г. Санкт-Петербург |
ГАРАНТ:Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 июня 2021 г. N Ф07-4873/21 настоящее постановление оставлено без изменения
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А56-23204/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30784/2020) Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2020 по делу N А56-23204/2019, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Новгородаудит-Энерго"
о признании недействительным решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Санкт-Петербургское УФАС, УФАС) от 07.02.2019 по жалобе N Т02-78/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Новгородаудит-Энерго".
Решением от 06.10.2020 Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление просит решение суда от 06.10.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, полагая, что установленное Организатором торгов требование к документам на участие в Закупке согласно пп, а) п. 3.3.1.1 раздела 1 Документации о предоставлении свидетельства об аттестации лаборатории по контролю сварки и защиты газопроводов соответствующей требованиям Системы неразрушающего контроля (методам ультразвуковой дефектоскопии, ультразвуковой толщинометрии, визуального и измерительного контроля) в виде нотариально заверенной копии без возможности предоставления указанного документа в оригинале, в форме заверенной копии или каком-либо ином виде, является чрезмерным, дискриминационным и безосновательно применено в нарушение Положения о закупках и норм части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в судебном заседании апелляционного суда не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 07.02.2019 УФАС по Санкт-Петербургу по делу N NТ02 -78/19 вынесено решение о признании жалобы ООО "Новгородаудит-ЭНЕРГО" на действия ООО "Жилкомсервис N2 Приморского района" при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах обоснованной. УФАС признал в действиях Общества при проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в МКД (извещение N31807329048) нарушение части 1 статьи 2, пункта 2 части 1, статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ, выразившееся в нарушении требований Положения о закупках, несоблюдения принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенное путем незаконного установления в подпункте а) пункта 3.3.1.1. раздела 1 Документации, явившегося основанием для отклонения заявки участника Закупки чрезмерного, дискриминационного и безосновательного требования к Участникам Закупки о предоставлении в числе документов на участие в Закупке свидетельства от аттестации лаборатории в числе документов на участие в Закупке свидетельства об аттестации лаборатории по контролю сварки и защиты газопроводов соответствующей требований Системы неразрушающего контроля (методам ультразвуковой дефектоскопипи, ультразвуковой толщинометрии, визуального и измерительного контроля).
07.02.2019 в отношении Общества вынесено предписание об устранении выявленных нарушений организации и проведения конкурса на право заключения договора на оказание услуг по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в МКД путем отмены протоколов рассмотрения, оценки и подведения итогов Закупки, повторного проведения этапов рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке без учета требования пункта 3.3.1.1. раздела 1 Документации и завершение процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием УФАС от 07.02.2019 по жалобе N Т02-78/19, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки, в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно пункту 10 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе:
- требования к участникам такой закупки;
- требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии
- иные сведения, определенные положением о закупке.
Перечень сведений, которые должна содержать документация не является исчерпывающим - он содержит те обязательные положения, которые должны быть в документации. Заказчик при составлении документации вправе указать только требования к участникам, если закупка не связана проектированием, строительством, модернизацией и ремонтом особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии, и обязан указать помимо требований также и перечень подтверждающих документов в том случае, если предметом закупки являются данные работы (товары, услуги).
Вместе с тем, Закон сохраняет за Заказчиком право указывать в документации иные сведения, определенные положением о закупке.
Положение о закупках, размещенное на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, содержит также указание на то, что документация должна содержать как сами требования к участникам закупки, так и перечень документов подтверждающих соответствие участников таким требованиям (пункт 2.2 раздела 2 главы 6 Положения о закупках).
В соответствии с разделом 1 конкурсной документации п. 3.3:
3.3. Конкурсная заявка. Требования к формам и содержанию документов, входящих в состав Заявки на участие в конкурсе.
3.3.1. Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию и документы об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в конкурсе, в том числе:
3.3.1.1. Содержать документы в соответствии с требованиями п. 1.6.1
Раздела 1 Конкурсной документации:
а) документы, подтверждающие соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки:
- копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленное участником конкурса не в электронной форме в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга, с отметкой о получении Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга указанного уведомления;
- копию документа, подтверждающего регистрацию уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового газового оборудования, направленное участником конкурса не в электронной форме в Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга участника конкурса в Реестре регистрации и учета уведомлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Санкт-Петербурга;
- нотариальная копия свидетельства об аттестации лаборатории по контролю сварки и защиты газопроводов соответствующей требованиям Системы неразрушающего контроля (методам ультразвуковой дефектоскопии, ультразвуковой толщинометрии, визуального и измерительного контроля
Требования о наличии аттестованной лаборатории установлены на основании пункта 95 Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (ред. от 06.10.2017) "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (вместе с "Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению"): Специализированная организация и иная организация, осуществляющая работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, должны быть оснащены средствами контроля и измерений, контрольно-измерительным оборудованием, прошедшим метрологический контроль, сертифицированными материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, обеспечивающими возможность выполнения соответствующих работ. Все средства измерений (измерительные приборы, стандартные образцы и тому подобное), методики (методы) измерений должны быть соответственно калиброваны и аттестованы в установленном порядке.
Как установлено судом первой инстанции, ООО "Новгородаудит-ЭНЕРГО" в составе заявки предоставило свидетельства об аттестации лаборатории N 52А053248 и N03А050089, но в нарушение положений конкурсной документации этот документ не заверен нотариально.
Довод о том, что копия соответствует требованиям пункта 3.5.4 конкурсной документации, несостоятелен, так как в пункте 3.5.4 установлено:
3.5.4. Копия документа считается заверенной надлежащим образом в случае, если она заверена на каждой странице подписью уполномоченного лица претендента (подпись должна быть расшифрована с указанием должности, фамилии и инициалов) и скреплена печатью претендента (при наличии).
Копии документов должны быть заверены в нотариальном порядке в случае, если указание на это содержится в конкурсной документации.
Комиссия УФАС в решении также указывает на то, что требование Заказчика о предоставлении в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участника требованиям Документации нотариально заверенной копии свидетельства об аттестации лаборатории по контролю сварки и защиты газопроводов соответствующей требованиям Системы неразрушающего контроля (методам ультразвуковой дефектоскопии, ультразвуковой толщинометрии, визуального и измерительного контроля), без возможности предоставления указанного документа в оригинале, в форме заверенной копии или каком-либо ином виде является чрезмерным и дискриминационным.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке, в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Из материалов дела следует, что Управление в решение установило, что исполнитель не может заключить договор и выполнять услуги при отсутствии свидетельства о соответствии структурного подразделения лица, оказывающего услуги по технической диагностике (лаборатории) требованиям Системы неразрушающего контроля (методам ультразвуковой дефектоскопии, ультразвуковой толщинометрии, визуального и измерительного контроля).
Заказчиком в Документации о закупке правомерно предъявлено требование о предоставлении в составе заявки нотариальной копии необходимого свидетельства. Требовать оригинал свидетельства было бы чрезмерным и дискриминационным, поскольку Участник вправе участвовать также в иных конкурсах, и оригинал ему необходим для предъявления контролирующим органам.
Вместе с тем, определить достоверность свидетельства на основании простой копии, заказчик не имеет возможности.
Конкурсной документацией предусмотрено нотариальное заверение копии свидетельства, подтверждающего соответствие участника условиям конкурса. Данное требование документации участником не оспорено, а само наличие такого условия не может являться препятствием для подачи заявки ввиду отсутствия объективных препятствий исполнения указанного требования.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, признал недействительными оспариваемое решение Управления и вынесенное на его основании предписание.
В связи с вышеизложенным основания для отмены решения суд и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2020 по делу N А56-23204/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23204/2019
Истец: ООО "Жилкомсервис N2 Приморского района"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Новгородаудит-Энерго"