г. Красноярск |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А33-2552/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" февраля 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" февраля 2021 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Бабенко А.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (Публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт") Зубковой И.В., представителя по доверенности от 01.01.2021 N 470-2021, паспорт, диплом НВ N 153660;
от административного органа (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Ялуниной Л.С., представителя по доверенности от 11.01.2021 N 2, паспорт, диплом 102405 0488028, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" ноября 2020 года по делу N А33-2552/2020
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (далее по тексту - ПАО "Красноярскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края об оспаривании предписания об устранении выявленных нарушений от 11.10.2019 N 1816-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 03.11.2020 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Службой не доказан факт неисправности прибора учета в период потребления.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 03.02.2021.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/).
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Ответчиком на основании приказа от 12.09.2019 N 1816-ж проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 11.10.2019 N 1816-ж; ПАО "Красноярскэнергосбыт" выдано предписание от 11.10.2019 N 1816-ж.
Полагая, что предписание является недействительным, нарушает права и интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, положению о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п (далее - Положение от 03.04.2012 N 143-п) оспариваемое предписание выдано государственным инспектором Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в пределах предоставленных полномочий.
Процессуальных нарушений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в ходе проведения ответчиком проверки в отношении заявителя судом при рассмотрении дела не установлено, об их наличии не заявлено.
Как следует из материалов дела, в том числе акта проверки от 11.10.2019 N 1816-ж должностным лицом административного органа на основании обращения физического лица в отношении ПАО "Красноярскэнергосбыт" проведена внеплановая документарная проверка по адресу жилого частного дома: Красноярский край, Емельяновский район, п.Устюг, ул. Бородавкина, д. 32.
Согласно пункту 1 предписания от 11.10.2019 N 1816-ж в нарушение обязательных требований статьи 157 ЖК РФ, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее по тексту - Правила от 15.05.2013 N 416), пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила от 06.05.2011 N 354) ПАО "Красноярскэнергосбыт" в платежном документе за июнь 2019 года собственника жилого помещения N 2 в жилом доме в отсутствие введенного надлежащим образом индивидуального прибора учета электрической энергии произвело перерасчет начислений за период с января 2018 года по май 2019 года на фактический объем потребленной электрической энергии,
По пункту 2 предписания от 11.10.2019 N 1816-ж в нарушение обязательных требований статьи 157 ЖК РФ, подпункта "ж" пункта 4 Правил от 15.05.2013 N 416, пункта 42 Правил от 06.05.2011 N 354 ПАО "Красноярскэнергосбыт" в платежных документах за июль, август 2019 года собственника жилого помещения N 2 в жилом доме в отсутствие введенного надлежащим образом индивидуального прибора учета электрической энергии произвело начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из фактического объема потребления электрической энергии.
Указанным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 24.01.2020 устранить нарушение; предоставить документы, подтверждающие исполнение предписания.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю в удовлетворении требования, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание службы соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
По части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии устанавливают Правила от 06.05.2011 N 354.
По пункту 42 Правил от 06.05.2011 N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или (квартирным) прибором учета определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2, а в случае его отсутствия - исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
По пункту 2 Правил от 06.05.2011 N 354 норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно материалам дела (в том числе акту проверки от 11.10.2019 N 1816-ж, письменным пояснениям заявителя, оспариваемому предписанию, договору энергоснабжения N 75 от 09.02.2012) ПАО "Красноярскэнергосбыт" предоставляет коммунальную услугу по электроснабжению жилого помещения N 2 одноэтажного жилого дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Устюг, ул.Бородавкина, д. 32, кв. 2.
Исходя из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 20.11.2019 N 99/2019/296664548, ранее (с 22.12.2014 по 22.05.2015) потребителем электрической энергии по указанному адресу являлся Яковенко В.В. (с ним заключен договор энергоснабжения N 75 от 09.02.2012); с 22.05.2015 - Фонарев С.А., с 22.08.2017 потребителем коммунальной услуги электроэнергия является Михеев Г.В.
Согласно договору купли-продажи от 07.08.2017 и выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.08.2019 за Михеевым Г.В. зарегистрировано право собственности на дом по вышеуказанному адресу.
Договор энергоснабжения жилого помещения в письменной форме с Михеевым Г.В. не оформлялся, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации является публичным.
Из заявления общества следует и установлено административным органом, судами, что начисления за потребленную электроэнергию Михееву Г.В. до 22.06.2019 производились на основании показаний прибора учета электроэнергии Лейне Электро-01 N 14838, установленного на фасаде дома, а с 22.06.2019 в качестве расчетного прибора учета электрической энергии по вышеуказанному адресу был принят прибор учета РИМ 189.12 N 3191818. Поскольку с 22.04.2016 фактические показания прибора учета электрической энергии потребителем дома не предоставлялись, то расчет размера платы за потребленную электрическую энергию производился в соответствии с пп. 59-61 Правил от 06.05.2011 N 354.
Пунктом 146 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения от 04.05.2012 N 442), предусмотрено, что установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами от 06.05.2011 N 354, не установлено иное.
Согласно пункту 152 Постановления N 442 допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 81 Правил от 06.05.2011 N 354 (в редакции, действующей на дату установки прибора учета Лейне Электро-01 N 14838) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы, за соответствующий вид коммунальной услуги, исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
В соответствии с пунктом 80 Правил от 06.05.2011 N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
Пунктом 2 Правил от 06.05.2011 N 354 определено, что под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на жилой дом (часть жилого дома) при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в жилом доме (части жилого дома).
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями Федерального закона N 102-ФЗ, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
Таким образом, к применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку и эксплуатация которых осуществляется с соблюдением обязательных требований к условиям эксплуатации этих средств измерений, при которых показатели точности измерений не выходят за установленные границы.
Нарушение обязательных требований к условиям эксплуатации средств измерений, приводящее к искажению показателей точности измерений, исключает возможность применения таких средств для использования по назначению, в том числе для целей учета объема потребления коммунального ресурса.
По части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении потребленных энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу части 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Исходя из приложения N 7 к договору на энергоснабжение N 75 от 09.02.2012, по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Устюг, ул. Бородавкина, д. 32, кв. 2 установлен индивидуальный прибор учета - расчетный счетчик Лейне Электро-01 N14838; Граница раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и потребителем Яковенко В.В. проходит на изоляторах опоры N 20 ВЛ-0,4кВ ТП 87-3-2 в сторону личного подсобного хозяйства; гарантирующий поставщик подает электроэнергию в точки поставки, находящиеся на изоляторах опоры N20 ВЛ-0,4кВ ТП 87-3-2; расход электроэнергии определяется расходом по счетчику N14838 плюс потери в линии 1,567%.
Из акта осмотра от 13.07.2011 N Е-3-585 следует, что местом установки счетчика Лейне Электро-01 N 14838 является фасад жилого дома по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, п. Устюг, ул. Бородавкина, д. 32, кв. 2.
Таким образом, используемый для учета электроэнергии указанный расчетный счетчик (Лейне Электро-01) установлен на фасаде дома, то есть на улице.
Согласно пункту 8 акта осмотра от 13.07.2011 N Е-3-585 "Результаты осмотра" система учета в эксплуатацию допускается после опломбировки системы учета. Задание на опломбировку системы учета выписано. Для заключения договора на электроснабжение необходимо обратиться в ПАО "Красноярскэнергосбыт". При заключении договора на электроснабжение и ввода в эксплуатацию новой схемы электроснабжения потребителю необходимо в 3-х дневный срок обратиться с договором в Емельяновский РЭС на участок службы транспорта электроэнергии для опломбировки системы учета. В случае не обращения в срок расчет за потребляемую электроэнергию будет производиться по установленной мощности и режиму работы электроприемников с даты заключения договора.
Доказательства ввода в эксплуатацию указанного прибора учета в соответствии с законодательно установленными требованиями в материалах дела отсутствуют, суду не представлены, об их наличии не заявлено.
Исходя из абзаца 1 пункта 144 Основных положений от 04.05.2012 N 442, прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки, только при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка при условии принятия соответствующего решения собственниками помещений дома.
При этом согласно описанию типа средств измерений для государственного реестра, утвержденного руководителем ГЦИ СИ ФГУ "Нижегородский ЦСМ" 23.06.2008, счетчиков статических активной электрической энергии "Лейне Элетро-01", внесенных в государственный реестр средств измерений (регистрационный N 34987-08), счетчики статические активной электрической энергии "Лейне Элетро-01" с телеметрическим импульсным выходом предназначены для измерения активной электрической энергии в двухпроводных сетях переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц, базовый/максимальной силой тока 5/60 А. Применяются внутри помещений в местах, имеющих дополнительную защиту от влияния окружающей среды, на промышленных предприятиях и объектах энергетики.
Доказательства установки прибора учета в соответствии с приведенной технической документацией, а именно внутри помещений в местах, имеющих дополнительную защиту от влияния окружающей среды, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, довод заявителя, что по адресу: Емельяновский район, с. Устюг, ул.Бородавкина, д. 32, кв.2, до 22.06.2019 прибор учета электроэнергии Лейне Электро-01 N 14838, установленный на фасаде дома, введен надлежащим образом в эксплуатацию, что отражено в акте осмотра N Е-3-585 от 13.07.2011, был обосновано отклонен судом первой инстанции.
В случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил (пункт 81(3) Правил от 06.05.2011 N 354).
По пункту 81(7) Правил от 06.05.2011 N 354 акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию.
Таким образом, акт ввода прибора учета в эксплуатацию может быть подписан только потребителем, принявшим участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию; иное лицо подписать такой акт не может, поскольку подпись потребителя в акте ввода прибора учета в эксплуатацию является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию для целей определения объема потребленной электроэнергии и расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
Согласно пункту 2 Правил от 06.05.2011 N 354 под потребителем понимается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; под исполнителем - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Согласно акту допуска/ввода в эксплуатацию приборов учета электроэнергии, разграничения балансовой принадлежности сетей, эксплуатационной ответственности сторон приема/передачи удаленного дисплея от 22.06.2019 N СВ7-366, представленного заявителем в службу в ходе проверки, по адресу Емельяновский район, с. Устюг, ул.Бородавкина, д. 32, кв. 2,
- прибор учета Лейне Электро-01 N 14838 снят с расчетов за электрическую энергию;
- установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии РИМ 189.12, признанный пригодным для расчетов за потребленную электроэнергию.
Рассматриваемый акт составлен и подписан представителем сетевой организации филиала ПАО "МРСК Сибири" "Красноярскэнерго" (Фридрих Л.А.) и Григорьевой Т.Г. (тетей Михеева Г.В. на основании водительского удостоверения, выданного 17.03.2015).
Доказательства того, что Григорьева Т. Г. является собственником жилого помещения по указанному адресу, либо на ином законном основании пользуется помещением (договор аренды, регистрация по месту жительства), в материалах дела отсутствуют, об их наличии не заявлено.
Следовательно, документы, подтверждающие право подписи Григорьевой Т.Г. в акте ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии от 22.06.2019 N СВ7-366 в службу не представлены, также как не представлены суду, о наличии таких документов не заявлено.
Изложенное свидетельствует о том, что индивидуальный прибор учета электрической энергии РИМ 189.12 надлежащим образом в эксплуатацию не введен.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано согласился с ответчиком, что в жилом помещении N 2 жилого дома отсутствует индивидуальный прибор учета электрической энергии, введенный надлежащим образом.
Следовательно, такой прибор учета не может использоваться для расчетов за потребленную электроэнергию.
Учитывая вышеизложенное, нормативно мотивирован и документально подтвержден вывод суда первой инстанции о том, что у собственника жилого помещения N 2 рассматриваемого жилого дома индивидуальный прибор учета электрической энергии, введенный надлежащим образом в период с января 2018 года по май 2019 года, в также в июле-август 2019 года отсутствовал.
Следовательно, у заявителя отсутствовали законные основания для учета расхода электроэнергии на основании показаний вышеуказанных приборов учета.
Указанный вывод суда первой инстанции соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.2019 N Ф02-575/2019 по делу N А33-22148/2018..
При таких обстоятельствах, основания для перерасчета начислений за период с января 2018 года по май 2019 года на фактический объем потребленной электрической энергии, а также начисления размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из фактического объема потребления электрической энергии за июль, август 2019 года, собственнику жилого помещения N 2, у заявителя отсутствовали.
Вместе с тем ПАО "Красноярскэнергосбыт" совершило указанные действия, а именно произвело перерасчет начислений за период с января 2018 года по май 2019 года на фактический объем потребленной электрической энергии, начислило размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, исходя из фактического объема потребления электрической энергии за июль, август 2019 года, собственнику жилого помещения N 2, что подтверждается платежными документами за указанный период, финансово-лицевым счетом собственника жилого помещения N 2.
С учетом установленных по делу обстоятельств, требование предписания от 11.10.2019 N 1816-ж устранить нарушения, отраженные в предписании, является законным.
Доказательства нарушения оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности в материалах дела отсутствуют, суду не представлены.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции обосновано отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного требования.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Службой не доказан факт неисправности прибора учета в период потребления.
Указанные доводы не нашли своего подтверждения по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
При принятии обжалуемого суд первой инстанции обосновано исходил из того, что акт осмотра от 13.07.2011 N Е-3-585 отражает лишь исполнение технических условий N 20.24.717.10 от 02.11.2010 года, а не факт ввода прибора учета прибора учета Лейне-Электро-01 N 14838, данное обстоятельство прямо указано в акте.
Согласно пункту 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в ред. N 1 от 06.05.2011 года (далее Постановление N354) оснащение жилого или нежилою помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы та коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом, исполнитель обязан начиная со дня. следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Вышеуказанный акт осмотра не содержит сведений, подтверждающих использование Лейне Электро-01 в качестве прибора учета. Данный акт подтверждает лишь наличие прибора учета, его расположение и общие характеристики. Также, заявитель утверждает, что прибор учета был введен в эксплуатацию в 2011 году, а значит, расчет размера платы за услугу необходимо осуществлять из показаний прибора учета, однако на момент составления договора энергоснабжения, показания прибора учета были нулевые, соответственно прибор не работал, а значит, не вводился в эксплуатацию.
Кроме того, актом установлено, что для надлежащего использования прибора учета, необходимо соблюдение трех условий: заключение договора на электроснабжение, ввод в
эксплуатацию новой схемы электроснабжения, опломбировка системы учета. При этом, ни одно из этих условий на момент составления акта осмотра исполнено не было.
С учетом изложенного, доводы заявителя жалобы о введенном надлежащим образом приборе учета, безосновательны.
Кроме того, согласно статье 9 Федерального закона от 26.06.2008 N N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" при применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
При этом, согласно описанию типа средств измерений для государственного реестра, утвержденного руководителем ГНИ СИ ФГУ "Нижегородский ЦСМ" 23.06.2008, счетчиков статических активной электрической энергии "Лейне Элетро-01", внесенных в государственный реестр средств измерений (регистрационный N 34987-08), счетчики статические активной электрической энергии "Лейне Элетро-01" с телеметрическим импульсным выходом предназначены для измерения активной электрической энергии в двухпроводных сетях переменного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц базовый/максимальной силой тока 5/60 А, применяются внутри помещений в местах, имеющих дополнительную защиту от влияния окружающей среды, па промышленных предприятиях и объектах энергетики.
Доказательства установки прибора учета в соответствии с приведенной технической документацией, а именно внутри помещений в местах, имеющих дополнительную защиту от влияния окружающей среды, в материалах дела отсутствуют.
В адрес Службы ПАО "Красноярскэнергосбыт" предоставлен акт от 22.06.2019 N СВ7-366 ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета электрической энергии РИМ 189.12 N3191818 с 22.06.2019, подписанный представителем общества и со стороны потребителя Григорьевой Татьяной Григорьевной, которая является тетей потребителя.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" не представило доказательств, указывающих на Григорьеву Татьяну Григорьевну, как на лицо являющееся собственником жилого помещения N 2. Кроме того, не представлено доказательств, указывающих на пользование Григорьевой "ГЛ. жилым помещением па ином законном основании (регистрация по месту жительства, договора аренда и др.) Полномочия Григорьевой Т.Г., как представителя Михеева Г.В. (доверенность) также отсутствуют.
Кроме того, Службой дополнительно запрашивались выписка из ЕГРН согласно которой, единственным собственником жилого дома является Михеев Г.В., а также выписка из домовой книги, согласно которой зарегистрированные в данном помещении лица - отсутствуют. На основании изложенного, полномочия по подписанию акта ввода в эксплуатацию прибора учета N СВ7-366 от 22.06.2019 у Григорьевой Г.Г. отсутствовали.
Таким образом, подпись потребителя в акте ввода прибора учета в эксплуатацию отсутствует, в связи с чем, в жилом помещении N 2 жилого дома отсутствует индивидуальный прибор учета электрической энергии, введенный надлежащим образом, а значит, начисление размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению необходимо производить исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а не по фактическим показаниям прибора учета.
Доводы заявителя жалобы о том, что из представленных на запрос в связи с проведением проверки, а также из представленных им документов не усматривается факт неисправности прибора учета; потребитель в адрес ПАО "Красноярскэнергосбыт" с заявлением о неисправности прибора учета, а также замене прибора учета не обращался, акты проверок сетевой организации, из которых бы следовал факт неисправности прибора учета, также не поступали, не имеют правового значения, поскольку об обратном не свидетельствует.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" ноября 2020 года по делу N А33-2552/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-2552/2020
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: СЛУЖБА СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ