрической энергии для, а ПАО "МРСК Волги" перестало оказывать услуги по передаче электрической энергии для ПАО "Самараэнерго".
ПАО "Россети Волга" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель ПАО "Россети Волга" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", ООО "ЖЭУ 110А", г. Самара, ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", г.Самара, ООО "Леона Компании" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений представителя ПАО "Россети Волга", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Между ПАО "Самараэнерго" (заказчик) и ПАО "МРСК Волги" (исполнитель) заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии N 0063У от 01.01.2010, в соответствии с которым исполнитель обязуется оказывать заказчику, действующему в интересах потребителей электрической энергии, услуги по передаче электрической энергии до точек поставки электроэнергии потребителей заказчика, с которыми заказчиком заключены договоры энергоснабжения и технологически присоединенными к электрическим сетям исполнителя (в том числе и опосредованно) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а заказчик обязуется оплачивать оказанные исполнителем услуги в порядке, установленном договором.
В силу пункта 3.2.2. договора заказчик принял на себя обязательство оплачивать услуги по передаче электроэнергии в размере и сроки, установленные договором. Расчетным периодом для оплаты оказываемых исполнителем по договору услуг является один календарный месяц (пункт 7.1. договора).
В соответствии с пунктом 7.6. договора стоимость услуг по передаче электрической энергии в рассматриваемый период определяется путем умножения переданного ответчику объема электрической энергии, по соответствующему уровню напряжения, на установленный органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - Министерством энергетики и ЖКХ Самарской области тариф на услуги по передаче электроэнергии, за вычетом стоимости объемов потерь электроэнергии.
Согласно пункту 7.7. договора окончательный расчет производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании выставленного исполнителем счета с учетом платежей, произведенных заказчиком по ранее выставленным счетам, исходя из объемов переданной электроэнергии, указанных в акте об оказании услуг по передаче за расчетный месяц.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате оказанных услуг по передаче электрической энергии в марте 2020 года по спорным точкам поставки потребителей ООО "ЖЭУ 110А", ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области" послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых вынесен судебный акт.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направлял ответчику претензию от 22.04.2020 N МР6/121/104/3194, которая в полном объеме не удовлетворена.
Исходя из объемов оказанных услуг по передаче электрической энергии в марте 2020 года, установленных тарифов, оспариваемая ответчиком стоимость услуг по передаче электрической энергии за март 2020 года составляет 77 815 руб. 75 коп.
Ответчик, возражая против иска, сослался на отсутствие обязанности оплачивать услуги по передаче электрической энергии в адрес истца, по точкам поставки ООО "ЖЭУ 110А" (СамГЭС" Ф-21, Ф-35), стоимость которых рассчитана по двухставочному варианту тарифа.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик электрической энергии - это коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к нему потребителем либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя и желающим приобрести электрическую энергию.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истцом при начислении стоимости услуг по передаче электрической энергии учтена расчетная схема 2.1.1646, являющаяся приложением к протоколу разногласий от 22.02.2019 к дополнительному соглашению от 05.02.2019 N 664 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2010 N 0063У, которое подписано истцом с протоколом разногласий и направлено в адрес ПАО "Самараэнерго", и до настоящего времени ответчиком не подписано. При этом разногласия в части варианта тарифа в отношении спорных точек поставки по договору N 20-4591Э отсутствовали.
В отношении потребителя ООО "ЖЭУ 110 "А" истцом при расчете стоимости услуг по передаче электрической энергии применена "ставка за содержание электрических сетей (для расчета стоимости услуг по передаче электрической энергии потребителям получающих электрическую энергию и мощность с шин (распределительных устройств) генераторного напряжения)" по уровню расчётного напряжения СН-1 двухставочного варианта тарифа. Объем потребления электрической энергии потребителем ООО "ЖЭУ 110 "А" рассчитан как разность объемов электрической энергии между приборами учета установленными в границе балансовой принадлежности ПАО "Т Плюс" и ООО "ЖЭУ 110 "А" на Самарской ТЭЦ Фидер-21, Фидер-35 и приборами учета установленными у конечных потребителей.
Акт об объёме переданной электрической энергии по спорным точкам поставки сформирован на основании объёмов электрической энергии по головным счётчикам, полученных удалённым доступом по системе АСКУЭ (на объектах электроэнергетики Самарской ТЭЦ установлены интервальные приборы учета, и данные о почасовых расходах ежесуточно передаются в адрес истца) и объёмов электроэнергии по точкам на вычет (конечных потребителей), полученных от ответчика.
Объём электрической энергии по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А" за март 2020 года, рассчитанный следующим образом: 582 910 кВтч (основные точки, расход по которым рассчитан по АСКУЭ) - 565 878 кВтч (потребители, опосредованно подключенные к сетям филиала через сети ООО "ЖЭУ 110 "А" и сети Самарской ТЭЦ; расход электроэнергии по данным потребителям указан на основании показаний, предоставленных ответчиком) и равен 17 032 кВтч. О наличии разногласий по объёму электрической энергии ответчиком не заявлялось.
Согласно расчетам истца стоимость услуг по передаче электроэнергии по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А" за март 2020 составила 41 401,32 рублей, исходя из величины фактической мощности 0,031 МВт (мощность ГН по потребителю ООО "ЖЭУ 110 "А").
Фактическая мощность по договору N 20-4591Э за март 2020 года рассчитана истцом в соответствии с актом учёта перетоков электрической энергии на основании п. 181 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее по тексту - Основные положения).
Доводы ответчика о необходимости производить расчет услуг по передаче электрической энергии исходя из объема электрической энергии собственного потребления ООО "ЖЭУ 110А" и единого одноставочного (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии по уровню расчётного напряжения СН -1 для прочих потребителей, исходя из следующего расчета 17032 кВтч * 1,96079 руб./кВтч. (единый одноставочный (котловой) тариф) = 33 396,18 руб. (без НДС), с учётом НДС 20% в размере 6 679,24 руб., а всего 40 075,42 руб., являются необоснованными в силу следующего.
Согласно п. 6 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В свою очередь п. 55 "Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", утвержденных Приказом ФСТ РФ от 06.08.2004 N 20-э/2, предусматривает установление тарифов и, соответственно, оплату услуг по передаче электроэнергии в отношении потребителей с шин генераторного напряжения только по ставке тарифа на содержание сетей.
Аналогичные особенности оплаты стоимости услуг по передаче электрической энергии с шин генераторного напряжения прямо предусмотрены в п. 81 Основных положений, согласно которому, потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, оплачивают услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей:
- расходы на содержание электрических сетей оплачиваются в полном объеме;
- нормативные потери оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией;
- при расчете и применении тарифа на услуги по передаче электрической энергии за уровень напряжения принимается наиболее высокий уровень напряжения, на котором энергетические установки производителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации.
Ссылка на необходимость определения оплаты оказанных услуг для опосредованно присоединённых через энергетические установки производителя электрической энергии потребителей только по ставке тарифа на содержание электрических сетей содержится также и в письме Федеральной службы по тарифам РФ от 27.10.2010 N ЕП-8693/12.
Согласно Решению Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.02.2011 N ВАС-14764/10, положения п. 55 Методических указаний признаны соответствующими нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. При этом Высший Арбитражный Суд РФ пришел к выводу о том, что установленный порядок оплаты опосредованно присоединенными к сетям сетевых компаний потребителями услуг по передаче электрической энергии обеспечивает равномерное распределение между всеми потребителями (как непосредственно, так и опосредованно присоединенными к сетям сетевых компаний) бремени условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые несут указанные компании независимо от объема фактически переданной по их сетям электрической энергии. Из пункта 55 Методических указаний следует, что опосредованно присоединенные к сетям сетевых компаний потребители оплачивают услуги по передаче электрической энергии не в полном размере, а только в части ставки за содержание сетей. Таким образом, обеспечивается баланс экономических интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, что является одним из общих принципов организации экономических отношений и основ государственной политики в сфере электроэнергетики, закрепленных в статье 6 Закона об электроэнергетике. При этом опосредованно присоединенный потребитель оплачивает только одну из составляющих тарифа на услуги по передаче электрической энергии, а сетевая компания получает возмещение условно-постоянных расходов на содержание сетей, которые она несет независимо от объема фактически переданной электрической энергии.
В силу п. 15 (1) Правил недискриминационного доступа, объемы услуг по передаче электрической энергии за расчетный период, оказанных прочими сетевыми организациями, определяются в зависимости от применяемого в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике к потребителю электрической энергии (мощности) варианта цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающего устройства (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) в следующем порядке:
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по одноставочной цене (тарифу) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого из уровней напряжения, по которым дифференцируются такие цены (тарифы), равным объему потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения;
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого из уровней напряжения, по которым дифференцируются такие цены (тарифы), равным объему потребления электрической энергии на соответствующем уровне напряжения;
- объем услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности) за расчетный период по ставке, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, двухставочной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии, определяется в отношении каждого уровня напряжения, по которым дифференцируется такая цена (тариф), равным среднему арифметическому значению из максимальных значений в каждые рабочие сутки расчетного периода из суммарных по всем точкам поставки на соответствующем уровне напряжения, относящимся к энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) потребителя электрической энергии (мощности) почасовых объемов потребления электрической энергии в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
Определение обязательств гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), действующего в интересах обслуживаемых им по договорам энергоснабжения потребителей электрической энергии (мощности), по оплате им услуг по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с требованиями настоящего пункта в отношении каждого уровня напряжения по совокупности точек поставки каждого из обслуживаемых им потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей), соответствующих энергопринимающему устройству (совокупности энергопринимающих устройств) исходя из варианта цены (тарифа), применяемого в отношении соответствующего потребителя электрической энергии (мощности) в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, и объема услуг по передаче электрической энергии, оплачиваемых потребителем электрической энергии (мощности), определенного в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Объемы потребления электрической энергии для целей настоящего пункта определяются в порядке, установленном Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности - для субъектов оптового рынка и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии - для субъектов розничных рынков.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 31.07.2014 N 750 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам снижения величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе" абзац 21 пункта 81 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 был приведен в соответствие с абзацем 26 этого же пункта. Данное изменение, носящие уточняющий и разъясняющий характер, закрепляет отсутствие у потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, права на выбор варианта тарифа для осуществления расчетов за услуги по передаче электрической энергии, поскольку в специальном нормативно-правовом акте -Методических указаниях (п. 55) императивно закреплена обязанность оплаты такими потребителями стоимости оказанных услуг по двухставочному варианту тарифа с учетом особенностей определения оплаты нормативных потерь (оплачиваются только в части объемов электрической энергии, не обеспеченных выработкой электрической энергии соответствующей электрической станцией).
Приказом Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 27.12.2019 N 868 единые котловые тарифы за услуги по передаче электрической энергии на 2020 год, используемые в расчетах между истцом и ответчиком, установлены таким образом, что ставка на содержание электрических сетей выделена только в составе двухставочного тарифа.
Таким образом, в силу п. 6 Правил недискриминационного доступа, п. 81 Основ ценообразования, п. 55 Методических указаний, Приказа Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 27.12.2018 N 985 в отношении потребителей, получающих электрическую энергию с шин генераторного напряжения, стоимость оказанных услуг должна быть определена исходя из ставки на содержание сетей двухставочного тарифа.
Как следует из положений абз. 3 п. 4 ст. 26 Закона об электроэнергетике, владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно абз. 5 п. 4 Основных положений, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В силу п. 129 Основных положений, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
В соответствии с п. 130 Основных положений, при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание положения ст. 8 Закон об электроэнергетике, естественно-монопольный характер оказываемых услуг, отсутствие у потребителя права выбора не только контрагента - сетевой организации в конкретных точках поставки, но и методики расчета за оказанные услуги по передаче электроэнергии и установление регулирующим органом с учетом данных обстоятельств тарифов за услуги по передаче электроэнергии, суд верно указал, что отказ ответчика от оплаты оказанных услуг по передаче электроэнергии нарушает общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, установленные ст. 6 Закона об электроэнергетике.
В отношении спорной точки поставки ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" задолженность составила 21 527,22 рублей. Суть разногласий сводится к тому, что ответчик считает, что не обязан оплачивать услуги по передаче электрической энергии в адрес истца в связи с введением ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области".
Доводы ответчика правомерно признаны судом необоснованными, поскольку, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 546 Кодекса, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан.
О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Закона N 35-ФЗ поставщик и (или) покупатель электроэнергии не вправе расторгнуть договор купли-продажи, договор поставки электрической энергии, в том числе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, до момента надлежащего уведомления сетевой организации о своем намерении расторгнуть договор в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков.
Из пунктов 3, 4 статьи 37 Закона N 35-ФЗ следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков (Основные положения) в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Основные положения предусматривают правила заключения договоров между потребителями электрической энергии (энергосбытовыми организациями) и гарантирующими поставщиками и правила их исполнения.
Правительством Российской Федерации утверждается также порядок ограничения режима потребления электроэнергии потребителями в случае нарушения ими своих обязательств по оплате электроэнергии (пункты 6, 7 статьи 38 Закона N 35-ФЗ).
Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии.
Гарантирующий поставщик обязан в силу своего статуса и требований законодательства поставлять электроэнергию любому обратившемуся к нему покупателю и вправе получать своевременную и полную оплату поставленного ресурса и оказанных услуг.
Покупатель вправе получить от гарантирующего поставщика электроэнергию и обязан ее оплатить.
Баланс экономических интересов в отношениях между гарантирующим поставщиком и покупателем достигается понуждением последнего к добросовестному исполнению своих денежных обязательств.
Для воздействия на недобросовестного потребителя гарантирующий поставщик по общему правилу имеет возможность на введение ограничения режима потребления электроэнергии и (или) на расторжение договора.
Так, в соответствии с пунктом 53 Основных положений если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя (покупателя) об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора.
Из смысла пункта 53 Основных положений в совокупности с пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что отказ гарантирующего поставщика от договора влечет его расторжение, что в свою очередь влечет полное прекращение подачи электрической энергии.
В силу пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны (пункт 3 статьи 307, пункт 4 статьи 450.1. Гражданского кодекса Российской Федерации).
Нарушение этой обязанности может повлечь отказ в судебной защите названного права полностью или частично, в том числе признание ничтожным одностороннего изменения условий обязательства или одностороннего отказа от его исполнения (пункт 2 статьи 10, пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Основы регулирования отношений, связанных с введением ограничения режима потребления электроэнергии, урегулированы Правилами N 442.
Ограничения предполагают прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных Правилами ограничения случаях.
В частности, ограничения вводятся в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате электроэнергии (подпункт "б" пункта 2 Правил N
Полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства (пункт 10 Правил N 442).
В пункте 15 Правил N 442 установлен общий порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии.
Суд верно указал, что законодательство учитывает не только баланс экономических интересов сторон договора энергоснабжения, но и экологические и социальные интересы общества в целом. В этих интересах в законодательство об электроснабжении включены нормы о специальном правовом регулировании в отношении некоторых потребителей, имеющих задолженность по оплате электроэнергии.
В связи с изложенным, процедура отказа от исполнения/расторжения договора регламентирована Основными положениями N 442, а также Правилами ограничения. До момента надлежащего уведомления сетевой организации односторонний отказ, а, равно как и расторжение договора не считается заявленным.
Договор энергоснабжения, заключенный ответчиком с конечными потребителями можно считать расторгнутым только в случае соблюдения гарантирующим поставщиком Правил введения ограничения, вследствие чего обязанность по оплате услуг сетевой компании по передаче электрической энергии до потребителей по-прежнему лежит на ответчике как гарантирующем поставщике по договору энергоснабжения и договору об оказании услуг по передаче электрической энергии с истцом.
Воля гарантирующего поставщика на отказ от исполнения договора не является выраженной, а прекращение договора не может быть признано состоявшимся в случае, когда в установленном порядке гарантирующим поставщиком не инициирована процедура полного ограничения режима потребления электрической энергии, либо в случае, когда введение полного ограничения потребления электрической энергии в дату, указанную в уведомлении, запрещено действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
Согласно абзацу 5 пункта 4 "Основных положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В силу пункта 129 Основных положений, иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 130 Основных положений, при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
Принимая во внимание изложенное, суд верно указал, что владельцы объектов электросетевого хозяйства обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства, вне зависимости от наличия либо отсутствия договорных отношений, обеспечивающих продажу им электрической энергии.
21.01.2020 в соответствии с заявкой ПАО "Самараэнерго" от 10.01.2020 N 37/09/Дзю персоналом Истца осуществлен контроль введения самостоятельного полного ограничения режима потребления электроэнергии Управлением мелиорации по точкам поставки ПС 110/6 кВ Заволжье РУ-6 кВ ГНС В1-6 кВ, ПС 110,6 кВ Заволжье РУ-6 кВ ГНС В2-6 кВ, о чем составлены акты о введении ограничения режима потребления (самоограничение потребителем).
Конечные показания на момент самоограничения составили: ПС 110/6 Заволжье РУ-бкВ ГНС В1-6кВ (N 0807130578) - 1338,39 кВт/ч и ГНС В2-6кВ (N0808135153) - 306,12 кВт/ч.
От сетей Управления мелиорации опосредованно подключен потребитель КФХ Миронова СВ. (договор энергоснабжения N 09-0064э), у которого отсутствует задолженность по оплате за потребленную электроэнергию и которым заключен договор энергоснабжения с ПАО "Самараэнерго".
В связи с электропотреблением опосредованно подключенного к сетям ПАО "МРСК Волги" через сети Управления мелиорации потребителя КФХ Миронова СВ. и тем, что в оставшемся в работе оборудовании Управления мелиорации (ТСН ТМ-6/04 кВ 630 кВа), которое подключено после расчетного прибора учета (N 0807130578), имелись технические потери, конечные показания за март 2020 года по точке учета ПС 110/6 кВ Заволжье РУ-6 кВ ГНС В1-6кВ N 0807130578 составили 1 340,237 кВт-ч. Суммарный расход по данной точке с учетом постоянных и нагрузочных технических потерь в оборудовании от места установки расчетного прибора учета (N 0807130578) до границы раздела балансовой принадлежности, включая технические потери в силовом трансформаторе С-1-Т 110/6 кВ ПС 110/6 кВ Заволжье, за март 2020 года составил 49 261 кВт-ч.
По потребителю КФХ Миронов СВ. (дог.N 09-0064э), подключенному от сетей Управления мелиорации, объем электроэнергии за март 2020 года составил 300 кВт-ч.
В соответствии с п. 12 Правил ограничения ПАО "МРСК Волги" осуществлена проверка введенного самостоятельного полного ограничения режима потребления электроэнергии Управлением мелиорации, о чем составлены акты проверки введенного ограничения режима потребления от 31.01.2020, 21.02.2020, 20.03,2020.
Следовательно в редакции ПАО "МРСК Волги" стоимость услуг по передаче электроэнергии по потребителю ФГБУ "Управление мелиорации земель и с/х водоснабжения по Самарской области" (договор энергоснабжения N 09-0022Э) за март 2020 составляет: 48 961 кВтч * 1,29274 руб./кВтч (Ставка одноставочного тарифа на услуги по перед, электрической энергии по сетям уровня ВН без учета НДС) = с учётом НДС 20% в размере 12 658,77 рублей, стоимость услуг по передаче электроэнергии за март 2020 года составляет 75 952,61 рублей.
26.03.2020 в адрес Истца поступила заявка Ответчика исх. N 1849/09/ДЗю о возобновлении режима потребления электрической энергии.
По факту возобновления режима потребления электрической энергии Истцом составлены акты о возобновлении подачи электрической энергии от 27.03.2020.
Показания на момент возобновления режима потребления электрической энергии составили: ПС 110/6 Заволжье РУ-бкВ ГНС В1-6кВ (N 0807130578) - 1338,52 кВт/ч и ГНС В2-6кВ (N0808135153)-306,12 кВт/ч.
ПАО "Самараэнерго" оплатило объём электроэнергии по потребителю Управление мелиорации по единому одноставочному (котловому) тарифу на услуги по передаче электрической энергии по уровню расчётного напряжения ВН в объеме 35 084 кВт/ч в размере 54 425,39 рублей, в связи с чем, задолженность ПАО "Самараэнерго" по данным спорным точкам поставки составляет 21 527 руб. 22 коп.
В соответствие с п. 129, 130 Основных положений потери электрической энергии, возникающие в своих сетях, обязаны оплачивать не только сетевые организации, но и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства вне зависимости от того, обладают они статусом сетевой организации или нет. Владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности)..
Судом правомерно отклонен довод ответчика о том, что в спорный период имело место бездоговорное потребление электрической энергии со стороны указанного потребителя, поскольку он по сути сводится к перекладыванию ответственности за неплатежеспособных потребителей на сетевую организацию, которая в такой ситуации будет являться обязанной стороной в отношениях по оплате потребленной данными потребителями электрической энергии, что противоречит основным началам законодательства об электроэнергетики и свидетельствует о злоупотреблении ответчиком правами и нарушении им антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Принимая во внимание положения абзаца 3 пункта 4 статьи 26 Закона N 35 -ФЗ, пунктов 4, 129, 130 Основных положений, судом сделан правильный вывод, что весь объем электрической энергии, переданный истцом в сети ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области", является полезным отпуском истца, который вправе требовать за услуги по передаче электрической энергии до данных спорных точек поставки эквивалентную плату в соответствии с действующим законодательством.
Разногласия в отношении точкам поставки ООО "Леона Компани" были урегулированы между истцом и ответчиком в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, истцом были уменьшены исковые требования.
В соответствии с о ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При указанных обстоятельствах исковые требования истца в сумме 22 853 руб. 12 коп. являются обоснованными и правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Аналогичный подход применен судами при рассмотрении дел N А55-24139/2017, N А55-30716/2017, NА55-10598/2017.
Суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 октября 2020 года по делу N А55-15286/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
Н.В.Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15286/2020
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала-"Самарские распределительные сети", ПАО "Россети Волга"
Ответчик: ПАО "Самараэнерго", ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"
Третье лицо: ООО "ЖЭУ 110А", ООО "Леона Компани", ООО "Леона Компании", ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области