г. Москва |
|
03 февраля 2021 г. |
Дело N А40-176348/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.11.2020 по делу N А40-176348/20
по заявлению ООО "Автопарк" к ЦМУГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
об отмене постановления от 02.09.2020 г. N 014330
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Автопарк" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления об административном правонарушении от 02.09.2020 г. N 014330, вынесенное в отношении Общества Центральным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020 г. требование ООО "Автопарк" удовлетворено. Суд пришел к выводу, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, за которое ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что Управлением нарушена процедура привлечения к административной ответственности.
Управление, не согласившись с вынесенным решением Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020, полагая, что оно подлежит отмене, поскольку суд при его вынесении неправильно применил нормы материального права и не соответствуют выводы фактическим обстоятельствам дела, обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В обоснование доводов податель жалобы указывает на не соответствие выводов суда материалам дела, а также сложившейся судебной практики Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей организаций.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
В соответствии с п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Как следует из материалов дела, постановлением Управления от 02.09.2020 г. по делу N 014330, на основании протокола об административном правонарушении N 012761 от 12.08.2020 г., Общество привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.11.33 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 300.000 руб.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные Обществом требования, установил, что в действиях Общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, за которое ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также пришел к выводу о существенных нарушениях прав и законных интересов Общества при ведении дела об административном правонарушении, а именно, суд установил, что при составлении протокола об административном правонарушении N 012761 от 12.08.2020 г. должностным лицом не разъяснены права защитнику в нарушение ст. 25.5 КоАП РФ, о чем имеется запись в протоколе.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым отменить обжалуемый судебный акт, основываясь на следующем.
Частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ установлена ответственность за использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, в виде наложения административного штрафа, в том числе на юридических лиц, в размере трехсот тысяч рублей. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Объектом данного правонарушения выступает установленный порядок использования транспортных средств, осуществляющих перевозки по регулярным маршрутам. Объективная сторона правонарушения заключается в использовании для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, если наличие такой карты является обязательным.
Субъектом правонарушения является лицо, допущенное в установленном законом порядке к осуществлению регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно материалам дела 17.07.2020 г. в 10 часов 16 минут в соответствии с распоряжением заместителя начальника Центрального МУГАДН С.Г. Романова от 25.06.2020 г. N 10-1/34-12 при проведении осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового (рейдового) задания по адресу г. Тверь, ул. Шишкова, д. 101 было проверено транспортное средство222700 регистрационный знак У137РР 69 (эксплуатируется обществом с ограниченной ответственностью "Автопарк" согласно путевому листу от 17.07.2020 г. N 79) под управлением водителя Водопетова Валерия Валерьевича, осуществлявшего регулярную перевозку пассажиров и багажа в междугороднем сообщении по маршруту "Тверь-Удомля". По результатам проверки был составлен акт результата планового (рейдового) осмотра транспортного средства 222700 регистрационный знак У137РР 69 вх. от 17.07.2020 г. N 0278 с приложениями.
Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства: заказ-наряда N 1007111 от 17.07.2020 г. по маршруту "Тверь-Удомля", договоров фрахтования, распечатки с сайтов TVERTAS.RU; e-traffic.ru; "Яндекс Расписания" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах http://www.tvertas.ru/udomlya; www.e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/, размещено расписание движение автобусов по маршруту "Тверь-Удомля" (от кассы на ул. Коминтерна, 47/102 (у гостиницы Турист, находящейся в непосредственной близости от Автовокзала, который расположен по адресу г. Тверь ул. Коминтерна д. 10), время отправления 07:00, 09:30, 12:00, 16:30, 20:00.
Публичная продажа "билетов", договоров фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайтах e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/.
Приложены копии договоров фрахтования транспортного средства:
- на рейс "Тверь-Удомля", время отправления 17.07.2020 г. в 09ч.30 мин.
Время отправления из пункта отправления "Тверь", указанное в копиях договоров фрахтования, совпадает со временем отправления, указанным на информационных сайтах: http://www.tvertas.ru/udomlya; www.e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/.
Согласно Федерального закона от 08.08.11.2007 г. N 259-ФЗ Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
* маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям пути следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (п.9 ст. 2):
* перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) регулярные перевозки;
2) перевозки по заказам;
3) перевозки легковым такси (ст.5);
- регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажиров по маршруту регулярных перевозок (ч.1 ст19);
- регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ч.1 ст19);
- заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату - квитанцией на провоз ручной клади (ч. 1 ст.20);
- перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ч.1 ст.27);
Согласно Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ;
- перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (ч.1 ст.784);
- общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с иными правилами (ч.2 ст.784);
- условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а так же ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (ч.3 ст.784);
- по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ч.1 ст.786)
* заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией (ч.2 ст.786);
* по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа (ст.787);
* перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ч. 1 ст.789);
- договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (ч.1 ст.789);
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. N 112 утверждены "Правила перевозок пассажиров багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
По смыслу ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 г N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и раздел 2 "Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г N 112 под регулярными перевозками понимаются систематические автомобильные перевозки пассажиров и багажа, которые выполняются в одно и тоже время или с устоявшимися интервалами движения по одному же маршруту, по обращению любого физического лица. То есть отличительными признаками регулярных перевозок от заказных перевозок являются - наличие публичного договора, как основание перевозки, их систематичность, наличие расписания.
Исходя из приложений к акту осмотра транспортного средства (заказ-наряда N 1007111 от 17.07.2020 г.; копий договоров фрахтования; распечатки с сайтов http://www.tvertas.ru/udomlya; www.e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/ расписания движения по маршруту "Тверь-Удомля"), водителем общества с ограниченной ответственностью "Автопарк" Водопетовым Валерием Валерьевичем осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц автобусами по фиксированному расписанию (одинаковое время отправления и прибытия), с одним и тем же пунктом отправления и прибытия.
Кроме того, о регулярном характере перевозок свидетельствует, в том числе, размещенное на сайтах www.e-traffic.ru; https://rasp.yandex.ru/, расписание на будущие дни, наличие постоянно действующей возможности по приобретению билетов (договоров фрахтования части транспортного средства) на будущее время при помощи сайта по продажи билетов www.e-traffic.ru; httos://rasp.yandex.ru/.
Анализируя способ организации перевозок и публичный характер взаимоотношений между сайтами агрегаторами по продаже билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru. https://rasp.vandex.ru/ Заявителем и пассажирами, можно сделать вывод, что Заявитель осуществлял регулярные перевозки пассажиров согласно расписанию, в котором содержалось время отправления каждого рейса.
Таким образом, Заявитель осуществлял регулярные перевозки пассажиров по маршруту "Тверь-Удомля".
Согласно Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
* регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее -регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а так же с организацией контроля за осуществление регулярных перевозок (ст.1);
* межмуниципальный маршрут регулярных перевозок - маршрут регулярных перевозок в границах не менее двух муниципальных районов одного субъекта Российской Федерации, не менее двух городских округов одного субъекта Российской Федерации или не менее одного муниципального района и не менее одного городского округа одного субъекта Российской Федерации (п.6 ч.1 ст. 3);
* свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок -документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по не регулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок (п. 19 ч.1 ст. 3);
* карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту (п.20 ч.1 ст. 3);
-водитель транспортного средства, используемого для осуществлении регулярных перевозок, обязан иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (ч. 3 ст.35);
- право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Согласно информации, имеющейся в разделе "Реестр межмуниципальных маршрутов" на официальном сайте Министерства транспорта Тверской области https://www.mintrans.tver.ru/transportnaya-otrasl/avtomobilnyy-transport/ маршрут N 545Т "Тверь-Удомля" (в прямом и обратном направлении), включен в "Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам, официальный перевозчик на данном маршруте по состоянию на 17.07.2020 г. отсутствует.
Касса "Автоэкспресс" находится по адресу г. Тверь ул. Коминтерна д.47/102 возле гостиницы "Турист" в непосредственной близости от Автовокзала, который расположен по адресу г. Тверь ул. Коминтерна д. 10. Учитывая это, можно сделать вывод, что маршрут перевозки "Тверь-Удомля" осуществляемый Заявителем 17.07.2020 г. практически на 100% совпадает с маршрутом N 545Т "Тверь-Удомля" (в прямом и обратном направлении).
Следовательно, у Заявителя отсутствовало свидетельство об осуществлении перевозок по данным маршрутам регулярных перевозок и карты данных маршрутов регулярных перевозок, а значит водитель транспортного средства 222700 регистрационный знак У137РР 69, используемого для осуществления регулярных перевозок, не имел при себе карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ, использование для осуществления регулярных перевозок пассажиров автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок в случае, если наличие такой карты является обязательным, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Регулярная перевозка подразумевает под собой режим работы любого маршрута как легального в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" так и не легального.
Несмотря на то, что перевозка пассажиров Заявителем оформлена договорами фрахтования, регулярность перевозок свидетельствует о том, что данные перевозки осуществляются не по заказу, а как регулярные перевозки пассажиров, поскольку осуществляются систематически и в одно и то же установленное время отправления несколько раз в день.
Факты использования Заявителем указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту "Тверь-Удомля" подтверждены материалами дела.
При осуществлении перевозок пассажиров по заказу пассажиры определяют время отправления автобуса, место посадки в автобус и т.д.
В рассматриваемом случае пассажир, как потребитель услуги по перевозке, ориентируется на время отправления, установленное Заявителем. Данные условия характерны для регулярных перевозок и выражаются в четко определенном месте отправления и времени отправления, т.е. расписании.
Согласно пункту 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира и багаж в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд и провоз багажа. Если из закона, иных правовых актов вытекает, что коммерческая организация обязана осуществлять перевозки пассажиров и багажа по обращению любого гражданина, то такая перевозка признается перевозкой транспортом общего пользования.
Поскольку маршрут "Тверь-Удомля", по которому осуществляет незаконную деятельность Заявитель, путь следования которого дублирует маршрут N 545Т "Тверь-Удомля" (в прямом и обратном направлении) включен в Реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, то в силу ст.39 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Заявитель обязан иметь карту маршрута регулярных перевозок.
Согласно Определения Верховного Суда РФ от 01Л0.2019N 310-ЭС19-10668 по делу N А14-345/2018 в целях, в том числе обеспечения безопасности перевозок наземным транспортом на территории Российской Федерации был принят Закон N 220-ФЗ. В частности, Законом N 220-ФЗ одним из обязательных для осуществления регулярных перевозок документов признана карта маршрута регулярных перевозок - документ, содержащий сведения о маршруте регулярных перевозок и транспортном средстве, которое допускается использовать для перевозок по данному маршруту, а также определен порядок оформления, переоформления карты маршрута регулярных перевозок.
Регулярная перевозка пассажиров с использованием автобуса должна осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ.
Для целей проверки соблюдения требований Закона N 220-ФЗ в части обязательного наличия карты маршрута к полномочиям Российской Федерации отнесено осуществление государственного контроля (надзора) в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта при организации регулярных перевозок, в том числе проведение проверок наличия у водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, карты маршрута регулярных перевозок и соответствия характеристик такого транспортного средства сведениям, указанным в карте маршрута регулярных перевозок (пункт 1 части 1 статьи 35 Закона N 220-ФЗ); а для водителя транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок, предусмотрена обязанность иметь при себе и предоставлять для проверки должностным лицам органа государственного транспортного контроля карту маршрута регулярных перевозок (пункт 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ).
В свою очередь, часть 4 статьи 11.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований Закона N 220-ФЗ в части обязательности наличия карты маршрута регулярных перевозок и, направлена на обеспечение исполнения перевозчиками требований действующего законодательства в сфере организации регулярных наземных перевозок пассажиров и багажа.
Как следует из материалов дела, регулярность осуществляемых Заявителем перевозок пассажиров с использованием автобусов подтверждена представленными доказательствами.
Кроме того, нарушение установленного порядка использования автобуса для осуществления регулярных перевозок пассажиров, в том числе использование автобуса для таких перевозок без карты маршрута по произвольному (не зарегистрированному) маршруту регулярных перевозок, нарушает безопасность дорожного движения, снижая степень защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Поскольку в нарушение пункта 3 статьи 35 Закона N 220-ФЗ Заявитель использовал автобусы для осуществления регулярных перевозок пассажиров при отсутствии карты маршрута регулярных перевозок, предприниматель совершил правонарушение, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ.
Факт использования Заявителем указанного транспортного средства для перевозки пассажиров по регулярному маршруту усматривается из информации сайтов агрегаторов по продаже билетов TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/ на которых установлено расписание движения автобусов по маршруту "Тверь-Удомля". Публичная продажа "билетов", договор фрахтования на перевозку пассажиров по заказу осуществляется через кассы "Автоэкспресс", так же бронирование мест осуществляется через интернет продажи на сайте TVERTAS.RU, www.e-traffic.ru, https://rasp.yandex.ru/.
Составленные договоры фрахтования по сути являются лишь намерением, а не формой договорных отношений поскольку установить фактическое их исполнение не представляется возможным, в связи с тем, что невозможно "отследить" движение денежных средств за полученную услугу по перевозке. Документы, подтверждающие получение услуги по перевозке, отсутствуют.
Таким образом, фактическое исполнение договоров фрахтования материалами дела не подтверждено.
Более того, согласно статье 27 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме. Договор фрахтования должен включать в себя: 1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе; 2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств); 3) маршрут и место подачи транспортного средства; 4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство; 5) сроки выполнения перевозки; 6) размер платы за пользование транспортным средством; 7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц). Договор фрахтования не содержит приведенных выше условий в части места подачи транспортного средства, сроков выполнения перевозки, порядка допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленного с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров. Соответственно, договор по содержанию договором фрахтования не является.
Целью заказной перевозки, осуществляемой по договору фрахтования, для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, а для фрахтователя - получение за плату всей либо части вместимости транспортного средства. Услуги, оказываемые по такому договору, оплачиваются фрахтователем (заказчиком) фрахтовщику (перевозчику) за предоставление ему в пользование для перевозки всей или части вместимости транспортного средства.
Так, пассажиры, в интересах которых заказчик зафрахтовал часть вместимости транспортного средства, получая услугу их перевозки, не являются сторонами договора фрахтования и не оплачивают перевозчику свой проезд, то есть не заключают с перевозчиком ни договор фрахтования, ни договор перевозки.
В рамках публичного договора перевозки осуществляется оказание пассажиру платной услуги его перевозки по соответствующему маршруту от пункта отправления до пункта назначения. Оплата по данному договору взимается перевозчиком с пассажира за оказываемую им услугу перевозки. Сторонами данного договора являются перевозчик и пассажир, а заключение договора должно удостоверяться билетом.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что Заявитель фактически осуществляет не перевозку по заказу, а продолжает осуществлять перевозку пассажиров по регулярному маршруту в обход установленных в действующем законодательстве РФ правил.
Управление пришло к правомерному выводу, что Заявитель осуществляет перевозку пассажиров по маршруту "Тверь-Удомлл" под видом осуществления перевозок пассажиров по заказу.
В реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области в качестве перевозчика по маршруту N 545Т "Тверь-Удомля" (в прямом и обратном направлении) Заявитель не указан.
В этой связи, учитывая, что реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок в Тверской области, содержащий информацию о перевозчике по маршруту, является открытым, в данном реестре информация о Заявителе, как о перевозчике, отсутствует, организация совместно с указанным обществом ежедневных перевозок пассажиров по маршруту N 545Т "Тзерь-Удомля" (в прямом и обратном направлении), свидетельствует как о незаконности самой перевозки, так и о незаконности действий лиц, осуществляющих такую перевозку.
Вступая в правоотношения, связанные с осуществлением деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, Заявитель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Однако установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что Заявителем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих данные правоотношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях заявителя (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Не имея надлежащей карты маршрута регулярных перевозок, у ООО "Автопарк" отсутствовали правовые основания использовать автобус марки 222700 регистрационный знак У137РР 69, для осуществления деятельности по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
Выводы суда апелляционной инстанции корреспондируют позиции ВС РФ изложенной в определении от 19 декабря 2019 г. N 306-ЭС19-19655 по делу А06-507/2019.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения является не обоснованным, сделан при неверной оценке фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и норм материального права.
Довод жалобы о том, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствует распоряжение на проведение осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового рейдового задания надуман.
В материалах имеется распоряжение на проведение осмотров транспортных средств в процессе их эксплуатации на основании планового рейдового задания от 25.06.2020 г. N 10-1/34-12.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы Общества, поддержанные судом первой инстанции, о том, что административным органом не были разъяснены права защитнику, предусмотренные статьей 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем имеется запись в протоколе N 012761 от 12.08.2020 г.
В тексте протокола об административном правонарушении N 012761 от 12.08.2020 г. приведены в полном объеме положения части 2 статьи 45, части 1 статьи 51 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 25.1 и положения главы 25 КоАП РФ относительно прав и обязанностей лица, привлекаемого к административной ответственности, в печатном виде, под которым имеется соответствующая подпись защитника Общества Рукавишникова С.А. с замечанием, что права и обязанности не разъяснялись.
Однако при составлении протокола об административном правонарушении N 012761 от 12.08.2020 г. защитнику Общества была предоставлена возможность воспользоваться всеми процессуальными правами и соблюсти обязанности, о чем явно свидетельствует реализация, в том числе, права на предоставления объяснений - в протоколе защитником указано, что "должностное лицо отказывалось принимать ходатайства, о чем имеется видеозапись", с протоколом об административном правонарушении представитель Общества был ознакомлен в полном объеме, представителем представлены дополнения и замечания к протоколу, заявлены многочисленные ходатайства, в том числе, о перерыве в рассмотрении дела об административном правонарушении, об отводе должностному лицу, о привлечении к участию в деле владельца сайта-агрегатора, понятых лиц, об истребовании доказательств, выдаче транспортного средства и т.п.
Действия защитника Общества свидетельствуют о том, что он был осведомлен об объеме предоставленных ему процессуальных прав и фактически пользовался ими. Защитник Общества, в том числе участвовал при составлении протокола, давал объяснения относительно существа выявленных нарушений.
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Обстоятельств, свидетельствующих о том, что административным органом не было создано условий для надлежащего использования Обществом своих процессуальных прав и обязанностей, а равно фактов, свидетельствующих о существенных нарушениях, допущенных Управлением при составлении протокола об административном правонарушении N 012761 от 12.08.2020 г. и не позволяющих полно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции по материалам дела не установлено.
Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности по ст. 2.9 названного Кодекса либо замены административного штрафа предупреждением в порядке ст. 4.1.1 Кодекса, судом не установлены.
Суд считает, что административным органом назначено наказание, соразмерное совершенному ООО "Автопарк" правонарушению.
Все доводы Заявителя по настоящему делу являются безосновательными и направлены не на соблюдение им действующего законодательства и норм КоАП РФ, а исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности, за установленное административным органом правонарушение.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что постановление административного органа является законным и обоснованным, а заявление ООО "Автопарк" - не подлежащим удовлетворению.
При таких данных, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.11.2020 по делу N А40-176348/20 отменить.
В удовлетворении заявленного ООО "Автопарк" требования о признании незаконным и отмене постановления N 014330 от 02.09.2020 о признании ООО "Автопарк" виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 11.33 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа 300 000 руб. - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-176348/2020
Истец: ООО "АВТОПАРК"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОДОРОЖНОГО НАДЗОРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТА